Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


14 марта 2004 г. Выпуск №424
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         Свободная торговля и терроризм
         Инвестиционный гуру в растерянности
         Эра домашних роботов уже наступила
         Об инвестициях в нанотехнологии
         Продажи мобильных телефонов выросли в мире в 2003 г. на 20%
         Рынок микросхем: в ожидании нового бума
         Мировой рынок ПК растет и будет расти
         Цены на платину ставят новые рекорды
         ОПЕК: превышения квот допустимы
         О прогнозе цен на нефть в 2004 г.
         Вода заменит нефть
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         О слияниях фармацевтических компаний
         Продавцы роскоши идут в массы
         Сталелитейные компании Японии сохраняют прогнозы прибыли
         Новости корпораций "одной строкой"
               Texas Instruments Oracle Deutsche Telekom France Telecom-Wanadoo
               Telefonica-BellSouth T-Online Deutsche Post Canon Japan Airlines
               Toyota-Ford BMW Volkswagen E.on PPL Therapeutics Adidas-Salomon
         El Paso переоценит прибыль
         Убытки Parmalat растут


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   Свободная торговля и терроризм
   
("La Jornada", 10.03.04, автор - Наоми Кляйн)
   Обозреватель 'The New York Times' Томас Фридман (Thomas Friedman) утверждает, что аутсорсинг - передача части заказа иностранным компаниям - помогает борьбе против терроризма: при переводе части работ - 'низкооплачиваемых и малопрестижных' - в 'такие страны как Индия и Пакистан ... мы не только способствуем росту процветания в мире, но и делаем этот мир более надежным для наших двадцатилетних'. Однако, насколько все эти рабочие места, на многих из которых работникам приходится скрывать свою национальность и работать по ночам - действительно служат укреплению уверенности в себе, как об этом пишет Фридман?
   Томас Фридман не приходил в такое возбуждение по вопросу о свободной торговле со времен организованных в Сиэтле протестов против ВТО. Тогда Фридман даже заявил читателям 'The New York Times', что переброска одного из производств 'Victoria's Secrets' (марка женского нижнего белья) в Шри-Ланку настолько блестящая идея, что 'при определенных условиях он готов отправить туда на работу своих дочерей'.
   Фридман так и не уточнил своим читателям, каким образом проводили время девушки, шьющие нижнее белье, теперь он увлекся уже другой идеей: пользой, приносимой открытыми в Бангалоре центрами телефонных услуг. Как он написал 29 февраля, подобное трудоустройство внушает молодым людям 'уверенность в себе, достоинство и оптимизм', что положительно сказывается не только на индусах, но и на американцах. Почему? Потому что работники, довольные своими работодателями и помогающие американским туристам искать утерянный на рейсах авиакомпании 'Delta' багаж, не станут запасаться динамитом и взрывать самолеты.
   Запутались? Фридман поясняет свои соображения следующим образом: 'Общаясь с молодыми индусами у меня было впечатление дежавю. Пять месяцев назад я находился в Рамалле, на Западном берегу реки Иордан, где разговаривал с тремя двадцатилетними палестинцами: они рассказывали, что у них не осталось ни надежды, ни достоинства, ни работы ... И когда один сказал, что каждого из них можно считать 'живой бомбой замедленного действия', двое остальных с ним согласились'. Из чего Фридман и сделал вывод, что передача части заказа иностранным компаниям - аутсорсинг - помогает борьбе против терроризма: при переводе части производства - 'низкооплачиваемого и малопрестижного' - в 'такие регионы, как Индия и Пакистан ... мы не только вносим свой вклад в рост благосостояния всего мира, но и делаем этот мир более надежным для наших двадцатилетних'.
   С чего можно начать, столкнувшись с подобным аргументом? После 1985 года, когда был взорван авиалайнер компании Air India (основными подозреваемыми оказались тогда канадские граждане, родившиеся в Индии), Индия не имела отношения ни к одному громкому преступлению, совершенному международными террористами. Нельзя эту страну, 81% населения которой исповедует индуизм, назвать и рассадником Аль-Каиды: в действительности, упомянутая террористическая организация считает Индию 'врагом ислама'. Однако мы забываем некоторые детали. В мире Фридмана линия фронта в третьей мировой войне пролегает через телефонные службы розыска утерянного багажа: это борьба за Модернизацию, мужественное стремление удержать молодых людей со смуглым цветом кожи от когтей Аль-Каиды и 'Хамаса'.
   В действительности, Фридман прав, признавая существование явной связи между борьбой против бедности и борьбой против терроризма. Но он, тем не менее, ошибается, утверждая, что политика свободной торговли служит облегчению положения нищенствующего населения планеты. В действительности оказывается, что подобная политика является высоко эффективным инструментом экспроприации, она толкает мелких сельскохозяйственных производителей покидать свои земли, оставляет без работы служащих общественных учреждений, которым ничего не остается, кроме надежды на получение места на фабриках 'Victoria's Secret' и службах телефонной помощи.
   Несмотря на искреннее убеждение Фридмана в том, что субподрядные низкооплачиваемые работы являются ключом к экономическому развитию и процветанию, утверждать, что они станут панацеей, способной излечить палестинцев от отчаяния, просто неприлично. Согласно любому, заслуживающему доверия исследованию экономического положения оккупированных территорий, основной причиной массовой безработицы среди палестинского населения - сегодня она составляет 50% - является сама оккупация. В сентябре 2003 г. 'Amnesty International' опубликовала доклад, в котором указывается, что жесточайшая система блокады, установленная Израилем от палестинского народа и их поселений - закрытые дороги, проверки, комендантский час, заградительные полосы, а теперь еще и стена безопасности - 'практически полностью разрушила палестинскую экономику'. 'Многочисленные задержания и введение комендантского часа привели к тому, что палестинцы не могут добраться до своих рабочих мест. Многие фабрики и фермы обанкротились'.
   Иными словами, экономическое процветание начнется в Палестине не после открытия служб телефонной помощи, а после освобождения оккупированных территорий. Столь же абсурдным оказывается аргумент Фридмана и при условии применения его к стране, где в настоящее время терроризм развивается быстрее всего: к Ираку. Как и в случае с Палестиной Ирак переживает кризис безработицы именно из-за оккупации. И не удивительно, если учесть, что первым постановлением Пола Бремера (Paul Bremer) в качестве главного представителя Соединенных Штатов на иракской земле были уволены 400 тыс. солдат и госслужащих. Вторым шагом стало открытие границ дешевым импортным товарам и попытка сделать местного производителя неконкурентоспособным.В остальном же, уволенные рабочие, попытавшиеся найти себе применение на восстановлении своей практически полностью разрушенной родины, потерпели неудачу.
   И теперь подобная политика в отношении Ирака - даже больше какой-либо другой причины - служит источником насилия, угрожающего довести страну до состояния гражданской войны. Уволенные Бремером стали 'водой, питающей мятежные настроения: это и есть альтернативная служба', - сказал в интервью 'Asia Times' один из иракских предпринимателей. 27-летний житель так называемого 'города Садра' - одного из беднейших районов Багдада - рассказывает, что настолько отчаялся найти работу, что 'с радостью готов согласиться на просьбу любого, кто придет к нему с $50, даст гранату и попросит бросить ее в американцев'.
   Блестящая идея Фридмана о борьбе с терроризмом, используя аутсорсинг американских компаний, выглядит в высшей степени проблематично. Гораздо лучше было бы завершить оккупацию и перестать направлять в Ирак американцев, лишающих местных жителей рабочих мест.

Вернуться к содержанию выпуска

   Инвестиционный гуру в растерянности
   
(По материалам статьи «Некуда инвестировать», «Ведомости», 10.03.04, автор - Михаил Оверченко)
   Инвестиционный гуру Уоррен Баффетт в прошлом году заработал $825 млн., играя против доллара. Но второй по богатству человек в мире, которого нередко называют "пророком из Омахи" за точность в прогнозировании ситуации на финансовом рынке, не видит, где еще можно заработать. От серьезных инвестиций на фондовом рынке он воздерживается, считая, что американские акции слишком дороги.
   Компания Баффетта Berkshire Hathaway обнародовала результаты своей деятельности за 2003 г. Ее чистая прибыль выросла на 90% до $8,15 млрд., доходы - на 51% до $42,24 млрд. Уоррен Баффетт, председатель совета директоров и гендиректор Berkshire, за прошедший год богател быстрее всех в мире. По данным журнала Forbes, его состояние выросло на $12,4 млрд. до $42,9 млрд.
   В письме акционерам, сопровождавшем публикацию годовой отчетности, Баффетт отметил, что в 2002 г. впервые в своей жизни начал играть на валютном рынке. Поскольку большинство активов, в которые инвестирует Berkshire, номинировано в долларах, Баффетт решил хеджировать валютные потери по ним. В 2003 г. он увеличил свои позиции на валютном рынке до $12 млрд. в пяти валютах (их Баффетт, однако, не назвал). Это позволило Berkshire заработать $825 млн. до уплаты налогов. Кроме того, покупая еще в 2002 г. спекулятивные ("мусорные") облигации, компания старалась искать наиболее привлекательные выпуски бумаг, номинированных в евро; на сегодня позиции в этих бумагах составляют $1 млрд.
   В 2002 г. Berkshire активно работала на рынке американских "мусорных" облигаций, скупив их по дешевке на $8 млрд. С тех пор, считает Баффетт, эти бумаги сильно подорожали и дальнейшие вложения в них бесперспективны. "Вчерашние сорняки сегодня стоят, как цветы" - так он описывает ситуацию.
   Не хочет Баффетт увеличивать и вложения на фондовом рынке. В 2003 г. индекс S&P 500 вырос на 9,2%, а NASDAQ Composite - так и на все 50%. Известно, что Баффетт не участвовал в надувании технопузыря в конце 1990-х гг., что позволило ему избежать масштабных потерь в результате обвала на фондовом рынке в 2000 - 2002 гг. Сегодня Баффетт тоже считает, что цена акций достигла справедливой стоимости. "Наш портфель [акций] мы оцениваем без энтузиазма и без пессимизма, - пишет он. - У нас есть доли в прекрасных компаниях, реальная стоимость которых в прошлом году выросла, но цены их акций сегодня соответствуют этой стоимости. Я сделал большую ошибку, не продав некоторые из наших крупных пакетов во время "большого пузыря". Если сегодня стоимость этих компаний [справедливо] отражена в их ценах, можете себе представить, что я думал четыре года назад, когда их реальная стоимость была ниже, а цены акций - выше".
   Письмо Баффетта порождает ощущение, что эксперты Berkshire, работающие на финансовом рынке, испытывают нехватку инвестиционных идей. "Главное для нас - генерировать идеи так же быстро, как мы генерируем наличность", - пишет Баффетт каждый год в разделе "Руководство по эксплуатации" в ежегодном отчете Berkshire. Однако в 2003 г. компания аккумулировала $36 млрд. в виде наличных средств, а их годовой прирост составил $23 млрд. В письме Баффетт пожаловался акционерам на "жалкие процентные ставки", под которые вложены эти деньги.

Вернуться к содержанию выпуска

   Эра домашних роботов уже наступила
   
(«Ведомости», 11.03.04, автор - Скотт Моррисон)
   Роботы постепенно переходят в разряд бытовых электронных приборов. Выпущенная корпорацией Sony в 1999 г. механическая собачка Aibo мгновенно стала бестселлером - за первые 20 минут продаж японцы раскупили 3000 экземпляров, и отдел сбыта не успевал справляться с заказами, поступавшими от потребителей из США. Sony решила не останавливаться на достигнутом и анонсировала уже человекоподобного "развлекательного" робота QRIO, способного ходить, петь и даже играть в футбол. Собачки Aibo (название расшифровывается как "робот с искусственным интеллектом") все еще популярны - ожидается, что в нынешнем году из магазинов к потребителям перейдут 50 000 железных песиков. Если Aibo стоит около $1600, то железный человек QRIO обошелся бы своему хозяину не дешевле нового автомобиля BMW.
   Подобные футуристические существа по-прежнему привлекают основное внимание журналистов, но если посмотреть на статистику продаж, то наиболее продаваемый вид роботов сейчас - интеллектуальные пылесосы. Яркий представитель этого вида - производимая компанией iRobot машинка Roomba ценой $199. Это устройство, напоминающее по форме пиццу, оснащено набором сенсоров и программным обеспечением, позволяющим ему работать без вмешательства человека. В свое время Roomba стала первым "утилитарным" роботом, рассчитанным на массовый рынок. Производители таких устройств надеются, что их продукция вскоре станет привычной и даже необходимой для потребителя. Пока роботехника в основном применяется для военных и промышленных целей, но можно ожидать, что скоро машины заменят человека в таких операциях, как стрижка газонов, мойка автомобилей, уход за беспомощными больными и т. д.
   Колин Энгл, генеральный директор iRobot, говорит, что успех Roomba объясняется тем, что создатели устройства верно поставили задачу - предложить рынку доступное по цене устройство, хорошо выполняющее одну-единственную функцию. Компания рассчитывает продать в этом году сотни тысяч интеллектуальных пылесосов и вывести проект на окупаемость.
   В определенном смысле iRobot стала конкурентом традиционных изготовителей пылесосов вроде Electrolux или Karcher, предлагающих сейчас модели-роботы по цене порядка $1700. Но Энгл уверяет, что его продукция может отвоевать долю рынка и у обычных, "безмозглых" пылесосов. "До сих пор в отрасли цены, как правило, определялись размером зарплаты, которую приходится платить человеку за выполнение соответствующей уборки", - поясняет руководитель iRobot.
   Представители компании Evolution Robotics, специализирующейся на разработке программного обеспечения для роботов, утверждают, что в 2004 г. в мире будет продано около 500 000 бытовых интеллектуальных автоматов (в основном пылесосов) и доходы в этом сегменте достигнут $100 - 200 млн. Руководство Evolution Robotics прогнозирует, что уже в нынешнем году на рынке появится несколько новых моделей "потребительских" роботов, а в 2005 г. объем мировых продаж удвоится, причем бестселлерами в данном секторе будут недорогие пылесосы и более элитарные развлекательные "существа" вроде Aibo. Изощренные роботы-гуманоиды вроде QRIO или разрабатываемого в компании Honda автомата Asimo станут достоянием массового рынка лишь через многие годы, а то и десятилетия. Подобные устройства все еще нуждаются в техническом совершенствовании, например в повышении точности датчиков и сенсоров, а также в улучшении технологии контроля за движением. Кроме того, чтобы обеспечить гуманоидам популярность, нужно существенно снизить их себестоимость.
   Говоря о будущем роботехники, Энгл предсказывает, что большинство роботов не будут похожими на людей. Одной из проблем, препятствующих распространению роботов, специалисты считают страх - необходимо убедить потребителя в том, что эти механизмы не представляют собой угрозы.

Вернуться к содержанию выпуска

   Об инвестициях в нанотехнологии
   
(CNews, 09.03.04)
   Стремительный рост инвестиций в нанотехнологии начинает вызывать обеспокоенность экспертов. На них затрачены уже миллиарды долларов, однако сама технология за редкими исключениями еще не вышла из стен лабораторий. Возможно, впереди нас ждет оглушительный хлопок очередного "мыльного пузыря" - как совсем недавно случилось с "дот-комами".
   В 2004 финансовом году правительство США планирует потратить на финансирование исследований в области нанотехнологий около $1 млрд., и еще $3,7 млрд. - в период с 2005 по 2008 годы.
   Клэйтон Тиг (Clayton Teague), директор Национального управления по координации исследований в области нанотехнологий - государственной структуры, призванной обеспечивать взаимодействие между академической наукой, корпорациями и другими государственными органами сообщил, что из $127 млрд. совокупного национального бюджета, предназначенного на финансирование научных исследований и разработок, около $961 млн. предназначено на проекты в области нанотехнологий. Сумма сама по себе по американским меркам не столь уж большая, однако по сравнению с 2001 г. она выросла на 107%.
   По словам г-на Тига, аналогичные исследования широко финансируются также правительствами Японии и стран ЕС. 8 марта Еврокомиссия пообещала выделить €24 млн. на разработку новой технологии производства микросхем, в которой будут реализованы достижения нанотехнологий. Не остаются в стороне и промышленные корпорации. В совокупности на исследования в этой области они тратят не меньше, а то и больше, чем федеральное правительство США. Даже отдельные штаты не остались в стороне - на наноисследования и разработки они будут выделять еще от $200 до $300 млн. ежегодно.
   Все эти баснословные средства выделяются не просто так. И государственные службы, и промышленность надеются со временем пожать плоды своих инвестиций, что выразится в экономическом росте, обеспечении национальной безопасности и в повышении качественного уровня национального здравоохранения. От нанотехнологий ждут новых материалов для электронных устройств, сверхминиатюрных датчиков. Все это найдет применение в самых различных сферах - торговля сможет более гибко реагировать на запросы покупателей, упростится задача мониторинга окружающей среды и обеспечения помощи людям с ограниченной подвижностью. Вообще говоря, современная микроэлектроника уже преодолела границу в 100 нанометров, однако массового появления в промышленности нановолокон и других новых материалов следует ожидать, по мнению директора по исследовательской работе корпорации Intel Дэвида Тенненхауза (David Tennenhouse), в 2013-2019 гг. А это означает, по его словам, что пришла пора сосредоточиться на разработке новых устройств - времени осталось не так много.
   Компания Nanosys, к примеру, планирует получить лицензию на определенный вид кремниевого нановолокна, которое можно будет использовать для создания миниатюрных транзисторов в микропроцессорах, либо в медицинской аппаратуре. IBM уже экспериментирует с чипами, в которых в качестве транзисторов выступают углеродные нанотрубки. Известно, что нановолокно может излучать свет.
   Однако выход нанотехнологий из стен научных лабораторий в производство - чрезвычайно сложный процесс, и работы здесь еще непочатый край. Львиная доля ассигнований в США направляются на фундаментальные наноисследования. Дисбаланс между фундаментальными исследованиями и прикладными разработками растет, и это начинает тревожить экспертов. Растущий крен в область фундаментальной науки ведет к недофинансированию прикладных проектов, что может в конечном итоге крайне негативно сказаться на промышленности в целом - пример "дот-комов" еще не успел выветриться из памяти американцев. Федеральному правительству США необходимо пересмотреть принципы распределения средств между фундаментальной и прикладной наукой, а тем странам, которые к исследованиям в этой области еще толком и не приступали - учиться на чужих ошибках, утверждают обозреватели.

Вернуться к содержанию выпуска

   Продажи мобильных телефонов выросли в мире в 2003 г. на 20%
   
(Интерфакс-АФИ, 11.03.04)
   Продажи мобильных телефонов выросли в мире по итогам 2003 г. на 20% после того, как в IV квартале прошлого года этот показатель достиг 26%. В общей сложности, в мире было продано 520 млн. аппаратов.
   Фактором роста стала смена телефонов абонентами мобильных сетей на сложившихся рынках, а также общее увеличение спроса на развивающихся рынках, которое оказалось выше ожидавшегося. Продажи в прошлом году в целом оказались выше прогнозных, а в конце года возникли даже проблемы с полным удовлетворением возросшего спроса. Высокие темпы роста рынка, по прогнозам, сохранятся и в нынешнем году, когда будет продано 580 млн. мобильных телефонов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рынок микросхем: в ожидании нового бума
   
(CNews, 09.03.04)
   Постепенное восстановление экономики и рост спроса на ПК дал новый толчок для развития полупроводниковой индустрии во второй половине 2003 г. Однако рост доходов в этой отрасли произошел, в основном, за счет увеличения объемов продаж полупроводниковой продукции, а не за счет роста цен, а также за счет потребительского, а не корпоративного рынка.
   Новое исследование IDC посвящено динамике и прогнозам развития рынка микросхем для ПК и мобильных компьютеров в период с 2003 по 2008 гг. Как утверждают исследователи, поворотным моментом на пути к восстановлению рынка компьютерных микросхем в 2004 г. станут те факторы, которые отсутствовали в конце 2003 г.: это не только экономический рост и сезонный всплеск покупательской активности, но и увеличение объема продаж на корпоративном, а не только лишь потребительском рынке. Способствовать восстановлению рынка будут такие факторы, как стремление к мобильности, постоянному доступу к Сети.
   По прогнозам IDC, в 2004 г. доход всей индустрии компьютерных микросхем (как для настольных, так и для мобильных компьютеров) вырастет на 18% и достигнет $53,6 млрд. – это самый высокий показатель за весь прогнозный период. В период с 2003 по 2008 гг., по оценкам IDC, совокупные темпы годового роста (CAGR) рынка компьютерных микросхем составят 7,8% - с $45,4 млрд. до $66,1 млрд.
   По мнению специалистов IDC, в период с 2003 по 2008 гг., совокупные темпы годового роста (CAGR) рынка микросхем для мобильных компьютеров составят 16,1%, в то время как в секторе микросхем для ПК – лишь 2,9%. В результате к 2008 г. доход сектора микросхем для мобильных ПК примерно сравняется с доходом сектора микросхем для ПК, в то время как в 2003 г. соотношение между ними составляло, соответственно, 1:2.
   Самые высокие абсолютные показатели прибыли в прогнозный период имеют процессоры и оперативная память. Самые высокий темпы роста в прогнозный период продемонстрируют телекоммуникационные компоненты для мобильных ПК, чему будет способствовать распространение беспроводных сетей, в частности, технологии WLAN.

Вернуться к содержанию выпуска

   Мировой рынок ПК растет и будет расти
   
(CNews, 10.03.04)
   По прогнозам аналитической компании IDC, в 2004 и 2005 гг. общемировой объем поставок ПК вырастет примерно на 11%, а затем темпы роста этого рынка в период по 2008 г. замедлятся до 8%. В денежном исчислении объем поставок в течение двух следующих лет вырастет на 5%, а затем, в период по 2008 г., – на 3%.
   Мировой рынок ПК завершил 2003 г. с устойчивыми результатами: в IV квартале объем поставок вырос здесь на 15,7% - немного выше 15,3%, которые прогнозировали специалисты IDC. За весь 2003 г. рост поставок в количественном выражении составил 11,7% - был достигнут рекордный показатель в 154,5 млн., в то время как в денежном исчислении этот показатель увеличился на 1,2% до $178 млрд., впервые с 2000 г. продемонстрировав годовой рост.
   По прогнозам IDC, в США рост рынка ПК в последующие 2 года сохранится на уровне 10% и выше, в основном, за счет роста сегмента мобильных ПК, который ожидается на уровне 30% и выше. Спрос со стороны корпоративного сектора будет укрепляться, компенсируя некоторый спад вложений со стороны потребительского рынка.
   В Западной Европе спрос на ПК как со стороны корпоративного, так и потребительского рынка будет оставаться устойчивым, в частности, за счет быстрой популяризации мобильных ПК и улучшения ценовых характеристик. Тем не менее, с восстановлением рынка темпы его будут замедляться и проигрывать по сравнению с предыдущими годами.
   В Японии рост рынка ПК будут сдерживать такие факторы, как неблагоприятный экономический климат и высокая степень проникновения мобильных ПК. Тем не менее, спрос на ПК остается достаточно стабильным и, как ожидается, его рост составит от 2,8% в 2003 г. приблизительно до 6% в 2004 и 2005 гг.
   В азиатско-тихоокеанском регионе рост рынка ПК на протяжении всего прогнозного периода сохранится на уровне 10% и выше. Начиная с 2004 г., этот регион снова станет самым быстрорастущим в мире. В Индии, к примеру, новая налоговая политика и дальнейшее внедрение правительственных программ обеспечат рост рынка в краткосрочном периоде, а относительно низкий уровень проникновения ПК – в долгосрочной перспективе, утверждают специалисты IDC.

Вернуться к содержанию выпуска

   Цены на платину ставят новые рекорды
   
(РБК, 10.03.04)
   Цены на платину впервые с марта 1980 г. превысили отметку $900/унция - котировки апрельского фьючерса 10 марта достигли отметки $907,30/унция. Поскольку рекордный рост цен на платину пришелся по времени на период торговой активности в Азии, можно предположить, что рост цен стал следствием активных спекулятивных покупок платины в Китае и в Японии. Рост цен на платину был также вызван укреплением цен на золото и серебро.
   Эксперты прогнозируют, что тенденция роста цен в самое ближайшее время продолжится.

Вернуться к содержанию выпуска

   ОПЕК: превышения квот допустимы
   
(По материалам статьи «Без квот», «Время новостей», 12.03.04, автор - Денис Ребров)
   Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) наконец признала мировые цены на нефть слишком высокими. Для этого нефтяные котировки в Америке должны были приблизиться почти к $40 за баррель. Теперь, по словам главы картеля индонезийца Пурномо Юсгианторо, фактический объем добычи нефти картелем будет превышать установленные квоты до тех пор, пока котировки не опустятся минимум до $28 за баррель. «Ради стабилизации цен превышения квот допустимы», - заявил г-н Юсгианторо.
   Эксперты картеля пересмотрели свои прогнозы уровня потребления нефти во втором квартале этого года. Теперь нефтяные министры на своей следующей встрече 31 марта примут решение отказаться от сокращения квот на добычу нефти с 1 апреля, как планировали сделать ранее, и оставят официальный объем производства нефти на нынешнем уровне в 24,5 млн. баррелей в сутки. Анонимный высокопоставленный представитель организации утверждает, что картель может еще увеличить производство нефти, несмотря на то, что уже сейчас объем добычи странами ОПЕК как минимум на 1,5 млн. баррелей в сутки превышает официальную квоту.
   Еще недавно ОПЕК прогнозировала падение сезонного спроса на нефть во втором квартале на 2-2,5 млн. баррелей в сутки и снижение цен. Поэтому на своей последней сессии 10 февраля картель решил с 1 апреля снизить квоты на добычу на 1 млн. баррелей, до 23,5 млн. баррелей в сутки. В феврале же страны ОПЕК должны были заниматься вопросами «дисциплины» - приводить свою фактическую добычу в соответствие в квотами, предусматривающими добычу на уровне 24,5 млн. баррелей в сутки, тогда как в действительности в декабре и январе общий объем производства нефти странами организации составлял как минимум 26 млн. баррелей в сутки. Правда, соблюсти «дисциплину» картелю так и не удалось: по данным нефтяного агентства Argus, ОПЕК (за исключением Ирака) добывал в феврале порядка 26,14 млн. баррелей в сутки, что на 140 тыс. баррелей больше, чем в январе. Кроме того, аналитики Международного энергетического агентства (IEA) пересмотрели в сторону повышения прогноз мирового спроса на нефть на 2004 г. По сравнению с данными, опубликованными в феврале, по мнению экспертов, спрос увеличится на 220 тыс. баррелей, до 1,65 млн. баррелей в сутки. Основными потребителями, как ожидается, станет Китай и ряд других развивающихся стран - за счет них спрос увеличится на 1 млн. баррелей нефти в сутки.
   Министр нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али аль-Наими недавно заявил, что считает сегодняшний уровень цен на нефть слишком высоким и невыгодным ни для производителей, ни для потребителей. «Спрос на нефть оказался выше, чем прогнозировали аналитики, в том числе эксперты ОПЕК, - говорит директор по развитию московского офиса нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов. - Раньше нефтяные министры все время заявляли, что объем предложения сырья превышает спрос, а высокие цены - это результат спекулятивной игры на американских рынках. Однако стабильно высокий уровень цен и очень низкий уровень запасов нефти и нефтепродуктов в США заставили наконец ОПЕК признать, что сокращение добычи в данный момент нецелесообразно».

Вернуться к содержанию выпуска

   О прогнозе цен на нефть в 2004 г.
   
(МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, 09.03.04)
   Мировые цены на сырую нефть марки Brent снизятся в среднем до $27.13 за баррель в 2004 г. с $28.48 за баррель в 2003 г., считают аналитики, опрошенные агентством Reuters. В январе аналитики прогнозировали цены в 2004 г. на уровне в среднем $24.7 за баррель. Повышение прогноза отражает высокий спекулятивный спрос на нефть со стороны хеджевых фондов на фоне низких товарных запасов нефти в США, растущего спроса на энергоносители в Китае и политической нестабильности на Ближнем Востоке. С начала года средняя цена на сырую нефть марки Brent составила $30.83 за баррель.
   Аналитики отмечают, что резкий рост цен, который, как первоначально казалось, был спровоцирован жесткой политикой ОПЕК, может превратиться в один из долгосрочных рыночных факторов. Нефтяной рынок в значительной степени адаптировался к работе при запасах, минимально покрывающих спрос, и к повышенной волатильности.

Вернуться к содержанию выпуска

   Вода заменит нефть
   
(По материалам статьи «Вода всему голова», «Русский фокус», 08.03.04, автор - Валерий Вайсберг)
   Главной жидкостью минувшего века, без сомнения, являлась нефть. Но уже в 1990-х гг. большое распространение получила версия о том, что в ХХI в. вода может потеснить черное золото с первого места. Сегодня эти прогнозы начинают сбываться.
   Министры иностранных дел Израиля и Турции подписали соглашение, по которому Турция обязалась поставить в Землю обетованную 50 млн. куб. м питьевой воды в течение примерно 20 лет. Стоимость импортной воды без учета транспортных расходов составит $0,24 за кубометр. По предварительным подсчетам, одни только портовые сборы добавят к этому $0,20-0,30 за кубометр. Кроме того, Израилю придется построить специальный терминал для обслуживания водотанкеров. При этом стоимость воды, получаемой за счет опреснительных установок, составляет в Израиле $0,53. Но, к сожалению, мощность опреснителей недостаточна, чтобы удовлетворить спрос на питьевую воду.
   Переговоры между Израилем и Турцией продолжались едва ли не пять лет. И главным камнем преткновения в них, естественно, была стоимость импортной воды. В начале 2000 г. аналогичное предложение от Турции получила и Иордания, которая его отклонила. Таким образом, подписанное соглашение является первым и уникальным в своем роде. И от того, насколько эффективно оно будет выполнено, зависит будущее мирового рынка воды и, возможно, мировой экономики.
   Оценки влияния дефицита воды на экономический рост проводились уже 10 лет назад. Аналитики отмечали, что в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Филиппины и Индонезия, дефицит воды явно сдерживает развитие экономики. В Китае по тем же причинам в середине 1990-х объем промышленного производства был на $27 млрд. меньше потенциально возможного. Всемирный банк оценивал затраты на обеспечение Восточной Азии питьевой водой в $128 млрд.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   О слияниях фармацевтических компаний
   
(По материалам статьи «Химическая атака», «Компания», 09.03.04, автор - Дмитрий Сомов)
   За последние десять лет мировой фармацевтический рынок пережил 58 крупных слияний, кардинально изменивших его пейзаж. Для сравнения: за четыре послевоенных десятилетия крупные слияния, оказавшие существенное влияние на передел фармацевтического рынка, происходили лишь дважды: в 1956 г. компания Merck Co приобрела Sharp&Dohme, а в начале 1970-х произошло слияние Warner-Lambert и Parke-Davis.
   Первая волна глобализации на фармацевтическом рынке имела место в конце 1980-х годов. В этот период путем слияния появились такие гигантские компании, как SmithKlineBeecham, BristolMyersSquibb и Rhone-Poulenc Rorer. Вторая волна, нахлынувшая в середине 1990-х, первоначально ознаменовалась слиянием Sterling Winthrop и Sanofi. Этому примеру последовали и другие.
   Слияния первых двух волн носили скорее оборонительный характер. Главными причинами, вынуждавшими компании объединять бизнес, аналитики называли снижение прибыли, падение курса акций, давление со стороны регулирующих органов, нехватку средств на продвижение препаратов.
   Третью волну фармацевтический рынок переживает сейчас. Объектами слияний становятся равные по размерам компании, занимающие лидирующие позиции на рынке. Мотивы слияния тоже изменились: ныне крупнейшими фирмами движет стремление вырваться вперед в продвижении новых технологий, чтобы не потерять свою долю рынка. Черная королева из сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» была права: надо очень быстро бежать, если хочешь остаться на месте.
   Аналитики компании PricewaterhouseCoopers в 1998 г. опубликовали отчет Pharma 2005, в котором предсказывали в 2005 г. возникновение глобального кризиса в фармацевтической индустрии. Сегодня из-за падения объема продаж рецептурных препаратов снижаются доходы у ведущих предприятий отрасли, вкладывающих огромные средства в разработку новых лекарств. Кроме того, фармацевтических гигантов раздражает политика стран «третьего мира». Правительства развивающихся государств пытаются обеспечить своим гражданам доступ к новым эффективным препаратам методами, с точки зрения фармацевтов, совершенно некорректными. В странах Азии власти потворствуют откровенному нарушению местными производителями патентных прав. В частности, неофициально поддерживают выпуск препаратов, патенты на которые еще не истекли. Участники прошлогоднего саммита ВТО в Канкуне вели напряженные дискуссии на эту тему, но так и не смогли прийти к окончательному решению.
   При этом фармацевтические компании Индии, Китая и стран Восточной Европы, выпускающие легальные дженерики (воспроизведенные препараты, не защищенные патентом), уже переросли национальные масштабы и стали активными участниками мирового рынка. Причем благодаря низкой себестоимости препаратов индийцы, китайцы и поляки легко теснят западные компании в тех же развитых странах. Как следствие в последние годы прирост прибыли ведущих компаний резко сократился. Стоимость вывода на рынок нового препарата сегодня достигла $500 млн. В эту сумму входят создание лекарственной формы из вещества с уже доказанной биологической активностью, проведение доклинических и клинических испытаний препарата и его лицензирование. В 1980-е годы ведущие компании тратили на разработку новых средств в среднем 10% чистой прибыли, а объем продаж ежегодно возрастал на 11 – 15%.
   К 2000 г., моменту начала третьей волны глобализации, обороты ведущих компаний увеличивались в год не более чем на 5%, а на разработку новых препаратов затрачивалось уже до 15% чистой прибыли. Резко сократился и цикл жизни препарата. Разработанный в конце XIX века аспирин и сейчас приносит прибыль своему владельцу – концерну Bayer, но это скорее исключение из правил. У большинства лекарств, появившихся в конце ушедшего столетия, цикл жизни едва дотягивает до истечения срока действия патента (20 лет). За это время гарантированно появляются аналогичные, порой более активные препараты. В 1996 г. на рынке было представлено 56 новых лекарств – это абсолютный рекорд за всю историю фармацевтической индустрии. Однако через несколько лет положение дел изменилось: в 2003 г. компании вывели только 17 новых препаратов, при этом общие затраты на исследовательские работы достигли невероятной цифры – $40 млрд. Вложения в эту сферу 20 ведущих компаний за последние три года удвоились. В 2003 г. крупнейшие предприятия потратили на разработку новых препаратов 20% прибыли.
   Снижение числа новых лекарств привело к тому, что большинство теперешних лидеров рынка получают до половины всех прибылей с одного-двух оригинальных фармацевтических продуктов. Окончание срока действия патента на любой из них приводит к резкому падению прибыли компании. Например, препарат Vasotec приносил компании Merck Co до $2 млрд. ежегодно. Однако в 2000-м срок действия патента истек, на рынке появились дешевые копии препарата и как следствие продажи Vasotec упали до показателя в $600 млн. Продажи популярного антидепрессанта Prozac (компания Lilly) после появления легальных дженериков и вовсе упали за два месяца на 70%.
   Срок действия патентов на большинство самых популярных фармацевтических продуктов истекает в первом-втором десятилетии XXI века. В число этих препаратов входят Paxil от GSK, Claritin от Schering-Plough, Viagra от Pfizer. Это значит, что компаниям нужно в срочном порядке искать им замену. Но для того чтобы через десять лет вывести на рынок новый препарат, надо уже сейчас иметь вещество с доказанной фармакологической активностью.
   Производство лекарств сегодня основывается на высокотехнологичных и очень недешевых биотехнологических процессах, проводимых на генном или молекулярном уровне. Доля препаратов, созданных с применением методов генной инженерии, ныне составляет 11%. В секторе новых лекарств этот показатель достигает 65%. Препараты, произведенные посредством прямого химического синтеза требуют использования столь тонких технологий, что стоимость подобных разработок давно выражается в миллиардах долларов.
   За последние десять лет ужесточились требования со стороны регулирующих органов к безопасности новых лекарств. Стали обязательными их масштабные, многосоставные исследования. В результате доля фармацевтических продуктов, отозванных на стадии клинических испытаний, резко возросла.
   В условиях, когда исследования дорожают и усиливается конкуренция со стороны производителей из развивающихся стран, единственным средством удержаться на рынке для фармацевтических компаний остается слияние. Альянсы, как показывают исследования, позволяют компаниям сэкономить до 15% текущих расходов, сократить затраты на разработку пересекающихся препаратов, повысить исследовательский потенциал. Кроме того, компании выигрывают от таких факторов, как повышение капитализации, доступ к дополнительным кредитным линиям, сокращение дублирующих друг друга отделов. Например, слияние GlaxoWellcome и SmithKlineBeecham позволило сократить не менее 7200 торговых представителей компании по всему миру, снизив ежегодные затраты на маркетинг не менее чем на $300 млн. При этом относительная эффективность работы торговых отделов (если сравнивать прибыль, приносимую предприятию одним сотрудником) выросла на 10 – 20%.
   Приобретение концерном Pfizer компании Pharmacia было продиктовано в первую очередь стремлением получить доступ к новым разработкам американского производителя. Они стали очень интересовать менеджеров Pfizer, после того как те поняли, что у исследовательского отдела концерна нет новых препаратов, которые могли бы быть выпущены в ближайшие 5 – 10 лет.
   Основной причиной образования Aventis стало стремление Hoechst Marion Roussel и Rhone-Poulenc Rorer объединить пересекающиеся разработки.
   Конечно, масштабные слияния имеют и свои минусы. Первый и самый очевидный – массовое сокращение сотрудников. Впрочем, это не единственный минус. Журнал Pharmaceutical Executive в 2001 г. привел характерные данные о положении дел в объединившихся компаниях. В 75% случаев капитализация новой компании оказывается ниже суммы показателей капитализации исходных фирм; их производительность вслед за объявлением о слиянии падает на 50%; индекс удовлетворенности сотрудников своей работой снижается на 14%; трения среди высшего руководства возрастают на 47%.
   Анализ потенциальных блокбастеров среди препаратов, которые появятся на рынке максимум в течение ближайших трех лет, показывает, что вновь объединившимся компаниям пока не удается создать действительно новый препарат.
   И все-таки большинство аналитиков фармацевтического рынка уже сейчас уверенно предсказывают, что волна слияний далека от своего завершения. Поговаривают о возможном слиянии GSK и BristolMyersSquibb, а также о том, что подходящего партнера ищет Merck Co.

Вернуться к содержанию выпуска

   Продавцы роскоши идут в массы
   
(«Известия», 09.03.04)
   Индустрия люксовых товаров и предметов роскоши переживает времена небывалого роста по всему миру. Рынок наконец оправился от последствий 11 сентября, и крупнейшие компании отрасли показали отличные результаты по итогам прошлого года. Однако главным фактором роста эксперты называют произошедшие за последние годы глобальные изменения в потребительских предпочтениях. Люксовый товар перестал быть товаром эксклюзивным, некогда закрытый рынок становится все более массовым.
   В результате сентябрьских терактов 2001 г. люди по всему миру стали меньше путешествовать, пошел на спад туризм, с которым тесно коррелирует бизнес продавцов предметов роскоши. Результатом снижения экономической активности стало снижение торговых оборотов крупнейших операторов рынка. В последнее же время ситуация стала резко меняться в лучшую сторону. Япония, традиционно обеспечивающая до 75% мирового объема продаж предметов роскоши, наконец проснулась от спячки - в стране наметились признаки завершения десятилетней рецессии. Вслед за взлетом в туризме растут и другие перспективные люксовые рынки - Европа и Азия.
   Однако наблюдатели связывают взлет люксовой отрасли не только с экономическом подъемом и ростом туризма. Многие считают, что за последние годы изменилась сама психология потребителя. Все больше людей хотят приобщиться к миру дорогих бутиков и именитых коллекций. Дело идет к тому, что некогда эксклюзивные бренды становятся предметом массового спроса и, соответственно, предложения. Конечно, эта тенденция не грозит исчезновением целой отрасли, однако многие компании элитного рынка могут пострадать от тиражирования их брендов.
   Gucci. Продажи компании Gucci, третьего в мире производителя люксовых товаров и предметов роскоши, за последние месяцы выросли более чем на 10%. Обороты компании растут даже несмотря на неблагоприятную конъюнктуру валютного рынка. "Мы вынуждены хеджироваться от последствий сильных курсовых колебаний, чтобы тяжесть сильного евро не ложилась целиком на конечного потребителя", - говорит гендиректор Gucci Group Доминико Де Сол, чья компания работает по большей части в расчете на потребителей из Азии и США.
   LVMH. Французская компания LVMH, крупнейший в мире производитель предметов роскоши - от одежды и драгоценностей до коньяка Hennessy и шампанского Dom Perignon, стала в прошлом году прибыльнее на треть. И это несмотря на 6%-ное (до 12 млрд. евро) падение доходов, вызванное ростом евро по отношению к доллару и привязанным к нему валютам вроде китайского юаня.
   Начинающийся мировой экономический подъем LVMH встретила освобождением от тех активов, которые не смогли пережить кризиса туристической индустрии, вызванного событиями сентября 2001 г. Было сокращено число магазинов одежды Donna Karan и косметических центров Sephora. Ушли к новым владельцам шампанское Pommery, косметика Hard Candy и часы Ebel. Именно беспрецедентное урезание расходов привело к такому впечатляющему финансовому результату, которого в ближайшие годы не удастся повторить даже при самой благоприятной рыночной конъюнктуре.
   Очередные ставки сделаны на продление аренды магазинов DFS и собственную сеть Vuitton. DFS - сеть магазинов беспошлинной торговли, обслуживающая туристов и путешественников в Восточной Азии, Океании и на обоих побережьях Северной Америки. В прошлом году оживление азиатской экономики впервые после 2001 г. позволило DFS заработать деньги. Одновременно LVMH принялась за строительство новых торговых центров Vuitton, торгующих такими товарами, как сумки Theta стоимостью $5550.

Вернуться к содержанию выпуска

   Сталелитейные компании Японии сохраняют прогнозы прибыли
   
(Интерфакс-АФИ, 10.03.04)
   Японские сталелитейные компании отмечают стабильный рост спроса на свою продукцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке - однако опасаются, что рост затрат на производство может сократить рост прибыли. Несмотря на то, рост цен на конечную продукцию и увеличение спроса со стороны Китая помогли сталепроизводителям выбраться из кризиса, перебои с поставками угля и железной руды, а также нехватка грузового транспорта для транспортировки сырья увеличивают затраты на производство.
   Три из четырех крупнейших в Японии сталелитейных компаний - JFE Holdings, Sumitomo Metal Industries и Kobe Steel - оставили неизменными прогнозы чистой прибыли на финансовый год, который заканчивается 31 марта.
   JFE повысила прогноз выручки на текущий финансовый год на 50 млрд. иен ($450 млн.) - до 2,48 трлн. иен, однако прогноз чистой прибыли оставила на прежнем уровне в 95 млрд. иен. Nippon Steel, крупнейшая в стране сталелитейная компания, оставила на прежнем уровне прогноз операционной прибыли и прибыли до уплаты налогов, однако снизила прогноз чистой прибыли из-за ожидаемой переоценки активов компании до 30 млрд. иен с ранее прогнозировавшихся 65 млрд. иен.
   Sumitomo оставила прогноз выручки и чистой прибыли на прежнем уровне 1,1 трлн. иен и 25 млрд. иен соответственно. Kobe Steel сохранила прежний прогноз чистой прибыли на текущий финансовый год на уровне 20 млрд. иен, несмотря на увеличение прогноза выручки до 1,22 трлн. иен с 1,2 трлн. Вице-президент компании Цугуто Мориваки заявил, что рост транспортных расходов и стоимости сырья увеличат расходы компании в текущем финансовом году на 14 млрд. иен.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям CNews, МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, Интерфакс-АФИ, «Ведомости», «Время новостей», MIGnews.com, 09-12.03.04)
   Texas Instruments. Крупнейший в мире производитель микросхем для мобильных телефонов Texas Instruments повысил нижнюю планку прогноза по продажам в I квартале 2004 г. до $2,84 млрд. Продажи Texas Instruments c января по март 2004 г. будут находиться в диапазоне от $2,84 до $2,95 млрд. В январе 2004 г. компания прогнозировала выручку от продаж от $2,72 до $2,95 млрд. Чистая прибыль Texas Instruments по итогам I квартала 2004 г. должна составить от $0,19 до $0,22 на акцию по сравнению с $0,07 на акцию год назад.
Вернуться к содержанию выпуска

   Oracle. Корпорация Oracle, крупнейший в мире производитель программного обеспечения после корпорации Microsoft, увеличила чистую прибыль в III финансовом квартале, истекшем 29 февраля, на 11% до $635 млн. с $571 млн. годом ранее.
   Рост прибыли связан с увеличением продаж программного обеспечения для систем хранения данных. Квартальный объем продаж вырос на 9% до $2.51 млрд. с $2.31 млрд. годом ранее. Продажи новых лицензий на использование программного обеспечения выросли на 12% до $847 млн. Продажи ПО для систем хранения данных выросли на 16% до $700 млн., продажи приложений для управления бизнесом не изменились, составив $140 млн.
Вернуться к содержанию выпуска

   Deutsche Telekom. Прибыль от основной деятельности немецкого оператора связи Deutsche Telekom увеличилась в IV квартале 2003 финансового года на 3,4% и составила €4,5 млрд. Чистая задолженность сократилась в истекшем квартале до €46,6 млрд. благодаря росту курса евро к доллару США, в то время как аналитики ожидали, что фирма завершит квартал с долгом на уровне €47,7 млрд. Deutsche Telekom, который является крупнейшим оператором телефонной связи в Европе, объяснил свои успехи активным спросом на услуги его подразделения сотовой связи.
Вернуться к содержанию выпуска

   France Telecom-Wanadoo. Французская телекоммуникационная компания France Telecom сообщила о намерении приобрести полный пакет акций (не принадлежащие ей 29,4% акций) крупнейшего во Франции интернет-провайдера Wanadoo, являющегося дочерней компанией France Telecom. Как говорится в сообщении компании, полный контроль над Wanadoo позволит France Telecom "вести более эффективную и гибкую политику" в области реализации услуг по высокоскоростному доступу в интернет и продажи новых приложений, обеспечивающих телевещание через интернет.
Вернуться к содержанию выпуска

   Telefonica-BellSouth. Третий по величине телекоммуникационный оператор Европы, испанская компания Telefonica, согласилась приобрести латиноамериканские активы американской BellSouth за $5,85 млрд. BellSouth отметила, что в результате ее долговое бремя сократится на $1,5 млрд. После заключения договора BellSouth сможет перенаправить свои инвестиционные потоки на внутренний рынок. В результате сделки, клиентская база Telefonica Moviles в Латинской Америке вырастет на 10,5 млн. абонентов до 40,5 млн.
Вернуться к содержанию выпуска

   T-Online International AG, крупнейший в Европе интернет-провайдер, завершил IV квартал с прибылью по сравнению с убытком годом ранее. Чистая прибыль компании составила 5,4 млн. евро по сравнению с чистым убытком 61,6 млн. евро в IV квартале предыдущего года. Выручка увеличилась на 9,8% - до 504,2 млн. евро, что оказалось ниже прогноза аналитиков, ожидавших роста на 20%. В этом году T-Online прогнозирует рост выручки на 350 млн. евро по сравнению с увеличением на 1,85 млрд. евро годом ранее.
Вернуться к содержанию выпуска

   Deutsche Post. Германская почтовая служба Deutsche Post увеличила чистую прибыль в IV квартале на 65% до 441 млн. евро с 267 млн. евро годом ранее. Аналитики прогнозировали чистую прибыль компании на уровне 429 млн. евро. Рост прибыли отражает предпринятое компанией сокращение издержек, а также включение в консолидированную отчетность результатов американского подразделения экспресс-доставки Airborne, принадлежащего Deutsche Post.
   В 2003 г. чистая прибыль Deutsche Post выросла в 2 раза до 1.31 млрд. евро с 659 млн. евро годом ранее. Аналитики ожидали годовую прибыль на уровне 1.3 млрд. евро. Продажи выросли на 1.9% до 40 млрд. евро.
   Компания также прогнозирует рост прибыли EBITDA (до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2004 г. на 5-10% с 2.98 млрд. евро в 2003 г. В 2005 г. Deutsche Post планирует получить прибыль EBITDA на уровне 3.6 млрд. евро.
Вернуться к содержанию выпуска

   Canon. Корпорация Canon, крупнейший в мире производитель цифровых камер и копировально-множительной техники, снизила прогноз по продажам в 2005 г. на 5.6% до 3.6 трлн. иен ($32.3 млрд.) с 3.8 трлн иен в связи с жесткой конкуренцией и укреплением курса иены к доллару. Продажи в 2004 г. ожидаются на уровне 3.3 трлн. иен. Вместе с тем Canon прогнозирует увеличение доналоговой прибыли до 500 млрд. иен в 2005 г. с 470 млрд. иен в 2004 г. на фоне предпринимаемого компанией сокращения издержек.
   В 2006 г. Canon намерен выйти на рынок больших плоскопанельных телевизоров и планирует ежегодно продавать их на сумму 100 млрд. иен.
Вернуться к содержанию выпуска

   Japan Airlines System. Авиакомпания Japan Airlines System, крупнейшая в Азии по объемам продаж, сократит 4.5 тыс. рабочих мест в связи с ожидаемым получением убытков. Компания прогнозирует получение чистого убытка в 2003/2004 финансовом году, истекающем 31 марта, на уровне 89 млрд. иен ($799 млн.) против прибыли в 11.6 млрд. иен годом ранее. Прогноз по продажам был снижен с 1.98 трлн. иен до 1.96 трлн. иен.
   Japan Airlines наряду с ключевыми конкурентами сокращает издержки, чтобы добиться восстановления бизнеса, испытавшего спад после вспышки эпидемии атипичной пневмонии и войны в Ираке, а также в связи с резким ростом мировых цен на энергоносители. Цены на авиационное топливо, составляющее крупнейшую статью операционных издержек компании, могут вырасти до $34 за баррель в будущем финансовом году с $29 за баррель в текущем финансовом году.
Вернуться к содержанию выпуска

   Toyota-Ford. Заклятые конкуренты на автомобильном рынке - японская Toyota и американская Ford Motor Company нашли сферу для сотрудничества. Toyota продаст Ford лицензии на производство отдельных компонентов гибридных двигателей, сочетающих электромотор и двигатель внутреннего сгорания. Toyota и Ford также договорились об обмене лицензиями на технологию, направленную на уменьшение выброса оксидов азота в окружающую среду.
   Toyota первой в мире начала выпускать автомобили-гибриды. С 1997 г. корпорация продала свыше 200 000 таких машин, в том числе 53 000 - в прошлом году. Вслед за Toyota на новый рынок вышла японская Honda Motor. А в 2002 г. Toyota подписала соглашение сроком на пять лет с японской Nissan Motors о продаже лицензии на производство "гибридных" двигателей, которое вступит в силу в 2006 г.
   Аналитики полагают, что Toyota вряд ли сможет заработать на продаже лицензий на производство двигателей-гибридов серьезные деньги. Но Курт Зангер из ING Securities отмечает, что для Toyota важность соглашения заключается в возможности устанавливает в мире собственные стандарты производства двигателей-гибридов. А Ford получит новую технологию, разрабатывать которую самостоятельно ему было бы затруднительно из-за финансовых неурядиц.
Вернуться к содержанию выпуска

   BMW. Компания Bayerische Motoren Werke (BMW), занимающая второе место в мире по производству автомобилей класса "люкс", увеличила чистую прибыль в IV квартале на 30% до 424 млн. евро с 326 млн. евро годом ранее. Аналитики прогнозировали чистую прибыль компании на уровне 477 млн. евро. Финансовый результат учитывает разовые расходы по увеличению резерва пенсионных выплат в связи с досрочным выходом работников на пенсию на сумму 110 млн. евро. Доналоговая прибыль увеличилась на 22% до 704 млн. евро. Квартальный объем продаж вырос на 10% до 11 млрд. евро.
   В 2003 г. чистая прибыль компании снизилась на 3.6% до 1.95 млрд. евро, доналоговая прибыль - на 2.8% до 3.2 млрд. евро.
Вернуться к содержанию выпуска

   Volkswagen. Компания Volkswagen, крупнейший в Европе производитель автомобилей, предпримет дополнительное сокращение издержек на 2 млрд. евро в течение следующих 2 лет на фоне стагнации спроса на автомобили и укрепления евро к доллару. Кроме того, компания считает, что получение операционной прибыли в 2004 г. на уровне прошлого года в 2.5 млрд. евро станет для нее "амбициозной" задачей.
   Продажи Volkswagen в I квартале упали на 6% до 689,000 автомобилей. В 2004 г. компания прогнозирует лишь незначительное увеличение продаж на всех рынках, за исключением Китая. Напомним, что Volkswagen испытала падение чистой прибыли в IV квартале 2003 г. на 60% до 305 млн. евро с 755 млн. евро годом ранее.
   Резкое сокращение прибыли связано с укреплением курса евро к доллару и расходами по списанию инвестиций в разработку новых моделей в размере 711 млн. евро. Квартальный объем продаж повысился на 6% до 23 млрд. евро с 21.7 млрд. евро за аналогичный период прошлого года.
Вернуться к содержанию выпуска

   E.on. Крупнейший энергетический концерн Европы E.on объявил, что все плановые финансовые показатели за прошлый год значительно превышены. Главными причинами успеха E.on, как и предполагалось, стало присоединение к концерну таких гигантов, как Ruhrgas и Powergen, а также доходы от продажи долевого участия в ряде предприятий. Кроме того, значительно улучшились показатели в «центральном бизнесе» E.on - секторе электроэнергии и природного газа.
   Результаты деловой активности E.on за 2003 г. оказались рекордными. Чистая прибыль концерна в размере 4,6 млрд. евро за прошлый год даже самым смелым оптимистам представлялась попросту нереальной (аналитики допускали максимум 4,35 млрд. евро, учитывая, что еще годом ранее этот показатель достигал гордых 3,9 млрд. евро и также был «рекордным»).
Вернуться к содержанию выпуска

   PPL Therapeutics PLC. Руководство британской компании PPL Therapeutics PLC, специализирующейся на современных биотехнологиях, объявила в своем банкротстве. PPL прославилась в 1997 г. после того, как ученым компании впервые удалось клонировать овцу. Овечка Долли многие годы была символом научного прогресса.
   Не исключено, что PPL будет приобретена инвестиционной компанией Metage Capital, которая до банкротства владела 20% акций PPL.
Вернуться к содержанию выпуска

   Adidas-Salomon. По итогам 2003 г. второй в мире производитель спортивных товаров, германская Adidas-Salomon, зафиксировала рост прибыли на 14% , несмотря на неутешительные результаты в Северной Америке. По итогам 2003 г. глобальная прибыль Adidas-Salomon выросла на 14% и составила 260 млн. евро ($320 млн.). Объем продаж на мировом рынке вырос на 5%. Рост продаж отмечается на всех региональных рынках кроме Северной Америки. Зато наиболее заметно продажи компании выросли в Латинской Америке. Без учета курсов колебаний валют этот показатель составил 35%. Наиболее успешными рынками оказались для компании Бразилия и Аргентина.
   По данным агентства Reuters, у Adidas размеры заемных средств превышают размеры собственных в 2,8 раза. Это больше, чем у ее конкурентов Nike, Reebok и Puma. В 2003 г. компании удалось сократить размеры долга на 552 млн. евро.
Вернуться к содержанию выпуска

   El Paso переоценит прибыль
   
(«Ведомости», 12.03.04, автор - Кортни Стрингер)
   Техасской компании El Paso, которая недавно снизила оценку своих запасов газа на $1 млрд., теперь, возможно, придется пересмотреть и финансовые показатели за несколько лет. В 2002 г. убыток El Paso, оператора крупнейшей в США системы газопроводов, составил $1,47 млрд. при выручке $12,19 млрд. По итогам 9 месяцев 2003 г. El Paso получила убытки в $1,7 млрд. Ее чистый долг составляет $23,6 млрд. Компания также занимается добычей нефти и газа, кроме того, ей принадлежит ряд электростанций.
   Опубликование финансовой отчетности за IV квартал 2003 г. компания, испытывающая финансовые трудности и отягощенная долгами, решила отложить. Ранее El Paso сообщила, что собирается снизить оценку запасов газа на 34%, или 51 млрд. куб. м, по сравнению с примерно 148 млрд. куб. м, заявленными в начале 2003 г. В феврале компания объявила о том, что наняла юридическую фирму, которой предстоит выяснить, почему доказанные запасы компании были так резко снижены. El Paso заявила, что в дальнейшем переоценки запасов не предвидится, но "уценку", возможно, придется по частям перенести на предыдущие годы, а соответственно, и пересмотреть финансовые результаты за несколько лет.
   El Paso попала в число нескольких компаний, добыча которых оказалась ниже планируемой и которым вслед за Royal Dutch/Shell пришлось снизить оценку доказанных запасов. Скандал вокруг Shell уже привел к отставке председателя совета директоров компании Филипа Уоттса, хотя компания объявила о гораздо менее значительном, чем El Paso, сокращении запасов - всего на 20%.
   А для El Paso объявление о сокращении подтвержденных запасов обернулось снижением кредитного рейтинга Moody's . Кроме этого на нее подали в суд миноритарные акционеры, а партнер компании, добывающий вместе с ней газ в бассейне Мексиканского залива, заявил о намерении прекратить сотрудничество.

Вернуться к содержанию выпуска

   Убытки Parmalat растут
   
(«Ведомости», 10.03.04, автор - Фред Капнер)
   Эксперты, анализирующие бухгалтерскую отчетность Parmalat, выявляют все новые факты махинаций. По данным предварительного отчета аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, за 9 месяцев прошлого года Parmalat понесла убытки до уплаты налогов на сумму не менее чем 351 млн. евро ($435 млн.). Однако в официальном отчете компании названа меньшая цифра убытков - всего 304 млн. евро.
   Сумма убытков может еще больше вырасти, если выяснятся новые факты завышения объемов продаж и сокрытия убытков и расходов бывшими руководителями обанкротившейся компании. Разница между данными компании и PwC, похоже, объясняется фиктивностью финансовых сделок, проведенных Bonlat, финансовым филиалом Parmalat на Каймановых островах.
   В ближайшие 10 дней следственные органы Милана должны предъявить обвинения в манипулировании ценами и распространении ложной информации 27 бывшим руководителям и членам совета директоров Parmalat. А находящийся под стражей бывший генеральный директор и основатель компании Калисто Танци рискует получить от 5 до 15 лет тюрьмы, если его вина будет доказана. Однако окончательные обвинения в мошенничестве будут предъявлены не раньше чем через год, когда миланским и пармским судебным органам удастся выяснить, куда исчезли 14,5 млрд. евро. Половина этой суммы, как считают следователи, может оказаться не внесенными в отчетность операционными убытками, накопившимися более чем за 30 лет. Но никто не может объяснить, куда делась вторая половина.
   Финансовые аналитики утверждают, что сегодня бизнес Parmalat можно оценить в 1 млрд. евро, хотя эта цифра удвоится, если нынешний глава компании Бонди не станет распродавать активы компании и за год проведет ее реструктуризацию. По мнению одного из банкиров, если компанией правильно руководить, она принесет большие доходы; по его оценке, бизнес Parmalat может стоить 6 млрд. евро.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное