Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Экономика корпоративных венчурных фондов






Экономика корпоративных венчурных фондов
2017-11-09 13:00

Татьяна Кондратьева, финансовый директор компании Blackver, преподаватель кафедры РВК-МФТИ, рассказала для Firrma один из вариантов оценки эффективности корпоративных венчурных фондов. 

Компании все чаще стали использовать разнообразные инструменты открытых корпоративных инноваций: конкурсы, хакатоны, акселерационные программы, инкубаторы и даже столь сложные в реализации корпоративные венчурные фонды. 

Оценить эффект корпоративных инноваций достаточно сложно, особенно если мы пытаемся оценить нематериальные выгоды от внедрения программы инноваций. 

В данной статье, я попробую определить критерии эффективности работы корпоративного венчурного фонда.  

В соответствии со своей стратегией, компания устанавливает цели работы корпоративного венчурного фонда и разрабатывает его операционную модель. Создание корпоративного венчурного фонда – дорогостоящая и трудоемкая задача. Поэтому, первоначально можно попробовать другие формы открытых инноваций и, оценив их приемлемость для компании, приступить к следующему шагу. 

Cоздавая корпоративный венчурный фонд, компания преследует две цели: стратегическую и финансовую. 

Как правило, компании используют одну из двух наиболее распространенных моделей корпоративного венчурного инвестирования: (1) осуществление инвестиций, используя внутренние ресурсы и инструменты; (2) инвестирование через независимого игрока венчурного рынка. 

В первым случае приоритет отдается стратегической цели. Образуется устойчивая связь стартапа и компании, взаимное проникновение и совместное использование ресурсов обеих сторон в результате которого получается синергетических эффект. 

Во втором случае преобладает финансовая цель. Компания не принимает активного участия в инвестициях и развитии стартапа, не влияет на инвестиционные решения, а использует опыт и связи стороннего венчурного игрока.

Если компания хочет попробовать себя на рынке венчурного инвестирования, получить первый опыт, потратив минимальные ресурсы, то модель инвестирования через рыночный венчурный фонд является очень привлекательной. Полученный опыт можно использовать в будущем при создании собственного корпоративного венчурного фонда.

Какие показатели можно использовать для оценки эффективности работы корпоративного венчурного фонда? 

Для оценки финансовых целей можно использовать стандартный набор финансовых показателей, применяемых в венчурной индустрии: cash-on-cash, ROI (Return of Investment) и IRR. Данные показатели можно рассчитывать на двух уровнях: на уровне конкретного проекта и на уровне всего портфеля.  

Чтобы адекватно оценить ожидаемый финансовый эффект от работы корпоративного венчурного фонда, необходимо на стадии проработки его стратегии, составить экономическую модель фонда. Для этого формируется команда из технологических и финансовых экспертов компании. Они «собирают» желаемый инвестиционный портфель и оценивают его предполагаемую доходность. Следует отметить, что профессионалы венчурного рынка при оценке инвестиционного портфеля ожидают следующий результат: 3 проекта из 10 в портфеле могут разориться и будет списание проекта, примерно 5 проектов принесут приемлемую доходность, а остальные могут показать значительную доходность. Размер доходности по каждой сделке сильно колеблется в различных отраслях и странах. Я полагаю, что общая доходность в размере 15-20% IRR будет привлекательной для российских корпоративных венчурных фондов, хотя для «западных» коллег устойчивые показатели финансовой деятельности корпоративного фонда в размере 10-15% IRR являются приемлемыми

После построения модели можно провести корректировку инвестиционного фокуса, а также ваших финансовых ожиданий.   

Финансовые показатели легко сравнивать в динамике и с показателями на рынке, поэтому они столь распространены и часто являются ключевыми показателями эффективности работы (KPI) корпоративного венчурного фонда.   

А как же оценить стратегический эффект? Этот вопрос стоит перед руководителями инновационных направлений (innovation leaders) и вызывает много вопросов. Почему так происходит?

1. Инновации – новая тема для бизнеса. Всевозможные показатели эффективности, применяемые компаниями, были разработаны с учетом требований индустриальной экономики, в текущей же конкурентной и неопределенной ситуации данные метрики не являются показательными. При этом они могут успешно использоваться в консервативных направлениях работы компании. 
2. Потенциал инноваций не определен. Достаточно сложно перевести оценку потенциала идеи в количественные показатели. 
3. Инновации – долгосрочный проект. Проект находящийся в стадии прототипа может идти годами до рынка, при этом требуя постоянных текущий вложений. 
4. Нужна командная работа. Для разработки параметров оценки инноваций потребует привлечения сотрудников различных департаментов (финансовых, инновационных и HR). 

Исходя из моей практики, процесс создания корпоративного венчурного фонда занимает в среднем до полутора лет от идеи до реализации. В этот момент необходимо начать разработку собственных показателей эффективности, с учетом уже применяемых в компании показателей оценки эффективности работы направлений. Разработанные или отобранные из имеющихся показатели должны быть просты и понятны всем участникам процесса. 

Одним из вариантов оценки стратегического эффекта от работы корпоративного венчурного фонда может быть разделение показателей на следующие группы: Входящие (Input), Процессные (Process) и Исходящие (Output).
Такой подход не является единственным, но он позволит оценить эффективность работы команды и фонда на каждом этапе: от создания до выхода из проектов. 

Входящие (Input)
– процент от капитала/выручки, инвестированный в корпоративный венчурный фонд;
– соотношение «внутренних» и «внешних» разработок, применяемых компанией;  
– количество новых продуктов, услуг и сервисов, запущенных на рынок последние 3-5 лет.    

Процессные (Process) 
– Сумма денежных средств, проинвестированных в портфельные компании фонда; 
– количество сделок рассмотренных, одобренных и получивших финансирование, процент одобренных сделок;
– прогресс в разработке внутренних стандартов работы, отчетности корпоративного фонда и регламента работы фонда;
– показатели прогресса развития портфельных компаний – сравнение плановых и фактические показателей портфельных компаний, плановое и фактическое время перехода портфельной компании от стадии к стадии; 
– количество сотрудников, принявших участие в работе фонда. Поскольку работа фонда зависит от взаимодействия нескольких департаментов и не может быть рассмотрена как независимая структура, этот показатель может характеризовать эффективность коммуникаций и налаженность работы фонда. 

Исходящие (Output)
Помимо базовых финансовых показателей на данном этапе можно использовать следующие показатели. 
– процент от выручки, полученный от использования новых продуктов, инкорпорированных компанией через работу корпоративного венчурного фонда; 
– изменение количества новых клиентов, пришедших от создания новых рынков; 
– доход от использования нематериальных активов портфельных компаний фонда;
– уменьшение расходов от внедрения инновационной технологии;
– количество инновационных идей, воплощенных компанией;
– количество сотрудников, занявших позиции инновационного лидера в ходе работы фонда.

Важно отметить, что оценка эффективности работы венчурного фонда, важный, но сложный процесс, требующий индивидуального подхода для каждой компании. Применяемые показатели должны наглядно показывать работу разных направлений бизнеса и их взаимосвязь.

Компании, желающей создать корпоративный венчурный фонд, следует сразу же усвоить главный урок работы в венчурной индустрии: количество прорывных технологий незначительно, но даже чтобы найти эти единицы, необходимо проделать огромную работу, постоянно оценивая потенциальный риск и доходность, приобретая при этом понимание  работы технологической экосистемы. Правило инвестиционной воронки – 100/10/1» в венчурной индустрии подсказывает, что 90% из поступивших на рассмотрения проектов будут отсеяны и лишь 1-2 смогут получить финансирование. С учетом узкопрофильного фокуса корпоративного фонда, количество просмотренных проектов «на входе» может увеличиться до 150-200, прежде чем корпорации осуществит финансовые вложения. 

В текущей ситуации рассчитывать на стабильный рост могут только те компании, которые оперативно и гибко внедряют инновации, применяя различные способы работы с инновациями, включая корпоративный венчурный фонд. Но, несмотря на имидж простоты, лотереи и азарта, работа с инвестициями в инновации требует постоянного мониторинга, контроля и анализа полученных результатов для принятия оперативных решений. Здесь важную роль играет командная работа людей с разнообразными компетенциями для создания системы сдержек и противовесов. 



В избранное