Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Japanese Dolls

  Все выпуски  

О японских парикмахерах



О японских парикмахерах
2012-03-09 14:57


О японских парикмахерах

Ни для кого не секрет, что японцы отличаются от других жителей планеты Земля, может они прилетели с Луны или Марса. Исследования головного мозга японцев выявили удивительную вещь. Их левое полушарие - область, где располагается речевой центр, - оперирует не только со словами, но и с природными шумами, например, криками зверей, посвистом ветра, гулом набегающих волн, барабанной дробью дождя, звучанием музыкальных инструментов, а так же звуками, издаваемыми людьми: смехом, бессвязным бормотанием, всхлипыванием. Все механические шумы улавливает правая половина мозга. У неяпонцев все происходит как раз наоборот, наш мозг работает иначе. Именно этим объясняется особая чуткость японцев к природе, для них прекрасны цветы, луна и снег. Есть еще одна разница между японцами и остальными людьми. Если у всех жителей планеты наклон волос к поверхности головы составляет 12-13 градусов, то у японцев целых 33 градуса. Да и сами волосы жесткие и гораздо толще европейских. На протяжении всей своей истории японцы уделяли волосам очень много внимания. Волосы считались средоточием жизненной силы человека, а прической подчеркивалось общественное положение человека, уровень его достатка и значимость. Обрезать волосы или побриться наголо означало отказаться от мирской жизни, от радостей, которые эта жизнь приносит. Профессия парикмахера всегда была востребована в Японии, вспомним сложные прически гейш и знатных дам. Сейчас прически японцев, конечно, стали проще, они идут в русле мировой моды, вернее даже - задают тон. Ведь то, что сегодня делают японские стилисты будут делать в Москве, Лондоне или Нью-Йорке через пару лет. О профессии парикмахера я и хочу рассказать.



Kitagawa Utamaro, около 1800 года

Японцы любят стричься и умеют это делать, их любимое времяпровождение состоит из походов в парикмахерскую, кафе, караоке и шопинга. Японки просто наслаждаются доступным им разнообразием форм и средств для воплошения своих фантазий в рамках современной моды. И идут в парикмахерские или салоны. Парикмахерские отличаются от салонов тем, что там заведует всего один человек, обычно он и владелец бизнеса. Обычно там всего одно кресло для клиента, такие парикмахерские стоят на одном месте много лет, парикмахерская находится на первом этаже частного дома, а на втором этаже живет владелец заведения, он же парикмахер. Это обычно семейный бизнес, парикмахерами были родители и дедушка или бабушка. Такой уклад у нас в России безвозвратнно утерян, хотя в Европе сохранился. Я как-то в Хорватии зашел в аптеку, которая непрерывно работает на одном месте чуть ли не с 16 века, менялись лишь поколения одной семьи. Так вот, в такую японскую парикмахерскую ходят все соседи стричься, а потом - их дети, а еще позже - внуки.



Японский салон


Семейная парикмахерская

Рангом повыше - салоны. Они вообщем-то мало отличаются от наших, разве что ценой и системой обслуживания. Посещение салона в Японии обойдется примерно в $40-60, в России как минимум с нас возьмут уже $150-200, ну а качество обслуживания отличается не в разы, а на порядки. В каждом японском салоне всегда есть стеклянная стена, всем видно, что в салоне много клиентов. Японцы, проходящие мимо, видят это и думают, раз много людей и есть очередь, значит место хорошее. Японцы вообще любят очереди, владельцы салонов это знают и умело используют национальную психологию. Подстричься в маленькой парикмахерской, конечно, дешевле, чем в большом салоне. Сервис тоже будет отличаться, но качество сервиса везде высокое, японцы знают как сделать расставание клиента с деньгами максимально приятным. Главным в японском салоне всегда является клиент - для администратора и парикмахера, мастеров макияжа и маникюра, всех ассистентов и стажёров без исключения. Клиента приветствуют, когда он входит, и прощаются, когда уходит, всем салоном. Клиента обслуживают, но никогда не прислуживают ему. Это уникальное свойство японского сервиса, у нас и Европе такого не будет никогда.



Клиента в салоне встречает администратор и принимает верхнюю одежду с сумкой. Для сумок есть специальные ящики с ключом, но ценные предметы предлагают все же забрать с собой. Дальше до кресла клиента провожает стажёр, о них надо сказать отдельно. У нас парикмахерскому делу учат, вероятно, максимум с пол-года в училище, а может сейчас в специализированном колледже. В Японии парикмахерскому искусству учат всю жизнь. Стажёр - это как ученик в буддийском монастыре или в школе восточных единоборств. Нельзя сразу стать мастером, вначале надо пройти все ступени. После двух лет обучения в колледже для парикмахеров будущего стилиста могут взять только стажёром подметать волосы и встречать клиентов. Уже потом ему доверят мыть голову и сушить волосы, затем - накручивать бигуди и так далее. Только после трёх лет стажировки стажёр сможет начать работать как мастер, уровень квалификации у него высочайший. Может показаться, что в японских салонах стажёры делают слишком много. Но это и есть одна из главных особенностей Японии. Надо долго быть учеником, чтобы стать только начинающим мастером. Да и продолжительность жизни позволяет. Торопиться некуда, взрослый человек в Японии начинается где-то с тридцати. В этой системе есть и минусы. Японский парикмахер остается прилежным исполнителем, не проявляющим инициативы, хотя по сравнению с нашими он, конечно, более профессионален. Одна из самых характерных японских черт - не брать на себя лишнюю ответственность и вообще не лезть туда, куда тебя не учили лазить. Клиент сам выбирает прическу, мастер никогда не будет не то что навязывать, а даже выражать свое мнение. Смелых и творческих мастеров в Японии немного по сравнению с нашими.


Парикмахер в Японии на 70% женская профессия, это симпатичные потомки самураев с ярким макияжем, карамельными локонами и наращёнными ногтями и ресницами. Хотя в столице и в больших городах соотношение мужчин и женщин другое, примерно 50 на 50. Все мастера исключительно стильные и по преимуществу молодые. Для большинства парикмахеров вершина карьеры - открыть собственный салон. Вернее, это скорее вершина дохода. Люди, которые хотят иметь высокий доход, открывают собственные салоны. Здесь главное, чтобы место было не слишком дорогое, а то придётся иного платить за землю. Место для салона должно быть недорогое, но приличное и с хорошим доступом транспорта.



В кресле со своим мастером клиент решает, какую стрижку или окрашивание будут делать. Очередной стажёр провожает клиента мыть голову. В большинстве салонов мытьё головы включено в стоимость стрижки, и делают его нежно, но тщательно и часто с массажем. Моют голову, накрыв лицо салфеточкой, чтобы не забрызгать. Делают массаж головы, накрывают волосы теплым полотенцем и хлопают по нему. Когда вытирают голову, легким и наработанным движением вытирают ушки. После этого стажёр провожает клиента к креслу, надевает на него пеньюар и усаживает. И только здесь опять появляется мастер и стрижёт. Стригут на сухие волосы, много филируют. После стрижки, как правило, голову моют ещё раз или просто хорошо ополаскивают, это, конечно, опять делает стажёр. Сушит волосы тоже он. Сушат всегда на низкой скорости, не горячим, а тёплым воздухом. Японцы не торопятся иссушить клиенту волосы, берегут их. Заканчивает причёску мастер, дорабатывает ножницами и брашингом. Все время 2-3 человека постоянно находятся рядом с клиентом, когда тому моют голову, наносят краску или сушат волосы. В конце клиента благодарят, улыбаясь и кланяясь, приглашают заходить еще и дают флаеры со скидкой. Все кланяются, все улыбчивы и вежливы, чаевых давать не принято, ими можно даже оскорбить. У нас иногда доход парикмахера больше от чаевых, чем от жалованья. В Японии чаевых вообще нет.



Если вы приходите с друзьями, то друзьям предлагают чай-кофе, журналы и мягкие кресла. Перед оплатой, вам обязательно предложат купить в салоне шампунь или косметику для волос, которую продают в основном европейских брендов. Большинство японских компаний все свои линии продают в драгсторах, это магазины косметики, бытовой химии и одновременно аптеки, по типу американских. Крупнейшие производители японского рынка таким образом тестирует» спрос.



Существует японский парикмахерский стиль, его отличительные знаки в общении с клиентом. Работа парикмахера в Японии - это не искусство, а сфера услуг, как кафе или ресторан, в центре всегда находится клиент. Поэтому независимо от уровня таланта парикмахера и дохода нет ощущения того, что парикмахеры - люди искусства. Парикмахер в Японии не может просто сказать клиенту, что эта прическа не подойдет клиенту. Разве что это может позволить себе сказать очень известный стилист. По технике стрижки тоже есть отличия. Среди японцев много людей с жёсткими прямыми волосами. А в причёсках японцы стараются подражать европейцам, хотят, чтобы их волосы выглядели как у европейцев. Это идёт ещё с эпохи Мэйдзи, после того, как японцы распустили свои пучки. И задача стилиста - показать японские волосы мягче, чем они есть. Для этого в каре, например, нижний слой стрижётся короче, чем верхний. Так без дополнительной филировки достигается лёгкость. В Японии чаще, чем в других странах, используют ступенчатые стрижки, японцы часто применяем различные методы текстурирования волос, любят слайсинг. Для того чтобы клиенту было проще обращаться со своей стрижкой самостоятельно, японские парикмахеры очень облегчают все стрижки. Но бывают и у японцев волосы мягкие, тонкие и даже вьющиеся. Поэтому существует специальное слово sukibasami, которое дословно означает "тонкие ножницы, тонкие лезвия". Парикмахер, услышав sukibasami, должен подстричь вас с учетом того, что волосы тонкие и не облегчать так уж сильно.



Японки очень внимательно относятся к своим волосам. Помимо стрижек и процедур в салонах, все занимаются уходом дома. Есть свои особенности в окрашивании. Многие японские девушки хотят стать блондинками, но встретить на улице полностью обесцвеченную до лимонно-желтого цвета японку можно нечасто. Окрашивание в салоне строго регулируется законом. В салоне мастер не может применять оксидант более чем с 6% содержанием перекиси, нагревать климазоном тоже нельзя, это запрещено законом. Дома, конечно, можно делать что угодно, поэтому, наверное, с обесцвеченными волосами и наклеенными ресницами ходят в основном старшие школьницы. Японские волосы кажутся толстыми и сильными, но именно из-за своей прямой стекловидной структуры они более хрупкие, чем европейские, сразу ломаются. Государство пытается защищать здоровье волос своих граждан законом. Поэтому японкам с их натуральным чёрным цветом волос при окрашивании остаются все оттенки тёмно-красного, винного и красно-медного цветов. Закрашивание седины - это обязательно, с сединой можно сделать что угодно, но седые японцы не стремятся выделиться, предпочитая натуральный коричневый цвет.



В повседневных укладках японские девушки опережают всю планету. То, что носят сейчас японские модницы, появится на подиумах Милана и Парижа года через два-три. Мужская мода в Японии чётко поделена по стилям, сейчас бесспорными законодателями мод являются "салонные парни" - профессиональные или начинающие стилисты, которым за двадцать. В своём искусстве они соревнуются в районе Харадзюку, ставшем в Токио основным полем битвы мастеров визажа и парикмахерского ремесла. Завоевав известность своими инновациями в области стилистики причёсок, эти ребята смешивают брендовые модели одежды от известных дизайнеров со старомодными вещами или даже секонд-хендом, уделяя внимание мельчайшим деталям, включая шляпы, очки, ремни и ботинки.


















В избранное