Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки
   22 мая 2000 г.   
Обзоры материалов российской и зарубежной прессы

Сегодня в выпуске:

На рынке кофе ожидается рост цен
На проходившей в Лондоне встрече стран - производителей кофе подписано соглашение, призванное поднять цены, достигшие минимальных значений за последние семь лет. Производители придержат 20% экспорта до тех пор, пока цена-индикатор, уста-новленная Международной ор-ганизацией кофе, не достигнет $0,95 за фунт. Сейчас она со-ставляет всего лишь $0,68.
   Ведомости 22.05.00
   


На мировом рынке бериллия
Переработка бериллиевых руд и концентратов в бериллиевые продукты осуществляется только в трех странах. Лидером среди них, значительно опережающим остальных продуцентов, являются США, где крупной компанией, производящей бериллий на руднике в г. Дельта (шт. Юта), является Brush Wellman со штаб-квартирой в шт. Огайо. Другими мировыми продуцентами бериллия являются Казахстан и Китай.
Медно-бериллиевые сплавы используются в качестве проводников электричества в авиакосмической и автомобильной промышленности, а также в производстве телекоммуникационного оборудования. Производство таких сплавов является ключевым рынком сбыта бериллия в Северной Америке, Европе и Японии. В США в поставках бериллиевых сплавов на внутренний рынок доминирует Brush Wellman, кроме того, примерно 40% своей продукции компания экспортирует, деля европейский рынок сбыта этого товара с японским продуцентом медно-бериллиевых сплавов - фирмой NGK Metals.
По данным U.S. Geological Survey, американский экспорт бериллия и его сплавов (обработанных и необработанных) в последние годы повышался. Суммарный экспорт увеличился с 40,3 т в 1997 г. до 57,7 т в 1998 г.
Цены на полосу из медно-бериллиевого сплава (на базе 150-250 кг) в течение 1999 г. поддерживались на стабильном уровне.
В прошлом году Министерство энергетики США пересмотрело установленные 50 лет назад бериллиевые стандарты для работников атомного энергетического сектора (бериллий в указанной сфере используется как замедлитель в ядерных реакторах). Новые стандарты, введенные с января 2000 г., предусматривают значительно более жесткие, чем раньше, меры безопасности при работе с бериллием на атомных станциях. Хотя новое законодательство непосредственно не касается Brush Wellman, компания намерена при установке своих собственных экологических стандартов учитывать разработки Министерства энергетики и Национального института профессиональной безопасности и охраны здоровья, однако она отмечает, что бериллиевые материалы в твердом состоянии не представляют опасности для здоровья.

   БИКИ 20.05.00
   


На рынке азотных удобрений стран Западной Европы
В опубликованном обзоре анализируется производство азотных удобрений и необходимость реконструирования промышленности по их выпуску, планы отдельных производителей, проблемы потребления, ценовая ситуация на рынке, проблемы импорта.
   БИКИ 25.04.00
   


Германский рынок оборудования и материалов для медицинских исследований in vitro
В опубликованном обзоре рассматриваются:
- основные характеристики рынка и перспективы его развития;
- конкурентная среда;
- конечные потребители и доступ на рынок;
- практика сбыта;
- платежная и финансовая практика;
- регулирование импорта;
- адресные и другие реквизиты соответствующих организаций.

   БИКИ 18.05.00
   


Японская Sony - амбициозные планы
Японский электронный гигант Sony планирует удвоить объемы производства персональных компьютеров. К марту 2001 г. компания намерена произвести 2,8 млн компьютеров.
Основную прибавку к объемам продаж должно дать увеличение производства настольных и портативных компьютеров модели Vaio. Популярность этой модели, в которую Sony встраивает новые цифровые устройства, например цифровые камеры, уже привела к увеличению объемов продаж электроники за прошлый финансовый год.
Так, доходы от продаж новинок серии Vaio составляют половину JOT общего объема доходов Sony.
Единственным препятствием удвоению объемов производства персональных компьютеров может быть нехватка жидкокристаллических дисплеев и чипов флэш-памяти.
Решение об удвоении объемов производства персональных компьютеров было принято вслед за проведенной Sony реструктуризацией, которая должна обеспечить компании одно из ведущих мест в грядущей эре интернет-технологий. Персональные компьютеры марки Vaio по замыслу Sony должны сыграть одну из четырех главных ролей в стратегии будущего компании. Другие роли отведены игровой приставке PlayStation, сотовым телефонам и цифровым телевизорам.
Компания осознала, что Интернет, который для Sony является новой областью, чрезвычайно важен! Именно в области производства электроники можно занять особенную, отличную от
других Интернет-компаний нишу, - заявил один из аналитиков компании Nikko Salomon Smith Barney.

   Ведомости 18.05.00
   


Французский рынок газонокосилок
В опубликованном обзоре анализируются основные параметры рынка, условия конкуренции, спрос конечных потребителей, возможности доступа на рынок, каналы сбыта и финансирования.
   БИКИ 27.04.00
   


Тенденции развития российского рынка нефтепродуктов
В опубликованных материалах рассматриваются взаимоотношения АЗС и нефтедобывающих, перерабатывающих и сбытовых структур, проблемы ценообразования на рынке бензина, налогообложения участников рынка.
   Коммерсант 17.05.00
   


Первая электронная биржа по торговле энергоресурсами в России
В РФ учреждена электронная биржа для торговли нефтью, нефтепродуктами, электроэнергией и природным raзом. Инициатор проекта компания Сибнефть называет его революционным шагом и оценивает объем инвестиций в 100 млн.долл., а оборот торгов на первом этапе - в десятки миллионов долларов.
Судя по официальному пресс-релизу, Сибнефть рассчитывает превратить Энергетическую торговую систему (ЭТС) в основную торговую площадку для всего нефтяного рынка России. А чтобы этот масштабный проект привлек как можно больше торговцев нефтью и нефтепродуктами, в состав его учредителей вошли транспортные монополисты - Транснефть, Транснефтепродукт, а также МПС. Практически вся нефть и нефтепродукты в стране проходят через их системы. В руках монополистов есть реальные рычаги, чтобы заставить нефтяников продавать свой товар через конкретную биржу. В общем, и заставлять даже не надо - достаточно дружеской рекомендации Транснефти или МПС.
Время, чтобы столбить место главной по биржам, Сибнефтью выбрано верно - как раз несколько дней назад правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому оно может устанавливать для нефтяных компаний объем обязательных продаж нефти и нефтепродуктов через торговые площадки. Мы планируем организовать торги так же, как они проходят на крупнейших мировых площадках. Участие транспортников позволит нам продавать, например, нефть с доставкой в конкретный пункт по аналогии с тем, как Urals продается с доставкой в Роттердам, - объяснил источник в компании Сибнефть. Однако начать торги предполагается не с нефти, а с нефтепродуктов, гак как, по словам представителя Сибнефти, рынок нефтепродуктов более прозрачный. Первые продажи через ЭТС ее организаторы планируют осуществить в конце 2000 - начале 2001 г., а пока в Сибнефти собираются привлечь консалтинговую компанию для разработки бизнес-плана грандиозного проекта.
Представители компании говорят, что готовы принять в учредители ЭТС на равных условиях любые нефтяные и трейдерские компании. Однако нефтяники, похоже, не горят энтузиазмом. В фирме Нафта-Москва сообщили, что пока не собираются работать через биржу. Источник, близкий к ЮКОСу, сказал, что, если компании понадобится продавать товар через биржу она создаст свою собственную. А Сургутнефтегаз, как стало известно из пресс-релиза компании SAP, намерен создать свою торговую площадку в Интернете для нефтегазовой отрасли''. Вначале она будет использоваться Сургугнефтегазом для закупки материалов и оборудования, а в будущем возможна продажа через Интернет нефти и газа.
Как стало известно, у Сибнефти есть конкурент. 31 мая состоится первая сделка по нефтепродуктам на вполне реальной (а не виртуальной) и имеющей лицензию Европейско-Азиатской бирже. В Минтопэперго сообщили, что среди ее учредителей - аффилированные лица одной из крупных нефтяных компаний.

   Ведомости 19.05.00
   


РФ - рынок импортных сигарет
Импорт курительных изделий в Россию в 1999 г. составил 22,235 млрд. шт. (стоимостью 237,980 млн. долл.), в том числе сигарет - 22,182 млрд. шт. (236,552 млн.долл.). Средняя импортная цена одной пачки сигарет снизилась до 0,21 долл., а 3 - 4 года назад она равнялась примерно 0,30 долл.
Поставки сигарет из-за рубежа в целом оставались достаточно равномерными и фактически не реагировали ни на сезонные изменения потребительского спроса, ни на объявленное 100%-ное повышение ставок акциза с 1 января 2000г.
Доля основных иностранных компаний в российском импорте сигарет в 1999 г. составила (млрд. шт., в скобках - %): Philip Morris - 10,812 (47,1), Reemtsma - 5,018 (21,9), ВАТ - 2,388 (10,4), Japan Tobacco Int. - 2,012 (8,8), Gallaher Int. - 0,490 (2,1), Altadis - 0,316 (1,4). На эти 6 компаний приходилось 92% всего объема импорта сигарет в Россию. В шестерку лидеров не вошла фирма Булгартабак. Это связывается с продолжающейся контрабандой болгарских марок сигарет в нашу страну, а также законным и незаконным производством их на некоторых российских табачных предприятиях. По сравнению с предыдущим годом импорт сигарет в Россию в 1999 г. сократился более чем в 2 раза. В 2000 г. возможно повторное двукратное его сокращение. По оценкам аналитиков Ассоциации табачных дистрибьюторов Гранд-табак, объем импорта курительных изделий в текущем году не превысит 10 - 12 млрд. шт.
Такое предположение базируется на двух факторах - покупательной способности населения и началом производства известных фирменных сигарет непосредственно в России. Две транснациональные табачные компании Philip Morris (PhM) и Japan Tobacco Int. (JTI) в 2000
г. приступили к выпуску в России сигарет таких марок, как Marlboro , L & М, Winston, Camel, Salem, импорт которых в нашу страну составил в прошлом году около 10 млрд. шт. Руководство PhM заявило, что в 2000 г. на новой фабрике ФМ-Ижора будет изготовлено 9,5 млрд. шт. фирменных сигарет, которые заменят 90% объема импорта. Представители JTI , в свою очередь, сообщили, что начало производства фирменных сигарет на фабрике Петро позволит этому предприятию увеличить общий объем выпуска табачной продукции в 2000 г. на 10%. В 1999 г. на Петро было изготовлено около 50 млрд. курительных изделий. Выпуск импортозаменяющей табачной продукции здесь планируется в объеме 5 млрд. шт.
Таким образом, указанные два табачных гиганта собираются сократить в текущем году свой импорт сигарет в Россию на 10 - 15 млрд. шт.
В первую десятку импортных сигарет на российском рынке в настоящее время входят следующие марки (млрд. шт., в скобках - %): L & М 4,799 (20,9), West - 3,212 (14,0), Bond Street -
1,896 (8,3), Parliament - 1,868 (8,1), Marlboro - 1,825 (7,9), НВ - 1,203 (5,2), Winston - 0,762 (3,3), Monte Carlo - 0,737 (3,2), Prima Lux - 0,12.Q (3,2), Sovereign - 0,490 (2,1).
Основная часть импортных сигарет, по данным ассоциации Грандтабак, реализуется в Москве (около 60%), Санкт-Петербурге (20%) и Калининграде (15%).

   БИКИ 20.05.00
   


Отечественные производители проигрывают импортерам на рынке риса
Российские заводы по производству риса несут огромные убытки. Сначала прошлой осенью на Россию обрушилось 150 000 т гуманитарной помощи из США и ЕС, которые продавались по бросовым ценам и сильно испортили ситуацию на рынке. Далее пошла волна дешевой рисовой крупы из Китая, что еще более ухудшило конъюнктуру, Рынок потерян нами, - констатируют отечественные производители.
Аналитики оценивают емкость российского рынка риса в 500 000 т ежегодно. В России, по данным Госкомстата, в 1999 г. было произведено 444 000 трисо-зерен, крупы из них было выработано порядка 275 000 т. Согласно статистике ГТК, в 1999 г. импорт риса составил порядка 550 000 т, что почти в три раза больше, чем в 1998 г. (из Китая поступило 175 000 т, из Индии - окало 150 000 т). Потребление риса в России колеблется от 3,2 кг до 3,7 кг в год на душу населения. В Москве в число потребителей риса попадают 90,8% семей, в Петербурге - 86%, в целом т России рис потребляют 89,6% семей.
Ситуация на рынке была осложнена также мировой конъюнктурой: последние два года урожай риса был рекордно высоким, что вызвало повсеместное снижение цен на эту культуру. Российские производители рисовой крупы неоднозначно реагируют на ситуацию: с одной стороны, они признают, что проиграли импортерам, с другой стороны, собираются увеличить площади засева.
Прогнозы на новый сезон у производителей и импортеров очень разнятся. Глава Мистраля Олег Ершов уверен, что улучшения ситуации ожидать не приходится: судя по всему, будут продолжаться регулярные поставки дешевого низкокачественного риса из Китая, а также возможна и гуманитарная помощь из США. Аналитики Ангстрем-трейд, наоборот, полагают, что хуже уже не будет. Ситуация достигла апогея. Запасы риса исчерпываются, и, возможно, цены начнут расти в ближайшие недели.
Мария Баранова, исполнительный секретарь Международного клуба крупяных компаний, полагает, что деятельность импортеров в новом сезоне будет зависеть от политики государства. Если не будет государственных поставок, то импорт риса снова станет выгоден. В России растет только круглозерный рис, который более подходит для каш, а не элитные длиннозерные сорта. Так что рис - это единственная крупяная культура, которую имеет смысл ввозить в Россию, - говорит Баранова.

   Ведомости 18.05.00
   


Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" пытается выжить
На годовом собрании акционеров ОАО Московская кондитерская фабрика Красный Октябрь были обнародованы итоги прошедшего годa и планы на 2000 год. Главным достижением 1999 года президент ОАО Анатолий Даурский назвал инвестиционную программу в размере 240 млн рублей, из которых 195 млн получены из собственных средств ОАО, а остальное у от зарубежных акционеров.
Главные направления инвестиций Красного Октября в 2000 году это реклама и сбыт. Так, на широкомасштабную рекламную кампанию, в которой, по словам Анатолия Даурского, фабрика нуждается уже около двух лет, решено потратить 37 млн рублей. Еще одна запланированная статья расходов у программа по расширению и модернизации розничной сети, более широкому охвату региональных рынков. Торговые дома и представительства будут открыты в двенадцати крупнейших городах, семь из которых миллионники. В Муроме, Пскове, Костроме, Вологде, Сочи, Калужской и Московской областях будут открыты фирменные магазины. В Москве, где Красный Октябрь уже имеет пятнадцать собственных магазинов. планируется наладить пpямые связи с остальной розницей у количество розничных партнеров фабрики к концу года будет доведено до трехсот.
В свете новых инвестиционных приоритетов Красного Октября в 2000 году будут резко сокращены затраты на капстроительство. В 1999 году капвложения у главным образом в закупку нового оборудования и модернизацию производства у составили 194,6 млн. рублей (в этом году планируется истратить на это всего 68 млн).
Нам очень тяжело удерживать качество на прежнем уровне , говорит Даурский. Многие мои зарубежные партнеры говорят, что я не выдержу конкуренции . Заметим, что Красный Октябрь вынужден конкурировать и с крупнейшими международными компаниями - производителями шоколада, и с дешевыми импортными изделиями из Украины и Белоруссии, которые не облагаются таможенными пошлинами. Им (т.е. Красному Октябрю ) придется рано или поздно менять ассортиментный ряд, чтобы сосредоточиться на производстве шоколада, сократив выпуск более дешевых изделий , заявил нашему кор
респонденту Владислав Метнев, аналитик компании Атон.
В прошлом году Красный Октябрь разместил дополнительную эмиссию акций, которая была выкуплена Правительство Москвы, но, несмотря на это, на конец года компания имела отрицательный оборотный капитал, то есть краткосрочные обязательства превышали оборотные активы. По оценкам самой компании, прибыль Красного Октября составляет всего 2% от общего объема продаж, в то время как государство в виде налогов изымает 30%.
При этом 47% от общего количества кондитерских предприятий России в прошлом году были убыточны, деятельность многих международных компаний, производящих шоколад, финансировалась либо из-за рубежа, либо за счет продаж других продуктов, например, кофе. Производство же самого шоколада было убыточно, так как на закупаемые за границей какао-бобы приходится до 50% себестоимости, продажи осуществляются за рубли, а после кризиса рост внутренних цен сильно отставал от темпов девальвации рубля.
По мнению независимых аналитиков, никакие удачные управленческие решения не выведут компанию из состояния перманентного кризиса.
Очень вероятно, что рано или поздно Красный Октябрь будет поглощен одной из западных компаний , говорит Владислав Метнев. Заметим, что в настоящее время крупнейшим
акционером компании является Правительство Москвы, которому принадлежат 23,7% акций, еще 14% акций - в руках зарубежных акционеров. Решение направить средства на рекламу правильное, но денежный поток компании все равно не позволит ей на равных конкурировать с крупными западными производителями , заявила Мария Тарулина, аналитик компании Тройка-Диалог.

   Эксперт 15.05.00
   Russian Weekly 15.05.00


"Сургутнефтегаз" в Интернете
Мировой лидер на рынке программных решений по управлению предприятиями - компания SAP совместно с Сургугнефтегазом объявила о создании торговой площадки в Интернете. Начался дележ самого дорогого сегмента российского Интернета - рынка корпоративных систем.
С помощью торговой площадки, которую создают SAP и ''Сургут, нефтяная компания планирует вести закупочную деятельность, заключать контракты и проводить электронные платежи через Интернет. Основой решения станет платформа mySAP.com Marketplace. Как сообщил управляющий директор SAP СНГ Марко Бургхард, это новейшая платформа: первая действующая система на ее основе будет продемонстрирована только через неделю в Берлине.
SAP является мировым лидером на рынке систем управления предприятием ERP (Enterprise Resource Planning), оцениваемом в десятки миллиардов долларов. Основной программный продукт компании - система R/3. Большинство торговых российских сайтов работают без Back Office - ERP-систем, - говорит Михаил Елашкин, менеджер по маркегингу Oracle, основного конкурента SAP в России и мире. - А такие сайты при увеличении объемов продаж бессмысленны.
Чтобы не упускать быстро растущий рынок торговых систем, производители ERP-систем разработали надстройку над ними - CRM (Customer Relations Management) - своеобразную систему общения с покупателями. CRM заменяет продавцов и менеджеров, принимает и отслеживает заказы покупателей через Интернет. У SAP этот продукт носит название mySAP.com, а у конкурента - Oracle CRM.
Тем не менее наличия CRM недостаточно - необходимы дополнительные специализированные решения для биржи, торгового портала или магазина, учитывающие специфику бизнеса. В области торговых площадок это mySAP.com Marketplace и Oracle Exchange. И если на рынке IRP-систем Oracle проигрывает SAP, то по CRM-платформам компания обошла конкурента: первые системы на основе решений Oracle уже запущены.
Самая известная система, построенная на базе Oracle Exchange, - открывшийся три месяца назад совместный портал-биржа Ford и General Motors. Через нее дилеры могут закупать запчасти, сопутствующие товары и дополнительное оборудование. Обработав заказы, система мгновенно сбрасывает их в ERP-системы автомобильных гигантов, которые автоматически планируют заполнение складов, загрузку и перенастройку конвейеров, комплектуют рабочие смены. Портал оказался настолько удачным, что сейчас к нему примкнули другие производители автомобилей.
Так как интернет-платформы Oracle и SAP завязаны на базовые ERP-системы, в тех отраслях, где у одной из этих компаний более прочные позиции, с большой вероятностью будут доминировать порталы этого же изготовителя. Например, в России у SAP практически монопольное господство в нефтегазовом секторе, поэтому выбор Сургутнефтегаза очевиден. У Oracle сильны позиции в металлургии, поэтому велика вероятность возникновения металлургического портала на базе решений Oracle.
Если в России серьезных конкурентов у мировых гигантов пока нет, то в мире с ними не без успеха борются молодые компании Ariba и Commerce One, надстраивающие свои решения над ERP-системами гигантов. Ariba - самая дорогая компания, решения которой стоят десятки миллионов долларов, Commerce One - немного дешевле. В России Ariba никаких планов пока не имеет, a Commerce One только начинает прошупывать почву.

   Ведомости 19.05.00
   


Иностранный капитал - вложения в сельское хозяйство юга РФ
С июня этого года в Ставропольском крае начнет реализовываться проект, который может стать началом возрождения отечественного агрокомплекса. Совместное предприятие французской компании Louis Dreyfus & Cie и Росхлебопродукта планирует вложить $150 млн в освоение сельхозугодий и строительство перерабатывающих предприятий. К проекту может присоединиться и американская компания John Deere, которая планирует вложить в России $1 млрд.
Российское подразделение Louis Dreyfus & Cie - Louis Dreyfus Vostok LLC - и Росхлебопродукт планируют за два года построить на Ставрополье завод по переработке сельхозкультур, порядка 10 машиннотехнических станций, а также вложить деньги в освоение 600 000 ra посевных площадей.
Финансированием займется Louis Dreyfus. Часть из $150 млн составят собственные средства компании, остальная сумма будет привлечена от западных финансовых структур. Предоставить финансирование может также IFC (Международная финансовая корпорация). К тому же прошлой зимой ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) объявил, что намерен выдать Louis Dreyfus Vostok LLC в этом году кредит в $22 млн, а в 2001 г. - в $30 млн.
John Deere, по информации Кудели, намерен поставлять на Ставрополье свою технику, но входить в число акционеров предприятия, создаваемого Louis Dreyfus и Росхлебопродуктом, не собирается.
Перерабатывающий завод стоимостью $50 млн должен начать работу в 2002 г. За это время на Ставрополье планируется развить схему авансирования сельскохозяйственных предприятий.
Авансирование сельхозпредприятий заключается в том, что крупные производственные агиткампании предоставляют хозяйствам технику, инвентарь, топливо, сырье, удобрения, внедряют современные технологии и т. д, а взамен берут часть урожая для его переработки и реализации.
На Ставрополье предполагается таким образом, забирать у хозяйств в зависимости от договоренностей в среднем 60% урожая.

   Ведомости 22.05.00
   


Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последний месяц
  • Российский рынок газированных напитков (Ведомости; 18.05.00)
  • Германский рынок оборудования для медицинских исследований in vitro (БИКИ; 18.05.00)
  • Тенденции развития российского рынка нефтепродуктов (Коммерсант; 17.05.00)
  • Французский рынок газонокосилок (БИКИ; 27.04.00)
  • На рынке азотных удобрений стран Западной Европы (БИКИ; 25.04.00)


Новые товары на российском рынке

Внимание
Мы планируем в будущем открыть новую рубрику в рамках настоящей рассылки под условным названием: Новые товары на российском рынке. Обращаемся к читателям наших обзоров с предложением Если Ваша фирма начинает выпуск нового для российского рынка товара свяжитесь с нами.
Сотрудничество будет взаимовыгодным.



Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html

Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@moscow.portal.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное