Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Египетский мост


РАССЫЛКА 72

 

ЕГИПЕТСКИЙ МОСТ

 

 

Египетский мост находится в створе Лермонтовского проспекта через Фонтанку. Длина моста 44 м., ширина – 27 м.

 

Начало строительства цепного висячего однопролётного Египетского моста – забивка свай под береговые устои состоялась 9.8.1825. Металлические части и скульптуры изготавливались на заводе Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Для облицовки использовали гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. 25.8.1826 в 8 часов пополудни началось движение по мосту.

Египетский мост был построен по проекту инженеров Г. Треттера и В.А. Христиановича. Длина пролёта моста достигала 55 м., ширина – 11,7 м. Он имел выступающие в реку устои, облицованные гранитом. Три цепи, поддерживающие пролётное строение моста на устоях, покоились на лёгких металлических порталах и закреплялись своими концами в каменных массивах, зарытых в землю. Порталы состояли из 3 круглых чугунных колонн, каждая высотой 6,5 м. Колонны и карниз портала были украшены орнаментами из иероглифов. По обе стороны при въезде на мост возвышались на пьедесталах чугунные фигуры сфинксов, созданные по модели ск. П.П. Соколова. В оформлении моста сказалось тогдашнее увлечение искусством Древнего Египта. На устоях, в пределах стенок набережных, на четырёх чугунных пьедесталах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, над головами которых находились небольшие шестигранные фонари. Чугунные порталы с колоннами (их капители напоминали листья лотоса), поддерживающие цепи, были украшены египетскими орнаментами (изображениями коленопреклоненных жрецов с голубями в руках, орнаментом из косых и прямых штрихов) и иероглифами. Не менее пышно были декорированы части антаблемента – на вогнутой поверхности карниза нанесены пальметты (элементы античного орнамента, изображающие стилизованные листья пальмы, расходящиеся веерообразно из волют), а в центре – большой орёл с распростёртыми крыльями. Орёл, но несколько меньших размеров, тоже с распростёртыми крыльями, занимал центральную часть поверхности фриза. Отдельные элементы порталов и решёток были вызолочены. Стилизованные орнаменты в чугуне, покрытые золотом на коричневом фоне окрашенной поверхности, отличались тонкими и высокохудожественными формами. Стыки элементов прикрывались золочёными розетками.

 

Висячий однопролётный Египетский мост прослужил городу 79 лет. Этот мост называли «поющим». «Петербургская газета» от 18.1.1901 писала: «Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поёт ли уже он себе погребальную песню?».

20.1.(3.2 (2.2)).1905 в 12.30 на него вступил эскадрон гвардейской кавалерии, а навстречу ему двигалось 11 саней с возницами. Мост заскрипел, закачался, задрожал, затем раздался страшный удар. Сначала лопнула одна верховая цепь, через мгновение лопаются остальные две цепи, и мост летит вниз. Все, кроме трёх всадников и двух саней, проломив лёд, погрузились в воду. Подоспевшие пожарные помогали спасать людей и лошадей. Через полтора часа в полиции стало известно, что пострадал один кавалерист из нижних чинов, одна дама, вытащенная из воды с «повреждением лица», 10-летняя девочка, «раненная в ногу», и 11 извозчичьих лошадей. Всё это показалось странным современникам, ведь мост дважды ремонтировали в 1904 году и в начале января 1905-го.

Причина аварии, в соответствии с актом обследования – плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины (явление крайне редкое для кованых изделий). О причинах аварии моста ходила масса всевозможных слухов, а в учебнике физики этот факт бездоказательно служит для объяснения резонанса. Современные специалисты объясняют причину аварии явлениями усталости и хладоломкости металла, связанные с его структурой и химическим составом, так как в 1825 году ещё не существовали способы глубокого раскисления стали и очистки её от примесей.

 

После обрушения моста сохранились береговые устои, 4 сфинкса и… воспоминания современников. Неподалёку от места обрушения висячего моста, против Усачёва переулка (с 1952 года переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный 7-пролётный мост трапецеидально-подкосной системы. Он просуществовал с неоднократными перестройками до 1956 года. Этот мост был весьма неудобен, так как транспорт передвигался по Лермонтовскому проспекту (основной магистрали), затем сворачивал на узкую набережную.

 

30.12.1955 новый Египетский мост, построенный в 1954-1955 годах по проекту инженера В.В. Дёмченко, был сдан в эксплуатацию. Архитектурное выполнение принадлежит архитекторам П.А. Арешеву и В.С. Васильковскому, которые в декоративных обелисках и решётках удачно использовали мотивы древнеегипетского искусства.

Однопролётный мост представляет собой распорную двухшарнирную раму с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения и массивными железобетонными ногами. Устои моста каменные, облицованные гранитом. Железобетонная плита проезжей части опирается на 9 параллельных рам.

Фасадные плоскости ригелей украшены накладными розетками, архивольтами, кронштейнами и.т.д. Такие же барельефные розетки украшают чугунные обелиски с фонарями у въездов на мост. Перила художественного литья представляют собой незатейливый орнамент. На гранитных пьедесталах вновь заняли свои места чугунные сфинксы, созданные скульптором П.П. Соколовым и мало похожие на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, холодная красота идеализированных лиц говорят скорее о подражании автора античным образцам.

 

В древнегреческой мифологии Сфинкс – фантастическая женщина с телом львицы и крыльями, порождение Тифона и Ехидны. Это чудовище обосновалось около города Фивы на горе Сфингионе. Путников, проходивших мимо, Сфинкс заставлял разгадывать загадку: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Но никто не смог разгадать, и несчастные путники гибли мучительной смертью в объятиях когтистых лап сфинкса. Многие доблестные воины пытались освободить Фивы от Сфинкса, но все они гибли – пещеру Сфинкса окружали груды черепов и костей погибших. Спас фиванских жителей от этого кошмара молодой Эдип, разгадав загадку Сфинкса. Сфинкс от огорчения бросился со скалы в море и погиб, а Эдипу жители Фив за это разрешили жениться на вдове своего царя Лая – Иокасте. Эдип стал фиванским царём, не зная, что Иокаста его мать, а убитый им до этого знатный вельможа и есть его родной отец – Лай. Но в то время никто об этом не знал. Эдип и Иокаста прожили 20 лет, родили 4 детей и были счастливы в браке. Когда же всё открылось, Иокаста повесилась, Эдип выколол себе глаза, был изгнан из Фив и вскоре умер.

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

И заходите на мой сайт: www.petersburg-history.ru

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

Новое на сайте www.petersburg-history.ru  :

 

  1. Сампсониевский собор – http://www.petersburg-history.ru/p1028.htm
  2. Английская наб., 50 – http://www.petersburg-history.ru/p1030.htm
  3. Институт акушерства и гинекологии им. Отта – http://www.petersburg-history.ru/p1036.htm
  4. Набережная Фонтанки, №148 – http://www.petersburg-history.ru/p1037.htm
  5. Набережная Фонтанки, №12 – http://www.petersburg-history.ru/p1038.htm
  6. Кингисепп – http://www.petersburg-history.ru/p1043.htm
  7. Дом Телешова – http://www.petersburg-history.ru/p1047.htm
  8. Петмол (+фото) – http://www.petersburg-history.ru/p1049.htm
  9. Станция метро «Девяткино» – http://www.petersburg-history.ru/p1051.htm
  10. Девяткино – http://www.petersburg-history.ru/p1056.htm
  11. Московский пр., №24 (+3 фото) – http://www.petersburg-history.ru/p1066.htm
  12. Храм Св. Екатерины – http://www.petersburg-history.ru/p1072.htm  
  13. Исаакиевский собор (+3 фото) – http://www.petersburg-history.ru/p1074.htm
  14. Кадетская линия – http://www.petersburg-history.ru/p1078.htm
  15. Станция метро «Адмиралтейская» – http://www.petersburg-history.ru/p1079.htm

 

 

Дополнения на сайте www.petersburg-history.ru  :

 

  1. Памятник счастливой семье – http://www.petersburg-history.ru/p1023.htm
  2. Особняк Румянцева – http://www.petersburg-history.ru/p1031.htm
  3. Бармалеева улица – http://www.petersburg-history.ru/p1019.htm
  4. Биржевая площадь (+фото) – http://www.petersburg-history.ru/p108.htm
  5. Российская Академия наук – http://www.petersburg-history.ru/p570.htm
  6. Невский проспект – http://www.petersburg-history.ru/p680.htm
  7. Станция метро «Обводный канал» – http://www.petersburg-history.ru/p1042.htm
  8. Площадь Восстания – http://www.petersburg-history.ru/p675.htm
  9. Банковский мост – http://www.petersburg-history.ru/p282.htm
  10. Соборная мечеть – http://www.petersburg-history.ru/p483.htm
  11. Троице-Измайловский собор – http://www.petersburg-history.ru/p91.htm
  12. Финляндский вокзал – http://www.petersburg-history.ru/p221.htm

 


В избранное