Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ПЕТРОЗАВОДСК ТРАНСПОРТНЫЙ

  Все выпуски  

ПЕТРОЗАВОДСК ТРАНСПОРТНЫЙ


Новости сайта "Петрозаводск транспортный"

20 августа 2015 г. 15:20
 
18.08.2015 на официальном блоге портала "Транспорт Санкт-Петербурга и Ленинградской области" была размещена статья "Карелия - переход от городской монополии к региональной", в которой авторами детально и хронологически подробно исследуется ситуация, сложившаяся в 2015 г. вокруг пригородных и междугородных автобусных перевозок в Республике Карелия ( а также её предыстория), с рассказом о главных действующих лицах, участвоваших в создании этой ситуации. С любезного разрешения авторов данной статьи, ниже мы приводим её полностью, со всеми иллюстрациями, дословно и без каких-либо комментариев. Выводы предлагаем сделать уважаемым читателям. Итак, начинаем цитирование:
  
"Карелия - переход от городской монополии к региональной 
  • Aug. 18th, 2015 at 11:00 AM

2 года назад pitertransport рассказывал об экспансии крупнейшего перевозчика Петербурга в регионы, среди которых была и столица Карелии – Петрозаводск. Создав несколько фирм клонов, с 13 августа 2013 года холдинг получил право работы на 17 из 20 городских маршрутов, сроком на 3 года. Тогда об этом в Петрозаводске не говорил только ленивый, но мало кто знал: в планах и другой лакомый кусок – полная монополизация междугородных перевозок республики, выручка с которых оценивается сейчас примерно в полмиллиарда рублей ежегодно.

Схема междугородных маршрутов республики Карелия


Развал ГУП РК “Карелавтотранс”

Примерно в то же время, чуть менее 2 лет назад, постепенно начал разваливаться единственный государственный перевозчик республики и оператор петрозаводского автовокзала - “Карелавтотранс” (КАТ). В ноябре 2013 года руководство Карелии решило не продлевать контракт генеральному директору Николаю Кокшарову. Вместо него был назначен выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров Игорь Опуховский, имевший по информации местных СМИ тесные связи с местным депутатом от «Единой России» Виталием Красулиным, у которого в свою очередь существовали планы по строительству нового автовокзала, совмещённого с торговым центром.

Однако в течение следующего года планы правительства республики поменялись: в конце августа 2014 года на пост первого заместителя Опуховского, бывшего на тот момент в отпуске, был назначен небезызвестный Вадим Сухарев – тот самый, который чуть не довел до банкротства петрозаводский троллейбус, будучи его руководителем с 2011 по 2013 год. Тогда, в частности, используя свои связи с главным «маршруточником» города Николаем Таракановым, Сухарев заключал невыгодные для ПМУП «Городской транспорт» договора аренды старых автобусов холдинга «Питеравто» с ООО «АТП-3» - часть автобусов попросту не выходила на линию, а в штат предприятия были зачислены некие сторонние сотрудники, получавшие заработную плату, но при этом не выполнявшие никаких функций. С назначением этого человека стало очевидно – руководство республики берёт «пропитеравтовский курс» в сфере организации пассажирских перевозок и вероятно будет вести ГУП к банкротству. В этом вопросе опыт у господина Сухарева был более чем успешный – за 3 года его руководства троллейбусным предприятием оно сумело накопить долгов на общую сумму под 90 млн. рублей.


Когда прокуратура заинтересовалась Вадимом Сухаревым, он внезапно ушёл на оплачиваемый МУПом больничный. Пробыл там целых 7 месяцев, бедняга.
Фото: karel.mk.ru

Активные действия по реорганизации «Карелавтотранса» начались практически сразу после сентябрьских выборов 2014 года. 26 сентября был объявлен первый конкурс на все междугородные направления в республике, включавший в себя 98 лотов. Однако условия были настолько непрозрачными, а сроки проведения процедур - короткими, что одной жалобы, поступившей в УФАС, оказалось достаточно, чтобы конкурс приостановить. Именно тогда в «Карелавтотрансе» начались кадровые перестановки – в октябре на пост гендиректора была назначена техническая фигура от Вадима Сухарева, Эльвира Каштанова, человек без опыта работы в сфере пассажирских перевозок и с медицинским образованием по специальности «гинеколог». Предприятие в качестве менеджера пополнил и бывший гендиректор ООО «АТП-2» Денис Крылов, позже присоединился к команде и экс-хозяин ООО «АТП» Олег Воронин. Управленческий аппарат начал расти как на дрожжах – критерием при приёме на работу стали также и родственные отношения (зять, племянник). А профессионалы, проработавшие на предприятии долгие годы, постепенно начали терять свои места многим начали урезать премии, некоторым прямо грозили увольнением. Так, например, в тот же месяц был уволен инженер по организации пассажирских перевозок.


Некоторые транспортники Карелии остроумно подметили, что гинеколог на должности гендиректора КАТ - это не случайно. Так предприятию быстрее наступит *****.
Фото: rk.karelia.ru

Пыл «реформаторов» немного утих после 19 ноября 2014 года, когда при прохождении очередного допроса в Следственном комитете республики был арестован Вадим Сухарев (по одному из дел, связанных с умышленным банкротством ПМУП «Городской Транспорт»). Однако это не мешало продолжать подготовку к очередной попытке проведения конкурса на перевозки, итоги которого позволили бы взять все междугородные направления региона под контроль одной компании. В начале февраля 2015 года на пост главы отдела транспорта одноимённого Госкомитета Правительства РК был назначен Александр Левченко – человек, организовывавший в 2012-2013 гг. конкурсы на обслуживание городских маршрутов Петрозаводска, победителем которых становились компании, подконтрольные «Питеравто» (ООО «АТП», ООО «АТП-2», ООО «АТП-3», ООО «АТП №4 Тосноавто», ООО «Авто-Сити», ООО «Миракс-Авто», ООО «Транспортная Компания»). Стал известен и метод, которым чиновники планировали препятствовать участию в конкурсе всех 30 перевозчиков, работавших в то время на маршрутах – существенное сокращение лотов, как минимум вдвое.

К концу февраля число планируемых лотов сократилось до 10 – по подсчётам специалистов, это было максимально возможное кол-во лотов, при котором единственным претендентом на каждый из них могла стать только компания, имевшая связи с «Питеравто». Для независимых перевозчиков оставалась лишь одна возможность – объединение, однако уже 6 марта (в день объявления приказа о старте конкурса) стало ясно, что Госкомитет предусмотрел и этот вариант, оставив минимально возможное количество лотов в соответствии с антимонопольным законодательством – 4 (не более 25% на перевозчика).


Александр Левченко считает, что разделить все межмуниципальные маршруты региона площадью 180 т.кв.км. (17 место в РФ) на 4 лота - это нормально.
Фото: ptzgovorit.ru

Председатель транспортного комитета Карелии Игорь Жадановский объяснял такое укрупнение лотов тем, что маршруты объединяли по рентабельности и нерентабельности, однако так было и раньше. Чиновник предлагал местным перевозчикам консолидировать автобусные парки нескольких АТП, один из которых выступит участником конкурса. Автобусы можно было передать либо в аренду, либо на основании договора безвозмездного пользования.
В интервью местной газете ИП из Кондопоги Данилкин Евгений Иванович тогда заявил, что руководитель транспортного цеха Карелии то ли издевается, то ли вообще не понимает что это нереально:

“А как Вы себе это представляете? Приказ с условиями накануне проведения конкурса был для нас, как гром среди ясного неба. Дело в том, что госкомитет, если у него было в планах уйти от мелких предпринимателей в пользу крупных компаний, должен был еще летом прошлого года, когда заканчивались сроки действия предыдущих договоров, провести совещание с перевозчиками. Обсудить вопросы по укрупнению лотов. Чтобы мы уже начали готовиться заранее, а не в течение двух недель, это просто физически не возможно”.


Игорь Жадановский - ответственное лицо №1 за изменение качества перевозок по республике Карелия.
Фото: vse.karelia.ru

31 марта закончился приём заявок на конкурс – помимо ГУПа и четырёх пропитеравтовских компаний-пустышек ООО «АТК», ООО «Полёт», ООО «Транском» (все трое зарегистрированы по одному адресу – Путейская улица д.5, где расположены парки КАТа и городских автобусов Питеравто, и имеют одного и того же гендиректора-учредителя – Валерьяна Праневича) и ООО «Инлайн» (с тем же учредителем), которые были зарегистрированы буквально за месяц до конкурса, в конкурсе также принял участие один «настоящий» перевозчик – ООО «Экспресс-транссервис» местного предпринимателя Александра Хамина. Однако по жалобе другого бизнесмена, Георгия Фирияна, 10 апреля конкурс был отложен. Это могло бы напомнить ситуацию осени 2014 года, когда в отсутствие конкурса просто продлевались договора с действующими перевозчиками, однако на этот раз всё было по-другому. Согласно новым нормативным документам, при окончании срока текущих договоров, до проведения конкурса все маршруты обязано было обслуживать ГУП «Карелавтотранс». Соответственно, стало окончательно ясно, что с 1 мая 2015 года запускается процесс полной монополизации пассажирских перевозок в Карелии.


Новые карельские перевозчики могут иметь разных учредителей и гендиректоров, но за всеми стоит один человек - Николай Тараканов, именно через него петербургский холдинг действует в республике. Фото: rk.karelia.ru

С этого момента в КАТе была запущена вторая «волна» увольнений и сокращений – с 13 по 17 апреля предприятие покинули:
- главный инженер (опыт работы - 28 лет)
- начальник ПЭО (опыт работы - 9 лет)
- зам. гендиректора (опыт работы - 14 лет)
- инженеры отдела эксплуатации (опыт работы до 20 лет)
- рядовые сотрудники автовокзала

Первые результаты изменений жители Петрозаводска смогли наблюдать спустя всего 4 дня, 21 апреля, когда новое руководство умудрилось не обеспечить ни одного дополнительного рейса на кладбище (на Радоницу, день особого поминовения усопших). Такое наплевательство привело к огромным очередям на автовокзале к 9 часам утра, достигавших нескольких сотен человек.

С 1 мая...

29 апреля председатель Государственного комитета Карелии по транспорту Игорь Жадановский провел рабочее совещание, на котором обсуждалась готовность автотранспортных предприятий к осуществлению автобусных пассажирских перевозок в республике с 1 мая 2015 года. Тогда уже было понятно, что ситуация патовая, однако руководитель «Карелавтотранса» Эльвира Каштанова утверждала, что все нормально:
«Все перевозчики – местные компании и индивидуальные предприниматели, раньше занимавшиеся этой работой. С 1 мая они готовы осуществлять рейсы. Производится предварительная продажа билетов.»


В мае на маршруты вернулись даже ГАЗели, которых петрозаводчане не видели уже почти 2 года.
Фото: fotobus.msk.ru

Однако, на деле это было совсем не так - многие местные перевозчики отказывались работать на субподряде у государственного перевозчика из-за диких условий (25% выручки должны были доставаться «Карелавтотрансу»). В итоге, на дюжину пригородных маршрутов вышли ПАЗы «Питеравто» с городских маршрутов, под вывеской некоего ООО «Признание», ещё на 8 маршрутов вышли ПАЗы питеравтовских субподрядчиков, под вывеской ООО «РИК». На другую часть маршрутов вышли субподрядчики от предпринимателя Хамина – таким образом руководство КАТ договорилось с единственным конкурентом на конкурсе о переходе «на свою сторону» и гарантированной работе.


Жители ближайшего к Петрозаводску райцентра - Пряжа - с мая вынуждены добираться до столицы Карелии на таких вот ПАЗиках.
Фото: fotobus.msk.ru

8 мая в Карелию прибыла первая техника из Санкт-Петербурга, предназначенная для работы на пригородных маршрутах – 3 полностью низкопольных ЛиАЗа-5292, которые заменили собой 10-летние ГолАЗы-5256. В этом году технике исполнилось 7 лет, поэтому для работы в северной столице она больше не годится. И неудивительно – один из автобусов сломался в пути, и в итоге на линию так и не вышел; возможно, машина пошла на запчасти.

Из трёх ЛиАЗов-5292, пришедших из СПб, в данный момент на линии не работает ни одного.
Фото: fotobus.msk.ru

Некоторые карельские перевозчики, не желая закрывать свои предприятия, продолжили работать по своим маршрутам, но по более низким ценам. Вдобавок, таким перевозчикам пришлось организовывать свои рейсы не с автовокзала, а с остановки около железнодорожного вокзала, т.к. в последний год новое руководство КАТ проводило ряд мероприятий по ограничению доступа на автовокзал как людей, так и автобусов – появились забор, видеокамеры и шлагбаум, а проход на платформы стал осуществляться только по билету.

Сегмент нелегальных междугородних пассажирских перевозок в Карелии за последние несколько месяцев сильно вырос, т.к. плохая организация официальных перевозок породила резкое увеличение спроса на подобные предложения на ряде направлений
Фото: vk.com

Многим жителям Карелии идея недорогих перевозок пришлась по душе, однако скорее всего подобная ситуация продлится недолго – 18 июня карельские депутаты отменили прямые выборы мэра Петрозаводска, а в сентябре парламент будет проводить голосование по досрочной отставке Галины Ширшиной, которая проявила себя как противник монополизации автобусных перевозок. Логично предположить, что лояльный Правительству республики сити-менеджер «объявит войну» всем нелегальным перевозчикам города.

С 1 июня...

С началом лета количество перевозчиков, продолживших работать на автовокзале, снова уменьшилось. Суммарные ставки по агентскому сбору и договорам субподряда достигали 30%, количество петербургских автобусов увеличилось – из города на Неве прибыли 8 микроавтобусов для работы на Кондопогу, а ПАЗы вышли на большее количество маршрутов. Противостояние перевозчиков-конкурентов стало сильнее – так, олонецкое предприятие ООО «АТП» организовало ограничение на въезд на автостанцию г. Олонец, тем самым запрещая заезд туда микроавтобусам маршрута 519.

Микроавтобусам Фольксваген в декабре исполнится 5 лет, поэтому в Петербурге они скоро будут не нужны.
Фото: fotobus.msk.ru

А в конце месяца наступила развязка в истории с конкурсом на перевозки – он был признан действительным, как и его результаты:

Лот №1 «северный» (ООО «АТК»)
120, 120Н, 128, 129, 130, 130Э, 133, 133Э, 138
501Э, 502Э, 503, 504, 504Э, 508, 523Э, 527, 527А, 527Э, 528, 528Э
704, 705, 706, 707, 709, 710

Лот №2 «суоярвский» (ООО «Инлайн»)
102, 103, 104, 104А, 105, 106А, 117А, 117Б, 118, 134, 136
511, 512, 520, 530, 607, 607А, 608, 609, 609А, 621, 622, 622А

Лот №3 «сортавальский» (ООО «Транском»)
116, 119, 122, 122К, 123, 135
514, 515, 517, 519, 531, 532, 533, 534, 604, 606, 610, 611
700, 701

Лот №4 «восточный» (ГУП РК “Карелавтотранс”)
101, 107, 108, 109, 110, 111, 114, 115, 120, 120Н, 121, 124, 125, 127, 129, 130, 133, 133Э, 137
524, 525, 525Э, 601, 601А, 602, 613К, 616К

С 1 июля...

3-й квартал этого года начался с того, что бизнес свернули перевозчики из дальних городов Карелии – Беломорск, Сегежа, Сортавала, Пудож. Взамен комфортабельных туристических автобусов на маршруты протяжённостью несколько сотен километров вышли ПАЗы, на многие другие направления вышли маленькие микроавтобусы, одновременно с этим КАТ отставил от работы все большие автобусы ГолАЗ.

Подобные автобусы на многих направлениях с 1 по 13 июля были заменены на автобусы ПАЗ и микроавтобусы.
Фото: fotobus.msk.ru

– А мне [людей] не жалко, – высказал своё мнение руководитель одного из закрытых транспортных предприятий. – Пока люди сами не поймут, что о них вытирают ноги, мне их не жалко. Если хотят вернуть себе комфортные условия нужно действовать. Я не говорю, что именно мы должны возить. Но нужно добиваться того, чтобы новый перевозчик, который выиграл на конкурсе, предоставил условия хотя бы не хуже, чем они были. Нужно «долбить» перевозчика, «долбить» правоохранительные органы. Иначе ничего не изменится. Конкурсы ведь для этого и проводятся – для отбора лучших перевозчиков. И создания лучших условий для пассажиров. А если результатом проведенного конкурса стало ухудшение качества перевозок, значит, что-то не так в этом конкурсе перевозок.

С 13 июля договора вступили в силу, все междугородные направления крупного региона обслуживают только компании, подконтрольные петербургскому транспортному холдингу.

С 1 августа...

С этой даты все 8 автобусов ГУПа, обслуживающие пригородные маршруты (формально это другой ГУП, «Карелавтотранс-сервис»), были отставлены, и это несмотря на то, что возраст техники составляет не более 5 лет. По все видимости, машины в ближайшее время будут выставлены на продажу. Также от работы был отстранён предприниматель Хамин, т.к. угрозы в виде конкуренции на конкурсе он более не представлял.

Самые новые в республике пригородные автобусы большой вместимости МАЗ-103 (2013 г.в.) были отставлены с 1 августа, в связи с полным окончанием деятельности ГУП РК "Карелавтотранс-Сервис". Фото: fotobus.msk.ru

Взамен из Петербурга прибыла очередная партия автобусов, 6 китайских JAC обанкротившегося перевозчика ОАО «ЛОПАТ». В настоящее время на главной площадке холдинга проходят подготовку к отправке в Карелию такие же JAC’и, а также ГолАЗы и микроавтобусы Фольксваген, основу же подвижного состава на междугородных и пригородных маршрутах республики по-прежнему составляют ПАЗы...

СПб, головная площадка холдинга "Питеравто". Здесь подготавливается подвижной состав для карельских перевозчиков, победивших на конкурсе.
Фото: pitertransport

2015 | Анатолий Хозяинов, Владислав Булгаков"


В избранное