Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины 'Административный феномен Горчакова'


Морское административное право Украины.


 

Приветствую Вас, коллеги.

Превозмогая личную скромность :) присвоил своему открытию собственное имя. :)

Суть открытия, изложена в докладе "Административный обычай как феномен правовой культуры" , тезисы которого были отправлены на конференцию Причерноморской фундации права "Правовые проблемы укрепления украинской государственности".

1.История и теория государства и права, философия права

Горчаков С.В.

Вице-президент ОО Коллегия юристов морского права

г.Одесса, Украина

Административный обычай как феномен правовой культуры

Законом о началах внутренней и внешней политики Украины (01.07.2010 г. №2411-VI) [1] к основным началам внутренней политики в сфере формирования институтов гражданского общества отнесены: утверждение гражданского общества как гарантии демократического развития государства, привлечение широкого спектра общественных объединений к процессу государственного строительства. Задача вовлечения объединений граждан в активную практическую деятельность по реформированию политической системы страны, гражданский общественный контроль деятельности органов власти имеет одно необходимое условие – общепринятый символический ряд и набор терминов для описания текущей ситуации и цели реформирования.

Другими словами, для описания происходящих явлений и, в особенности, существующих правоотношений, как объективных условий существования правового государства, должны использоваться определения универсально воспринимаемые большинством активных граждан, формирующие их правовую культуру.

При этом, правовая активность граждан, обусловленная их правовой культурой, зачастую имеет весьма специфические формы, позволяющие говорить о феноменах, для описания которых пока не сложилось адекватного символьного ряда и подходящих терминов.

По мнению О.Ф.Скакуна правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это ее позитивное правовое сознание в действии. Показателем правовой культуры личности является правовая активность личности как высшая форма правомерного поведения [2, с. 512]. Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов[3, с.74].

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые и неправовые, или общегражданские. [Например,] правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права. [4, с.69]

Как правило, правовые обычаи связывают с условиями торгового оборота. В соответствии со ст.38 Устава Международного суда ООН обычай определяется как «доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы». По мнению В.Н.Гуцуляка, для существования обычая необходимо два обязательных элемента: практика и явно выраженное признание того или иного правила в качестве обычно-правовой нормы, что в международном праве имеет наименование opinio juris [5, c. 17] .

Особенность обычаев в сфере торговли заключается в равноправности сторон. При этом, сохраняется свобода воли субъектов правоотношений. Наши исследования показывают, что в Украине сложился достаточно устойчивый феномен в сфере административных правоотношений, подобный обычаю в торговом обороте.

Если мы возьмем публичные (административные) правоотношения по поводу государственного управления мореплаванием, то мы сможем обнаружить интересный правовой феномен, где управомоченный субъект, вроде бы, отсутствует, но псевдо-обязанный субъект, тем не менее, придерживается неких (никем формально не установленных) правил поведения.

Суть феномена заключается в том, что субъекты административных отношений «знают, как должно быть устроено государственное управление» и, в связи с этим,  склонны строить свои взаимоотношения и нести «неформализованные юридические» обязанности как «обязанные» лица в административных отношениях, даже если эти отношения не урегулированы нормами права. Этот правовой феномен пока еще мало изучен. Даже название этому феномену пока не предложено в правовой науке. Можно предложить назвать такой феномен - административным обычаем или административным феноменом Горчакова.

Такой феномен наблюдается при условии, когда квалификация субъектов какой либо сферы административного регулирования значительно превышает квалификацию собственно администраторов (государственных управленцев) в этой сфере, что характерно для переходных обществ и, в целом, характеризует качество административного (государственного) управления. Косвенно можно предположить существование внутреннего убеждения субъектов отношений, основанного на неких универсальных нормах (например, совести, добросовестном отношении к труду, активно пропагандируемых ранее в СССР). Как отмечает в своей книге «Опять вопросы вождям» видный российский социолог, профессор С.Г.Кара-Мурза: - «Я бы сказал, что гражданское общество Запада почему-то потеряло "инстинкт опасности", который сохранился в "отсталых", "крестьянских" обществах. Этот инстинкт заменяют законами, деньгами и квалификацией - но полностью заменить не удается. Совесть заменяется законом не вполне».

Например, многие украинские судоводители убеждены в том, что наличие аварийного пластыря на борту судна является действующей материальной нормой права. В то же самое время, никакие существующие нормы украинского морского административного права такого требования не содержат. Требование о наличии на судне аварийного пластыря содержалось в Наставлениях о борьбе за живучесть судов Министерства морского флота СССР. Действие некоторых советских правил и стандартов продлевалось на территории Украины, но после 01.01.2007 г. в Украине эта норма утратила силу материальной нормы права. Однако и сегодня ее наличие в бывшем СССР является для многих субъектов сегодняшнего украинского судоходства «руководством к действию». Следовательно, из материальной нормы права эта норма перешла в ранг обычной.

По нашему мнению, одним из источников возникновения административного обычая в Украине может быть внутреннее убеждение субъектов общественных отношений – граждан в том, что такие отношения урегулированы нормами права (чего, на самом деле, нет). Внутреннее убеждение, в свою очередь может основываться на достоверном знании того, что в другой стране (или, например, в другое время) подобные общественные отношения были урегулированы нормами права. Тем самым, экстраполируя в уме, граждане переносят обязанности, которые возникают в рамках административных правоотношений в другой стране на отношения, которые в Украине нормами права (в частности, административного права) вовсе не урегулированы.

Еще одним из источников административного обычая являются некоторые международные соглашения, содержащие материальные нормы административного характера. Так, например, можно назвать целый перечень конвенций, разработанных и введенных Международной морской организацией. Взять, к примеру, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море, 1974 года (SOLAS 1974). Эта конвенция содержит материальные нормы административного характера. Почему нельзя утверждать, что эта конвенция содержит нормы административного права? Здесь следует обратиться к тексту конвенции. В пункте b ст. 1 конвенции SOLAS 1974 говорится: - Договаривающиеся правительства обязуются издавать законы, декреты, приказы и правила и принимать все другие меры, необходимые для полного осуществления положений настоящей конвенции. Т.е. материальные нормы, содержащиеся в тексте этой конвенции, могут стать нормами национального административного права только после соответствующего их введения в национальное законодательство через механизм имплементации. Пока ряд материальных норм, содержащихся в конвенции SOLAS 1974 (например, Кодексы ISM, ISPS) не имплементированы в Украине должным образом, в соответствии с положениями закона Украины «О международных договорах Украины», но граждане, тем не менее, часто исходят из убеждения, что такие нормы в Украине имплементированы.

Можно утверждать, что в настоящем, в Украине судоходство регулируется, в основном, не материальными нормами права, а обычными, т.е. неписаными нормами права, источником которых является внутреннее убеждение субъектов отношений украинского судоходства в том, что такие нормы установлены.

К сожалению, в настоящее время для описания этого феномена правовой культуры не предложено адекватного правового инструментария, что рождает непонимание этого феномена и, в целом, неправильную трактовку текущей ситуации в государственном строительстве.

 

Литература:

[1] Голос України вiд 20.07.2010 - № 132

[2] Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с.

[3] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. - 512 с.

[4] указ. соч. с.69

[5] Гуцуляк В.Н. Морское право: Учебное пособие. – М.:РосКонсульт, 2000.

пока опубликовано лишь в Сети на моём блоге на сайте Лига:

http://blog.liga.net/user/sgorchakov/article/8246.aspx 

 

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2011


В избранное