Delphi для начинающих: программы, игры, приколы. Выпуск № 1
Доброго времени суток!
Сначала хочу объясниться, зачем я начал выпускать рассылку.
Лет эдак 5 назад я заинтересовался программированием. Естественно, купил книжку и стал мечтать как напишу крутую прогу, и продам её буржуям за число с большим количеством нулей :). Но оказалось, что в продаже почти нет книг, которые могли бы научить делать более-менее работоспособные и интересные программы. Интернета в те годы у меня ещё не было. Это сейчас любой продвинутый юзер залезет в Интернет и найдёт там… А что он там найдёт? Кучу статей для более-менее опытных программистов, а статьи для начинающих
осваивать программирование днём с огнём не сыщешь.
Прошло время, я кое чему научился, методом проб и ошибок. Накопленным опытом я хочу поделиться с вами!
Сразу договоримся, что вы, уважаемый читатель, знаете хотя бы основы языка Pascalи Delphi!
В добрый путь!
Для начала сделаем самую, что ни на есть простую игру – «Угадай число». Смысл игры такой: компьютер загадывает число от 1 до 100 а пользователь попытается его отгадать. Конечно, в эту игру никто играть не будет, но надо же с чего-то начинать!
Для начала создадим новый проект. Для этого запустим Delphi и в горизонтальном меню нажмём File->New->Application. Теперь на открывшейся заготовке формы расположим 4компонента Edit, компонент ListBox, Button. Теперь в ObjectInspectorнастроим
основные свойства компонентов:
Command1.caption:=’Новая игра’
Command2.caption:= ‘Сдаюсь!’
Command3.caption:=’Выход’
Command4.caption:=’Ok’
Command2.enabled:=false
Command4.enabled:=false
В ListBox1 добавьте строчку ‘Нажмите кнопку –Новая игра-’
С помощью Label’ов сделайте пояснительные комментарии, настройте цвета компонентов.
Интерфейс нашей кульной программки закончен, приступим к написанию исходного кода.
1. В модуле var объявите переменные number, you, count типа smallint
В переменной numberбудет храниться загадываемое компьютером число, в переменной you– ваш вариант ответа, а countбудет счётчиком количества сделанных вами ходов.
Var Number, you, count:smallint;
2. Двойным щелчком на кнопке Button1 создадите заготовку процедуры Button1Click
Анологично создавайте и друние процедуры
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
ListBox1.Clear;
ListBox1.Items.Add('--Начатановаяигра--');
ListBox1.Items.Add('Я задумал число от 0 до 100');
// Функция random возвращает случайное число от 1 до 100
number:= random(100)+1;
Button2.Enabled:=true; //Делаем кнопки «ОК» и «Сдаюсь» доступными для пользователя
Button4.enabled:=true;
Edit1.text:='';
count:=0; // Обнуляем счётчик количества ходов
end;
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);
begin
try
you:=strtoint(Edit1.text); // Ввод вашего варианта ответа в переменную
except
//Если пользователь написал в текстовом поле не число, то выскажем ему наше порицание.
// В терминологии программистов это называется «Защита от дурака»