Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Автово


 

РАССЫЛКА 62

 

 

АВТОВО

 

Самой ранней по времени возникновения и наиболее близкой к историческому центру окраиной Петербурга является Автово. Привлекательность Автова для Петра была очевидной. Автово находилось на взморье. Через Автово тянулась дорога к его первой загородной резиденции – Петергофу, а окрестная природа напоминала о путешествии к французскому королю – в Версаль.

В круг интересов столичной знати Автово попало уже в 1703-1704 годах, когда вдоль взморья, сквозь глухие леса и цепкие кустарники начали пробивать благоустроенную дорогу к строящимся Кронштадту и Петергофу. Земли вдольдороги щедро раздавались приближённым для скорейшего освоения, благоустройства и застройки. Уже тогда начинают складываться традиции отдыха и развлечений высшего петербургского общества на богатых загородных дачах царских сановников.

Особенно славились богатые дачи Нарышкиных – Александра Александровича на 4-й версте Петергофской дороги и Льва Александровича – на 7-й. В петербургском свете одну из них называли «Ба, ба», другую – «Га, га» - по удивлённым восклицаниям при виде царской роскоши и великолепия загородных особняков.

Репутация гостаприимных и щедрых хозяев ревниво поддерживалась и наследниками этих екатерининских вельмож. По обычаям давних времён все званые и незваные были желанными гостями и Александра Львовича Нарышкина. В его доме на Большой Морской, и на даче на Петергофской дороге собирались «все лучшие умы и таланты того времени».

 

В давние допетербургские времена, как свидетельствуют топографические планы XVIII века, в ряду других, более или менее мелких поселений, ютившихся невдалеке от залива, стояла небольшая финская деревушка Аутово.

Название "Автово" происходит от финского autio – пустошь. Со  временем слово "Аутово" превратилось в "Автово" и закрепилось как название района города.

Жизнь поселян из поколения в поколение сводилась к добыче пропитания в открытом море и к спасению нехитрого скарба, когда море обрушивалось на сушу. Тогда, как свидетельствуют старинные предания, предусмотрительно собранные дома превращались в удобные плоты, на которые грузилось имущество и домашний скот. Плоты на длинных концах привязывались к деревьям, а сами поморы уходили на высокую Дудерову гору. Едва стихия отступала, Аутово вновь оживало.

 

С одним из самых страшных стихийных бедствий, обрушившихся на Петербург, - наводнением 1824 года – городской фольклор связывает современное название Автова. Во время этого наводнения Аутово было совершенно уничтожено. Александр I посетил его, объезжаа наиболее пострадавшие районы.

Как гласит предание, плачущие разорённые крестьяне обступили императора. Вызвав из толпы одного старика, государь велел ему рассказать, кто что потерял при наводнении. Старик начал так: «Всё, батюшка, всё погибло! Вот у афтова домишко весь унесло и с рухлядью, и с животом, а у афтова двух коней, четырёх коней затопило, у афтова…» - «Хорошо, хорошо, - нетерпеливо прервал его царь, - это всё у Афтова, а у других что погибло?» Тогда-то и объяснили императору, что старик употреблял слово «афтово» вместо «этого». Царь искренне рассмеялся и «приказал выстроить на высокой насыпи» нынешнюю красивую деревню и назвать её Афтово».

 

Несмотря на столь суровые условия существования, деревня Автово благополучно дотянула до начала ХХ века.  Ещё в начале 1930-х годов она находилась неподалёку от Путиловского (ныне – Кировского) завода. Она занимала участок по пр. Стачек от современной Комсомольской площади до Красненького кладбища.

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.narod.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.      Особняк В.С. Добросердова – http://petersburg-history.narod.ru/p655.htm

2.      Особняк братьев Мясниковых – http://petersburg-history.narod.ru/p658.htm

3.      Стадион «Зенит» - http://petersburg-history.narod.ru/p660.htm

4.      Стадион им. Кирова – http://petersburg-history.narod.ru/p661.htm

5.      Сквер им. А. Петрова – http://petersburg-history.narod.ru/p663.htm

6.      Церковь преп. Серафима Вырицкого – http://petersburg-history.narod.ru/p665.htm

7.      Станция метро «Политехническая» - http://petersburg-history.narod.ru/p668.htm

8.      Станция метро «Кировский завод» - http://petersburg-history.narod.ru/p674.htm

9.      Площадь восстания – http://petersburg-history.narod.ru/p675.htm

10.  История петербургского метро – http://petersburg-history.narod.ru/p678.htm

11.  Дом Вавельберга – http://petersburg-history.narod.ru/p679.htm

12.  Петербургский автобус – http://petersburg-history.narod.ru/p682.htm

13.  Площадь Чернышевского – http://petersburg-history.narod.ru/p685.htm

14.  Памятник Н.Г. Чернышевскому – http://petersburg-history.narod.ru/p686.htm

15.  Гостиница «Россия» - http://petersburg-history.narod.ru/p687.htm

16.  Московская площадь – http://petersburg-history.narod.ru/p689.htm

 

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.      Сенат и Синод – http://petersburg-history.narod.ru/p44.htm

2.      Санкт-Петербургский метрополитен - http://petersburg-history.narod.ru/p669.htm

3.      Станция метро «Площадь Восстания» - http://petersburg-history.narod.ru/p676.htm

4.      Финляндский вокзал – http://petersburg-history.narod.ru/p221.htm

5.      2-я линия метрополитена – http://petersburg-history.narod.ru/p363.htm

6.      Кировский завод – http://petersburg-history.narod.ru/p238.htm

7.      Троице-Измайловский собор (фото) - http://petersburg-history.narod.ru/p688.htm

8.      Аничков мост - http://petersburg-history.narod.ru/p29.htm

 

 

 


В избранное