Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пещеры, чудовища. "Спуск" и "Грот". Рей Брэдбери, как писатель хоррор-рассказов.



    Кино
   Сегодня в обзоре два фильма подземной тематики: «Спуск» и «Грот»
    
     Спуск
   Героини Мне очень повезло. Так получилось, что я начал смотреть этот фильм абсолютно ничего, кроме названия о нем не зная. Ожидания строить и рушить приходилось по мере разворачивания повествования. Так что в неожиданных моментах я честно подпрыгивал, и чем дальше, тем выше.
    Очень правильный ход со стороны сценария и режиссуры на первых же обманчиво вялых секундах устроить красивую, но чудовищную гибель семьи главной героини. Ее машину прошивает врассыпуху пучком арматур. Естественно, что не пострадавшей женщине сильно клинит «башню», причем, как мы в этом убеждаемся позже, бесповоротно.
    Год спустя… Компания смелых подруг экстремалок мчится на джипе через леса к пещере. Казалось бы, они очень умные и как следует перестраховались: кроме прочего профессионального оборудования у них есть карты, в установленный срок обязательно прибегут спасатели. Цивилизованный туризм. Но от человеческой глупости никто не застрахован. Вот и выясняется, после спуска, после того, как бесповоротно завалило проход, что эта пещера неисследованная. Сюрприз от подруги-негритянки (жаль имен не помню) – она решила подарить всем настоящее приключение в духе первооткрывательства.
    Первую треть фильма я благополучно думал, что смотрю увлекательнейший и сильно бьющий по нервам фильм-катастрофу. С темнотой, пропастями, криками, открытыми переломами. Но потом, потихоньку, не спеша, стали вылезать чудовища. Вначале едва заметные белесые глюки в отдаленном проходе, потом странное нечто в раскорячку ползет по потолку. И, наконец, ПРЫГ! крупным планом! А-а-а!!! Как страшно! Какие они отвратные! И погнала колбаса...
    Хоть в этом великолепном ужасе и не много действующих лиц (если не считать монстров – их предостаточно), но крови пролито: из бедных девушек выжали все до последней капли. Кроме того, очень силен человеческий драматический момент. Давно я так не желал главной героине смерти, причем мучительной. Чтоб не щекотала нервы выбрыками своей разломанной психики.
    Из ляпов могу вспомнить только один: слепой монстр прополз в сантиметрах от притаившейся женщины и даже не подумал ее унюхать, видать сильно увлекся своим феноменальным слухом.
    Могу подытожить свое впечатление: смотреть всем, особенно соскучившимся по свежим, острым ужасам. В который раз европейское кино утерло нос американскому. Кто смотрел голливудскую поделку «Грот» тот со мной согласится. Тот же винегрет: пещера, чудовища, но результат…
     А вот рассказ о фильме из уст творца:
На съемочной площадкеНил Маршалл, режиссер и автор сценария "Спуск" утверждает, что сравнение его новой работы с хитом 2002 года, фильмом "Псы-воины", неизбежно: "Во многих отношениях эта картина сестра-близнец фильма "Dog Soldiers". Правда, в новом фильме уже шесть девушек, а не шестеро мужчин попадают в ловушку. В напряженной борьбе они сталкиваются не столько с общим врагом, сколько друг с другом. Вместо того чтобы сплотиться перед лицом опасности, они нападают друг на друга, и их дружба распадается".
Он добавляет: "С момента возникновения сценарного замысла, у нас была постоянная шутка, что этот фильм о шести девицах с кирками, но это слишком просто. Этот фильм не только о шести современных, любящих путешествия женщинах, которые решают спуститься под землю в обнаруженную пещеру, но и о погружении в пучину безумия".
Маршалл давно мечтал снять фильм ужасов в пещере. "Я считаю, что это классическая атмосфера для создания фильмов ужасов. Для настоящего ужаса нужна темнота, а более темного места, чем пещера вы не найдете. Я также хотел снять что-нибудь с чисто женским составом, само участие которого уже является уникальным".
"Мы работали над сценарием около двух лет. У нас было несколько вариантов, но мы очень довольны тем, что получилось. Первый набросок сценария был гораздо более карикатурным, женщины были более стилизованными и немного не реалистичными. Само действие не менялось вообще, были переделаны только характеры героинь, они стали более живыми и реалистичными".
По поводу работы с полностью женским актерским ансамблем Маршалл говорит: "Это была просто мечта. Признаюсь, я шел к этому с осторожностью, проработав с полностью мужским актерским составом в "Dog Soldiers". На съемках "Псов-Воинов" мы каждый вечер проводили в баре, и я могу сказать, что предыдущая работа очень сильно отличалась, от той, которая проводилась с шестью девушками! Я понимал, что работать с шестью женщинами – это совсем другое дело. Но в конце мы пришли к такой же атмосфере сотрудничества, к ощущению радости, профессионализма, которое разделяли все. Эти актрисы смогут сыграть кого угодно, они действительно сплоченная команда, а на экране от них можно сойти с ума. Это очень крепкая команда, работать с которой было одно удовольствие".
Маршал говорит, что работа над "Спуском" очень напоминала работу над "Dog Soldiers": "Отличия не очень велики. У нас была потрясающая команда, прекрасный актерский состав, работа над фильмом доставила всем огромное удовольствие. Мы льем кровь налево и направо, мы все крушим, убиваем чудовищ, это действительно такой кайф.
"Наверное, единственный отрицательный момент заключается в том, что, работая в Пайнвуде, мы лишены общественной жизни, которая бывает вечером после съемок. Когда мы снимали "Dog Soldiers" в Люксембурге, мы каждый вечер ходили вместе в бар. Здесь этого нет – вечером все идут домой. И это довольно странно. Мы стараемся это компенсировать, выпивая время от времени, потому что общественная жизнь – такая же неотъемлемая часть этого, как сама работа, поэтому мне ее очень не хватает. Но все остальное отлично".
В киносценарии Маршалл назвал диких голодных хищников, которых героини встречают в пещере, "пресмыкающимися".
"Эти пресмыкающиеся – люди, которые никогда не покидали свои пещеры. За тысячи лет они эволюционировали и приспособились к жизни в пещере. Они утратили зрение, но у них обострились слух и обоняние, и они прекрасно ориентируются в полной темноте. Они великолепные скалолазы, могут легко подняться по любой вертикальной поверхности. Пещеры – это их мир и девушки, сами не ведая того, вторглись в него. Пресмыкающиеся защищают свою территорию".
"Замысел относительно пресмыкающихся родился из идеи, что если бы под землей жили какие-то существа, то какими бы они были, откуда взялись? Элементы возникли из доисторических пещерных рисунков. Поэтому я подумал: "Если это будут пещерные люди, то почему бы не сделать их более человечными? Потому что для меня, чем больше они похожи на людей, тем они страшнее. У них есть человеческие черты, и это гораздо ужаснее, чем любое фантастическое существо".
О том, как пресмыкающиеся изображались на экране, Маршалл говорит: "Я просто вне себя от того, какими они получились. Они невероятно физически сильные и злые на вид. Их цвета и характерные признаки связаны с жизнью в полной темноте и с вашим представлением о самом страшном подземном кошмаре. А встреча с этими ребятами и есть этот кошмар – отвратительные и скользкие чудовища.
Крэг Конвэй и Лес Симпсон – актеры из "Dog Soldiers" – сыграли двоих пресмыкающихся. Маршал говорит: "Крэг и Лес мои избранные актеры, потому что они появляются в каждом моем фильме в том или ином виде. Они с трудом вписывались в этот фильм. Я подумал, я снимаю фильм с полностью женским составом, куда мне их вставить? А потом мне пришло в голову, что если они сыграют пресмыкающихся? Я не был уверен, справятся ли они, но они справились.
"У меня было желание их задействовать еще и потому, что я хотел, чтобы пресмыкающихся играли актеры, а не танцоры. Грим, который на них наложен, дает им возможность полностью выразить себя физически и с помощью выражений лица. А их грим и костюмы – лучшее из обоих миров".
Во время съемок Маршалл не показывал пресмыкающихся актрисам вплоть до того момента, когда по сценарию каждая из них встречала одного из них. "Я тщательно следил, чтобы девушки не увидели пресмыкающихся, пока они не встретятся с ними по сценарию. Я хотел посмотреть, каков будет эффект, и это помогло создать атмосферу напряжения и ожидания. Они на самом деле очень-очень нервничали. Они не знали, чего ожидать, не представляли, на кого они будут похожи, не видели никаких изображений. Было забавно это обыгрывать. Они были уже на грани, когда мы познакомили их с пресмыкающимися, они испугались и с криками убежали в темноту. Мы долго создавали и работали над образами крутых, твердых, как гвозди, девушек, но как только появились актеры в гриме, они с криками разбежались в стороны, как маменькины дочки!"
То, что действие фильма происходило в темных глубинах земли, представляло определенные трудности для Маршалла и его съемочной группы: "Исходя из оригинальной концепции, я представлял, что этот фильм будет очень, очень темным по тону и по изобразительному стилю. Я не хотел, чтобы в этой пещере были какие-нибудь необоснованные источники света. Это создавало проблему, и нам приходилось думать во время съемок, "как осветить эту сцену, ведь у них с собой только коробок спичек? Хорошо, воспользуемся спичками. Не знаю, как мы это сделаем, но воспользуемся спичками". Ближе к концу фильма девушки начинают разжигать огонь, так что нам стало легче. Но в середине фильма, когда они потеряли все свои фонарики, вспышки и сигнальные ракеты, все становится довольно темное и мрачное".
Составить такой бюджет, который охватил бы все аспекты подземного мира "Спуска", тоже было не просто: "Самая большая проблема в съемках этой картины заключалось в том, чтобы все до последнего пенни из бюджета заставили работать декорации. Саймон (Баулз, художник-постановщик) проделал фантастическую работу, но у нас были реальные проблемы с декорациями, из-за нехватки денег. Поэтому нам приходится их повторно использовать для разных сцен. По мере развития сюжета мы разбирали декорации и составляли их в другом порядке, чтобы получилась новая съемочная площадка. Сейчас это звучит ужасно, но так как все прекрасно справились со своей работой, это не такая уж проблема".
Не смотря на трудности, Маршалл говорит: "Каждый день съемок был насыщен событиями. Каждый день что-то происходило: что-то смешное или что-то зрелищное, замечательный трюк или замечательный драматический эпизод – все укладывалось по своим местам. Каждая минута съемок была удачной.
"Фильмы ужасов забавно снимать и забавно наблюдать, как зрители их смотрят. Когда сидишь среди зрителей на хорошем фильме ужасов и следишь за их реакцией, то можешь услышать, как люди ахают, подпрыгивают, вскрикивают и смеются. Реакция хорошо слышна, и это доставляет удовольствие автору фильма. Я просто обожаю пугать людей до смерти".
Взято с официального сайта фильма «Спуск»
    
     Грот
   Обложка Принимался я за него с воодушевлением. Ведь раннее неоднократно и с удовольствием смотрел клип группы Найтвиш к саундтреку «Грота». Но тем больше было разочарование. Просмотр растянулся на три дня и шел откровенно через силу.
    Начало достаточно неплохое. Несколько небритых отморозков на ЗИЛе едут в глубь Румынии к затерянной в Карпатах церкви. Атмосфера нагнетается средневековой архитектурой аббатства и всякими фресками, повествующими о рыцаре, который храбро, но неудачно сражался с ордами чудовищ у входа в бездну. Над тем самым входом и построена церковь, чтоб запечатать проход злу. Пол божьего дома взрывается и под ним действительно оказывается грот, но разбушевавшаяся стихия погребает под собой смельчаков. Отличное вступление. А вот потом…
    Наше время. Пещера открывается заново и для ее исследования вызывают зачем-то группу авантюристов-водолазов и те лезут в грот. Ну, конечно же, проход засыпало! И вся команда спасения – это они сами, две недели панику на поверхности никто поднимать не будет. И начинается нудное путешествие по подземному миру, в основном водой. Каменные залы огромны, бюджетны, хорошо освещены. Но стоит начаться экшену с чудовищами, как тут же становится ничего не разглядеть: темно, тесно, фонарики мелькают. Еще в начале приключений из какой-то щели выскакивает пещерная крыса, такая страшненькая. Так вот, лучше бы они против одних этих крыс и дрались…
    Еще приплетена раздражающая линия паразитов и заражения предводителя группы. Зато все заинтересованные могут повтыкать в микроскоп (а его зачем было тащить?) и порассуждать об эволюции.
    Даже парочка эффектных сцен в финале ничего не меняют. Уверен, что до них доживет только упрямый и мучимый бессонницей зритель. Как по мне, смотреть не стоит – потеря времени.
   
   
    Ресурсы сети
   
Официальный сайт фильма "Спуск": http://www.temnota.ru

О пещерах, для неспециалиста интересного мало, но вот фотогалерея... настоящие пещеры с сотни раз оказывается красивее киношных: http://fadr.msu.ru/~vvkor/maltsev/kugitang_caves.htm

А кто хочет полазить сам, вот о пещерах крыма: http://www.crimea.edu/crimea/cav/

Рей Брэдбери на Lib.ru: http://www.lib.ru/INOFANT/BRADBURY/
   

Литература
     Рей Брэдбери
    Удивительно, но у этого добрейшего классика фантастики встречаются произведения, не только вписывающиеся в определение хоррора, но и представляющие собой истинные шедевры жанра. Причем зачастую раздвигающие границы привычного ужаса, вдыхающие в него свежую жизнь. Как ни парадоксально это, но в ужасном Брэдбери столько красоты, причем отнюдь не мрачной, а светлой, сказочной. Но от этого его произведения сказками не становятся, скорее притчами. Кто не согласен или удивлен такой оценкой, прочитайте повесть «Что-то страшное грядет». Всунуть ее в рассылку было бы свинством, поэтому лишь настойчиво отрекомендую. «Что-то страшное…» немного схоже с Кинговским «Полицейским из библиотеки», только без содомии, намного короче, глубже, насыщенней, красивее, драматичнее и даже страшнее.
    А кому интересна тема, ниже рассказ Брэдбери.
     Кукольник

    Мистер Бенедикт вышел из своего домика и остановился на крыльце, залитом солнцем. Мимо протрусила маленькая собачонка с умными глазами - такими умными, что мистер Бенедикт не решился встретиться с ней взглядом. В кованных железных воротах кладбищенской ограды, около церкви, появился мальчик; мистер Бенедикт вздрогнул под его пронизывающе любопытным взглядом.
    - Вы - похоронщик, - сказал мальчик.
    Мистер Бенедикт молчал, заискивающе улыбаясь.
    - Это ваша часовня? - спросил мальчик.
    - Да, - ответил мистер Бенедикт.
    - И все кладбище?
    Мистер Бенедикт застенчиво кивнул.
    - И все памятники, и могилы, и клумбы?
    - Да, - с затаенной гордостью ответил мистер Бенедикт.
    Действительно, все это принадлежало ему, ему одному. Удивительная история! Бизнес, потребовавший от него тяжелого труда и бессонных ночей на протяжении многих лет, оказался удачным. Мистер Бенедикт начал с приобретения часовни и церковного дворика с несколькими надгробиями, зараставшими мхом с тех пор, как городок покинула баптистская община. Затем он построил маленький красивый мортуарий [ покойницкая], - конечно же, в готическом стиле, - и обсадил его плющом. Потом пристроил позади маленький домик для себя. Чрезвычайно удобно было доверять усопших мистеру Бенедикту. " Не нужна похоронная процессия! - гласило объявление в утренней газете. - Из церкви - прямо в землю, легко, как по маслу! Используются самые добротные материалы!"
    Ребенок продолжал пристально смотреть на него, и мистер Бенедикт затрепетал, как свеча на ветру, такой беззащитный, открытый... Все живое заставляло его испытывать сожаление и меланхолию. Мистер Бенедикт всегда соглашался с людьми, никогда не возражал, не говорил " нет". Кем бы вы не были, случись вам встретить мистера Бенедикта на улице, он углубится в изучение вашего носа, или мочек ушей, или пробора своими маленькими диковатыми глазками, но ни за что не посмотрит вам в глаза; и будет бережно вашу руку своими ледяными руками, словно это величайшая ценность, все время повторяя:
    - Вы совершенно, неоспоримо, безукоризненно правы...
    И каждый раз, разговаривая с ним, вы чувствуете, что он не слышит ни одного вашего слова...
    Вот и сейчас, взмокший от назойливого любопытного взгляда мальчишки, он повторял: " Ты чудесный малыш..." в ужасе, что может не понравиться ребенку.
    Наконец мистер Бенедикт спустился по ступенькам и вышел за калитку, не бросив ни одного взгляда на маленькую покойницкую. Это удовольствие он отложил на потом. Очень важно соблюдать правильную последовательность действий. Рано думать о мертвецах, ожидающих прикосновения его искусных рук. Мистер Бенедикт неукоснительно следует заведенному порядку.
    Он хорошо знал как довести себя до бешенства. До полудня он бродил по улицам маленького городка, позволяя живым согражданам подавлять его своим превосходством; он погружался в свою беззащитность, тонул в ней, заливался потом, сердце и мозг сжимались дрожащими узлами.
    Он остановился поговорить с мистером Роджерсом, аптекарем; и сберег, сохранил в себе все оскорбительные интонации, насмешки, пренебрежение. Мистер Роджерс всегда находил пару метких словечек для " могильщика".
    - Ха- ха- ха, заливался мистер Бенедикт, в то время как ему хотелось рыдать от унижения и ярости.
    - Да вы сами из них, из холодных! - повторил мистер Роджерс.
    - Ха- ха- ха!..
    Выйдя из аптеки, мистер Бенедикт встретил мистера Стайвезанда - подрядчика. Тот все посматривал на часы, показывая, что не собирается долго болтать с Бенедиктом, торопясь к выгодному клиенту.
    - Как дела, Бенедикт? Держу пари, у вас неплохой приработок - зубы да ногти! Они ведь вам достаются, верно? Я угадал, а?
    - Ха- ха- ха... А как ваши дела, мистер Стайвезанд?
    - Послушайте Бенни, старина, отчего у вас руки такие холодные? Ледяное пожатие! Вы что, бальзамировали фригидную бабу? Слышите, что я сказал? - прорычал мистер Стайвезанд, хлопнув его по плечу.
    - Ладно вам, ладно! - бормотал мистер Бенедикт с неясной, бесплотной усмешкой. - Будьте здоровы!
    Встреча за встречей... Мистер Бенедикт, получающий все новые пинки, казался озером, в котором тонули, все насмешки. Люди бросали в него галечки - ни ряби на поверхности, ни всплеска, тогда в ход шли большие камни, кирпичи, валуны! Но озеро было бездонным - ни брызг, ни мути. Озеро не отвечало.
    Он становился все более раздраженным и беспомощным, и упрямо брел от дома к дому, через новые встречи и ненавидел себя со зрелым, мазохистским удовольствием. Мысль о предстоящем ночном наслаждении удерживала его на плаву. Потому он и подвергал себя снова и снова издевательствам этих тупых, самодовольных скотов, бережно пожимал им руки, всем своим видом умоляя о снисхождении.
    - А, это ты, мясник! - крикнул мистер Флинджер из лавки деликатесов. - Почем у тебя солонина и маринованные мозги?
    Нарастание, крещендо бессилия. С ударом литавр последнего оскорбления мистер Бенедикт посмотрел на часы - и опрометью бросился назад, домой. Он достиг вершины, он готов, готов к работе, и доволен собой. Мучительные обязанности кончились, его ожидало наслаждение.
    Он энергично взбежал по ступенькам мортуария. Комната казалась занесенной снегом. В темноте под простынями угадывались белые бугры неясных очертаний.
    Дверь распахнулась.
    Мистер Бенедикт, обрамленный светом, застыл на пороге; голова горделиво откинута, одна рука поднята в приветственном жесте, вторая с неестественной строгостью сжимает дверную ручку.
    Мастер- кукольник вернулся домой.
    Долго, долго он стоял на пороге своего театра. В его ушах гремели воображаемые аплодисменты. Он не шевелился, только слегка наклонил голову, признавая заслуженность такой встречи. Он снял пиджак, аккуратно повесил его на шкаф, одел белый халат, с профессиональной ловкостью стянул все завязки, затем вымыл руки, поглядывая на своих добрых, добрых друзей. Удачная неделя; изрядный урожай. Мистер Бенедикт почувствовал что растет, растет становится все величественней, простирается над своими владениями.
    - Как Алиса! - изумленно, радостно воскликнул он. - Выше и выше! Как интересно!
    Ему никогда не удавалось преодолеть свою робость, неуверенность в присутствии живых - только наедине с мертвыми. С удовольствием и смущением одновременно, он чувствовал себя повелителем маленького царства - здесь каждый должен был подчиняться ему, и сбежать не мог никто. И сейчас, как и всегда, он ощутил облегчение и прилив жизнерадостности, он рос, рос, как Алиса. " Ого, как высоко, как высоко... вон где голова..."
    Он прохаживался между покрытыми простынями столами. Славно, будто возвратился из кино, с вечернего сеанса: сильный, бодрый, уверенный в себе. Такой симпатичный, воспитанный, отважный, точь- в- точь герой фильма, ох какой голос, звучный, прочувствованный. Иногда настроение навеянное фильмом оставалось с ним на весь вечер - до самого сна. Так чудесно, так волшебно он себя чувствовал только в кино и здесь - в своем маленьком холодном театре.
    Он прошел между рядами столов, читая надписи на белых карточках:
    - Миссис Уолтерс, мистер Смит, мисс Браун, мистер Эндрю. Добро пожаловать всем и каждому!
    - Как дела, миссис Шелмунд? - он приподнял простыню, склонившись словно над спящим ребенком. Вы сегодня ослепительны, дорогая.
    Миссис Шелмунд ни разу в жизни не перемолвилась с ним ни словом, она плавно шествовала по улицам, словно большая, величественная статуя со спрятанными под юбкой роликовыми коньками - такой элегантной, скользящей была ее походка.
    - Моя дорогая миссис Шелмунд, - сказал он, придвигая стул и наклоняясь над ней с увеличительным стеклом. - Кто бы мог подумать, что у вас такие сальные поры? Это кожная болезнь, дорогая, а все из- за жирной пищи, жирная пища - вот причина вашей болезни. Слишком много мороженого, и сдобных пирогов, и пирожных с кремом. Вы так гордились своим ясным умом, миссис Шелмунд, а меня считали ничтожеством, вот как. Но ваш чудесный, бесценный ум утонул в море из оранжада, лимонада и крем- соды...
    Он начал операцию: подрезав череп по кругу, приподнял крышку и вынул мозг. Потом взял приготовленную конфетницу и наполнил пустой череп взбитыми сливками, прозрачными леденцами и карамельками, розовыми, белыми, зелеными, а сверху розовым кремом сделал надпись " СЛАДКИЕ ГРЕЗЫ". Опустив на место крышку черепа, он замаскировал следы операции гримом и пудрой.
    - Ну, вот! - сказал он, и перешел к следующему столу.
    - Приветствую вас, мистер Рэн. Приветствую вас! Ну, как ваши дела, проповедник расовой ненависти, мистер Рэн? Чистый, белый, отутюженный мистер Рэн. Чистый как снег, белый как лен, мистер Рэн, ненавидевший евреев и негров - меньшинства, мистер Рэн, меньшинства, - он стянул простыню. Мистер Рэн смотрел на него пустыми, стеклянными глазами. - Мистер Рэн, взгляните на представителя презренного меньшинства - на меня. Меньшинства беззащитных, запуганных маленьких ничтожеств, решающихся говорить только шепотом. Знаете, что я сейчас сделаю, мой непреклонный друг? Во- первых, выпущу вашу кровь.
    Кровь стекла.
    - Теперь - небольшая инъекция, так сказать бальзамирующей жидкости.
    По венам мистера Рэна, чистого как снег, белого как лен, потекла бальзамирующая жидкость.
    Мистер Бенедикт беззвучно смеялся.
    Кожа мистера Рэна начала темнеть; стала черной, как ночь, черной как грязь.
    Бальзамирующей жидкостью были чернила.
    - Добро пожаловать, Эдмунд Ворт!
    Что за тело было у этого Ворта! Мощное, с выпуклыми мускулами, соединяющими крепкие кости, с грудью как колесо. Женщины теряли дар речи, когда он проходил мимо, а мужчины с завистью смотрели вслед, мечтая похитить его тело и навестить в нем свою жену. Но тело Ворта оставалось его собственностью, и использовалось для таких развлечений, что его имя не сходило с языка городских сплетниц.
    - И, тем не менее, вы здесь, - произнес мистер Бенедикт, задумчиво разглядывая Ворта. На минуту он погрузился в воспоминания о злоключениях своего тела, в своем собственном прошлом.
    К каким только упражнениям и уловкам он не прибегал, пытаясь добавить хоть дюйм к своему смехотворно короткому костяку! Стремясь преодолеть мертвенную бледность, он часами лежал на солнце, но только сгорал, и кожа повисала неопрятными лохмотьями, становилась розовой, сырой, чувствительной. И что он мог поделать со своими маленькими, близко посаженными глазами (пусть даже в них и светился ум) и узким ртом? Вы можете оставить свое жилье, выгрести и сжечь весь хлам, переехать из трущоб, отречься от собственной матери, купить новую одежду и машину - сменить все свое окружение. Но что делать мозгу, мечущемуся как мышь в мышеловке? Его убивало то, что сменить было нельзя: кожа, тело, голос не оставляли ни единого шанса попасть в тот прекрасный свободный мир, где мужчины треплют девушек по подбородку и целуют в губы, пожимают руки друзьям, угощают ароматными сигарами...
    Задумавшись, мистер Бенедикт стоял над телом Эдмунда Ворта. Потом он отрубил голову Ворта, примостил в гробу на маленькой подушечке, вниз положил сто девяносто фунтов кирпичей, внутрь сорочки и костюма засунул маленькие валики и укрыл " тело" до самого подбородка голубым бархатным покрывалом. Само тело он засунул в камеру рефрижератора.
    - Когда я умру, мистер Ворт, я оставлю указания, чтобы мою голову похоронили вместе с вашим телом. К тому времени я подготовлю себе помощника, согласного за хорошие деньги произвести этот кощунственный акт. Если человек не удостоился тела, заслуживающего любви, при жизни, пусть получит его хоть после смерти. Заранее благодарен.
    Он опустил крышку гроба Эдмунда Ворта.
    С тех пор, как в городе заупокойную службу стали проводить над закрытым гробом, для проделок мистера Бенедикта открылись безграничные возможности. Некоторых он укладывал в гроб вверх ногами, или лицом вниз, или даже в непристойных позах. Он чудесно позабавился, когда хоронили трех старых дев, торопившихся к кому- то на чай, и погибших в автокатастрофе. Это были злостные сплетницы, вечно шепчущие что- то друг другу, вечно щекой к щеке... Вот уж о чем не могли догадаться прихожане, так это о том, что все три сплетницы ушли в землю, как при жизни, тесно прижавшись друг к другу, в одном гробу, с последней вечной, нетленной сплетней на остывших губах. Другие два гроба были набиты галькой, песком и тряпками. Служба была чудесная - все присутствующие плакали. " Трое неразлучных, разлученные смертью..." Громкие рыдания и сдержанные всхлипы.
    - О, как печально, - вздыхал мистер Бенедикт.
    Всегда верный справедливости, мистер Бенедикт, похоронил одного богача нагишом. А бедняка нарядил в парчовые одежды с золотыми пятидолларовыми монетами вместо пуговиц и двадцатидолларовыми на веках. Знакомого юриста не стал хоронить совсем: засунул в мусоросжигатель, а гроб набил наловленными накануне хорьками.
    А вот еще одна служба: старая дева, ставшая жертвой зверского нападения. В гробу под шелковой подстилкой были припрятаны некоторые части тела умершего с нею одновременно старика. Она ушла, совершая ледяной акт любви, сохраняя на лице выражение удивления.
    Так мистер Бенедикт бродил по своим владениям, склоняясь над окутанными белыми фигурами, открывая им свои тайны.
    Последним оказалось тело Мерривелла Близа, глубокого старика, подверженного приступам комы. Мистера Близа уже несколько раз признавали мертвым, но он оживал во время приготовления к похоронам. Мистер Бенедикт откинул простыню с лица мистера Близа. Мистер Близ широко открыл глаза.
    - Ах! - мистер Бенедикт едва не свалился на стол.
    - О- о! - раздался стон из- под простыни.
    У мистера Бенедикта подогнулись колени, его затошнило.
    - Выпустите меня отсюда! - простонал мистер Близ.
    - Вы живы! - мистер Бенедикт комкал в руках угол простыни.
    - О, что я слышал! - простонал старик, лежавший на столе. - Я не мог пошевелиться, не мог прервать ваши отвратительные откровения! О, вы ужасный человек, вы темная личность, вы чудовище, негодяй! Выпустите меня отсюда немедленно! Я расскажу обо всем совету, и мэру, и всем, и каждому! Ох, негодяй, негодяй! Проходимец, садист, гнусный извращенец! Погоди, я расскажу о тебе! - у старика выступила пена на губах. - Немедленно развяжи веревки, выпусти меня отсюда!
    - Нет, - сказал мистер Бенедикт, опускаясь на колени.
    - О, чудовище! - всхлипнул Мерривелл Близ. - Подумать только, что творилось в нашем городе, а мы ничего не знали! Отпусти меня, ты, чудовище!
    - Нет, - прошептал мистер Бенедикт, пытаясь встать, и снова в ужасе опускаясь на пол.
    - Что вы говорили! Что делали!..
    - Простите меня... - прошептал мистер Бенедикт.
    Старик попробовал приподняться.
    - Нет! - мистер Бенедикт приготовил шприц для подкожной инъекции.
    - Эй, вы! - дико заорал старик, обращаясь к закутанным в белое фигурам. - Помогите!
    Он повернул голову к окну, в котором виднелись кладбищенские памятники.
    - Эй, вы, там, под камнями! Слышите? Помогите!..
    Старик откинулся назад, втягивая воздух со свистом, чувствуя приближение смерти.
    - Слушайте! - бормотал он. - Он надругался над вами, и надо мной, ему долго все сходило с рук. Остановите его! Заставьте, заставьте его прекратить это!..
    Слабея, старик втянул струйку слюны, вытекшую из угла рта. Он быстро терял силы.
    Мистер Бенедикт, потрясенный, повторял:
    - Они ничего не могут мне сделать. Не могут. Я говорю вам, не могут.
    - Вы, в могилах! - стонал старик. - Помогите мне! Сегодня, или завтра, или когда- нибудь, встаньте и уничтожьте это чудовище! - из глаз его полились слезы.
    - Глупо, - беззвучно проговорил мистер Бенедикт. - Вы умираете и несете чушь. - Мистер Бенедикт едва мог шевелить губами.
    - Восстаньте! - выкрикнул старик. - Выйдите из могил!
    - Прекратите, - прошептал мистер Бенедикт, - я больше не могу...
    Стало совсем темно. Старик постанывал, теряя последние силы. Вдруг он умиротворенно улыбнулся и сказал:
    - Они достаточно натерпелись от вас, негодяй. Сегодня они сведут с вами счеты.
    Старик умер.
    Говорят, этой ночью на кладбище прогремел взрыв. Или даже несколько взрывов. Сверкали молнии, гудел колокол на колокольне, раскачивались памятники, неслись яростные стоны и проклятия, что- то взлетало в воздух. В покойницкой метались странные тени и огни, звенели бьющиеся стекла, двери срывались с петель. А потом - выбежал мистер Бенедикт, и вдруг раздался жуткий крик...
    И настала тишина.
    Горожане пришли на кладбище на следующее утро. Они обошли и покойницкую, и часовню, и церковный дворик.
    И не нашли там ничего, кроме крови, разлитой, разбрызганной всюду, сколько хватало взгляда, сколько небеса кровоточили всю ночь напролет.
    И никаких следов мистера Бенедикта.
    - Где же он? - спрашивали горожане.
    И сами же отвечали:
    - Откуда нам знать?
    Но они получили ответ.
    В глубине кладбища, в густой тени деревьев, находились самые старые, стертые надгробья. Солнечный свет, пробивавшийся через пышные кроны, казался неестественным, театральным, как гирлянда или иллюминация.
    Они остановились у одного из старых надгробий.
    - Смотрите! - воскликнул кто- то. Остальные склонились над старым, поросшем мохом камнем.
    Свежая надпись - словно исцарапанная ногтями, чьими- то торопливыми, слабыми, но неистовыми пальцами:
    Мистер Бенедикт
    - И сюда посмотрите! - крикнул другой. Все обернулись.
    - На этом, и на этом, и на том! - он указывал еще на несколько надгробий.
    Они разбрелись по кладбищу, в ужасе вглядываясь в надписи.
    На каждом из надгробий та же неистовая рука нацарапала " Мистер Бенедикт".
    - Невозможно, - малодушно пробормотал кто- то. Не лежит же он во всех могилах!
    Молчание затянулось. Люди исподлобья поглядывали друг на друга. Все ждали ответа. И онемевшими, непослушными губами один из них выговорил:
    - А почему бы и нет?..

А кто дочитался до этого места, вот навскидку еще несколько названий рассказов Р.Б. в стиле ужасы:

"Как умерла Рябушинская" - о куклах

"Жилец из верхней квартиры" - о вампирах

"Маленький убийца" - о младенцах

"Октябрьская игра" - жесть, тонко, но так по мясному


В избранное