Артефакт по имени <<Солнечная система>> часть 4

Сейсмомонитор

Артефакт по имени <<Солнечная система>> часть 4

Ведущий рассылки: yannus

Рассылка сайта Пробуждение

Наш форум есть место встречи людей кого волнуют глобальные процессы происходящие в мире, физические и психические изменения, происходящие в окружающем нас мире, неизвестные явления природы, которые могут являться или нормальными, естественными для Земли либо признаками приближающихся изменений.
Внимание! Фото будут видны если вы подключены к интернету и настройки безопастности позволяют загрузку картинок.

Темы (мысли, сообщения, информация)

Тема: "10 лет спустя: катастрофа на Энцеладе, спутнике Сатурна"

1. Ледяной мир греет тайная батарея

«"Мы очень сильно удивились. Представьте, что вы, пролетая мимо Земли, обнаружили, что Антарктида более тёплая, чем пустыня Сахара", - сообщил доктор Джон Спенсер (John Spencer) из Юго-западного научно-исследовательского института (Southwest Research Institute), комментируя новое открытие Cassini.

Специалисты, получающие данные с комического аппарата Cassini, обнародовали новые детали о загадочном спутнике Энцелад.

Загадочного в нём немало. Например, он имеет самую отражающую поверхность во всей нашей Солнечной системе (альбедо - 90%); и, несмотря на небольшие размеры (500 километров в диаметре) - обладает атмосферой.

Теперь же, похоже, его пора объявить ещё и самым маленьким телом в Солнечной системе с действующим вулканизмом.

Во время последнего на данный момент (июльского) пролёта Энцелада Cassini обнаружил горячую точку, происхождение которой учёные объяснить не могут.

Горячая она, конечно, по меркам системы Сатурна - температура в этом районе спутника составляет 85 Кельвинов (-188 градусов по Цельсию)

Загадка в том, что это горячее пятно - южный полюс планетки, который нагрет сильнее, чем экватор, что противоречит всем традиционным представлениям. Поскольку Солнце не может так нагреть данный регион - остаётся предполагать внутренний источник тепла. Астрономы пока не могут точно сказать - каков он - и выдвигают версии. По одной из них, радиоактивный материал, оставшийся от формирования этой луны миллиарды лет назад, продолжает нагревать внутренности Энцелада - как утверждает Линда Спайлкер (Linda Spilker), один из учёных миссии.

По другой теории выходит, что быстрое изменение частоты вращения этой луны заставило её нагреваться и создало сеть мощных разломов, особенно ярко проявляющихся именно вблизи южного полюса.

Энцелад делает один оборот вокруг своей оси за то же время, за которое обегает вокруг Сатурна, таким образом, только одно из его полушарий видно с поверхности планеты-гиганта. "Если бы некогда Энцелад приближался ближе (к Сатурну), то спутник должен был бы "попробовать" вращаться более быстро, чтобы удержать (на месте) одну свою сторону, обращённую к Сатурну", - поясняет Спайлкер. Словом, тут виновны приливные силы.

Да, разломы. О них нужно сказать особо. Серия последних снимков показала, что "ледяные вены" или, как ещё их назвали астрономы, "тигриные полосы" Энцелада - это фактически ряд разломов на поверхности луны. Ещё более удивительным открытием стало то, что разломы эти, судя по имеющимся признакам - до сих пор активны и выбрасывают в космос воду и лёд.

В отдельных точках разломов южного полюса температура планетки доходит до 110 Кельвинов (или -163 по Цельсию), в то время как экватор Энцелада может "похвастаться" лишь 80 Кельвинами (-193 по Цельсию).

Всё это подтверждает гипотезу о том, что Энцелад - главный "автор" необычного кольца Е Сатурна и, что он продолжает его пополнять материалом.

Дело в том, что предшествующий анализ кольца Е показал: оно никак не могло бы сохраниться со времени формирования Сатурна и его системы.

Энцелад учёные "заподозрили" сразу, только сначала полагали, что ледяную крошку выбивают с поверхности спутника метеориты. А оказалось - Энцелад сам выбрасывает вещество в кольцо. Отсюда, кстати, и атмосфера, которая там не удержалась бы без источника пополнения.

По последним данным, она содержит водяной пар (65%), молекулярный водород (20%), а также - углекислый газ, молекулярный азот и угарный газ. И если уж криовулканы Титана (а его диаметр составляет 5150 километров), оказались для учёных сюрпризом, то что уж говорить о маленьком Энцеладе.

"Впервые мы получили ключ не только к роли воды в ледяных лунах непосредственно, но также и к её роли в развитии и динамике всей системы Сатурна в целом", - заключил доктор Ральф Макнатт (Ralph L. McNutt), член команды Cassini.

Обнаружение повышенной концентрации космической пыли вокруг Энцелада, которое также записал недавно на свой счёт аппарат Cassini, ставит точку в загадке кольца Е, но зато поднимает новый "вопрос дня": "Так что же, собственно, происходит у Энцелада внутри?".

Впервые атмосферу Энцелада нашёл, косвенно, магнитометр Cassini, по влиянию её заряженной составляющей на магнитосферу Сатурна. Но вот недавно зонд и напрямую зафиксировал её, наблюдая в ультрафиолете за затмением Энцеладом Гаммы Ориона». (15 августа 2005 года).

2.1. Cassini обнаружил водяные вулканы на Энцеладусе

«На Энцеладусе, спутнике Сатурна, ученые обнаружили признаки необычной вулканической активности, сообщает PhysOrg.com. Пролетая в 270 километрах от небесного тела, аппарат «Cassini» зафиксировал выбросы водяного пара вблизи его полюса.
Несмотря на значительное удаление, «Cassini» сумел собрать "вещественные доказательства" - в анализатор твердых частиц попали отдельные крупинки льда. По словам ученых, восстановленная по показаниям приборов картина напоминает подлет космического корабля к комете. Для этих объектов характерны как раз такие выбросы газа в процессе приближения к Солнцу.

(Фото http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/image/0201/encela... , пояснение http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/ap020124.html ).
Анализ фотографий, сделанных в видимом и инфракрасном спектре, привел ученых к выводу, что в околополярном регионе присутствуют разломы коры, через которые разогретое вещество поступает на поверхность. Четыре больших разлома длиной около 130 километров проходят параллельно друг другу. По предварительным оценкам, их возраст - от 10 до 1000 лет.
Напомним, раньше астрономы обсуждали активные геологические процессы на Титане - самом крупном из спутников Сатурна, куда приземлился зонд «Huygens». Однако ни ему, ни оставшемуся на орбите «Cassini» не удалось найти бесспорных подтверждений "холодного вулканизма", который предсказывали.
Напротив, небольшой Энцеладус (его диаметр примерно равен 500 километрам) никогда не рассматривался в качестве серьезного объекта исследований. Астрономы считали, что из-за малой массы он не может удерживать атмосферу, а по причине небольших размеров активные процессы под его поверхностью маловероятны. Теперь ученые думают иначе.
Ближайшим "родствеником" Энцеладуса называют Мимас - их размеры и удаленность от планеты близки, но внутренние свойства, вероятно, различны. Астрономы займутся детальным сравнением спутников, чтобы понять, чем это различие обусловлено». (31.8.2005, 4:41:30 PM). http://www.oko-planet.spb.ru/awakening.nsf/page/te...

2.2. Fountains of Enceladus.

«Recent «Cassini» images of Saturn's moon Enceladus backlit by the sun show the fountain-like sources of the fine spray of material that towers over the south polar region. This image was taken looking more or less broadside at the "tiger stripe" fractures observed in earlier Enceladus images. It shows discrete plumes of a variety of apparent sizes above the limb (edge) of the moon.

Imaging scientists, as reported in the journal Science on March 10, 2006, believe that the jets are geysers erupting from pressurized subsurface reservoirs of liquid water above 273 degrees Kelvin (0 degrees Celsius). This caption was updated on March 9, 2006».

2.3.
Fountains of Enceladus - Image #2.

«The greatly enhanced and colorized image shows the enormous extent of the fainter, larger-scale component of the plume. This caption was updated on March 9, 2006».

3.
Из спутника Сатурна в космос хлещет вода

«Кассини» зарегистрировал фонтан высотой в сотни километров, ежечасно извергающий тысячи тонн воды из Энцелада в космическое пространство.

Из четырех трещин на спутнике Сатурна Энцелад, расположенных в районе Южного полюса планеты, хлещут фонтаны воды высотой в многие сотни километров. Извергающаяся из недр Энцелада вода формирует «след», обращающийся уже вокруг самого Сатурна в виде кольца.
Ошеломляющее открытие, сделанное при помощи данных с автоматической станции «Кассини», сбило с толку ученых - от столь небольшого спутника никто не ожидал столь явственных проявлений бурной вулканической активности. «Это потрясающий сюрприз», - заявил Дэннис Мэтсон (Dennis Matson), сотрудник лаборатории реактивного движения НАСА в г. Пасадена. Как сообщает New Scientist, он вместе с другими учеными представил 30 августа в Лондоне последние изображения так называемых «тигриных полос» на Энцеладе, полученных «Кассини» в ходе его пролета 14 июля 2005 года на рекордно малом расстоянии от поверхности Энцелада - всего 173 км. Композитный инфракрасный спектрометр «Кассини» (CIRS) зарегистрировал источники необъяснимо мощного теплового излучения в районе южного полюса.
«Тигриные полосы», помимо своей необычной морфологии и повышенной температуры, преподнесли ученым еще немало загадок. Спектральные данные свидетельствуют о наличии в них сложных органических молекул, а также форм льда, которых на Энцеладе вообще быть не должно - они могут формироваться лишь при слишком высоких для этого спутника температурах. У полюса обнаружены валуны размером с дом. Но самое интересное - приборы зарегистрировали столб паров воды, уходящий в космос. Его источником с высокой степенью достоверности можно назвать одну из трещин, как раз находящихся в районе Южного полюса. Согласно расчетам, только этот фонтан уносит в космос около полутонны воды ежесекундно - этого достаточно, чтобы объяснить существование вокруг Сатурна кольца Е.
Пока не вполне понятно, что является источником энергии, который поддерживал бы этот беспрецедентно высокий для столь малого спутника уровень вулканической активности. Им могла бы стать энергия, выделяющаяся в ходе радиоактивного распада, однако в водяном фонтане были обнаружены пылевые частицы и небольшие льдинки. Для того, чтобы «забросить» их на сотни километров вверх, требуется слишком много энергии. Возможно, недра Энцелада «разогревают» приливные волны, однако по сегодняшним оценкам, их энергия на два порядка меньше, чем требуется. (cnews.ru, 31.08.2005). http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.a...

4. Тигриные полосы Энцелада раскрылись всего 10 лет назад

«Специалисты, анализирующие информацию с американского космического аппарата «Cassini», объявили - огромные разломы поверхности, так называемые "тигриные полосы" Энцелада - вполне могли образоваться всего 10 лет назад.

Это необычайно молодые образования, показывающие высокую внутреннюю геологическую активность спутника Сатурна. Изучая строение, температуру и выбросы газов из "тигриных полос", учёные сделали вывод: им никак не больше тысячи лет, а скорее - намного меньше. Возможно, всего лет десять назад эти структуры раскрылись (может - повторно).
Дело в том, что по показаниям спектрометров лёд на Энцеладе существует в двух формах: прозрачной и повреждённой радиацией аморфной.
Когда вода выходит из "полос тигра" на южном полюсе (в виде пара и мельчайшей ледяной пыли), она формирует слои нового, прозрачного льда. Потом этот лёд "стареет" и преобразовывается в аморфный. Зная скорость этого процесса, специалисты могут оценить и возраст поверхностных образований спутника.
Огромные южные разломы тянутся на 130 километров каждый, а разделяют их промежутки по 40 километров.
Когда в 1981 году аппарат «Voyager 2» пролетал мимо Энцелада, он не видел полос. Правда, «Voyager 2» миновал спутник вблизи его северного полюса. И всё же... Эти полосы делают Энцелад одним из самых интригующих тел Солнечной системы». (membrana.ru, 01.09.2005). http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.a...

5. Cпутник Сатурна - Энцелад - ставит ученых в тупик
«Энцелад - крохотный, по космическим масштабам, спутник планеты-гиганта Сатурн - поставил ученых Земли в тупик. Спутник имеет размер в поперечнике всего чуть более 500 км, но на нем наблюдается необычная активность.
Буквально соседний с ним спутник Сатурна Мимас имеет аналогичные размеры, но представляет собой лишенную всякой активности мертвую каменную глыбу, в то время как аппарат «Cassini», пролетая 14 июля рядом с Энцеладом, обнаружил на его поверхности необычно теплые участки. Эти участки совпадают с местами крупных протяженных разломов на Энцеладе, которые окрестили "тигровые полосы".
Слово "теплые" здесь является относительным. Тем не менее, температура на этих участках (самые теплые имеют температуру минус 182 и минус 183 градусов по Цельсию) резко контрастирует с окружающей температурой (минус 198-191 градусов по Цельсию). Такое различие температур не могут быть связаны с нагреванием поверхности от слабого солнечного света. Оно указывает на то, что внутренне тепло проникает наружученые пока затрудняются сказать, каким образом это происходит, пишет SpaceRef.com. По словам одного из руководителей этой космической экспедиции, не исключено, что под ледяной оболочкой Энцелада скрывается водный океан, где можно искать следы жизни. В этом отношении спутник Сатурна весьма напоминает Европу - спутник гигантского Юпитера. Как предполагается, на Европе возможно наличие примитивной жизни, сообщает ИТАР-ТАСС». (6.9.2005, 2:21:50 PM). http://www.oko-planet.spb.ru/awakening.nsf/page/te...

6. На Энцеладе имеет смысл поискать признаки жизни

«Энцелад - это небольшой спутник Сатурна, диаметр которого составляет около 505 км. Поверхность его покрыта льдом, на котором в свою очередь имеется масса трещин. Кроме того, по поверхности Энцелада разбросано множество больших ледовых валунов. В общем, Энцелад разительно отличается от всех остальных известных спутников Сатурна.
Сейчас на орбите Сатурна работает зонд Cassini, который в июле этого года пролетел на расстоянии 175 км над поверхностью Энцелада. Собранная во время этого пролета информация оказалась очень интересной. И теперь руководство миссии Cassini планирует провести еще один пролет Энцелада и попробовать найти на нем признаки органической жизни.
На Энцеладе уже обнаружена атмосфера, которая состоит из водяного пара, водорода, углекислого газа, азота и моноксида углерода. Так как у Энцелада очень слабое гравитационное притяжение, то эта атмосфера должна постоянно возобновляться и ее источником являются, скорее всего, какие-то вулканические процессы. Кроме того, найден и возможный источник этой атмосферы. Он находится вблизи южного полюса (там плотность атмосферы максимальная). Южный полюс также является относительно теплым местом поверхности Энцелада, его температура составляет -183oС (вместо -203oС у окружающей территории). Трещины на ледовой поверхности в южной приполярной области идут практически параллельно. Их длина составляет около 130 км, а расстояние между ними - 40 км.
В этих трещинах уже найдены простые органические вещества. Ученые считают, что через эти трещины на поверхность выходит водяной пар и кристаллизуется в виде льда. Причем процесс этот шел еще совсем недавно: максимум 1000 и минимум 10 лет назад. Есть предположение, что под слоем поверхностного льда на Энцеладе находится жидкая вода.
Замешанный на этой воде коктейль из простых органических веществ и азота может стать основой для образования живых организмов. Во всяком случае, на других космических объектах со сходными признаками (Марс и Европа, спутник Юпитера) ученые уже пытаются найти признаки жизни. Почему бы не поискать их на Энцеладе?» (http://novosti.online.ru/, 13.09.2005). http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.a...

(Фото. «Энцелад - новый кандидат (после Марса и Европы) для поисков жизни в Солнечной системе»). http://yastro.narod.ru/a_news131.htm

(http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/ap050906.html)

7.
В кадр впервые попали гигантские фонтаны Энцелада.

«Космический аппарат «Cassini» передал учёным великолепные кадры ледяных фонтанов на спутнике Сатурна - Энцеладе, которые бьют на сотни километров в космос.

Область, в которой происходит выброс больших масс тончайшей ледяной пыли, это район вблизи южного полюса луны, покрытый многокилометровыми разломами под названием "полосы тигра". Как мы ранее сообщали, это, по всем признакам, геологически активный участок луны, а сами "полосы тигра" вполне могли образоваться всего одно десятилетие назад.

В этом большом материале вы можете найти все подробности об Энцеладе, включая его аномальные температурные зоны, "полосы тигра" и необычную атмосферу.

Об источнике её пополнения планетологи ранее могли только гадать, теперь же они разглядели его необычайно подробно: фонтаны из ледяной пыли поднимаются на сотни километров вверх. Часть этого льда уже никогда не упадёт на Энцелад, а послужит пополнением кольца E.

Таким образом, гипотеза о прямой связи активной области "тигриных полос" и атмосферы спутника - блестяще подтвердилась.

Напомним, она состоит преимущественно из воды (в виде частиц льда, пара и ионизированных молекул), а также добавки в виде молекулярного водорода, молекулярного азота, углекислого и угарного газов». (Фото.) (29 ноября 2005 года). http://www.membrana.ru/lenta/?5402

8. Признаки геологической активности обнаружены на одном из спутников Сатурна

«Убедительное доказательство геологической активности спутника Сатурна - Энцелада - получили американские специалисты с помощью исследовательского зонда "Кассини". Изучение переданных на Землю изображений показало, что в районе южного полюса естественного спутника на поверхности планеты находятся разломы. Из них выбрасываются потоки, состоящие из тонких частиц льда.

Ученые НАСА полагают, что подобные "гейзеры" получают необходимую для активности энергию либо благодаря высокой температуре внутренней части Энцелада, либо из-за радиации». (Нью-Йорк. ИНТЕРФАКС - 7 декабря 2005 года, 12:11). http://www.interfax.ru/r/B/politics/2.html?id_issu...

9.
Воду обнаружили на одном из спутников Сатурна.

«На одном из спутников Сатурна обнаружена вода, заявили американские ученые.
Как передает телекомпания "Си-эн-эн", орбитальный космический корабль Cassini обнаружил признаки наличия воды на луне Энцелад (Enceladus).
Ученые считают, что под поверхностью этой планеты находится резервуар с водой, которая выходит на поверхность через гейзер.
Температура воды в резервуаре сравнительно теплая - немногим выше нуля по Цельсию (при том, что на поверхности Энцелада температура значительно ниже - минус 188-193 градуса). При выходе на поверхность вода естественным образом замерзает. Именно момент выхода воды на поверхность - столб пара и кусочков льда - и удалось заснять космическому аппарату.
Ученые пока не могут точно сказать, что подогревает воду внутри планеты, однако отмечают, что наличие тепла и воды являются главным условием для возможного возникновения на планете жизни».

(Trud.ru, 10.03.2006, 11:05). http://info.trud.ru/shortnews.php?id=26130