Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Прогулки по Петербургу

  Все выпуски  

Главное Адмиралтейство


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru


Архив рассылки

Ведёт рассылку Леонид Михайлов

Прогулки по Петербургу

Прогулка II (продолжение)

Главное Адмиралтейство.

Однако, здравствуйте! Я не похож на г-на Леонтьева, но сегодня хочу поздороваться так. Я вас покинул возле здания Адмиралтейства, обещав рассказать о нем в следующем выпуске. Ну, что ж, исполняю обещанное.

Современному туристу очень сложно представить себе Петербург без здания Адмиралтейства, выстроенного Андрианом Захаровым. Но два столетия назад этого великолепного творения архитектуры не было. Все начиналоь с одноэтажного мазанкового строения, выстроенного в 1705-1706 гг. по чертежу, разработанному лично Государем. Здание имело П-образную форму и было обращено к Неве. Внутри помещался производственный двор, т.е. верфь. Адмиралтейство строилось исключительно как промышленное предприятие. В 1711 г. в центре главного фасада была возведена башня со "шпицем", ставшим уже традиционной деталью петербургской архитектуры. Композиция ансамбля с тех самых пор осталась неизменной. В 1718 г. в этой башне начала свою работу Адмиралтейств-коллегия.

В 1727-38 гг. здание Адмиралтейства перестраивается уже в камне по проекту арх. И.К. Коробова. План и композиция сооружения были сохранены, однако высота башни со шпилем уже достигает 72 метровой отметки. Назначение Адмиралтейства остается прежним - промышленное предприятие, поэтому неудивительно, что известный поэт К. Батюшков приводит следующее описание Адмиралтейства: "Помню эту безобразную длинную фабрику, окруженную подъемными мостами, рвами, глубокими, но не чистыми, заваленными досками и бревнами.." Однако, не стоит относиться к творению Коробова с осуждением. Он выполнил государственный заказ.

К концу XVIII века становится ясно, что серый однообразный коробовский фасад не может служить украшению центра столицы (вспомните, ведь уже был возведен современный Зимний дворец, открыт монумент Петру I, благоустроены набережные), и здание капитально меняет свой внешний облик.

Очередная перестройка была осуществлена в 1806-23 гг. по проекту зодчего А.Д. Захарова. Сохранив всю ту же композицию, Захаров создал монументальное сооружение в стиле ампир. Грандиозная постройка (длина главного фасада 406 м, боковых - 163 м) состоит из двух П-образных в плане корпусов - внутреннего и внешнего. Между корпусами находился внутренний канал, прорытый еще в XVIII в. и засыпанный в середине XIX в. Во внешнем корпусе размещались учреждения военно-морского ведомства, во внутреннем действовали различные мастерские.

В центре главного фасада высится прорезанная въездной аркой башня, окруженная вверху колоннадой ионического ордера и увенчанная куполом со шпилем. По сторонам арки башни - две скульптурные группы - нимфы, поддерживающие небесную сферу. Над аркой рельефные фигуры гениев Славы, на аттике нижнего яруса горельеф "Заведение флота в России" работы скульптора И.И. Тербенева. Над парапетом основания башни сидячие фигуры полководцев Александра Македонского и Пирра и героев Троянской войны Ахилла и Аякса. На парапете башни 28 аллегорических фигур символизирующих времена года, стихии, ветры и др. На флангах здания - 12- и 6-колонные портики дорического ордера, повторющиеся и на боковых фасадах. Выходящие к Неве павильоны композиционно близки к основанию главной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов.

Скульптура в здании Адмиралтейства играет особую роль, подчеркивая его выразительность и идейный замысел. Скульптуры расположены по-разному, они стоят то поодиночке, то группами, то поднимаются на уступы, то врезаны в ниши стен. Удивительно также, что богатство архитектурных форм и отделки достигнуто самыми простыми средствами. Сотни колонн и лепных деталей, сотни метров рельефных фризов, десятки статуй - все это выполнено из самых прозаических материалов: кирпича, штукатурки, гипса и пудостского камня.

К сожалению, не вся скульптура дошла до нашего времени. Так, в 1860-х гг. исчезли четыре фигуры у павильонов, выходящих к Неве. Та же участь постигла статуи, стоящие у боковых выступов главного фасада, на фронтонах. Не дошли до нас и фризы на соединительных корпусах, подчеркивающие их протяженность.

Ну и конечно, нельзя еще раз не упомянуть золоченый шпиль башни Адмиралтейства, увенчаный флюгером-"корабликом", изображение которого стало символом Петербурга.

"..И пусть в небе кораблик на всех парусах
Вечно мчится к его ожидающим людям.."

поется в одной песне. Пусть летит..

До встречи в следующем выпуске!

Пишите письма.

Ваш Леонид Михайлов

Выбираете хостинг? Посмотрите, пожалуйста, сюда!


"); // -->

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное