Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура X - начала XII века

Деревянная архитектура оформляла и языческий культ. Можно полагать, что языческие храмы были рублеными постройками, вероятно, столпообразной формы, в которых помещался идол; возможна и более сложная композиция язы­ческого храма из нескольких «столпов», соподчиненных главному. По аналогии с деревянными храмами западных славян, можно думать, что и древнерусские языческие храмы  были украшены богатой резьбой.  Изваяния животных и человекоподобных образов раскрашивались, что усиливало их реалистические черты.

Архитектуре соответствовал и характер монументальной скульптуры. Для языческих требищ и капищ выбирались красиво и эффектно расположенные в ландшафте возвышенные места. В Киеве идол Перуна стоял на холме, вне теремного двора.

Языческие культовые сооружения служили и для нужд светского общественного обихода — в них происходили собрания общины, хранились ценности.

Те же плотники, которые строили все эти здания, сооружали и первые христианские церкви, появившиеся еще до 945 года (церковь Ильи в Киеве), несомненно перенося в их архитектуру конструктивные и декоративные принципы языческого искусства. Так, например, построенный в конце X века деревянный 13-верхий Софийский собор в Новгороде был, по вероятной гипотезе, сложной композицией из 13 столпообразных срубов.

Плотничное искусство было широко распространенным народным ремеслом. Уже очень рано, еще до XI века, выделились специальные мастера и плотничьи артели, сооружавшие крепостные стены и башни городов, богатые хоромы, дворцы дружинной и городской знати и храмы. Первые известные нам по письменным источникам русские зодчие — это мастера «древодели» XI века вышгородцы Ми-ронег (начало XI в.) и Ждан — Никола (конец XI в.). Новгородские плотники славились своим искусством в Киеве в начале XI века. В руках этих мастеров были сосредоточены все отрасли строительства — военного, гражданского и куль-тового, что способствовало общности художественных и технических приемов этих трех сфер зодчества. В строительстве городов, культовых сооружений, дворов знати вырабатывалось тонкое чувство архитектурного ансамбля и связи архитек-туры с ландшафтом.

Имевшее глубокие исторические традиции древнейшее русское деревянное зодчество отразило эстетические представления русского народа. Накануне превра-щения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.

Архитектура явилась сильнейшпм орудием пропаганды крепнущего феодаль-ного строя и новой христианской религии. Как старое язычество в новых условиях не могло быть действенным оружием в руках господствующего класса феодалов, так и средства привычного и традиционного деревянного зодчества оказались недостаточными в новой обстановке развития и расцвета раннефеодального древне-русского государства при Владимире и Ярославе.

Появляется каменная монументальная архитектура.

Первые зодчие приходят оттуда же, откуда была получена новая религия, — из Византии. По своей культуре Византия в X—XI веках была передовой страной Европы. Ее зодчие и художники в процессе многовекового развития византийской культуры создали стройную и законченную систему искусства, обслуживавшего господствующие классы феодального общества. Богослужение в Цареградской Софии произвело   сильнейшее   впечатление   на   послов   князя  Владимира   именноличием и гармонической согласо-ванностью всех видов искусства от архитектуры до песнопений. Таким образом, Русь обратилась к самому совершенному и сложному источ-нику, так как только высокая куль-тура могла удовлетворить большие запросы молодого и могучего древне-русского государства.

Византийское зодчество создало классический тип крестовоку-польного храма. Его основой является прямоугольник с четырьмя столбами, несущими главу и членя-щими внутреннее пространство зда-ния на девять частей. Примыкающие к подкупольному квадрату и крытые полуциркульными сводами ячейки образуют крестообразную основу плана: угловые части перекрывались купольными или полуциркульными сводами. С востока примыкали гра-неные или полукруглые помещения алтаря, жертвенника и диаконика — абсиды. Алтарь отделялся невысо-кой преградой (зачаток поздней-шего иконостаса). В западной части храма устраивалось помещение второго яруса — хоры, открытые в помещение для молящихся. Внутри храм богато украшался мо-заикой и фреской, отделкой полов, панелей и входов полированным камнем и инкрустацией; рельефная резьба по камню и драгоценная утварь завершали синтез всех видов искусства, подчиненных архитектуре.

Подобный храм мог быть удлинен, и тогда он становился шестистолпным храмом, мог быть он также и расширен дополнением по сторонам боковых нефов (неф — пространство между рядами столбов). Внешний облик храма отражал его внутреннее устройство: фасады соответственно осям внутренних столбов членились плоскими узкими выступами — лопатками, завершаясь полудугами посводного по-крытия — закомарами. Типичной для древнейших каменных зданий на Руси была кладка из рядов тонкого кирпича (плинфы) и камня на розоватом растворе извести с кирпичом (цемянка), не закрывавшаяся штукатуркой. «Полосатая», розово-крас-ная поверхность стоны оживлялась проемами узких окон и рядами декоративных двухступенчатых ниш. В целом это был совершенно законченный, ясный и замкнутый в себе архитектурный организм, прекрасно отвечавший потребностям культа. Этот тип храма и лег в основу развития древнерусского каменного культового зодчества.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

В разделе ИЗО читайте интервью с художником Игорем Федюком "Резьба - это образ жизни"

Новый конкурс от КИНО.ГОГОЛЬ.РУ! Не пропусти "Незабытых героев"  

Ждем всех на  www.gogol.ru


В избранное