Спасибо всем, кто послушал, посмотрел, и оставил комментарии на мою новую песню "Полночь"! :) Кто еще не успел это сделать - приглашаю Вас сюда - http://www.kirilltv.ru/?p=141
Ну а мы тем временем продолжаем
ездить по Санкт-Петербургу на автобусе совместно с компанией "Эклектика-Гид". :)
Экскурсия-импровизация
Экскурсия-импровизация - новый жанр, предложенный Игорем Эммануиловичем
Воеводским - директором туристического и культурного центра
"Эклектика". На протяжении многих веков в Европе существовала традиция
выступлений музыкантов и поэтов с импровизациями. Та же идея лежит в
основе жанра ЭКСКУРСИЯ-ИМПРОВИЗАЦИЯ. Заранее известны только возможные
темы, а какие из них войдут в экскурсию - зависит и от тех, кто
окажется экскурсантами, и от того, какая будет погода и от многого
другого. Экскурсанты до начала экскурсии могут предложить темы и
сюжеты, которые интересуют их. Поэтому каждая экскурсия-импровизация
уникальна и неповторима!
Мне довелось
побывать на самой первой в истории мирового туризма
экскурсии-импровизации. Вел ее Игорь Эммануилович. Я сам слышал, как он
говорил водителю, что пока не знает маршрут. Вначале мы поехали
развеивать мифы Петербурга.
И начали с мифа о Михайловском замке. Первый миф - то, что замок
мрачный, строился он Павлом как убежище от заговорщиков-убийц. На самом
деле, это не так. Во-первых, замок строился из очень красивых, редких
каменных пород. Во-вторых, цвет замка сейчас восстановлен точно таким
же, каким он был при Павле - оранжевый, яркий. В-третьих, это парадный,
театральный вход в замок. Он состоит из трех мостиков. Первый -
центральный, большой - по которому должен был выезжать сам император. И
два сбоку, чуть меньше - для придворной свиты. Такой своеобразный,
театральный эффект. Павел еще с детства мечтал о рыцарском замке,
поэтому он окружил замок водой со всех сторон и расставил пушки. Он не
ограничивал вход в свой замок ни для кого. Единственным условием было
то, что человек, заходящий в Михайловский замок должен быть трезвым.
Почему Павел торопился туда переехать? Потому что хотел сделать это
пышно, устроить бал и гуляния. А надвигался Великий пост, поэтому Павел
решил отпраздновать новоселье чуть раньше, несмотря на то, что
отделочные работы в замке еще не были полностью закончены.
Далее, мы направились к памятнику Петру I (прадеду от правнука). Игорь
Эммануилович обратил наше внимание на левую ногу лошади. Казалось, что
она одета в сапог. Что это? Символ того, что Петр увековечен в этих
землях? Или какая-то шутка, или ошибка скульптора? Оказывается, никакой
ошибки скульптора здесь нет. На самом деле, это обман зрения. Нам
просто не видно полностью ноги лошади и кажется, что на ней надет
сапог. Хотя это можно назвать ошибкой архитектора, который установил
памятник на слишком высокий постамент, из-за чего и образовался такой
своеобразный обман зрения.
Кстати, здесь Игорь
Эммануилович еще развеял миф о Карле Бартоломео Растрелли. Оказывается,
такого человека вообще не существовало. Был Бартоломео
Растрелли-старший - скульптор. У него было два сына - Франческо
Растрелли и Бартоломео Растрелли-младший. Самый знаменитый - это
архитектор Франческо Растрелли (его брат, Бартоломео-младший ему
помогал, но он не был столь знаменитым). А откуда же взялось имя Карл?
Дело в том, что Бартоломео-старший был титулованным герцогом. И он
перед своим именем писал букву "C.", которая обозначала его статус. А
кто-то, видимо, решил, что это сокращение от имени "Carl" - отсюда и
пошел такой миф о Карло Братоломео Растрелли.
Далее, следующий миф
заключается в том, что сегодня большинство экскурсоводов,
соответственно, и туристов знают, что если потереть пятку одного
матроса на барельефе, нанесенным на постамент памятника, то будто бы
никогда не утонешь. Сейчас эта пятка ярко выделяется своим
ненатуральным блеском - начищена многочисленными туристами. На самом
деле, этот миф придумал один из экскурсоводов фирмы "Эклектика" (Андрей
Фролов). Фролов вообще любитель подобных приколов над туристами. Я это
помню еще по предыдущим экскурсиям. Но правда, сейчас, он признается,
когда "прикалывается". Хотя... может и не всегда. :)
После осмотра
памятника "Прадеду от правнука", мы обошли Михайловский замок со
стороны улицы Садовой и подошли в окнам спальни Павла, в которой и
произошло убийство. Здесь Игорь Эммануилович еще обратил наше внимание
на Михайловскую церковь, которая находится в замке. Отсюда и название
замка. Существует легенда, что одному из часовых явился ангел и сказал,
что здесь должна быть Михайловская церковь. Говорят, это повторялось
неоднократно. Когда же об этом было донесено Павлу, оказалось, что
Павел об этом уже знал, поэтому и стал возводить здесь замок. Таким
образом, Михайловский замок - в честь святого Михаила. А вот
Михайловский дворец (в котором сейчас находится "Русский музей") -
назван в честь старшего сына Павла, так же Михаила.
Далее мы сели в
автобус и поехали осматривать образцы Северного модерна и
неоклассицизма. Но прежде, мы вышли в Александрийском парке (от
которого начинается ул. Гороховая), где Игорь Эммануилович рассказал
нам о подвигах реставраторов, о камнях, из которых сделаны скульптуры,
о защитном слое, который предохраняет скульптуру и архитектуру от
перепадов температуры, плохой погоды.
Дальше мы отправились
на Соляной переулок, где Игорь Эммануилович показал нам музей Штиглицев
и некоторые образцы модерна. Потом, поехали на Дворцовую площадь, со
стороны Миллионной. Здесь Игорь Эммануилович обратил внимание на
симметрию Зимнего дворца и здания штаба. Росси удалось сделать это за
счет повторения пропорций Зимнего дворца. Шестерка Лошадей на арке
символизирует победу и удачу. Такой символ был предложен самим
императором Николаем.
Еще, Игорь
Эммануилович рассказал о реставрации Александрийской колонны. Я про это
как раз читал накануне, в журнале "Автобус".
Далее мы прошли по Большой морской до Невского проспекта. Посмотрели два серых здания - представителя неоклассицизма.
После этого, мы направились на Петроградскую сторону, мимо памятника
Нобелю, в Нобелевский городок. Игорь Эммануилович подробно рассказал
про Нобеля, как Эммануил Нобель-отец разорившись в Стокгольме, бежал в
Петербург, оставив свою жену и 4-х детей. В Петербурге ему удалось
удачно наладить производство, он разбогател и выписал свою семью в
Петербург. Несколько лет бизнес у него развивался удачно, однако, после
Крымской войны он разорился и вновь бежал, оставив долги своим детям.
Его сыновья оказались более удачливыми предпринимателями. Все долги
были выплачены. Был построен своеобразный нобелевский городок, в
котором была вся необходимая инфраструктура для рабочих нобелевских
заводов - жилые дома, школа, даже Дворец Культуры. Нобель ввел
регулярную оплату труда (до него, платили зарплату один раз в год) и
сократил рабочий день с 14 часов в сутки до 11. К сожалению, революция
заставила Нобелей покинуть Россию.
После осмотра Дворца
Культуры, мы сели в автобус и поехали к Гостиному двору. На этом,
экскурсия-импровизация закончилась. Мне понравилось, особенно, про
Павла. И про Нобеля.
Спасибо фирме "Эклектика-гид" и лично Воеводскому Игорю Эммануиловичу!
Автор и ведущий рассылки - Кирилл Плешаков-Качалин - www.kirilltv.ru