Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Приемы влияния на людей

  Все выпуски  

Приемы влияния на людей Влияние


Известно, что в русском литературном языке первой половины XVIII в. влияние — было словом высокого стиля (ср. книжный славянизм влиять в значении `вливать'). Его синоним в среднем и простом стиле — вливание. Однако конкретное значение этого слова подвергается сложному процессу отвлеченно-образного обобщения под воздействием проникшего в русский научный и государственно-деловой язык из латинского через польский термина инфлюенция.

 

Слово инфлюенция имело два значения: астрологическое — `действие звезд, светил небесных на судьбы общества и отдельных людей' и общее отвлеченное — `воздействие, влияние' (ср. историю франц. influence. Заглохшие и замершие отголоски средневековых астрологических представлений дали толчок семантическому содержанию французского слова influence. Слово influence в средневековом французском языке (еще в XVI в.) употреблялось для обозначения особой жидкости, будто бы выделяемой планетами и оказывающей особое магическое воздействие на человека. Постепенный прогресс науки отрывает это слово от астрологических представлений, и influence (быть может, через посредство более общего значения `жидкости, оказывающей чудесное воздействие') приобретает широкое отвлеченное значение `воздействия, влияния'.

 

У Ант. Кантемира в примечаниях к переводу сочинения Фонтенелла «Разговоры о множестве миров» (1730) читаем: «Инфлуэнция. Действо или сила звезд и светил небесных, которая или есть причина происходящих на земли вещей, или к произведению оных отчасти содействует».

 

Вместе с тем слово инфлюенция (польск. influencya — `влияние'; ср. лат. influentia) проникает в русский язык Петровского времени в значении влияния. Например, в «Архиве кн. Куракина»: «Инфлуенцию иметь в делах Европских».

 

Ср. в автобиографической, написанной ломаным русским языком заметке императрицы Екатерины (не ранее 1782 г.): «Говорила я себя: твою инфлуенцию опасаются, удались от всево, ты знаешь, с кем дело имеешь».

 

Любопытно, что и позднее — у масонов — это более широкое употребление слова инфлуенция сохраняло еще, если не астрологический, то мистический привкус.

 

Ср. в письме кн. Н. Н. Трубецкого к А. М. Кутузову (от 14 июля 1791 г.): «Отпиши, мой друг, что делается с бароном и примирился ли он с дядею; мне очень хочется, чтоб это примирение исполнилось, ибо для временной его жизни это весьма полезно будет, а успокоение его извне может иметь инфлюенцию и на внутреннее».


В избранное