Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 284


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 10

Тема номера: Служба Заказчика.

Подробнее: >>>

Блог "Новый дом" на портале NNM.ru

Книги по истории флота, статьи о жизни

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №284

 

 

 

Содержание:

    события

             1.  В «Москва-Сити» разморозят «танцующую» башню

          2.  Мэр Москвы намерен разморозить десятки крупных строительных проектов

       статьи

             3.  6 отличий ЖСК от любой другой организации привлекающей средства для строительства новостроек 

          4.  Виды защитных пленок для окон

        А это на общетрепещущие темы:

             5.  Чтобы развивать город, необходимо отказаться от кольцевой системы его устройства

      

 

 

 В «Москва-Сити» разморозят «танцующую» башню    


    Строительство так называемой «танцующей» башни (многофункциональный комплекс City Palace) на территории делового центра «Москва-Сити» возобновится в середине января 2011 года. Об этом сообщил Кирилл Завражин, архитектор британского бюро RMJM, спроектировавшего комплекс.

По его словам, строительство, остановленное во время кризиса, возобновится в связи с приходом в проект нового соинвестора, который выделил деньги на стройку. Завражин добавил, что достроить здание, напоминающее танцующую пару, планируется в 2014 году.

Как сообщалось ранее, City Palace расположится на участке в 2,5 гектара около входа в торгово-пешеходный переход «Багратион». Площадь 48-ми этажного небоскреба, в состав которого войдет крупнейший в Москве Дворец бракосочетания, составит 169 тысяч квадратных метров. Из них 80 тысяч «квадратов» займут офисные помещения, 36 тысяч «квадратов» - торговые площади, 49 тысяч «квадратов» - паркинг. Работы на проекте были заморожены после заливки фундамента.

На сайте проекта сообщается, что в основе уникальной формы башни лежит идея статичного центрального ядра и колонн и вращающегося вокруг них фасада. Это достигается путем поворота каждого последующего этажа на три градуса относительно предыдущего, что в сумме составляет 135 градусов.

Инвестором-заказчиком строительства выступает компания «Сити палас», которая до недавнего времени на паритетных началах принадлежала холдингу «Снегири» Александра Чигиринского и «Интеко» Елены Батуриной. В ноябре «Интеко» сообщила, что продала свою долю в проекте. Покупателем выступили структуры владельца Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова. Сумма сделки составила 35-40 миллионов долларов, что соответствует инвестициям Батуриной в проект.
 

вверх страницы

 

 

Мэр Москвы намерен разморозить десятки крупных строительных проектов

 

Собянин предлагает разрешить застройщикам, заключившим инвестиционные соглашения с городскими или федеральными властями до 30 декабря 2007 г., заключить до 30 декабря 2011 г. договоры о развитии застроенных территорий без проведения торгов. Для этого мэр просит Мосгордуму внести в Госдуму законопроект об изменении Градостроительного кодекса.

С 2005 г. закон позволяет застройщику получить землю для строительства жилья только на торгах, напоминает Максим Попов, руководитель направления Goltsblat BLP. Из-за этого город не выполнил обязательства по 85 инвестиционным контрактам, знает источник в Мосгордуме: они были заключены с застройщиками в первой половине 2000-х, но после изменения закона договоры аренды по ним мэрия не оформляла. В 2006 г. вице-мэр Александр Рябинин заблокировал около 40 распорядительных документов почти на 800 000 кв. м жилья.

Исключение делалось для застройщиков, с которыми соглашения были заключены до 30 декабря 2004 г. В течение трех лет (до 30 декабря 2007 г.) они могли получить земельный участок без конкурса, добавляет Дмитрий Корсаков, юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» юргруппы «Яковлев и партнеры». Собянин предлагает распространить исключение на контракты, заключенные до 30 декабря 2007 г.

Это позволит разморозить около 25 проектов, говорит источник в мэрии: речь идет о кварталах, реконструкция которых была начата, но заморожена из-за несоответствия федеральному законодательству. Проблема касается крупных строителей, занимающихся волновым переселением, уточняет источник в Мосгордуме и подтверждает топ-менеджер крупного застройщика.

Эта инициатива поможет завершить проекты, где инвесторы уже понесли убытки из-за замораживания строительства, считает представитель «СУ-155». Начиная проект, инвестор сначала несет затраты по отселению жителей из сносимых домов, затраты по их сносу, перекладке инженерных сетей и др., рассказывает он, а затем инвестора, уже понесшего колоссальные затраты, отправляют «за землей» на аукцион. У «СУ-155» только в Москве пять крупных проектов, приостановленных на разных стадиях из-за этой ситуации.

Принятие законопроекта позволит бюджетам избежать выплаты компенсаций инвесторам, понесшим затраты на подготовку территорий и расселение жителей, указано в пояснительной записке. Размер этих компенсаций чиновники пока не подсчитали.

«Почему московские власти спустя три года решили вернуть себе право заключать договоры без торгов и откуда взялась дата 30 декабря 2007 г.? — недоумевает Попов. — Город по закону не мог в это время заключать инвестсоглашения, право строить жилье должно было предоставляться по конкурсу». Чиновники это не комментируют.

Если инвестсоглашения с компаниями заключали московские власти, им и отвечать за выполнение этих обязательств, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «С правительством этот вопрос, насколько мне известно, не обсуждался».

 

вверх страницы

 

 

6 отличий ЖСК от любой другой организации

привлекающей средства для строительства новостроек

 

  Жилищно-Строительный кооператив (далее ЖСК) – один из механизмов привлечения денежных средств для строительства многоквартирных домов. Указанный вид реализации жилищных прав через кооператив существовал еще в советские времена, в 90-х и 2000-х годах, существует и в настоящее время. Для большинства покупателей словосочетание: Жилищно-Строительный кооператив ничего особенного не говорит, а зря. ЖСК имеет особый, специфический вид отношений по реализации и приобретению недвижимости. Указанный вид отношений имеет самостоятельное правовое? регулирование и абсолютно специфическую судебную практику по разрешению споров между членом ЖСК, т.е. покупателем или пайщиком и, собственно, самим ЖСК. Адвокат Олег Сухов, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра» рассказал, чем именно ЖСК отличается от любой другой организации, направленной на привлечение денежных средств от покупателей для строительства многоквартирных домов.

Итак, первое отличие ЖСК от любой другой организации, направленной на привлечение денежных средств для строительства многоквартирных домов – это право ЖСК действовать как в рамках Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и вне рамок данного Закона, что запрещено любой другой строительно-инвестиционной компании. Т.е. если Застройщикам в настоящее время разрешается заключать только Договоры участия в долевом строительстве, а так же в их обязанность входит соблюдение всех норм указанного Закона, то ЖСК могут действовать как в рамках данного Закона, так и вне его рамок, придерживаясь лишь законодательства о кооперативах, установленного ЖК РФ и Федеральным законом от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах".

Второе отличие приобретения квартиры или нежилого помещения через ЖСК заключается в том, что кроме стоимости самого объекта недвижимости, который определяется паевым взносом, покупатель оплачивает так же вступительный взнос, который может доходить до 5 % от стоимости недвижимого имущества, а так же членские взносы, которые могут взиматься в течение достаточного долгого времени, вплоть до прекращения деятельности кооператива. Более того, членские взносы – это ничто иное, как право ЖСК собирать дополнительные денежные средства не только на содержание кооператива, или объекта недвижимости, но и на его достройку в случае отсутствия достаточных денежных средств на завершение строительства дома, и обязанность членов ЖСК, т.е. покупателей, осуществлять такого рода дополнительные платежи. Подчеркну, что ни одна строительно-инвестиционная компания не обладает в силу закона правом требовать с дольщиков дополнительные денежные средства, превышающие стоимость договора на приобретение недвижимости. Только Кооператив вправе осуществлять указанную деятельность.

Третье отличие – это те договоры, которые заключаются покупателями недвижимости через ЖСК, и через любую другую строительную организацию, Застройщика. Т.е. если с Застройщиком оформляется лишь один договор, который может иметь приложения и дополнительные соглашения, в котором прописаны и сроки строительства дома, и стоимость объекта недвижимости, что приобретается дольщиком, и объект недвижимости и штрафные санкции, то при возникновении отношений с ЖСК дополнительно к договору на продажу недвижимости покупатель подписывает соглашения по исполнению обязательств, вытекающих из Устава кооператива, иного правоустанавливающего документа кооператива. В указанном Уставе как раз и прописаны все те положения, которые в корне отличаются от положений договоров с Застройщиками и строительными компаниями, что подпадают под регулирование законодательства о защите прав потребителей и общих положений норм обязательственного права по заключению договора, его исполнению, а так же расторжению договора и взысканию денежных средств. Нормативные положения Устава кооператива, иных документов, входящих в состав обязательных к подписанию или применению в отношениях с ЖСК, не имеют ничего общего с нормами гражданского обязательственного права, и наоборот, содержат специфические обязанности по? дополнительным взносам, необходимым, к примеру, на достройку дома, или осуществлению любых иных строительных мероприятий, а так же работ, связанных со сдачей дома в эксплуатацию, расходов по оформлению документов, любых иных расходов Кооператива, другим дополнительным обязательствам.

Четвертое отличие – основания расторжения договоров, ?получения денежных средств и сроки их получения. Если Застройщик не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязательства перед дольщиком, последний вправе отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств, а так же убытков, в размере стоимости подорожавшей недвижимости и неустойки, в том числе равной стоимости договора. Указанное право возникает у дольщика даже в обход соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, с правом обращения напрямую в суд. Что же касается пайщиков, заключивших договоры с кооперативом, то их право на возврат оплаченных денежных средств возникает лишь при выходе из кооператива, т.е. пайщик должен написать заявление в ЖСК о своем выходе и только после этого обратиться в суд. При этом у пайщиков не возникает прав ни на убытки, ни на неустойку. Кроме того, если дольщик, получив исполнительный лист, вправе взыскать напрямую денежные средства с Застройщика, то пайщик может получить присужденное только при условии наличия свободных денежных средств, достаточных для погашения указанной задолженности. При отсутствии достаточных активов у Кооператива, даже суд не удовлетворит требование пайщика о выплате ему внесенных в ЖСК денежных средств. Указанные решения судов всех инстанций имеют уже достаточно широкую практику.

Пятое отличие – не применение к указанному виду отношений законодательства о защите прав потребителей. Хочу подчеркнуть, что Закон «О Защите прав потребителей» в максимальной степени защищает покупателей при нарушении законодательства строительными компаниями. Кроме того, указанный закон напрямую применяется ко всем отношениям, возникающим между строительными, инвестиционными компаниями, Застройщиками по любым договорам участия в долевом строительстве, договорам инвестирования, соинвестирования, предварительным договорам на приобретение недвижимости, и даже к вексельным схемам, однако указанный Закон не применяется к рассматриваемым нами отношениям, возникающим между покупателями недвижимости через ЖСК и, соответственно, самим ЖСК. Т.е. дольщик, приобретающий квартиру через Кооператив, так называемый пайщик, намного в меньшей степени юридической защищен, нежели дольщик, приобретающий квартиру у Застройщика, или любой другой строительной компании.

Как определила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в "Обобщении практики рассмотрения Судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов" к спорам между Кооперативом и членами ЖСК не могут быть применены нормы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"…

Шестое отличие: Покупатели квартир через ЖСК - пайщики в отличие от покупателей квартир через ДДУ (договор долевого участия) у Застройщика или строительной компании, не могут претендовать на возмещение им убытков и неустойки в случае задержки окончания строительства дома, задержки по срокам передачи квартир, либо в случае приостановлении или полном прекращении строительства дома. При всех перечисленных обстоятельствах приобретатель недвижимости через ЖСК может претендовать только на сумму паевого взноса, это меньше, чем он вообще затратил на квартиру при вступлении в Кооператив, повторюсь, такие взносы, как членские и вступительные не подлежат возврату при выходе из членов Кооператива.

Указанные выше специфические отношения, возникающие у всех приобретателей квартир через Жилищно-Строительные кооперативы, должен знать любой потенциально заинтересованный покупатель недвижимости, чтобы сделать правильный выбор, относительно той схемы покупки квартиры, которая в большей степени способна его защитить.

вверх страницы

 

Виды защитных пленок для окон

 

 

Для того чтобы сделать наши окошки безопасными и удобными в обращении, их покрывают защитными пленками. Пленки в свою очередь классифицируются на группы в зависимости от предназначения.

 

Начнем наш обзор защитного покрытия с остекленения.

Благодаря этому виду покрытия стекло становится пртивоударным. Всего различают три вида остекленения. Остекленение класса А может выдержать удары камнем, палкой и тому подобными предметами. Класс Б способен выдержать более агрессивные и мощные атаки. Стекло бьется лишь в том месте, куда пришелся удар. Таким образом, если преступник пытается проникнуть в ваш дом, ему придется потратить несколько минут, чтобы продолбить в окне отверстие, соответствующее его размерам. Если дополнительно к остеклению ваш дом находится под охраной, то группа пребудет раньше, чем злоумышленник успеет проникнуть в дом. Класс В подразумевает установку пуленепробиваемой пленки. Эта броня способна устоять даже после автоматической очереди. Ваш дом будет защищен как от шальных пуль, так и от преднамеренных покушений.


Следующим моментом, который хотелось бы обсудить, будет безосколочность.
Если вы нанесете на стекло соответствующую защитную пленку, то можете не опасаться осколков ненароком разбитого стекла. Также подобная пленка поможет вам сохранить в целости и сохранности товары за витриной магазина. Стекло, покрытое пленкой, не разбивается на острые осколки, а остается все вместе. Только при очень мощных взрывах стекло может разлететься, но опять-таки на большие и неопасные куски. Такие пленки рекомендуется использовать и на машинах, чтобы в случае аварии стекло не нанесло увечий.
Безосколочные виды пленок можно использовать и на евроокнах. Что касается пластиковых окон, то здесь существуют и другие способы защиты стекол.
Теплосберегающие пленки способны удержать в доме или офисном помещении 45% тепла, которое в противном случае ушло бы на улицу через стекло. На самом деле это довольно значительная цифра и дом действительно становится намного теплее.


Еще одна опасность, которая может поджидать вас в помещении – это огонь.
Пленки, защищающие от огня, способны остановить прямой огонь на сорок-пятьдесят минут. За это время вполне реально потушить пожар. Особенно рекомендуется располагать подобную пленочку на стеклянных дверях.


Защитные пленки обладают еще одним достоинством. Они способны уберечь вас от ультрафиолетовых лучей, которые опасны, если подвергаться их воздействию в течение длительного периода времени. Особенно вредно это для маленьких детей. Специальная защитная пленка может отбить около 99% вредоносных ультрафиолетовых лучей.
Если ваша фирма или компания опасается назойливых конкурентов, то вам просто необходимо установить пленки, заглушающие некоторые диапазоны радиоволн. Даже если в вашем офисном помещении установят подслушивающее устройство, никто не сможет подслушать ваши переговоры и выведать секреты фирмы.


Не только пластиковое, но и любое другое окошко можно покрыть спектрально-селективными пленочными фильтрами. Они помогают снизить шум и не позволят теплу выйти из помещения. Дополнительно эти фильтры отражают ультрафиолетовое излучение.


Как видите, производители позаботились о том, чтобы даже самому придирчивому покупателю было из чего выбрать. Установка защитной пленки сделает вашу жизнь безопаснее и спокойнее.

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:                         

           

Чтобы развивать город, необходимо отказаться от кольцевой системы его устройства
 

 

В середине ноября Сергей Собянин подписал постановление о создании градостроительно-земельной комиссии. Помимо пересмотра отдельных наиболее одиозных градостроительных проектов комиссия займется внесением изменений в Генплан и правила землепользования и застройки. Значит, пересмотр сверстанных при прежнем руководстве планов развития Москвы не за горами. Заслуженный архитектор России Святослав Миндрул руководит крупнейшим в столице проектным центром - ОАО "Моспроект", выпускающим больше 1500 объектов ежегодно. Его размышления в интервью Наталье Давыдовой.

НД: Когда в прошлом году срочно принимали Генплан-2025, городские власти убеждали жителей, что в Москве исчезнут пробки, появится достаточно парковок, а обеспеченность жильем достигнет 40 кв. метров на человека (сегодня - 20 кв. метров). Правда, далеко не все профессионалы в это верили. Новый мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что Генплан необходимо корректировать и что поставленным задачам он не отвечает. Вы с этим согласны?

Святослав Миндрул: Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что территория города оказалась ограниченной еще Генпланом 1971 года. То есть у Москвы нет пространства для дальнейшего развития.

НД Есть разные мнения по поводу того, как разрешать московские проблемы. Зураб Церетели предлагает вернуть столицу в Санкт-Петербург. Есть предложения перераспределить столичные функции между несколькими городами и регионами.

Миндрул: Бывший мэр Москвы Гавриил Попов недавно высказался за то, чтобы расширить столицу в границах проектируемой центральной кольцевой автодороги - ЦКАД, то есть примерно на 30-50 км за МКАД, а "остатки" Московской области передать близлежащим регионам. Хотя так мы можем спровоцировать развитие города по радиально-кольцевой системе еще на 30-50 км. Но радиально-кольцевая система имеет физические ограничения. Она не может расти до бесконечности, как развивались средневековые города. Каждое новое кольцо усиливает центростремительное движение - к центру города. Уже сегодня это - тупик.

НД Звучит как указатель в метро "Выхода нет".

Миндрул: Выход есть, причем не мной придуманный. О нем говорят сегодня и архитекторы, и строители. Я имею в виду возможность развивать город в каком-нибудь одном направлении - скажем, к Питеру. Вариант линейного развития Москвы предлагался еще в 1930-е годы, в так называемой "параболе Ладовского" (см. справку "Известий"). Сегодня, как никогда прежде, необходимо "прорвать кольцо". Линейное развитие города - общепринятый градостроительный прием. Представьте картину: от Москвы к Твери курсирует "Сапсан". Электрички по скоростной железной дороге не ходят, для этого рядом имеется другая - для местных перевозок. Параллельно проходит скоростная автодорога Москва-Петербург, причем ей необязательно втыкаться в Москву, она может по касательной пройти - в том и смысл параболы. Рядом - местная автомагистраль. Между ними расположены инженерные коммуникации. Все это объединяется сетью местных транспортных связей. Там же размещаются транзитные комплексы коммуникаций. С одной стороны - рекреационные зоны с жильем не больше восьми этажей, с другой - градообразующие объекты, инженерные головные сооружения, коммунальные зоны. Так сегодня многие живут. Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон - это все линейные города. Вы летите в самолете из Нью-Йорка в Вашингтон по побережью вечером и видите внизу огни - это и есть линейный город.

Команда нового мэра занимается сегодня решением тактических задач. Но этот ресурс рано или поздно будет исчерпан. Нужно задуматься о стратегии. Взяться за кардинальные вопросы. Зачем жить в тесноте и скученности, если в центральном регионе так много земли? Думаю, линейное продолжение Москвы - более реальный вариант, чем снос домов ради строительства новых и расширения старых магистралей. Это же не только безумно сложно, но и безумно дорого.

НД: Считается, что задача мэра Сергея Собянина - добиться объединения Москвы и Московской области в единый регион под своим началом.

Миндрул: Жители области с радостью стали бы москвичами, хотя бы ради того, чтобы получать большую пенсию. Но это же потребует огромных средств. К тому же чисто административное объединение совсем не обязательно. А вот Генеральный план развития для Москвы и области необходим общий. Москва и область должны сесть за стол и разработать стратегию развития столичной агломерации. Невозможно и дальше воплощать несовместимые друг с другом планы и проекты.

НД: А идею выделить центр города в особую административную единицу - с особым статусом подчинения и практически полным запретом на новое строительство - вы и ваши коллеги поддерживаете?

Миндрул: Это необходимая тактическая мера. Она назрела. Центр столицы должен перейти под контроль федерального правительства. Это единственно возможный способ сохранить наше историческое наследство - старый город.

НД: Сегодня звучат предложения "надстроить" Садовое кольцо. Идея не новая - еще в середине 1980-х предлагали устроить Садовое кольцо в двух уровнях: путем строительства эстакад либо с помощью заглубления проезжей части. Неужели это наше будущее?

Миндрул: Мы прямиком идем к этому, так называемому "токийскому" варианту. Я бывал и в Токио, и в других японских городах. Впечатления тягостные. Эти города не созданы для жизни. Дома на расстоянии 2-5 метров друг от друга; многоуровневые дороги вплотную к жилью; грохот страшный, хотя двигатели там экологически чистые; часть коммуникаций вывешена на столбах; никаких площадей, бульваров. При такой скученности спасает лишь то, что они живут на островах.

НД: Но у Японии действительно нет территории. У нас же она есть!

Миндрул: О том и речь. Чтобы принять токийский вариант - сверхуплотненный город с многоэтажными дорогами, - нужно быть японцем. У россиян совсем другое восприятие жизни, другая психология. Мы привыкли жить на широкой земле. Когда я возил японцев по Подмосковью, они ахали - сколько же у вас земли!

НД: Другой вариант нашего недалекого будущего, как вы считаете, римский. Он подошел бы Москве больше?

Миндрул: Упаси нас Бог и от первого, и от второго. Я пробовал передвигаться по Риму в автомобиле. Это невыносимо сложно. Все крупные магистрали сделаны односторонними. Чтобы развернуться, нужно ехать через дворы, мелкие проезды и улочки. Вся дворовая уличная сеть принадлежит не жителям, а машинам. Хотя, надо признать, Москва уже сегодня живет в полуримском варианте.

НД Сегодня много говорят о необходимости новой Центральной кольцевой автодороги - ЦКАД, в которую должны превратить расположенную в 40-60 км от города малую бетонку. Тогда удастся увести транзит с МКАД. Но вы считаете, что этот проект - чистая коммерция и Москву он не спасет. Почему?

Миндрул: Откройте схему ЦКАД и сразу все поймете. На двух участках - Наро-Фоминском и Рублевском - трасса идет особым путем, не так, как везде. То есть там она проходит значительно дальше от города: делается огромный крюк, чтобы обойти стороной, например, всю Рублевку. Хотя первые варианты трассы были другими. Судя по этому, проект нужен прежде всего инвесторам. Ведь он включает не только трассы, но и прилегающую землю - зону шириной в 3 км. А что этот проект даст Москве? У нас же радиально-кольцевая система, предполагающая центростремительное движение. А мы строим одно кольцо, потом второе, третье... ЦКАД станет новым "средневековым кольцом", которое может спровоцировать разрастание Москвы до его границ. Превратится в новую МКАД, со всеми вытекающими последствиями. Главное, зачем строить транспортное грузовое кольцо с грузовыми терминалами так близко от Москвы? Это урон экологии всего Московского региона! Это же значит пустить через столицу весь транспорт страны. Мы как бы приглашаем - приезжайте, мы построим для вас дорогу, а дальше разъезжайтесь по всей России. Этот проект лоббирует область, которая заявляет: Москву спасет только ЦКАД. Но для столицы главное - сохранить резервные рекреационные территории. В Генплане 1971 года, разработанном под руководством Михаила Васильевича Посохина, их называли "легкими" столицы. Этот лесопарковый защитный пояс не может быть транспортным. Развивать эту зону даже как жилую - большая ошибка. Тут впереди такие скандалы, что бои за Химкинский лес покажутся пустяком.

НД Где же тогда устраивать транспортные терминалы?

Миндрул: Вокруг Москвы есть и вторая, большая бетонка - в 80-100 км от города (район Михнево-Серпухов-Балабаново и т.д.). Кстати, транзитная объездная дорога могла бы войти в промзону будущего линейного города. Только проектировать такие дороги нельзя, пока коллективная мысль не решит, как дальше развиваться Москве.

* * *

Генплан федерального значения

Марк Гурари, архитектор, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы:

- Когда специалисты помогали москвичам разобраться в сложных схемах и таблицах Генплана-2025, выяснилось, что при росте автотранспорта в два раза увеличение дорожной сети планируется всего на 20%. В перегруженном центре, где на 6% территории сосредоточено до 40% мест приложения труда, намечено строительство новых офисов. Значительная часть города отнесена к зоне реорганизации, где возможен снос 18 млн кв.м жилья, включая 9-этажки. Разумно ли это? Где четкая структура будущей Москвы, где программа разгрузки города, концепция развития? Зато Москва остается самым крупным мегаполисом Европы. Плотность населения - 140-180 человек на гектар, в 4 раза больше, чем в Париже, в десять раз больше мировой нормы комфортного проживания. Дорожная сеть, по мировым меркам, должна занимать треть городской территории. Где же разместить недостающие дороги, а также детские сады, поликлиники, гаражи, парковки?

Может, нужно проектировать Москву как единую агломерацию в масштабах области, что давно вошло в мировую практику градостроительства? Вот только сделать это не просто. Подмосковные города растут, обгоняя все прогнозы. В столичном регионе "столпилась" пятая часть населения страны, что уже может представлять угрозу национальной безопасности. Оголяются земли не только за Уралом, но и в центре Европейской части - здесь проживает в 5 раз меньше населения, чем 100 лет назад. Пожалуй, чтобы разрешить проблемы Москвы, придется разрабатывать доктрину сбалансированного развития регионов России. Сегодня проще, наверное, слетать на Луну, чем найти реальный выход из столичных проблем. Значит, разрабатывать будущее Москвы нужно на таком же уровне, как и полеты в космос, - призвав все интеллектуальные силы, взаимодействуя с миром бизнеса и объединив усилия федеральной и местной власти.

Юрий Бочаров, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук:

- Генплан развития Москвы до 2025-го нелегитимен, поскольку не был согласован c федеральным правительством. В мире существует 22 федеративных государства, столичные регионы которых развиваются под контролем президентов или глав правительств. Москва и Московская область - редкое исключение. Так, за 15 лет в столице не построено ни одного здания или площади федерального значения, ни одной федеральной скоростной магистрали. Прежде федеральные земли составляли примерно 14% всех территорий города.

В Генплане 2025 года объекты, выполняющие столичные функции, занимают лишь 0,3% городских земель. Расчетное население столицы к 2025 году занижено. Также в Генплане не учтено, например, что за последние 20 лет вокруг столицы построено около 400 жилых поселков, а численность населения столицы, проживающего за пределами МКАД, составляет уже не 2% от общего числа, а, по некоторым оценкам, все 14%. Эти и другие упущения необходимо срочно исправить.

* * *

Растраченное наследство 1970-х

Москва могла избежать многих проблем, если бы город развивали по Генплану 1971 года (см. схему). По мнению градостроителей, это был самый продуманный и цельный план развития Москвы. В нем были предусмотрены уходившие от центра в лесопарковую защитную зону зеленые клинья. Сегодня эти "легкие" столицы частично застроены, оттого, в частности, Москва задыхалась нынешним дымным летом - город стал хуже проветриваться.

В нем предлагалось построить семь хордовых магистралей, связывающих окраины в обход центра, которые позволили бы отсечь транспорт от московских колец, освободив центр от транзитного потока. Разработчикам нового Генплана, чтобы вернуться к этой схеме, сегодня пришлось бы сносить целые кварталы. Как видно на схеме Генплана-2025, территории, зарезервированные 40 лет назад под "обходные" магистрали, во времена рыночной свободы оказались застроены.

В новом Генплане предусмотрено появление только двух хорд - теперь они называются Северной и Южной рокадами - которые пересекут удаленные районы Москвы с севера на восток и с запада на юг. Но суммы, в которые они обойдутся, будут запредельными. Например, на одном из участков Южной рокады, который уже строится, приходится сооружать "японскую трассу", проходящую в основном по эстакадам.

* * *

Меморандум архитекторов

Союз архитекторов России предлагает сформировать единый субъект федерации (федеральный округ) - Большая Москва.

"Реальное влияние столицы ощущается сегодня в радиусе 200-300 км, а ближайшее окружение давно является единым урбанизированным образованием.

Поэтому планирование развития области отдельно от Москвы - очевидный стратегический и управленческий нонсенс", - говорится в меморандуме российских архитекторов, который опубликован в среду на сайте союза.

В меморандуме также отмечается необходимость корректировки Генплана: "Москве нужна стратегия развития не на 20 лет, а лучше лет на 50". И содержится предложение разделить функции председа-теля Москомархитектуры и главного архитектора города, которые сейчас выполняет один человек.

"При этом главный архитектор должен возглавлять независимый, не входящий в систему стройкомплекса архитектурно-градостроительный совет, обладающий правом вето по важнейшим городским проектам", - говорится в меморандуме.

 

вверх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Декабрь 5, 2010

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное