Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Иисус Христос - Божественный Герой.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Иисус Христос - Божественный Герой.

 

Культурный Герой – один из главных божественных архетипов мировой культуры. Его характеризовали как  эманацию высшего божества, борца с силами хаоса, медиатора, первопредка, воспоминание о выдающемся вожде. Поэтому не удивляет, что его священным животным часто являлся олень – родовой символ многих народов. В архаическом социуме первопредку приписывалось не только порождение или сотворение человечества, но и установление норм поведения, создание культурных ценностей, борьба с чудовищами.

Очень рано наметились две тенденции развития данного типа. Одна выявляла именно “культурный” аспект божества, другая “героический”. Первая тенденция привела к возникновению образа “царя Золотого века”, демиурга, благодетеля и наставника людей (иранский Йима, нуристанский Имра). Поскольку очевидно, что царь этот в конечном итоге умер (иначе где же Золотой век?!), он иногда начинает трактоваться как первый умерший и царь предков (индийский Яма). А отсюда недалеко и до психопомпа, проводника душ в загробный мир и до медиатора, странствующего между мирами, обеспечивающего циркуляцию культурных ценностей (литовский Совий, греческий Гермес, римский Меркурий, скандинавский Один, кельтский Луг).

Не менее значительные образы возникают и в русле “героического” развития типа. Здесь возможно проследить опять таки две младшие линии, сформировавшиеся, видимо, еще в период индоевропейского единства. Одна из них представлена в индоиранском мире божеством, имеющим корень Trit- (индийский Траэтаона, иранский Трита, русский Иван Третьяк, возможно, скифский Таргитай). Главный сюжет, связанный с данными персонажами – победа над трехголовым монстром.

В районе Средиземноморья и Европы произошла некая вторичная унификация образа Героя, под всепроникающим влиянием мифологии Геракла. С ним отождествлялся этрусский Геркле, кельтский Огмиос/Смертриус, фракийский Герой и славянский Ярила/Геровит. Но если мы вглядимся пристальнее, то увидим глубокое единство между индоиранской и европейскими разновидностями Героя. Геракл также сражался с трехголовыми чудовищами – Цербером и Герионом.

В Восточной и Центральной Европе Герой имеет черты обеих этих вариаций. Но все же, здесь превалирует его индоиранская трактовка как всадника (славянские Ярила и Даждьбог, фракийский Герой, скифский Таргитай). После введения христианства они идентифицируются со святым Георгием – всадником на белом коне, победителем дракона. Восточное влияние дошло до границ германо-скандинавского мира (Один есть всадник, а очень близкий к нему, но более “западный” Луг – нет), и даже нашло выражение у обских угров в иконографии Мир Сусне Хума.

Образ Героя как Всадника содержал мощную перспективу развития. Его появление начинает связываться с эсхатологией, идеей мессианства, он проникает в буддизм, митраизм, но особенно ярок в вишнуистском направлении индуизма. Десятая аватара – воплощение Вишну есть Калки – всадник на белом коне, с мечом, который явится в конце мира, истребит злодеев и подготовит грядущее возрождение мира. Наконец, отсюда берет исток и обычай военачальников во время победных парадов, выезжать на белом коне перед рядами войск. Не случайно Гегелю, увидевшему на поле битвы в подобном обличье Наполеона, представился “конец истории”.

В социальном плане, Культурный Герой, с его ролью законодателя, целителя и защитника “малых сих”, стал воплощением эгалитарной царской власти. В Риме императоры требовали изображать себя с атрибутами Геракла, а в Греции многие династии возводили к нему свой род. То же наблюдалось в Скифии по отношению к Таргитаю и в Скандинавии и Дании в отношении Одина. Ирландский Луг почитался воплощением священной царской власти.

В христианстве, возникшем на стыке великих индоевропейской и ближневосточной культур, центральный образ - Иисус Христос представляет собой наивысшую точку развития архетипа Героя.

Так же, как “первый Адам” стал телесным прародителем людей, так Иисус явился духовным отцом человечества.

В качестве медиатора, он сошел во ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников.

Подобно некогда Гераклу, он умер, но воскрес и отныне крест является символом вечной жизни (так в римскую эпоху родственники усопшего ставили памятные плиты с изображением Геракла – сына небесного бога и смертной женщины, который мученически погиб, но возродился для бессмертия).

В Средневековье Христа трактовали как “божественного короля былого и грядущего”, бога королей и рыцарей.

Иисус выступает и как целитель, и его преемники – святые короли Европы унаследовали способность к исцелению страждущих.

И, наконец, грядущая победа Иисуса Христа над антихристом, зверем и драконом, описываемая в Откровении Иоанна Богослова, представляет наивысшее, финальное воплощение битвы Героя с апокалиптическим чудовищем, более ранними отражениями которого были победа персидского Траэтаоны над Ажи-Дахакой , индийского Триты над Вишварупой, греческого Аполлона над Пифоном и даже русского Ивана Царевича над многоглавым Змеем.

 

         Поздравляю Вас, дорогие читатели с Рождеством Иисуса Христа – Божественного Героя - Спасителя мира!

 

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное