Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подольск

  Все выпуски  

Подольск


Старый Подольск

Подольские сказки

О подольских художниках

Когда-то наш город был центром первого в Московской области творческого объединения художников. В Подольске жили, живут и до сих пор работают действительные члены Академии художеств СССР и лауреаты всех возможных премий.

История подольского изобразительного искусства отмечена именами Ст. М. Никиреева, А.Г. Акритаса, Е. И. Самсонова, братьев С. и А. Ткачевых и др. признанных мастеров.

Е.И.Самсонов. "Село Пречистое", 1991г.

«<…>"под нами" и вся Россия, и вся Московская область "ходили". Работы наших художников побывали на всех континентах - персональные и международные выставки, бьеннале. Они приобретены Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и многими музеями "от Москвы до самых до окраин" – вспоминает В.А. Спириянова в книге «Из рассказов о подольских художниках».

Изобразительное искусство появилось в Подольске еще до войны в самом значимом тогда центре городской культуры - клубе имени Лепсе. Здесь работал театр Крымова, располагалась музыкальная школа, крупнейшая библиотека города. Тут, в фойе перед кинозалом, разместилась в 1936 году знаменательная для города выставка картин, прошедшая в буфете ДК.

ДК им. Лепсе . Середина XX века.

Впоследствии выбор столь необычного для выставки места Максим Никитович Ефимкин объяснил так: "Мы повесили картины там, куда люди ходят. Никто не надеялся, что горожане специально придут на выставку".

В мероприятии приняли участие учителя городской школы В.А. Евдокимов, М.М. Каталымов, Г. Сангурский, а также хирург местной больницы Н.И. Маштаков. Инициатором и главным участником выставки был профессиональный художник Василий Семенович Белобородов (1878 – 1940), - человек, чье имя значимо для истории подольской живописи: к мастеру в Александровку приходили многие начинающие городские художники - показать свои работы, услышать совет и получить наставление.

Так началась жизнь первого в Московской области профессионально-творческого кооперативного товарищества работников изобразительного искусства. Возглавил его Иван Андреевич Алдошин (1917-1975 гг.).

Великая Отечественная война не оборвала истории городского изобразительного искусства: уцелели и вернулись в город солдаты-художники. В 1946 году возникло первое в Московской области творческое объединение художников: профессионалы из Царицына, Текстильщиков (тогда это не было Москвой), Серпухова, Подольска. Центром стал наш город.

Художники зарабатывали на оформлении города к праздникам (раньше нанимали москвичей), принимали заказы от населения и от предприятий.

Одновременно шла целенаправленная творческая работа.

Вот что рассказывал о работе студии Максим Никитович Ефимкин: "В студии установили "творческую среду" с обязательным посещением. По средам к нам приезжали преподаватели из Москвы. Из училища 1905 года - М.В.Добросердов и С.Григорьев, уже известные мастера Соколов-Скаля, Павел Радимов, Китайко. Давали консультации на просмотрах. В среду проводили выезды на этюды. Ехали в колхоз - прямо в поле, на завод - в цех. Там работу дня выставляли на обозрение, обсуждали. Лучшее каждый стремился показать во время приезда гостей: можно было попасть на творческую дачу, своеобразную Академию художников. Ежегодно каждый делал творческий отчет - пусть маленькую, но персональную выставку».

Эти выставки стали вызывать интерес зрителей. После Первого Съезда художников СССР в городе учредили День художника. Летом в городском парке проводилась лотерея, на которой разыгрывались картины, шел концерт на летней эстраде, проводилась викторина. В городском кинотеатре давали фильм о художнике.

И.Н. Аристов. Спасение Знамени. 1950 г.

В начале 50-х годов работы подольчан были отобраны на всесоюзную выставку: "Спасение знамени" И.Н. Аристова, "Комсомольская молодежная" Н.Н. Данилина, "Ленин в Подольске" М.Н. Ефимкина. Участники всесоюзной выставки были приняты в Союз художников сразу, без кандидатского стажа.

Тогда же в коллектив пришли выпускники художественных вузов: братья Ткачевы, Валентин, Рашит Максютов из студии Грекова, Ю.В. Матушевский, Е.П. Лаврентьев, Е.И. Самсонов, Е.Н. Косничев. Из художественного училища Памяти 1905 года - В.А. Дианов, В.В. Вышлов, Ю.И. Васильев, И.К. Собакин, из Владимирского училища - В.С. Бобров, из Орловского - В.А. Сафонов.

Появилась группа монументалистов, которую возглавила выпускница Львовского художественного вуза Р.Н. Тихонова.

В 1963 году окончились мытарства художников, когда они писали картины под лестницей в клубе Лепсе, в подсобном помещении ГАИ, в снятых на время жилых домах. Художественный фонд построил для них четырехэтажный дом с мастерскими, выставочным залом, административными помещениями. Вскоре появились мансарды на улице Свердлова. Коллектив художников стал крупнейшим в Московской области. Сюда потянулись творческие силы: появились художники по металлу, керамисты, художники по стеклу, графики, ювелиры. Только членов Союза художников было около восьмидесяти.

«Если вспомнить, что в Подольске работал крупнейший в области отряд архитекторов, то станет понятно, что мы могли многое, но возможности наши оказались не востребованы городом. Едва успевали строить по типовым проектам жилье. Украшать было некогда, а, возможно, и не на что» - вспоминает В.А. Спириянова.

В 1977 году в крупнейшем теперь уже промышленном центре Подмосковья был открыт выставочный зал. За это время в современной выставочной деятельности зала прошел целый ряд масштабных выставочных проектов при участии Российской академии художеств, а также крупнейших музеев России.

В настоящее время Зал работает профессионально: экскурсии ведутся с первой же выставки, читаются лекции, разработанные сотрудниками. Проходит до 20 выставок различного профиля ежегодно.

А.П. и С.П. Ткачевы. В поле. Самолеты летят. 1954 г.

Как и раньше, в доме номер 42 В по ул. Кирова располагается Подольское отделение Союза художников России. Работы мастеров по-прежнему находят своего зрителя на всевозможных городских и областных выставках.

Источник: PODOLSK.ORG по «Из рассказов о подольских художниках» Валентины Спиряновой

Подольская энциклопедия

«САПОЖОК»

В начале 1930-ых гг жители ул.Советской Подольска, больше напоминавшей деревенскую, стали все чаще слышать за окнами шум тележных колес и крики возниц. Повозки подъезжали к воротам двухэтажного кирпичного особняка, самого большого дома на этой улице, построенного в начале века богатым купцом А.Солодковым (дом известен подольчанам как магазин «Сапожок»).

На первом этаже разместилась небольшая молочная база, входившая в систему кооперации. До этого в городе не существовало предприятий по переработке молока, в статистических материалах тех лет о них ничего не говорится. И нужды такой не было. В начале 20-х гг из 19650 крестьянских хозяйств уезда в 17433 держали коров. Даже в городе власти отвели место для пастбища. Пользоваться им можно было за определенную плату. Так, летом 1920 г. с рабочих, служащих и кустарей-одиночек за голову скота взимали два рубля. С кустарей, пользующихся наемной силой, – шесть рублей С торговцев и лиц свободной профессии – 10 руб.

Многие семьи имели свое молоко, в домашних условиях готовили сыр и взбивали масло. Большим спросом пользовалось сено. Осенью на рынок по субботам приезжало до 400 возов. В годы первой пятилетки Подольск интенсивно развивался. Строились заводы, реконструировались старые. В конце 20-х гг на Ревпроспекте, улице Дзержинского и на механическом поселке возвели многоэтажные дома. Частный сектор стал постепенно вытесняться из центра города. Да и многие владельцы домов, занятые на производстве, не могли содержать корову, тем более, готовить молочные продукты.

Так было во многих городах страны. В крупных центрах – Москве, Минске, Баку, Краснодаре и др. уже в 20-е годы велось строительство молочных заводов. В уездных городах небольшие молочные производства создавали частники и кооператоры. Время нэпа быстро прошло, и в 30-е государственный сектор заполнил всю экономическую нишу.

В 1937 году подольская база была преобразована в государственное предприятие – контору «Главмолоко», с головной организацией в области. В подольскую контору, помимо городского молочного завода, входили небольшие молочные предприятия в Молодях, Заборье, Ям и деревне Троицкое. Кроме них существовало 46 сливных пунктов. Каждое утро «сливаги» – так называли сборщиков молока – на этих пунктах собирали молоко у деревенских частников и доставляли в бывший купеческий особняк на Советской улице. Работники низовых молочных заводов тоже обращались за молоком к частникам.

Сейчас трудно сказать, кто был первым директором Подольского молочного завода. Ветераны называют фамилию Гинзбурга, руководившего предприятием в годы войны. Приехал он в наш город из блокадного Ленинграда. На улице Федорова, в районе Зеленовки, ему выделили земельный участок, на котором появилось скромное деревянное строение. В нем он прожил все военные годы, а потом вернулся в Ленинград. Молока, как и других продуктов, тогда сильно не хватало. В целом по стране поступление его на перерабатывающие предприятия снизилось почти до уровня 1913 года. Фашисты разрушили полностью или частично свыше 4 тысяч предприятий молочной промышленности – более поло-вины от общего количества.

На территории Подольского района боевые действия не велись. Как и по всей стране, развернулось общенародное движение по сдаче молока в «Фонд здоровья бойцов Красной Армии». На специальной ведомости, заверенной подписью старшего бухгалтера молочного завода Н.С. Волковой, каждый колхозник своей рукой проставлял количество сдаваемого молока. Учет его вели и работники райвоенкомата.

После отъезда Гинзбурга за короткое время на заводе сменилось два директора: А. Лапин и А. Коротков. В конце 1952 г. назначили нового руководителя – Ивана Федоровича Карпова, спеца по молочному делу. Приехал он из подмосковных Бронниц, а с жильем в Подольске в те годы было трудно. Пришлось директору обживать свое служебное помещение. Контора завода находилась на углу улиц Советской и К. Маркса. Позднее там размещалась контора промторга. Здесь же находилось управление СМУ-1. А руководство молочного завода ютилось в полуподвальном помещении, состоявшем из нескольких каморок, отапливаемых углем. В одной из них первое время работал и жил директор, рядом с бухгалтерией и отделом кадров. Помимо своего завода контора обслуживала и низовые предприятия. Сотрудникам, особенно бухгалтерам, часто приходилось выезжать, чтобы разобраться в делах. Впрочем, трудно приходилось всему небольшому коллективу завода. Ведь условия труда на нем оставались такими же, как и в войну.

Зимой на Пахре кололи лед. На лошадях, а позднее на машинах поднимали его в гору, завозили во двор будущего «Сапожка». Сгружали на специальную площадку и заливали глыбы льда водой. Образовавшиеся блоки здесь же, на улице, складировали в бурты, засыпали толстым слоем опилок и оставляли до лета. Каждый год таким способом заготавливали 300-400 кубометров. Технология заготовки льда сохранилась с дореволюционных времен. Правда, тогда многие хозяева опускали лед в погреба, где он лучше сохранялся. На улице – не то. Откалывать его приходилось часто. Лед подтаивал. Но другого места для хранения не было.

Хорош, конечно, купеческий особняк, но только не для завода. Тем более, что на втором этаже проживали жильцы. В летнее время рабочие со двора затаскивали куски льда в помещение и погружали в ванны. Вручную наливали солёную воду. В готовый «холодильник» ставили ушаты и фляги с молоком. За охлажденным продуктом приезжали машины даже из Москвы.

В городские магазины, по-мимо молока, завод поставлял творог, приготовленный из сырого молока, и сметану. Никакой фасовки в то время не было. Семь-восемь рабочих обслуживали все технические операции: от доставки льда до отпуска готовой продукции.

Костяк коллектива составляли женщины. В 1948 году пришла на завод аппаратчица М.В. Хуторова. С 1953 года трудилась на заводе и З.Н. Коротаева. Вначале лаборантом, потом – мастером. В том же 53-м сюда пришла бухгалтер Т.А. Шашкова. Вместе с ними здесь работали инженер-технолог Е.И. Панкова и мастер П.Д. Кузьмин. Все эти люди на долгие годы, можно сказать, на всю жизнь связали свою судьбу с подольским молочным заводом. Вместе с ним росли, отличались в труде, получали ордена и медали. Заводу становилось тесно. В 50-е годы колхозы начали развивать молочное животноводство, закупки молока с каждым годом возрастали. И областное и городское начальство принимало серьезные меры для развития молочной промышленности. Не могло идти и речи о реконструкции Подольского завода. Требовался новый – и только. Для него выбрали место на городской окраине, в начале Парковой улицы, ведущей в усадьбу Ивановское. В 1955 году здесь, на пустыре, заложили новый завод. Стройкой руководил вездесущий И.Ф. Карпов. Когда помещения были готовы и в них завезли оборудование, к работе подключились Е.И. Панкова и П.Д. Кузьмин. Екатерина Иванов-на фактически выполняла функции главного инженера, а Петр Дмитриевич – главного механика. Должностей таких в штате завода не значилось, но кто-то должен был выполнять эту работу.

Завод запустили в декабре 1956 года. Правда, контора некоторое время находилась на старом месте. Больно не хотелось Ивану Федоровичу выезжать из центра города на окраину. Но пришлось. Завод начинал жить новой жизнью. Все старое оставалось позади. А впереди люди видели реальные перспективы, верили в завтрашний день, гордились своей продукцией, столь необходимой людям. Не зря же наш выдающийся ученый И. Павлов с восхищением произнес: «Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой».

по статье В.Ерохина.

Станица Вёшенская в работах живописца Р.Г.Максютова

В феврале 1987 года коллекция живописи Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова пополнилась 16 новыми работами Заслуженного художника России (1986) из Подмосковья Р.Г. Максютова (1925-1996).

Один из самых замечательных пейзажистов России, Максютов в начале 60-х гг. побывал в станице Вёшенской, где встретился с М.А. Шолоховым. Здесь же в Вёшенской Р.Г. Максютов познакомился со своей будущей женой.

На донских берегах художник написал серию пейзажей: «В станице Вёшенской», «Дом М.А. Шолохова», «Проулок», «Весна», «Пристань на Дону», «Степь. Серый день», «В донском хуторе» и другие. Все работы проникнуты большим лирическим чувством, тончайшим отношением цвета, настроением, возникающим при соприкосновении с миром природы.

Картина «Дом М.А. Шолохова» демонстрировалась в Литературном музее ст. Вёшенской, на выставке «М.А. Шолохов. Жизнь и творчество».

К любимым произведениям художника относились произведения, связанные с родным Подмосковьем и станицей Вёшенской.

Он был постоянным участником городских, областных, зональных, республиканских и международных выставок, начиная с 1951 года. Выставки работ художника проходили в 1959, 1960, 1961, 1975, 1985 гг. в Москве, а в 1961 году его выставка состоялась в станице Вёшенской, в здании кинотеатра.

В настоящее время картины Р.Г. Максютова находятся в художественных музеях Тамбова, Пензы, Иркутска, Пскова, Краснодара, Костромы, Подольска, ст. Вёшенской Ростовской области. Его работы представлены в частных коллекциях в Японии, Германии, Франции, Италии, США.

Валентина Леонова


В избранное