Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Музыки от specialradio.ru

  Все выпуски  

Новости Музыки от specialradio.ru РАФАЭЛЬ СЕНДО


Творчество Рафаэля Сендо (1975 г.р.) является самым ярким образцом музыки перенасыщения — течения, возникшего во французской музыке в середине 2000 годов. Рафаэль Сендо родился в Ницце в 1975 году. В 19 лет переехал в Париж для серьёзных занятий музыкой. Играл на клавишных в рок-группе Gnration Chaos. В 2000-2003гг. учился в Парижской консерватории на композиторском факультете. В 2005-2006гг. прошёл курс музыкальной информатики в ИРКАМе. Учился у Аллена Госена (Allain Gaussin), Брайана Фернехоу (Brian Ferneyhough), Фаусто Ромителли (Fausto Romitelli) и Филипа Манури (Philippe Manoury). В 2008г. преподавал композицию в Нантере Парижской области. В 2009-2011гг. в качестве лауреата Римской премии жил на Вилле Медичи в Риме. В 2015г. вместе с Яном Робеном явился основателем курсов композиции Высокогорного Университета (см. http://universitedaltitude.com/). В настоящее время живёт и работает в Берлине.

Корреспондент Специального Радио, музыковед Екатерина Купровская, автор книги На пределе звука. Эстетика сатурации в музыке XXI века (2016), побеседовала с композитором.

Е.К.: Рафаэль, русские музыканты, а также слушатели, интересующиеся современной музыкой, уже знают твоё имя и немного твоё творчество. Какой тебе видится современная музыкальная ситуация в целом?

Р.С. : На сегодняшний день во Франции очень чётко проявляется тенденция к музыкальному изоляционизму. Это особенно чувствуется в сравнении с тем, что происходит в Германии, а также в России. Кстати, именно поэтому я теперь живу в Германии. Франция не кажется мне моделью ни в культурном, ни в общечеловеческом плане. В художественном отношении, для меня важным стимулом являются те поиски, которые мы вместе начинали с Франком /Бедросяном/ и Яном /Робеном/, а также смелые инновации молодых композиторов, будь то в Германии или в России.

Е.К. : Каковы твои творческие устремления на сегодняшний день?

Р.С. : В последнее время я работаю над сатурацией, или перенасыщением, формы в отличие от того, как работают композиторы в Германии или России скорее над музыкальным материалом как таковым. Моя идея состоит в том, чтобы предоставить слушателю множество возможностей, окон внутри единого формального пространства, на протяжении одного сочинения. При этом я не сосредотачиваю внимание на самом материале. Речь идёт о том, чтобы внутри одного сочинения создать такие условия, которые дезориентируют, ломают дидактический аспект материала. Например, фокусирование только на каком-то одном типе звукоизвлечения придаёт материалу тот самый дидактический аспект, которого я стремлюсь избегать. Таким образом я стараюсь расширить рамки концепции сатурации.

Е.К. : В 2015 году ты уже говорил о концепции перенасыщения формы относительно своих сочинений Corps и Radium, и объяснял, что их форма строится на множестве ситуаций, подразумевая под ситуацией звуковую единицу, субстанцию, объединяющую в себе тематическое зерно, тембр, манеру извлечения и т.д. В настоящее время ты продолжаешь работу в этом направлении?

Р.С. : Да, совершенно верно, я стараюсь развивать эту концепцию.

Е.К. : Поскольку репортажи Специального Радио зачастую адресуются молодым композиторам, хотелось бы узнать, какова твоя позиция по отношению к педагогике, к преподаванию сочинения?

Р.С. : Педагогика является для меня важнейшим предметом для размышлений особенно, когда я вижу, как преподают музыку во Франции. Конечно, когда имеешь определённый опыт, ты обязан передавать знания. Можно ли преподавать сочинение? Да с технической точки зрения. Если у студента достаточно открытое мышление, он может научиться работать с начальной идеей, с тембром, строить форму и т.п. Но ведь главное заключается совсем не в этом. Даже если со студентами я провожу много времени непосредственно над партитурой, основной вопрос, который я им задаю и на который нам всем необходимо иметь ответ: почему, по каким причинам мы выбрали этот тернистый путь? Этот вопрос я и сам себе задавал много раз. Писать музыку для того, чтобы показать свои профессиональные умения это не имеет никакого смысла, ни интереса. Но к сожалению, такие композиторы есть… Причём не среди молодых, а среди состоявшихся композиторов более старшего поколения! .

Процитирую Ницше: Хотеть освобождает /Так говорил Заратустра/. Это значит освободиться от карканов, от предписаний и запретов, которые налагают на нас преподаватели, некоторые друзья-композиторы, а также само-цензура. Необходимо освободить воображение не затем, чтобы оно состояло на службе у техники, а чтобы благодаря ему в нашей музыке присутствовало бы что-то новое и интересное на сегодняшний день либо на уровне звуковой материи, либо в поэтическом или даже психологическом плане. То есть в преподавании техника, конечно, очень важна, но главное уловить, угадать в молодом композиторе то, что находит эхо в его творческой индивидуальности. То есть преподавание во многом основано на интуиции.

Е.К. : Это очень философское отношение не только к преподаванию, но и вообще к ремеслу композитора…

Р.С. : Я считаю, что музыка, как искусство, тесно связана с жизнью, с человеческим существованием. Для меня, как композитора, очень важными являются вопросы: как мы чувствуем окружающий мир и общество, как мы можем передать наши ощущения в музыке? Я считаю эти понятия фундаментальными. Очень важно понять, чт из окружающего нас мира находит отклик внутри нас. Необходимо также отбросить все артефакты такие, как ложная поэзия или слишком болтливое название сочинения. Нужно стремиться достичь самой сути в нашем поиске радикальности, устранить всё ненужное, наносное. У каждого композитора это происходит по-разному. По отношению к тому, что нас окружает, мы как датчики. Нужно постараться ухватить самое существенное. Мы также теснейшим образом связаны с внешним миром: это могут быть социальные, политические или эзотерические связи всё, что угодно! При сочинении музыки для меня есть два правила: во-первых, отказаться от любых предп! исаний, которые нам заданы; и второе, выйти за рамки материала затем, чтобы создать нечто, превосходящее технику. Каждый день я говорю себе, что нужно продолжать идти выбранным путём, доверять своему воображению, даже когда бывает трудно финансово, социально, когда опускаются руки.

Е.К. : Какие впечатления остались у тебя от преподавания в композиторской академии в г.Чайковском и от общения с русскими музыкантами? Есть ли у них свои особенности, по сравнению с европейскими ?

Р.С. : Да, конечно, у русских композиторов свои особенности. В настоящее время в русской музыке происходят очень важные вещи в области тембра. У русских композиторов к этому очень интересный подход, очень радикальный. Я думаю, тут большую роль сыграл Дмитрий Курляндский, который пригласил в академию в г.Чайковском таких преподавателей, как Франк Бедросян и Пьерлуиджи Биллоне. Среди моих русских учеников могу назвать Марину Полеухину; она очень интересный музыкант. Другой композитор, которого я знаю Александр Хубеев. Он не был моим учеником, но мы довольно много общались в Чайковском и я знаком с некоторыми его сочинениями. Мне кажется, в его музыке присутствует настоящее русское своеобразие, радикальность, в которой, кстати, я узнаю самого себя в силу моих сербских корней. Мне близка эта вибрация, которая есть у него. Ещё я знаком с Николаем Поповым он был моим учеником в Дармштадте. Тоже очень талантливый, он в основном ра! ботает с видео и электроникой.

У молодых русских композиторов есть вера, ожидание, желание бороться, они открыты всем и всему. Ещё мне кажется, сейчас центр тяжести переносится от Парижа к Берлину и далее к России. Вообще, я чувствую так много общего с Россией, что могу говорить о ней только положительные вещи!

Санс Берлин

10 марта 2017

Сочинения Рафаэля Сендо можно послушать здесь:

https://soundcloud.com/rapha-l-cendo

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное