Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Ростральные колонны


 

РАССЫЛКА 66

 

РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ

 

 

Две монументальные и превосходные по силуэту 32-метровые ростральные колонны, органично вошедшие в ансамбль Стрелки Васильевского острова - своеобразные маяки и памятники морской славы, были сооружены в 1810 году по проекту арх. Тома де Томона. Они напоминают о существовавшем в Древнем Риме обычае: в честь морских побед возводить триумфальные колонны, украшенные носами захваченных вражеских кораблей. Ростр - носовая часть корабля, отсюда и название колонн.

Установленные с двух сторон полукруглой площади, колонны должны были подчеркнуть доминирующее в ансамбле положение Биржи, а также придать всей площади строгую парадность.

Кроме своей градостроительной функции, эти колонны ещё служили маяками для кораблей, прибывающих в Петербургский порт, который длительное время находился у Стрелки.

У основания колонн находятся могучие мужские и женские фигуры, олицетворяющие 4 реки - Волхов, Неву, Днепр и Волгу, исполненные Самсоном Сухановым. Впрочем, как утверждает весьма авторитетный в Петербурге историк Е.В. Анисимов, «никто точно не знает, кого изображают фигуры у подножий Ростральных колонн, но туристам обычно говорят, что это символы рек».

Скульптуры на Ростральных колоннах вырезаны из пудостского камня. Скульптуры такого размера, да ещё со столь тщательной проработкой всех деталей - явление уникальное. Пудостский камень - это пористый известняк (а более точно - известковый туф) жёлтого цвета, с вкраплениями мелких раковин. Добывался он у берегов реки Пудость, недалеко от Гатчины. Пудостские каменоломни были известны ещё при Петре I, это камень использовался при строительстве дворцов в Петергофе, Стрельне, Царском Селе, Гатчине. Добывали его самым примитивным способом: снимали лопатами верхний слой земли, под которым залегал известняк, и затем с помощью деревянных или металлических клиньев откалывали блоки. Свежеизвлечённый камень был мягок и легко поддавался обработке. Из него тут же выпиливали или вырезали стволы колонн, различные архитектурные детали. Затем изделия выдерживались в воздухе под навесом (чтобы не намокли в случае дождя) до затвердения поверхности. Интересно, что внутри изделий сохранялась первоначальная вязкость, тогда как оболочка приобретала твёрдость обожжённого кирпича. Благодаря такому сочетанию камень благополучно выдерживал капризы питерской погоды, колебания температур, оставаясь прочным и долговечным.

 

Колонны имеют внутри винтовые лестницы, ведущие на верхние площадки, где помещаются треножники - жаровни, предназначенные для сигнальных огней.

Вначале в жаровнях пробовали жечь конопляное масло, но раскалённые брызги падали вниз на головы прохожих. Последний раз огонь над колоннами зажигали в 1868 году. В 1896 году к светильникам подвели электрические лампы, но "по причине великого расхода" и этот способ освещения был отвергнут.

Весной 1957 года к жаровням подвели газ и установили мощные горелки. А 23.6.1957, когда отмечалось 250-летие города, на глазах тысячной толпы ростральные колонны впервые за 60 лет ожили. Над ними запылали 7-метровые огненные факелы. С тех пор  по праздничным дням над колоннами вспыхивает пламя.

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.narod.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.      Владимирский, 11 / Графский, 10 (с фото) – http://petersburg-history.narod.ru/p802.htm

2.      Невский, 49 / Владимирский, 2 – http://petersburg-history.narod.ru/p808.htm

3.      Владимирский, 3 – http://petersburg-history.narod.ru/p809.htm

4.      Владимирский, 4 / Стремянная, 2 – http://petersburg-history.narod.ru/p810.htm

5.      Владимирский, 13 – http://petersburg-history.narod.ru/p812.htm

6.      Владимирский, 15 (с фото) – http://petersburg-history.narod.ru/p813.htm

7.      Семёновский мост (с фото) – http://petersburg-history.narod.ru/p815.htm

8.      Горсткин мост – http://petersburg-history.narod.ru/p818.htm

9.      Канонерский остров – http://petersburg-history.narod.ru/p819.htm

10.  Фонтанка, 92 – http://petersburg-history.narod.ru/p820.htm

11.  Английская наб., 54 – http://petersburg-history.narod.ru/p821.htm

12.  Ростральные колонны – http://petersburg-history.narod.ru/p822.htm

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.narod.ru  :

 

1.      Владимирский, 7 – http://petersburg-history.narod.ru/p781.htm

2.      Мариинская больница – http://petersburg-history.narod.ru/p477.htm

 

 

 


В избранное