Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Тренинги способностей ума

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Среди программ, автоматизирующих отдельные функции ума, - их в первую очередь относят к усилителям интеллекта - есть программы особого рода: тренинги. Они автоматизируют функции саморазвития ума, т.е. способствуют поддержанию  и повышению уровня его способностей.

Если обычные усилители интеллекта прямо участвуют в решении задач, стоящих перед человеком, (как бухгалтер, например, пользуется калькулятором при подведении баланса), то эффект тренингов неочевиден. Но это не значит, что его нет в принципе.

Вспомним притчу о дровосеке и топоре:

Один дровосек рубил лес, продавал его и на вырученные деньги содержал себя и семью. Однажды он работал, а какой-то человек проходил мимо и сказал ему:
— Послушай, у тебя же совсем тупой топор! Остановись ненадолго, заточи его.
Дровосек ответил:
— Некогда мне останавливаться! Мне деревья валить надо, семью кормить.
Не стоит уподобляться этому дровосеку. Нужно точить, хотя бы иногда, свой топор.

 Так и со способностями - их стоит поддерживать и развивать, чтобы они проявлялись во всем блеске.

Систематическое применение способностей в решении конкретных задач в какой-то мере помогает поддержанию и развитию этих способностей, но не во всём. И это касается всех видов деятельности и любого уровня способностей. Например, даже выдающиеся пианисты не пренебрегают регулярными упражнениями, чтобы не терять формы.

Тренингов ума существует великое множество. Вот наиболее интересные, на мой взгляд, примеры (в алфавитном порядке по авторам):

  • Тренинг умственных суперспособностей / Арос К.

  • Superинтуиция. Интенсив-тренинг для развития скрытых способностей / Асоскова Ю., Кинякина О., Овчинникова О.

  • Техника деконцентрации внимания / Бахтияров О.

  • Сказочные тренинги / Белинская Е.

  • Тренинг ассертивности / Бишоп С.

  • Тренинг психоэнергетики / Бойко В.

  • Упражнения на концентрацию внимания / Бьюжек Т.

  • Комплекс упражнений на развитие творческого мышления / Вагин И.

  • Комплекс упражнений для мозга / Вaнcoвcкaя Л.

  • Метафорический тренинг / Вачков И.

  • Тренировка ума / Вуджек Т.

  • Тренинг развития креативности / Гиппиус С.

  • Управление подсознанием: Работа с образами и символами / Глянцев М.

  • Тренинг внутренней свободы / Грачева Л.

  • Развитие навыка концентрации / Грегор О.

  • Улучшение памяти и внимания / Грэйс Н.

  • Тренинг воображения / Жабровец М.

  • Комплекс игр для развития воображения / Заика Е.

  • Психологические тренинги развития способностей виртуального общения / Игнатьева Э.

  • Тренинг эмоционального интеллекта / Капацына А.

  • 68 лучших игр и упражнений для развития управленческих способностей / Кипнис М.

  • Интенсивный курс по развитию творческого мышления / Клег Б., Бич П.

  • Тренинг внутренней мотивации / Климчук В.

  • Психотехнологии экстенсивного развития / Ковалев С.

  • Упрощенный шестишаговый саморефрейминг / Коллингвуд К.

  • Техника Эмоциональной Свободы / Крейг Г.

  • Тренинг-интенсив «Речь в Вашей профессиональной деятельности» / Крянева Е.

  • Как улучшить память и развить внимание за 4 недели / Лагутина Т.

  • Улучшаем память - в любом возрасте / Лапп Д.

  • Тренировка памяти / Лёзер Ф.

  • Фитнес для ума / Лисс М.

  • Тренинг личной эффективности / Литвак Б.

  • Философский тренинг / Лоу С.

  • Тренинг ассоциативной и образной памяти / Максимова Т.

  • Тренинг уверенности в себе / Мамонтов С.

  • Тренинг мозга (внимание) / Мещеряков В.

  • Игры для разума. Тренинг креативного мышления / Микалко М.

  • Практическая психоэнергетика. Иллюстрированный курс упражнений / Миллер Р., Харпер Ж.

  • Тренировка воображения / Михайлов С., Никонов В.

  • Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте / Могучий А.

  • Тренинг находчивости / Нёльке М.

  • Арт-тренинг. Тренировка артистичности - умения играть роль / Новиков О.

  • Тренинг профессионального самопознания / Орлова И.

  • 33 способа самомотивации / Осипенко И.

  • Интеллектуальный тренинг /Перькова О., Сазанова Л.

  • Путешествие по внутренним мирам. Холофоническое Автофокусирование / Патрушев А.

  • Коммуникативно-лингвистические игры / Петрусинский В.

  • Как превратить возможность в реальность. Психотренинг / Пичугина А.

  • Картотека игр на формирование основ эмоционального интеллекта / Платонова Ю.

  • Тренинг уверенности в себе / Прихожан А.

  • Тренинг личностного роста в обучении / Рамендик Д.

  • Тренинг наслаждения тем, что есть / Ромек В.

  • Кокология - игра для самораскрытия / Сайто И., Нагао Т.

  • Омнио-тренинг  (йогические тренинг-технологии) / Сидерский А.

  • Мотивационный тренинг / Сидоренко Е.

  • Акмеологический тренинг программно-целевой направленности / Ситников А.

  • Подготовка к использованию техники силы ума / Скотт Г.

  • Переживание образов. Высшая ступень аутогенной тренировки / Томас К.

  • Модули преобразующего процессинга / Фанч Ф.

  • Энергия паузы_ Психологические игры и упражнения / Фопель К.

  • 5-минутные медитации / Хейд Д.

  • Увеличение силы ваших способностей. НЛП-тренинг / Холл М.

  • Тренинг логического мышления / Чейфиц М.

  • Интуитивное письмо / Чураков А.

  • Тренинг работы с собственным детством / Шевцова И.

Список далёк от завершения... - но если Вы сумели дойти до его конца, то могу поделиться секретом: почти все его методики можно скачать из раздела тренингов студенческого сайта УГАТУ http://www.twirpx.com/files/psychology/practice/training/, а также из раздела мыслительных навыков сайта Элитариум http://www.elitarium.ru/skills/myslitelnye_navyki/.

Здесь же мы рассмотрим лишь тренинг "Придумай картине название" - на мой взгляд,  самый доступный и занимательный. Возник он сначала как площадка развлечений среди Групп Сабскрайба, но за три года работы собрал устойчивое число активных участников, значительный методический материал (более 1,5 тыс.картин) и породил коллективного автора, получившего имя Фока (фотографии + картины) Прикарназ (придумай+ картине + название). Вот его портрет, выбранный активом группы из множества вариантов:

Зачин тренинга не менялся с самого начала и являет собой метафору: "Как корабль назовешь - так он и поплывет" (Капитан Врунгель). Ну а картина - чем не корабль?! Из тысяч картин лишь самые многозначительные получают места на страницах нашей группы, а имена им дают участники. Мир, как известно, начинался со слова. Ощути себя творцом нового мира - дай картине имя.

Многозначительные картины - не что иное как образные загадки. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Загадка, как известно, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. С древности загадка - средство испытания и тренировки ума, а также и народная забава.

Задача участника тренинга состоит в том, чтобы понять  скрытый смысл яркой, удивительной, зачастую загадочной картины (тренируя наблюдательность и воображение) и далее выразить этот смысл в столь же яркой словесной формуле, дающей картине имя. Это могут быть новые слова, подходящие крылатые фразы, поговорки, афоризмы, цитаты стихотворений, притчи во языцех... - всё и не перечислишь (тренируя способности речевого мышления к именованию, точным и лаконичным формулировкам).

Название картины сродни заголовку текста. Вот что пишут о заголовках рекламисты:

"Заголовок — это вводная фраза текста, рекламы или объявления. Это наиболее важный элемент информационного сообщения или объявления. В среднем в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст.
 1. Заголовок (особенно в рекламе) должен выполнять определенные функции.
Его основное назначение — привлечь внимание читателей и побудить прочитать основной текст (досмотреть или дослушать объявление).
В печатной рекламе помимо заголовка задачу привлечения внимания выполняет еще и иллюстрация, а при отсутствии иллюстрации ответственность за привлечение внимания ложится на заголовок. Заголовок в прессе конкурирует с сотнями других, читательский глаз пробегает по заголовкам быстро. На вашем он должен остановиться. Заголовок призван побудить читателя глубже вникнуть в суть обращения, заставить прочитать его до конца.
2. Одним из наиболее сильных слов в заголовке является слово «новый», поэтому, если это возможно, нужно попытаться ввести в заголовок новость.
3. Поскольку многие читают только заголовки, важно, чтобы этим людям было ясно, по крайней мере, какая марка рекламируется, поэтому желательно включать наименование марки в заголовок.
4. Заголовок должен быть лаконичным, содержать не более 10 слов, поскольку он должен легко читаться и легко восприниматься. Длинные заголовки воспринимаются хуже коротких.
5. Заголовок должен быть оригинальным. Подбирая слова для заголовка, надо постараться не использовать штампы, тривиальные и заезженные обороты.
6. Надо избегать двусмысленности в заголовках.
7. Если имеется иллюстрация, то заголовок обязательно должен с ней взаимодействовать. Лучшее решение, когда смысл заголовка можно понять только вместе с иллюстрацией. В этом случае человек немного задумывается над рекламой и лучше ее запоминает. Кроме того, такая реклама — более интересная. Нельзя использовать заголовки, которые просто повторяют то, что показывает иллюстрация. Заголовок должен дополнять иллюстрацию, а не дублировать ее.
Создание заголовка — это творчество, удачный результат которого обязательно предполагает оригинальное, нестандартное мышление, поэтому, конечно, точного рецепта для написания броского, а главное, конкурентоспособного заголовка нет. Но существует ряд приемов, которыми можно воспользоваться.
Заголовок-восклицание или призыв.
Заголовок-совет.
Заголовок-вопрос.
Заголовки со словом «как» также привлекают внимание и заставляют читать объявление дальше. Например, «Как зарядиться энергией на целый год?», «Как интересно провести вечер выходного дня?»
Заголовок, акцентирующий внимание на проблеме, решаемой с помощью товара. «Вы не видите вредных микробов? Это не значит, что их нет» — заголовок рекламы мыла « Safeguard».
Заголовок-метафора. Речь становится выразительнее, если удается найти точные метафорические образы, обыграть различные значения одного и того же слова или выражения: «Нежный телохранитель» (средство для загара).
Заголовок-гипербола. «Весь мир под одной крышей» (реклама супермаркета).
Заголовок-идиома. Идиома — это устойчивое выражение языка, известное и часто используемое словосочетание. Это может быть пословица, поговорка, цитата, строчка из песни, кинофильма, стихотворения, известный афоризм, крылатая фраза. «Вначале было слово...» — заголовок рекламы книжного магазина.
Заголовок-парафраз. Это переделанная идиома. «В красивой жить не запретишь» — заголовок рекламы услуг по дизайну интерьеров квартир, «Посуда бьется к счастью. Наша посуда, к счастью, не бьется».
Заголовок-противопоставление. «Маленькие компьютеры для больших людей» — реклама ноутбуков.
Заголовок-парадокс (оксюморон). Это фраза-противоречие, оборот, в котором для усиления выразительности и экспрессивности речи два противоречивых образа поставлены рядом. Могут противопоставляться слова, образы, высказывания, суждения («сухая вода», «утренний вечер», «желтая зелень» и пр.). Заголовок-оксюморон необычен, поэтому обязательно привлечет внимание и заинтригует. Человек, пытаясь осмыслить противоречие, с большой вероятностью прочтет весь текст объявления. Пример такого заголовка: «Приют для арабских шейхов и новых русских» (гостиница «Арабская башня» в Дубае).
Заголовок-интрига. Суть этого приема состоит в том, чтобы с помощью заголовка заинтриговать потребителя, возбудить его любопытство и таким образом заставить прочитать все объявление и уяснить изложенное коммерческое предложение. Например, «Хотите провести всю осень в Италии? Легко!» — заголовок рекламы осенних пальто из итальянских тканей фабрики «Вымпел».
Таковы только некоторые приемы создания креативных заголовков. Применяя тот или иной подход, надо помнить самое главное — заголовок должен стать самым броским текстовым элементом объявления и помогать передаче смысла рекламы".
(По статье Пoдopoжной Л.В.)

Наверное, можно ограничиться набором советов, приведенным выше, а остальное могут освоить сами участники, ведь их варианты названий картин конкурируют с уже опубликованными от других участников тренинга.

 

Добро пожаловать на сайт игры-тренинга

http://prikarnaz.narod.ru/

 

И для начала первая загадка - угадайте смысл и придумайте своё название для картины:

Варианты других названий собраны здесь

 

* * *

 

Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов


В избранное