Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #030


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Что нового можно сказать о dark-folk? Пожалуй, ничего. Собственно говоря, это и не удивительно, потому что и в самом апокалиптическом фолке, похоже, сказано всё, что только можно. Оттого каждая пластинка, которая хотя бы немного выходит за рамки одного из самых консервативных жанров, становится достойной внимания. Приятно вдвойне, когда авторами таких альбомов являются наши соотечественники.

Московский проект NEUTRAL - старейшая и, наверное, самая авторитетная формация русского dark-folk. Первый альбом в этой стилистике музыканты издали на калининградском лейбле Brudenia ещё в 2000 году. Но то была живая запись концертной программы, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. И вот, по прошествии четырёх лет, поклонники группы получили новую пластинку, моё мнение о которой вы найдете здесь.

Имя Wolfsblood знакомо практически каждому, кто интересовался российской "тёмной сценой". Он напрямую причастен и к деятельности сетевого ресурса Seidr, и к московской группе EMBRACE OF BRANCHES. В ноябре на французском лейбле Cynfeirdd издан его первый сольный альбом "Twilight Of The World" - авторские наблюдения за миром, погруженным в состояние постмодерна.

Альбом в стилистике acid-folk представляет кёнигсбергский проект KRATONG. Это лучшее приобретение для тех, кто устал от прямолинейной критики современного мира или от выхолощенного изящества неоклассических аранжировок. Мягкое звучание электрооргана, гитары, великолепная работа вокалистов… А придётся ли вам по вкусу jungle mix "The Hypnotical Attraction"? Все подробности - ниже.


NEUTRAL

"…Of Shadow And Its Dream" - CD (ltd. 499)
2004, Cynfeirdd, Cyn 035

Neutral - ...Of Shadow And Its Dream
"…Of Shadow And Its Dream" стал первым и последним студийным альбомом московской группы в её нынешнем виде. Помимо тандема Ash/Илья Липкин, который привёл NEUTRAL от болота industrial к прозрачным озёрам dark/neo-folk, в создании предлагаемого вашему вниманию компакт-диска принимали участие не менее талантливые музыканты: Евгений Вороновский (CISFINITUM), Ян (ТЕАТР ЯДА), Shelley. В паре композиций присутствует голос новой вокалистки коллектива - Вероники.

В последнее время казалось, что группа пребывала в некотором забытьи: предыдущая пластинка "Walpurgis Night at Luisen Kirche (Koenigsberg Live)" была издана в 2000 году, число живых выступлений, проведённых NEUTRAL, можно сосчитать по пальцам. Но, как становится ясно сейчас, то было затишьем перед бурей, которой стал новый альбом. Уйдя в тень, музыканты аккумулировали опыт, свободное время и денежные средства для того, чтобы завершить труд нескольких лет - 41 минуту и 39 секунд светлой акустической музыки.

Первым и самым очевидным следствием того, что запись композиций происходила через значительные промежутки времени и, надо полагать, в разных студиях, стало "лоскутное" звучание альбома. На этом фоне особенно выделяется плоский sound меланхоличной трактовки боевика SOL INVICTUS "Sheath and Knife", записанного для компиляции "SOL LUCET OMNIBUS: A Tribute to Sol Invictus". Другой момент, который также заставил обратить на себя внимание, это излишне вычурные, на мой взгляд, аранжировки ряда композиций, хотя столь тщательное внимание к деталям - дело вкуса. Например, третью (если не ошибаюсь) версию "Diamonds in Your Hand" фантазия музыкантов оплела не только кружевом струнных, но и неспешной партией ударных, сместив акценты в сторону готического trip-hop. Но, на мой взгляд, самый первый вариант композиции, тот, что звучал на живом кёнигсбергском альбоме, остался непревзойдённым шедевром. То же произошло и с чудесной "In Erwartung" - в 2003 году на Prutena её версия, исполненная Вероникой под аккомпанемент Ильи, показалась мне более убедительной. Впрочем, я не настаиваю на своих замечаниях и те, кому по душе неоклассика, найдут аранжировки композиций близкими к совершенству: бархатные гитары, прозрачные струнные, глубокий вокал Ash и чистый голос Вероники.

На альбоме представлены всего шесть композиций, две из которых ("Sheath and Knife" и "Diamonds in Your Hand") уже были опубликованы. Столь скудный трек-лист выглядит тем более странно, если участь тот факт, что на концерте в Швейцарии группа отыграла, в общей сложности, около пятнадцати (!) вещей. Если читателя интересует мнение рецензента, то моими фаворитами являются титульная "Song of Shadow and Its Dream" с щедрыми акустическими гитарами и доминирующим женским вокалом и уже упомянутые "Diamonds in Your Hand" и "In Erwartung". Все тексты песен написаны на английском и немецком языках - вероятно, "Русская сага", единственная русскоязычная композиция NEUTRAL, так и останется экспериментом.

Издан альбом на французском "фолки"-лейбле Cynfeirdd в количестве пятисот копий, упакованных вместе с буклетом в дымчато-голубой конверт.


WOLFSBLOOD

"Twilight Of The World" - CD (ltd. 472)
2004, Cynfeirdd, Cyn 034

Wolfsblood - Twilight Of The World
По прошествии немалого количества времени после ознакомления с этой пластинкой она все ещё представляется мне проблемой. Я до сих пор не могу понять, почему она мне интересна, ведь казалось бы, даже беглого взгляда на неё достаточно для того, чтобы вызвать скуку. Оформление, названия треков, инструментальная часть - всё это было видено и слышано не раз и не два. Руны, Эдды, Закатывающиеся Европы, Against the Modern World - перечислять клише "народнической" постиндустриальной музыки можно до бесконечности, и все они (или почти все) собраны на этом диске. Выходит, дело не в наличии/отсутствии того или иного штампа и не в их комбинациях, а в чём-то другом. И это "нечто" постоянно ускользает от других, такого рода музыку играющих, и от меня, о ней пишущего.

Я не стану утверждать, что Wolfsblood, известный по сотрудничеству с сетевым журналом Seidr и московскими дарк-фолки EMBRACE OF BRANCHES, сумел в полной мере передать дух пресловутой Традиции, но и к характерным постмодернистским игрищам его творение не отсылает. Для меня очевидно одно - на "Twilight Of The World" нет пошлости. Никто не пророчествует, не кликушествует о последних битвах, не упражняется в экзегетике и не интерпретирует радикальных лидеров минувшего столетия. Общая атмосфера альбома - отстранённо-созерцательная. Автор сопровождает блуждания своей мысли ambient, dark wave и, в меньшей степени, акустической музыкой.

В пятьдесят минут уложились шестнадцать историй, рассказанных на русском языке почти шепчущим голосом под аккомпанемент ветра, птичьего крика, ритуальных барабанов, акустических гитар и гуслей. Первая половина альбома есть ни что иное, как отголоски эсхатологических мифов и северных сказаний, часть вторая - набор композиций иного толка, которые продолжают общую направленность пластинки. В создании смыслового наполнения "Сумерек мира" Wolfsblood'у пособили анонимные авторы текстов Старшей Эдды ("Voluspa") и Алистер Кроули ("Baphomet"), а также музыканты, представляющие российскую dark-folk сцену (MOON FAR AWAY, EOB, LANGUOR).

Каков итог? Традиционными средствами Wolfsblood сумел создать совершенно нетипичный для современной апокалиптической фолк-сцены альбом. Как ему это удалось - вопрос, на который я не могу найти ответа. Повторюсь, это очень цельная работа, единовременно сочетающая в себе и следование многочисленным канонам и, в то же время, проникнутая модернистским духом, за который многие из нас до сих пор ценят альбомы CURRENT 93 конца восьмидесятых - начала девяностых. На фоне новомодных тенденций германского dark-folk и стремительной "мартиализации" российских представителей этого жанра "Twilight Of The World" предстаёт в крайне выигрышном свете.


KRATONG

"The Bees Of Psychic Province" - CD
2004, Wroticz, WRT 001

Kratong - The Bees Of Psychic Province
KRATONG - сторонний проект Johnny (ROMOWIE RIKOITO) - представляет альбом в диковинной не только для российской, но и мировой сцены стилистике. Acid folk, появившийся на свет в конце 60-х и неразрывно связанный с экспериментами по "расширению сознания", зачах уже спустя десятилетие, но успел повлиять на изрядное количество музыкантов. Более других под впечатлением от "кислотного фолка" пребывала группа товарищей, позже объединившаяся вокруг World Serpent Distribution, лейбла, ставшего штаб-квартирой английского dark folk. Думаю, не будет ошибкой назвать апокалиптический фолк трезвой реакцией на своего психоделического пращура, постиндустриальным похмельем после дурмана Лета любви. Впрочем, всё это, так сказать, идеологическая подоплёка. Что касается саунда, то здесь жанровые отличия выражаются в некоторых нюансах. Так, пресловутая "психоделичность" acid folk (как и его современников - progressive & space rock) проявлялась в характерном звучании Hammond-органа, смазанных гитарах и затянутых композициях. Тексты круто замешаны на аграрной мифологии, обильно приправленной заимствованиями из книг Тимоти Лири, Карлоса Кастанеды и наркотическим бредом битников. Собственно "фолк" как в первом, так и во втором случае практически отсутствовал.

Альбом кёнигсбергской группы - первый опыт такого рода в России. Две композиции, представленные здесь - "Red River/Virginia" и "About Dissonance And Some Sidereal Dreams" - ранее присутствовали на безымянном demo, датированном 2000 годом. Они, да баллада "Fair Margareth And Sweet William" - это и есть основная acid folk составляющая "The Bees of Psychic Province". В прочих треках псевдонародность растворяется в звучании, знакомом многим по пластинкам LEGENDARY PINK DOTS и COIL. Здесь слушатель вправе задаться вопросом: а имело ли смысл выпускать под единой обложкой столь разнородные вещи? На мой взгляд, дело не в том, из чего извлекают звуки музыканты, а в том, складывается ли в результате цельная картина. У KRATONG с этим всё в порядке - диск слушается на одном дыхании. Как на "акустической", так и на "электрической" частях компакт-диска есть более чем достойные треки, например медитативная "TD Experience" или почти классический trip-hop "An Outward Spiral". Не испортил общего впечатления даже бойкий jungle в "The Hypnotic Attraction", так что любители психоактивной электронной музыки останутся довольны.

Альбом этот стал дебютом не только для группы, но и для польского лейбла Wroticz. Что касается работы издателей, то она выполнена на должном уровне. Компакт-диск упакован в конверт формата А5, на развороте которого содержится информация о том, чем была инспирирована та или иная композиция. Мне очень понравилась фотография самой группы внутри разворота - этакая аграрная коммуна. Очень стильный и заслуживающий внимания релиз, способный заинтересовать как поклонников dark-folk, так и ценителей "грибной" электронной музыки.




http://machine.radionoise.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться

В избранное