Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Анти-попса

  Все выпуски  

Текст передачи Peter Gabriel Part2


Здравствуйте!

Начну, пожалуй, с извинений: в прошедшую среду, 23 июля, по техническим причинам у нас сорвался выпуск программы прямого эфира «Недобрые языки». А программа должна была получиться весьма интересной. Во-первых, мы собирались послушать и обсудить композицию, присланную одной из наших постоянных слушательниц Jelly Fish – это версия песни «Мишутка» группы «Гражданская Оборона» в исполнении группы «Амели» (весьма интересная версия, между прочим, мне она даже больше понравилась, чем оригинал). А во-вторых, мы, конечно же, не могли обойти вниманием значительное событие, произошедшее не так давно в музыкальной жизни Санкт-Петербурга – концерт группы Metallica в СКК, на котором я имел честь побывать. Соответственно, я планировал поделиться впечатлениями, обсудить с моим соведущим Антоном и со всеми, кто захотел бы принять участие в беседе по ICQ (номер 374522263), и прошедший концерт, и вообще творчество этой значительной и влиятельной группы современности. Естественно, мы послушали бы несколько песен «Металлики» в концертных версиях. Но, к нашему огромному сожалению, технический сбой не позволил все это осуществить. Поэтому приношу наши извинения, действительно искренние и глубокие. Надеюсь на ваше понимание и не слишком строгий суд – все же пока у нас еще нет специального помещения для ведения прямого эфира и каждый раз нам приходится воевать с коварным и капризным оборудованием. :) Но хочу заверить вас, что в ближайшую среду, 30 июля, мы все-таки осуществим в прямом эфире все выше перечисленное. Поэтому будем ждать вас на нашем портале на странице Радио в 20:00.

 

Ближайшая информационно-познавательная программа выйдет в понедельник, 28 июля – это будет очередной выпуск программы «LIVEнь», посвященный на этот раз концерту английской группы Portishead совместно с симфоническим оркестром в концертном зале Roseland в Нью-Йорке, состоявшийся в 1998 году. Из этого выпуска вы узнаете:

Portishead – одни из самых талантливых, активных и значительных представителей стиля трип–хоп, родоначальниками которого, как известно, являются Massive Attack.

Концерт коллектива в Нью–Йорке – это, по сути, лучшие вещи с двух альбомов “Dummy” и “Portishead”. Очень приятный и необычный для группы колорит звучанию придает симфонический оркестр. Ну, и, конечно, как всегда великолепна Бэт Гиббонс – один из самых искренно–пронизывающих и берущих за душу вокалов в современной музыке.

 

Так что, как обычно, есть что послушать и что принять к сведению :) Скучно не будет.

До встречи на BeLive.In Радио!

А вот текст передачи ПЕРСОНА, для тех, кто не успел послушать:

I. Предисловие
В эфире программа «Персона». У микрофона – автор и ведущий Денис.
Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве и жизни Питера Гэбриела.

V. Прорыв (продолжение)
Летом 1980 года Питер приступил к работе над немецкоязычной версией альбома, в которой ему помогал Дэвид Лорд - владелец студии звукозаписи «Крезнт стьюдиос» в городе Бат, которого Питер пригласил в свое турне в качестве звукоинженера. Немецкий альбом стал их первой, но далеко не последней совместной работой. Пластинка вышла в июле под той же обложкой и с названием “Ein Deutsches Album”, а последний - европейский - этап турне завершился в октябре 80-го.
Вообще, надо сказать, что до Гэбриела на такой шаг – выпуск альбома сразу на двух языках – осмеливались только «Битлз». Объяснил это Гэбриел довольно резко по отношению к общественному сознанию англичан: «Господство английского языка в современной музыке я нахожу высокомерным, даже считаю это культурным империализмом».
   Frag Mich Nicht Immer

В начале 1981 года, готовясь к записи нового альбома, Гэбриел и Дэвид Лорд начали потихоньку переоборудовать студию в Эшкомб-хаусе, обставляя ее новым арендованным оборудованием.
Хотя никакого материала для нового альбома еще не было написано, Питер уже ясно представлял себе, в каком направлении он хотел бы двигаться. В феврале 1981 года в интервью «Мелоди Мейкер» он говорил: «Я представляю себе музыку, в которой много перкуссии, довольно мало традиционных ударных и много электроники. Акцент больше не делается на гитару, орган и пианино, музыка становится более «голой». Таким в общих чертах я вижу свое новое направление. Возможно, в конечном итоге далеко не весь альбом будет звучать именно так, но это - звучание, которое в данный момент меня интересует и над которым я собираюсь работать».
Забегая вперед, можно сказать, что и этот альбом Питера получился в немалой степени новаторским. Взять, хотя бы, то, что в партиях ударных на всем альбоме нет ни одного звука тарелок, или то, в некоторых песнях звук барабанов пущен в обратном направлении.
Весной 1981 телеканал “London Weekend Television” начал съемки документального фильма для программы “South Bank Show”о Питере и его новом альбоме. В фильме должен был быть показан весь процесс работы - от начала до готовой пластинки.
В студии Питер с гордостью демонстрирует съемочной группе технические новинки и объясняет, как они работают. Кроме того, он показывает телевизионщикам свою коллекцию этнической музыки, отдельные образцы которой - или навеянные ими идеи - будут тем или иным образом задействованы в будущих песнях. Питер вообще много и с большим увлечением говорит об этнической музыке. «Я уверен, - говорит он, - что культура стран «третьего мира» будет оказывать все большее влияние на нашу, а в музыке появится очень мощный гибрид, основанный на неевропейских влияниях и новых технологиях, которые сделают весь процесс музыкальной записи дешевле и доступнее, и откроют новую эру смешанной электронно-этнической музыки».
Здесь мы сделаем еще одну паузу… даже, скорее, некое отступление от хронологии повествования, но логичное продолжение темы, и послушаем песню, вышедшую в свет совсем недавно, в 2007 году. Эта песня – дуэт Гэбриела и африканской певицы Анджелики Киджо – называется она Salala и вышла на альбоме Киджо “Djin Djin”.
   Salala

Способ работы, который Питер демонстрирует телевизионщикам, остался тем же: от ритма - к мелодии, а потом, в последнюю очередь - к словам. «В этот момент у меня еще нет сложившихся текстов, и я использую пение без слов и разные странные звуки. Я стараюсь развить возможности своего голоса, но не за счет техники, а за счет разнообразия звуков. Можно добавлять гортанные звуки в сам ритм - это делает его более напряженным и эмоциональным».
Когда общие наброски песен готовы, в студии один за другим начинают появляться музыканты. Здесь сохраняется тот же порядок работы - от ритма к мелодии. Каждый из них записывает дорожку своего инструмента. После этого Питер будет еще долго работать с этими дорожками, крутить и вертеть их по своему вкусу и изменять сотней разных способов.
Через несколько недель работы у Питера около семи часов материала для 18-ти возможных песен. Следующие три месяца Питер, Дэвид Лорд и Ларри Фаст работают над этим материалом, экспериментируя с электроникой и всевозможными техническими «примочками». После этого Гэбриел и Лорд работают еще несколько месяцев - добавляют вокал, перемикшируют, меняют разные мелкие детали…
Прежде, чем мы послушаем следующую песню – одну их тех, что вошли в четвертый альбом, процитирую слова Питера о ней: «У Юнга есть книга о том, как он путешествовал по Африке, собирая материал для своих работ о коллективном бессознательном. Однажды в Судане одно из местных племен согласилось исполнить для него ритуальный танец. В разгар ритуала он вдруг почувствовал, как ритм завладевает его разумом, он теряет контроль над собой и сходит с ума. Это так испугало его, что он всеми способами - угрозами, уговорами, обещаниями денег - заставил танцоров и музыкантов прекратить танец. Эта сцена произвела на меня большое впечатление: Юнг - человек, живущий разумом - открыл в собственной душе что-то такое, чего он испугался».
В записи этой песни Питеру помогал афро-карибский ансамбль «Ekome Dance Company», базировавшийся в Бристоле.
   The Rhythm Of The Heat

И еще одна великолепная песня с этого альбома - San Jacinto: «Песня родилась из моего знакомства с индейцем апачи, который работал носильщиком в одном из отелей Кливленда, где мы были на гастролях. Он узнал, что в его квартире, которая была довольно далеко, пожар, и искал возможности добраться туда. Я подвез его, а после, в отеле, мы разговорились и проговорили почти всю ночь. Он рассказал мне, как происходил обряд его посвящения. Когда ему исполнилось 14 лет, шаман племени повел его в горы, прихватив с собой в мешке гремучую змею. Когда они добрались до вершины горы, шаман поднес змею к руке мальчика, чтобы она укусила его. Две недели он провел там, находясь во власти мощных галлюцинаций. Подобный обряд проходили все мужчины племени. Через две недели человек либо возвращался и становился воином, либо погибал».
Название песне – Сан-Хасинто – дала гора в Калифорнии, считавшаяся у индейцев священной. По одну ее сторону расположился шикарный курорт Палм-Спрингс, по другую - индейская резервация. Этот контраст очень впечатлил Питера и тоже был отмечен в песне.
   San Jacinto

Альбом вышел в сентябре 1982 года - в Великобритании снова под заголовком Peter Gabriel, но американский издатель категорически настаивал на названии, т.к. в США с альбомами образовалась некоторая путаница: на музыкальном рынке имелось уже 3 альбома с одинаковым названием, выпущенных разными фирмами. Сразу не разберешься - то ли разные альбомы, то ли переиздания разными фирмами одного и того же. Питер согласился снабдить американский тираж альбома наклейками с названием “Security” - этакий ироничный намек на гарантию безопасности американского производителя. Для Германии снова была записана немецкоязычная версия пластинки, которая вышла в ноябре 1982 года под названием “Deutsches Album” (немецкая версия “PG III” называлась, напомню, “Eine Deutsches Album”). Четвертый альбом не повторил коммерческого успеха своего предшественника. В британских чартах он добрался до 6-го места, после чего быстро поехал вниз. Сингл “Shock The Monkey” дошел до 58 места, а “I Have The Touch” - до 75. Отзывы прессы снова были очень смешанными.
Но Питер отмечал неожиданный для него приятный момент: «Очень лестным для меня стало то, что мою пластинку в Америке начали крутить черные радиостанции, а в нескольких журналах, посвященных черной музыке, появились очень хорошие рецензии на нее, в то время как от «белой» прессы я снова наслушался немало ругани. И хотя я не считаю, что у моего альбома много общего с черной музыкой, я несомненно горжусь тем, что мне удалось создать настолько мощные ритмы, чтобы они привлекли внимание черной аудитории».
   Handauflegen

VI. Не только музыка
Параллельно с записью четвертого альбома, с начала 1981 года шла постепенная подготовка к еще одному большому проекту - музыкальному фестивалю, в котором должны были принять участие как традиционные рок-группы, так и ансамбли этнической музыки из самых разных стран. Питер был автором идеи и одним из организаторов этого фестиваля, получившего название WOMAD (World of Music, Arts & Dance – Мир Музыки, Искусства и Танца).
Впервые идея о фестивале этнической музыки возникла у Питера в конце 80-го года. «Этническая музыка, которую я слышал, мне безумно нравилась. И я думал: если она нравится мне, то, несомненно, будет интересна и многим другим людям. Однажды вечером, сидя в поезде, я подумал: а здорово было бы устроить какой-нибудь большой сборный концерт, на котором наряду с рок-группами представить публике и эту музыку».
Поначалу планировали концерт в закрытом помещении, ориентировочно на весну или лето 1981-го. Но по мере изучения ситуации стало ясно, что расходы, связанные с приглашением гостей из разных далеких экзотических стран, проще будет окупить более крупным мероприятием - таким, как фестиваль на открытом воздухе, длящийся несколько дней. Были поставлены более реальные сроки - все перенеслось на год.
Фестиваль с самого начала страдал от недостатка финансирования и до самого конца держался на голом энтузиазме своих организаторов и сочувствующих.
Дата проведения была назначена на 16-18 июля 1982 года, а местом выбрана «Royal Bath & West showground» - открытая площадка возле городка Шептон Мэллет в графстве Сомерсет. Помимо трех сотен музыкантов из 21 страны в программе значились выставки, лекции, фильмы, мастер-классы, продажа произведений народных ремесел и блюд национальных кухонь. Концерты должны были идти одновременно на четырех сценах.
Всего за три дня, по приблизительным подсчетам, на фестивале побывало около 28 тысяч человек.
Итогом фестиваля стал огромный успех у публики и полный крах в финансовом плане. Долги составили 189 тысяч фунтов. Разгневанные кредиторы атаковали единственного из всех организаторов, кто выглядел платежеспособным - Гэбриела. Дело дошло до анонимных звонков ему домой с угрозами в адрес его самого и его семьи.
Неожиданная помощь пришла от бывших коллег по Genesis. Тони Смит - по-прежнему их менеджер, которому к тому же принадлежала половина компании, занимающейся менеджментом Гэбриела - рассказал группе о его проблемах. Музыканты немедленно согласились помочь и сразу рассмотрели несколько вариантов: предложить Питеру деньги просто так, дать ему их в долг или сыграть благотворительный концерт, средства от которого пойдут на покрытие долгов. Первый вариант сразу отбросили, так как знали, что просто так Питер денег не возьмет. Из оставшихся двух лучшим представлялся концерт, который группа могла легко вписать в свое британское турне осенью 1982-го. «Первоначально участие Питера не планировалось, - говорит Тони Бэнкс, - хотя, когда идея возникла, она показалась нам неплохой. В рок-музыке довольно легко собрать большую сумму денег - а уж ради того, чтобы помочь другу - святое дело. Кроме того, такой концерт стал бы еще и возможностью избавиться от всех этих ужасных ожиданий нашего воссоединения, так что мы разом убивали двух зайцев».
«В тот момент я был так напуган, что согласился бы на что угодно, - говорит Питер. - И еще, конечно, я был очень тронут, что они готовы пойти на это ради меня. Хотя я не чувствовал себя персонально ответственным за финансовый провал фестиваля, я все же был частью команды, которая показала себя некомпетентной. Несомненно, с течением времени я попытался бы расплатиться хотя бы с частью долгов. Но сразу собрать такую аудиторию мне одному было не под силу».
«Столько лет я пытался избавиться от ассоциаций с этой группой, - иронично замечает он, - и вот - мы снова вместе».
Через пять недель после фестиваля концерт был впервые объявлен в лондонской газете «Evening Standard» и авансом назван одним из главных музыкальных событий года. Местом его проведения была выбрана открытая концертная площадка Милтон Кинз Боул, а датой - 2 октября 1982 года.
В субботу, 2 октября, дождь зарядил с утра, к началу концерта превратив стадион в настоящее болото. Однако даже необходимость стоять под дождем по щиколотку в грязи не могла поколебать энтузиазма фэнов. На концерт собралось 47 тысяч человек, в том числе поклонники из Европы, обеих Америк, Австралии и Японии.
«Это было похоже на воссоединение семьи, - вспоминает Питер. - Очень теплая атмосфера, которой не могла испортить даже ужасная погода. В музыкальном плане все прошло не слишком хорошо, но в эмоциональном - это было очень сильное переживание».
Сейчас уже можно констатировать, что доброе начинание организаторов WOMAD не погибло: фестиваль не только выжил, но жив и процветает по сей день. Он проводится каждый год сразу в нескольких странах и за годы своего существования побывал во всех частях света: в США, Европе, Азии, Африке, Австралии и Новой Зеландии. Питер Гэбриел периодически появляется на этих фестивалях в качестве почетного гостя.
   Shaking the Tree (“Wild Thornberries” OST version)

Примерно к тому же времени относится и первый опыт Питера в написании саундтрека. Это была музыка к небольшому экспериментальному фильму, который снял его друг - художник-новатор Грэм Дин. Они познакомились в 1978 году, вместе ходили на выставки современного искусства, обменивались идеями, и мысль о том, чтобы сделать что-нибудь вместе, постоянно носилась в воздухе. В своих поездках по Лондону они часто пользовались общественным транспортом - Питер тогда мог себе запросто это позволить. «Его облик не вяжется с его статусом звезды. Не помню ни единого случая, когда бы его узнали, потому что он не ведет себя, как звезда», - вспоминает Дин. В 1981 году они арендовали студию для записи саундтрека к 15-минутному фильму Дина «Undercurrents», который стал киношным отображением жутковатых картин художника, посвященных кожным заболеваниям. Работа продолжалась три дня и три ночи подряд. В качестве оплаты Дин отдал Питеру одну из своих устрашающих картин. 6-минутный фрагмент фильма даже попал на телевидение
Позже для кино он сочинил и отдельные песни: композиции “Walk Through The Fire” для фильма “Against All Odds” и “Out Out” для фильма «Гремлины».
В сентябре 1984 года работа для кино приобрела по-настоящему серьезный масштаб: к Питеру обратился знаменитый английский режиссер Алан Паркер с предложением написать саундтрек к своему новому фильму «Птаха» (“Birdy”). Питер встретился на киностудии с Паркером и продюсером фильма Аланом Маршалом, и ему показали две трети фильма, которые были уже сняты. Паркер подготовил пленку с образцами музыки Гэбриела, которые ему нравились, чтобы дать Питеру идею, что ему требуется. Некоторые фрагменты музыки Паркер уже наложил на эпизоды фильма в виде чернового саундтрека.
У Паркера, уже имевшего опыт близкого общения с рок-музыкантами во время съемок фильма “The Wall” (Стена) – известнейшее творение с музыкой легендарного альбома Pink Floyd – были некоторые опасения по поводу работы с еще одним из них, но они не оправдались. «Питер совсем не похож на людей из шоу-бизнеса, он - полнейшее исключение, - говорит режиссер. - Он лишен всех неприятных черт и капризов, характерных для людей этой сферы. Он оказался действительно симпатичным человеком, и мы хорошо сработались. Для меня это было очень приятной неожиданностью после работы с людьми такого непомерного самомнения, как Роджер Уотерс».
Здесь мы послушаем одну из композиций этого саундтрека, которая называется Floating Dogs.
   Floating Dogs

Чуть позже мы поговорим еще об одном саундтреке, написанном Гэбриелом. Но это в порядке хронологии.
В середине 80-х годов Питер Гэбриел заявил о себе не только как музыкальная звезда первой величины, но и как знаменитость, оказывающая активную поддержку движениям за права человека. Самые заметные его выступления в этой области в то время были связаны с организацией «Amnesty International».
Первое знакомство Питера с «Amnesty» произошло в конце 70-х, когда он заинтересовался историей Стивена Бико. «Amnesty» поделилась необходимыми ему книгами и брошюрами, а Питер, в свою очередь, заинтересовался самой организацией. Его первое персональное участие в делах «Amnesty» относится к 1981 году, когда кто-то из знакомых предложил ему присоединиться к одной из программ организации, в соответствии с которой известные люди брали под своего рода «опеку» конкретных политзаключенных и начинали писать о них президентам, премьер-министрам и другим облеченным властью лицам, вплоть до руководства тюрем, призывая исправить несправедливо вынесенные этим людям приговоры.
Сингл “Biko” вышел в августе 1980 года и принес Питеру 50 тысяч фунтов авторских, которые были им пожертвованы в фонд движения “Black Consciousness Movement” («Движение негритянского сознания»), основанного Бико. В 1987 году концертная версия песни была снова издана синглом в качестве рекламно-идейного сопровождения к фильму «Cry Freedom» («Крик свободы») - биографии Бико, снятой сэром Ричардом Аттенборо. Именно на эту версию песни был снят клип, в который вошли кадры из фильма и концертного выступления Питера. Все средства от продаж были переданы в фонд борьбы с апартеидом.
   Biko (Live 1987)

В сентябре 1985 года Питер принял участие в проекте “Artists United Against Apartheid” («Артисты, объединенные против апартеида»), организатором которого был Стивен Ван Зандт (или Литтл Стивен) - бывший гитарист “The E Street Band”, сопровождающей группы Брюса Спрингстина. В проекте приняли участие 49 артистов - от рок-звезд первой величины до молодых знаменитостей, которые были на слуху в то время. Среди его участников были такие звезды, как Боб Дилан, Брюс Спрингстин, Лу Рид, Ринго Старр, Кит Ричардс, Пит Тауншенд, Боб Гелдоф, Боно, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок. Первоначально планировалась запись сингла, но в процессе работы с разными артистами Ван Зандт насобирал столько материала, что его хватило на целый альбом. Сингл “Sun City” и альбом принесли более 500 тысяч долларов, которые были отданы в фонды, занимающиеся финансированием борьбы против апартеида, оказанием материальной помощи семьям политзаключенных, постройкой школ в Южной Африке.
В июне 1986 года Питер стал одним из главных участников крупного мероприятия «Эмнести Интернешнл» - турне по Соединенным Штатам под названием «Conspiracy of Hope» («Заговор надежды»), отмечающего 25-летнюю годовщину деятельности организации. Чтобы присоединиться к нему, Питер отменил собственное запланированное турне по Испании, Португалии и Японии с альбомом “So”, речь о котором пойдет через несколько минут. В постоянную команду турне, кроме него, вошли U2, The Police, Лу Рид и Брайан Адамс, а в отдельных концертах приняли участие Боб Дилан, Том Петти, Джексон Браун, Джоан Баэз, Джони Митчелл, Литтл Стивен и Майлз Дэвис.
В 1988 году Питер принял участие еще в одном большом турне «Amnesty» под названием “Human Rights Now!” («Права человека - сейчас!»), приуроченном к 40-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. В основную команду турне, кроме него, вошли Брюс Спрингстин, Стинг, Трэйси Чепмэн и Юссу Н’Дур.

VII. Коммерческий успех
В 1983 и 84 годах Питер дважды ездил в Бразилию и Сенегал - набираться свежих музыкальных впечатлений, и привез множество идей, которые хотел бы использовать в своей новой работе. Кроме этого, в голове у него были и другие задумки: например, ему хотелось попробовать записать ритм-н-блюзовый альбом, а также сделать альбом кавер-версий любимых песен в стиле соул. Однако, трезво оценивая скорость своей работы, он понимал, что на все эти проекты у него вряд ли хватит времени. Поэтому в конечном итоге он решил попытаться соединить все эти идеи в одном альбоме. Ритм-треки для него Питер начал готовить еще в начале 1984 года, но его постоянно отвлекала другая работа.
Он нашел подходящего продюсера - Даниеля Лануа. Вместе они начали работу над новым альбомом в феврале 1985 в Эшкомб-хаусе. Как и во всех предыдущих работах, Питер задумал кое-что новое - хотя, с точки зрения своих прежних поклонников, весьма спорное. На этот раз основной идеей было сменить прежнее мрачное настроение на более легкое, приблизить песни к традиционному канону поп-музыки, сделать музыку более доступной для массовой аудитории. «Мне хотелось стать менее серьезным, чуть более открытым, менее таинственным», - говорит Питер. Его окружение выражается еще более определенно.
Хотя в студии царила атмосфера воодушевления, работа тянулась, как обычно, медленно: срок окончания, назначенный на июль 1985-го, перенесся на декабрь, но и в декабре было ясно, что до завершения еще далеко - у многих песен не хватало текстов.
По контрасту с успешной творческой жизнью, дома у Питера было неспокойно: его семейная жизнь, которая никогда не была безоблачной, в последние годы стремительно катилась под откос. Его жена Джилл, запертая в сельской глуши и намертво прикованная к детям, выражала все большее недовольство тем, что практически не видит мужа, а дети - отца. Год от года ситуация становилась только хуже, т.к. свободного времени у Питера было все меньше. Джилл делала попытки как-то исправить положение: например, во время сессий для по записи четвертого альбома перебралась вместе с детьми в Эшкомб-хаус и взяла на себя готовку и «хозяйственную часть» при студии. Но это привело лишь к тому, что теперь оба супруга были весь день заняты работой, а дети оставались без присмотра. Ситуация была практически безвыходная. Кризис разразился в 1982-м, когда оба супруга признались друг другу в неверности: доведенная до отчаяния Джилл завела тайный роман со звукорежиссером Дэвидом Лордом; Питер на американских гастролях познакомился и начал встречаться с молодой американской актрисой Розанной Аркетт (многим она известна, пожалуй, по ролям в таких фильмах, как «Некуда бежать» с Жан-Клодом Ван Даммом и «Девять ярдов» с Брюсом Уиллисом и Мэттью Пери. Кстати говоря, не так давно Розана делала заявление о том, что собирается написать биографию Гэбриела и снять по ней художественный фильм, но больше об этом пока ничего не слышно). На какое-то время семья разъехалась - Джилл сняла коттедж для себя и детей, Питер остался в Эшкомб-хаусе, но приезжал навещать девочек, к которым был фанатично привязан. «Он безумно влюблен в своих дочерей, а они - в него», - говорила Джилл. В начале 83-го Питер и Джилл приняли решение пройти в Лондоне курс семейной терапии, который не склеил разбитых черепков, но позволил избавиться от многих накопившихся обид и спокойно оценить ситуацию. Летом 1984 супруги снова съехались вместе, порвав отношения со своими «незаконными» половинками. Оба испытывали страх перед разрушением семьи, хотя после всего происшедшего трудно было надеяться на восстановление прежних отношений и прежнего доверия. Главным образом брак держался на детях, к которым оба были очень привязаны.
   That Voice Again

Запись нового альбома была завершена в конце января 1986 года. В конце апреля для «разогрева» публики был выпущен сингл с песней “Sledgehammer”, о которой Питер говорил так: «Это моя попытка воспроизвести настроение и стиль музыки, которая больше всего нравилась мне, когда я был подростком - соула 60-х. Тексты многих из этих песен были полны шутливых сексуальных намеков. Я попытался отдать дань этой песенной традиции».
Потрясающий видео-клип, ставший ныне классикой жанра, снял молодой американский режиссер Стивен Джонсон в сотрудничестве с аниматорами из бристольской студии “Aardman Animations”, позже прославившимися как создатели Уоллиса и Громита. Все идеи для клипа были придуманы совместно Джонсоном и Гэбриелом. Пластилиновая и другая анимация делалась вручную, съемка была долгой, трудоемкой и крайне утомительной для Питера, которому часами приходилось сидеть, не меняя положения, пока вокруг его головы кадр за кадром выстраивалось сюрреалистическое мультипликационное действо. В общей сложности съемки заняли около 100 часов и обошлись в 120 тысяч фунтов. Вложения окупились сполна - клип имел небывалый успех, а сингл занял 1-е место в американских чартах и 4-е - в британских. Позже та же творческая команда сняла еще один клип в такой же технике на песню “Big Time”, имевший более умеренный успех.
   Sledgehammer

Альбом, получивший название “So”, вышел в мае 1986 года и мгновенно занял первые строчки английского и американского хит-парадов. Летом 1986 года он разошелся в мире общим тиражом 5 миллионов экземпляров, став дважды платиновым в Великобритании и США.
За бешеными тиражами не замедлил последовать и богатый урожай разнообразных наград. В феврале 1987-го Питер получил две награды British Record Industry - в номинациях «лучший сольный артист» и «лучшее промо-видео». «Теперь, когда их у меня две, можно изучить возможности размножения», - заметил он, получая вторую статуэтку. Учитывая то, что последовало, шуткой это можно было назвать лишь отчасти. В апреле 1987 Питер отправился в Лос-Анджелес на церемонию «Грэмми», где был номинирован в 4 категориях, хотя в конце концов не выиграл ни в одной. В сентябре того же года видео-клип “Sledgehammer” был номинирован на 11 наград MTV Awards, из которых получил 9 – до сих пор это абсолютно уникальный случай. Дальше награды и почетные номинации уже сыпались без счета. В конце года Питер стал первым артистом, занявшим первое место сразу в трех категориях итогового ежегодного хит-парада журнала «Rolling Stone».
Теперь мы послушаем еще несколько песен с этого альбома с комментариями Питера и историями их возникновения:
Тема песни “Don’t Give Up” («Не сдавайся») была подсказана телепрограммой о влиянии безработицы на отношения в семьях, а также работами знаменитой американской фотожурналистки Доротеи Ланг, прославившейся своими пронзительными образами времен Великой Депрессии. Первая строчка песни цитирует название одной из фотографий - “In This Proud Land” («В этой гордой стране»). В музыкальном плане отправной точкой были госпел и баллады в стиле кантри. В первоначальной задумке партию Кейт Буш должна была исполнять кантри-певица. Но в итоге получился замечательный во всех отношениях дуэт Питера и Кейт. Причем, на этот раз это был полноценный дуэт, в отличие от их более ранних совместных работ.
   Don’t Give Up

Заглавная песня “Red Rain”. Ее музыкальной основой стал один из ритмов, привезенных Питером из Бразилии. «Много лет назад я несколько раз видел один и тот же сон. Красно-черное море, по которому я плыву, вспенивается и бурлит возле рассекающих его двух белых стен. Множество бутылок в форме человеческих фигур несут красную воду от одной стены к другой, падают и разбиваются у подножия второй стены. В песне красное море и красный дождь, из которого оно образовалось, стали символом подавляемых, не находящих выхода мыслей и чувств. Я верю, что душевная боль, не находящая выражения, не только растет и пожирает нас изнутри, но и находит проявление во внешнем мире. Если личная эмоциональная буря не находит выхода, она проявит себя в событиях с окружающими людьми или, как в этом случае - в виде настоящей бури».
   Red Rain

На мой взгляд, одна из самых лучших и пронзительных работ и этого альбома, и всего творчества Гэбриела – песня “Mercy Street” («Улица милосердия»)  – посвящена американской поэтессе Энн Секстон (1928-1974), история жизни и творчество которой произвели на Питера очень глубокое впечатление. Секстон страдала тяжелой формой маниакально-депрессивного психоза. Позаниматься в поэтической мастерской ей посоветовал лечивший ее психотерапевт, разглядевший ее литературный дар. Стихи, которые она начала писать - глубоко личные, шокирующе откровенные и эмоционально тяжелые - получили немедленное признание в литературных кругах, принесли ей славу, именитых знакомых и даже Пулицеровскую премию за один из сборников. Но, видимо, так и не принесли облегчения ее душевного состояния: в возрасте 46 лет Энн Секстон покончила с собой.
Текст песни отчасти является отсылкой к поэме Секстон под названием “45 Mercy Street”. Рабочее название песни было - “Forro” - по названию бразильского ритма, который лег в ее основу.
Кстати, мелодию этой песни вы можете слышать в качестве фона в этой нашей программе. В том числе и поэтому я предлагаю послушать сейчас не альбомную версию, а концертную – исполнявшуюся во время тура “This Way Up” в поддержку альбома “So” в 1987 году.
   Mercy Street (Live 1987)

Песня “We Do What We’re Told” («Мы делаем то, что нам сказали»). Второе, рабочее ее название – “Milgram’s 37” («37 человек Милгрэма») – было указано для поклонников, посещавших концерты Питера и знавших ее под этим названием, поскольку написана и впервые исполнена живьем она была еще в 1979 году. Речь в ней идет об эксперименте американского профессора Стэнли Милгрэма, который в 1950-х годах изучал проблему взаимодействия человека с представителями власти и подчинения им, и пришел к неутешительным выводам о том, на какие жестокости способны люди по указанию властей или начальства, не чувствуя персональной ответственности за совершенное. Добровольцам сообщали, что они участвуют в эксперименте, связанным с изучением роли наказания в обучении. Они выступали в качестве «экзаменаторов» и должны были по указанию исследователя за каждый неправильный ответ пропускать через «студента», подключенного к специальному оборудованию, электрический разряд, причем с каждой новой ошибкой все более сильный. На самом деле оборудование было муляжом, а «студенты» - актерами, мастерски изображавшими боль. Эксперимент показал, что 2/3 участников готовы были выполнять указания исследователя (который выступал в качестве их «руководителя» и являлся лицом, непосредственно ответственным за происходящее) до таких пределов, когда электрический ток уже мог нанести «студенту» серьезные травмы. В другой разновидности этого эксперимента, когда доброволец уже не должен был сам управлять элекрошоком, а лишь выполнял вспомогательную роль - передавал указания, зачитывал вопросы - до того же предела дошли 37 человек из 40. Отсюда “Milgram’s 37” в названии песни и “we do what we’re told” - в тексте.
   We Do What We’re Told milgram’s 37

Тур “This Way Up” продолжался с перерывами в течение 11 месяцев. Как признанная звезда первой величины, Питер выступал теперь перед огромными стадионами, его самая большая аудитория в этом турне составила 50 тысяч человек. «Поход за славой» удался в полной мере.

На этом завершена вторая часть повествования о жизни и творчестве Питера Гэбриела. Третья, заключительная, часть выйдет в эфир по расписанию, с которым вы можете ознакомиться на  странице радио на нашем портале.
Сегодняшний выпуск программы также почти полностью подготовлен по материалам официальной биографии Питера Гэбриела на английском языке, перевод которой самостоятельно выполнила и выложила в Live Journal одна из замечательных поклонников творчества этого музыканта. Ее псевдоним в Интернет – English Rose, еще она называет себя Фло. Поэтому, выражаю ей огромную благодарность за перевод и разрешение его использования.
Кроме того, выражаю благодарность одному из руководителей группы в контакте, посвященной творчеству Питера Гэбриела, и просто хорошему, отзывчивому человеку, любезно предоставившему мне огромное количество редких записей Питера – Дарье Семерюк.
Также при подготовке программы использовалась информация из собственного архива статей о Питере Гэбриеле.
В качестве десерта, тем, кто не устал от программы, одна из редчайших песен Гэбриела – Nocturnalis.
Удачи!
   Nocturnalis


В избранное