Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!     New!  Законы и обычаи Хануки http://toldot.ru/rus/articles/art/1537

New!         New!  Песня "Кад ясвин Йисроель" http://toldot.ru/rus/articles/art/5631

New!              New!  Жена не хочет соблюдать! http://toldot.ru/rus/articles/art/5692

 

Материалы по недельной главе “Толдот”:

Материалы рассылки за 5767 (2007) год   http://toldot.ru/rus/articles/art/5785

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=vaetze

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/1516

 

 

 

ТЕИЛИМ Глава 18 (часть 1)

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Восемнадцатая глава «Теилим» содержит пятьдесят один стих, поэтому мы поговорим о ней в несколько приемов. Сегодня мы начнем с начала и остановимся на двадцатом стихе.

Эту главу Давид написал уже в конце жизни, когда беды и войны в его жизни прекратились. Пророк Шмуэль включил восемнадцатый псалом в свою книгу как часть рассказа о Давиде (Шмуэль II, 22). В книгу «Теилим»      Давид внес псалом с некоторыми изменениями.

1Для дирижера. От раба Г-спода Давида, который произнес перед Г-сподом слова этой песни в день, когда Г-сподь избавил его от руки всех его врагов и от руки Шауля.

2Сказал он: «Люблю Тебя, Г-сподь, сила моя.

3Г-сподь – моя скала, крепость и спасение мое; мой Б-г – моя твердыня, укроюсь в Нем; мой щит и основа моего спасения, мое убежище».

4Восхваляя, призову Г-спода и буду спасен от моих врагов.

5Объяли меня смертные муки, и потоки подлости пугают меня.

6Адские муки окружили меня, передо мной – капканы смерти.

7В беде призову Г-спода, к Б-гу моему воскричу – Он услышит в Своем чертоге мой голос, и мой вопль дойдет до Его слуха.

8Содрогнулась и загудела земля, задрожали основания гор и затряслись от  Его гнева.

9Поднялся дым от ноздрей Его, огонь пожирающий – из Его уст, горящие угли [летят] от Него.

10Пригнул Он небеса и сошел, туман под Его стопами.

11Воссел на ангела и полетел, понесся на крыльях ветра.

12Сделал тьму покровом Себе, окружил себя, как шатром, темными водами в небесных тучах.

13От сияния вокруг Него прошли сквозь тучи град и горящие угли. 

14Загремел на небесах Г-сподь, Всевышний возвысил Свой голос, [посыпались] град и горящие угли.

15Послал Свои стрелы и рассеял их, множеством молний привел в смятение.

16Обнажились источники вод, открылись основания вселенной от Твоего окрика, Г-сподь, от дуновения Твоего гнева.   

17Пошлет с высот [ангелов] взять меня, извлечет из вод великих.

18Избавит меня от могучего врага, от ненавистников, что сильнее меня.

19Они опередили меня в день бедственный, но был Г-сподь опорой мне.

20Он вывел меня на простор, спас меня, ибо [Он] благоволит мне.

●●●

Для удобства на этот раз будем цитировать каждый стих полностью.

1Для дирижера. От раба Г-спода Давида, который произнес перед Г-сподом слова этой песни в день, когда Г-сподь избавил его от руки всех его врагов и от руки Шауля.

«От раба Г-спода Давида». Интересно, что Давид характеризует самого себя как «раба Г‑спода». Несмотря на ошибки, которые он совершал и которые открыто критикуются в Танахе, Давид стремился действовать исключительно во Имя Всевышнего, следовать Его воле, как раб следует воле своего господина, говорит Радак. Воля Б-га – вот главное основание поступков Давида. Рабом Г-спода называет Давида Тора, где это название является высшей оценкой человека: рабами Г-спода в Торе названы также наш праотец Авраам, Моше-рабейну, Иеошуа, пророки.

Примером такой мотивировки действий Давида может быть его отношение к своим царским обязанностям: свою главную ответственность он видел в защите интересов народа, который он возглавлял, и никогда не забывал, что этому народу Б-г выделил особо важную роль в мире. Мы уже рассказывали, говоря о главе шестой книги «Теилим», что однажды, когда Давид должен был быть наказан свыше за совершенный им проступок, ему был предложен выбор из трех наказаний: семь лет неурожая, три месяца неудачных сражений, трехдневный мор. Напомним, что Давид выбрал мор, чтобы, как объясняет Раши, не оказаться в привилегированном положении в глазах народа: на войне, дескать, царя защищают его воины, царские закрома не пустуют и при голоде, и только перед мором, перед болезнью все равны. Виноват я, молился Давид Всевышнему, пусть же Твоя рука будет на мне и на моей семье. Таково величие Давида.

«Избавил…  от руки всех…  врагов и от руки Шауля». Заметим, о Шауле сказано отдельно: на одной чаше весов – все враги, на другой – Шауль. От Шауля Давид страдал почти как от всех врагов вместе взятых.

2Сказал он: «Люблю Тебя, Г-сподь, сила моя.

Как понять это признание в любви? Тора предписывает нам испытывать по отношению к Б-гу два чувства: страх и любовь. Мы должны любить Б-га и бояться Его. Не будем сейчас анализировать, как можно приказать человеку испытывать то или иное чувство, – это отдельная тема, а попробуем понять, в чем смысл этих заповедей. Человеком, выполняющим чьи-то требования, могут двигать либо страх перед наказанием за невыполнение действия, либо любовь к тому, кто этого действия требует. Если вам на работе поручили приобрести что-то необходимое для службы, вы добросовестно обойдете магазины и спокойно вернетесь на работу, даже если не найдете нужной вещи. Но если что-то необходимо вашему ребенку, вы обегаете все черные рынки, заплатите втридорога, раздобудете из-под земли…  Это называется – делать с любовью. Так что признание Давида значит: Твои заповеди, Всевышний, я выполняю с любовью. А между «делать из страха» и «делать с любовью» – большая разница…

Затем в этом же стихе Давид говорит о событиях своей жизни, о ситуациях, в которых Б‑г его спасал.

3Г-сподь – моя скала, крепость и спасение мое; мой Б-г – моя твердыня, укроюсь в Нем; мой щит и основа моего спасения, мое убежище».

Трудно увидеть в этих словах «рассказ о событиях». Они звучат как общее утверждение, что Б-г всегда был для Давида спасителем. Однако Раши говорит, что слова «скала», «твердыня» содержат намек на один случай, когда Давид, преследуемый Шаулем, попал в совершенно безнадежное положение. Произошло это в Эрец-Исраэль, в пустыне Маон, у скалы, которая называется Сэла а‑махлекот («сэла» – «скала» на иврите). Мы читаем об этом в книге Шмуэля I, 23:26-28. В сущности, Давид был уже схвачен: он был окружен со всех сторон. Еще немного… Но Б-г его спас. Внезапно, в самый миг захвата, прибежал вестник и сообщил Шаулю, что на страну напали плиштим (филистимляне). И тут проявил величие Шауль. Он не медлил ни секунды, бросил преследование личного врага, за которым долго и  до этого момента безуспешно гонялся, и со всеми своими людьми помчался на войну с общим врагом.

4Восхваляя, призову Г-спода и буду спасен от моих врагов.

Настоящая вера неотделима от надежды. Человек еще в беде, но он твердо надеется, уверен, что спасение свыше придет. Вот Давид и говорит, что восславляет Всевышнего еще до спасения, до победы. Надо сказать, мудрецы указывают, что просьбу к Всевышнему и надо «оформлять» как восхваление: прося о заработке, славить Помогающего бедному, прося о здоровье, славить Исцеляющего больных и т.д.

Давид описывает самые трудные моменты своей жизни:

5Объяли меня смертные муки, и потоки подлости пугают меня.

6Адские муки окружили меня, передо мной – капканы смерти.

Что делает автор псалма в таком состоянии?

7В беде призову Г-спода, к Б-гу моему воскричу – Он услышит в Своем чертоге мой голос, и мой вопль к Нему дойдет до Его слуха.

«Призову Г-спода, к Б-гу… воскричу». Мы знаем, что у Всевышнего есть несколько Имен и каждое указывает на какое-то Его качество. Имя «Г‑сподь», как известно, указывает на милосердие, а Имя «Б-г» – на качество «суд». Давид просит Милосердного, чтобы Он его спас, и Судью – чтобы Он выступил судьей в конфликте Давида со злодеями.

«Он услышит в Своем чертоге». О Вселенной образно говорится, что это – чертог, дворец Б-га, А другое образное выражение говорит, что все пространство находится в Б-ге. Не Б-г в пространстве, а пространство – в Б‑ге. Так или иначе, Давид уверен, что в этом Своем чертоге Всевышний слышит его голос.

Всевышнего называют Слышащим молитву, или, другими словами, Отвечающим на молитву. Молитва помогает Давиду. Б-г наносит поражение врагам Израиля и Давида. Удар Всевышнего по врагам Давид описывает образно, так что следующий стих не надо понимать буквально.

8И содрогнулась, и загудела земля, задрожали основания гор и затряслись от  Его гнева.

Тора говорит языком человеческих понятий, поэтому гнев Всевышнего описан как учащенное дыхание:

9Поднялся дым от ноздрей Его, огонь пожирающий – из Его уст, горящие угли [летят] от Него.

Когда Б-г наказывает врагов еврейского народа, то Он делает это быстро:

10Пригнул Он небеса и сошел, туман под Его стопами.

11Воссел на ангела и полетел, понесся на крыльях ветра.

12Сделал тьму покровом Себе, окружил себя, как шатром, темными водами в небесных тучах.

По мнению Раши, помимо того, что Давид говорит лично о себе, здесь начинается разговор и об исходе еврейского народа из Египта, конкретно в этом стихе – о египетских казнях. Перед десятой казнью Всевышний сказал: Я пройду по Египту в эту ночь, и Я убью первенцев. Сам, а не через посланца. Слова о том, что Б‑г «сошел» с Небес, Раши трактует как «прошел по Египту».

13От сияния вокруг Него прошли сквозь тучи град и горящие угли.

 14Загремел на небесах Г-сподь, Всевышний возвысил Свой голос, [посыпались] град и горящие угли.

Одной из египетских казней был тяжелый продолжительный град, причем градины заключали в себе огонь.

15Послал Свои стрелы и рассеял их, множеством молний привел в смятение.

«Рассеял их» – врагов. Раши объясняет это как поражение египтян у Красного моря, когда они преследовали ушедших из Египта евреев. Вышедших из Египта евреев сопровождали два столпа: облачный – днем и огненный – ночью. Когда египтяне стали настигать евреев, огненный столп встал перед колонной евреев, а туманный, облачный, двинулся назад, в сторону египтян, и оказался между евреями и египтянами. Он нес с собой мрак и молнии («множеством молний привел в смятение»).

16Обнажились источники вод, открылись основания вселенной от Твоего окрика, Г-сподь, от дуновения Твоего гнева.   

17Пошлет с высот [ангелов] взять меня, извлечет из вод великих.

Раби Давид Кимхи (Радак) говорит, что «великие воды», которые хотят поглотить Давида, – это образ бед, в которые царь Давид и еврейский народ погружены, а спасение от них описано как спасение утопающего. Такая трактовка подтверждается двумя следующими стихами, где речь идет о спасении от врагов, которых Давид сам, без помощи Всевышнего, не мог бы одолеть.

18Избавит меня от могучего врага, от ненавистников, что сильнее меня.

19Они опередили меня в день бедственный, но был Г-сподь опорой мне.

20Он вывел меня на простор, спас меня, ибо [Он] благоволит мне.

Давид откровенно заявляет, что Б-г относится к нему особенно хорошо. Это можно было бы счесть нескромностью, если бы Давид говорил только о себе. Но Раши полагает, что Давид говорит здесь не только о себе, но и обо всем народе Израиля (вспомним тему исхода из Египта чуть выше). 

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

 

 

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 


В избранное