Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

1. "Увлечение оккультной художественной литературой как формой духовной зависимости".


1. «Увлечение околооккультной художественной литературой
как форма духовной зависимости»
к.ю.н. В.В.Балытников, иеродиакон Аристарх /Антонов/
 
1.   В настоящее время во всем мире продолжают набирать популярность художественные
произведения, в которых (в более или менее открытой форме) проповедуется положительное
отношение к магии, оккультизму, темным силам, а также гностическим и прочим еретическим 
взглядам на жизнь и учение Господа Иисуса Христа. Масса подобного рода произведений
заполонила книжный рынок всего мира. Миллионными тиражами расходятся рассказы
Говарда Лавкрафта и других «готических» авторов, книги Джона Толкиена, эпопея
английской писательницы
Дж Роулинг о юном маге Гарри Поттере, трилогия Сергея Лукъяненко «Дозор» и так
далее. По указанным произведениям снимаются художественные фильмы, пользующиеся
в полном смысле этого слова «бешеной» популярностью.
2.   Подобного рода книги существовали всегда, но никогда ранее они не занимали
в цивилизованных странах первые места по популярности. Никогда ранее книги, в
которых проповедуется положительное отношение к магии, а также активно пропагандируется
позитивность забывшего о Христе западного образа жизни, не брались под защиту
современными апологетами православия. Никогда ранее произведения, в которых,
как в книгах Лукьяненко, последовательно проводится утверждение о том, что добро
и зло, в сущности, практически
ничем не отличаются друг от друга, не становились основой для одного из самых
кассовых российских фильмов.
3.   Наконец, никогда ранее в России не возникало такого количества связанных
с указанными произведениями молодежных движений. Толкиенизм, поттеромания, дозоромания,
движение «готов» - по некоторым данным подобного рода движениями в той или иной
степени охвачены до нескольких сотен тысяч молодых россиян. Причем в основном
это жители крупных городов в возрасте от 16 до 30 лет, получающие или уже имеющие
высшее образование, то есть будущий интеллектуальный потенциал России. Чем же
вовлекаются в такие движения
представители молодежи, среди которых, кстати, немало людей, считающих себя православными
христианами? Тем, что, как считает толкиенисты, «между раем и адом есть зеленая
тропочка, ведущая в царство эльфов». Или тем, что, по мнению некоторых поттероманов,
«Церковь не против магии, если под ней понимать не договор с дьяволом, а развитие
своих собственных способностей». Или тем, что, по словам дозороманов, «есть серость,
а есть иные, все, кто не серость стремятся держаться вместе, магия помогает узнать,
кто перед
тобой». Или культом мрака и смерти, царящим в движении «готов».
4.   Конечно, причины гораздо глубже. Все сказанное – только внешняя сторона,
придуманная мотивация. Особенности становления юношеской и молодежной психики,
таковы, что молодые люди всегда в большей степени стремятся к свободе, пытаются
уйти от обыденности будничной жизни, тянутся к новому и интересному, покупаются
модным и хотят выделиться, быть особыми, обрести свой стиль. Часть молодых людей,
конечно, покупается и самой «духовной идеей». При отсутствии у молодой личности
сформировавшейся духовной и нравственной
основы, это ведет к уходу молодежи в придуманный мир фантазий, наркотических
иллюзий, «виртуальной» реальности, азартных и «интеллектуальных» игр.
5.   И увлечение становится не «просто игрой», как утверждают некоторые защитники
подобного рода движений. Начиная с простого расстройства психики, человек пытается
построить собственный альтернативный взгляд на реальный мир, создать свою систему
ценностей, а далее начинаются уже и более сильные проявления созданной или принятой
идеологии, которые у некоторых людей доходят и до убийств или самоубийства. В
социальном плане активное участие человека в этих движениях неминуемо приводит
к эскапизму – уходу от реальной
жизни.  Уходу не только в вымышленный, виртуальный мир, но и в крайних формах
зависимости, в реальное подчинение темным духовным силам. Недаром, по свидетельствам
очевидцев, практически в любом толкиенистком, поттероманском, дозороманском или
готическом сообществе немалой пользуются популярностью лица, обладающие реальными
магическими или экстрасенсорными способностями. То есть те, кто не только почитает
магию, но и практикует её. Таким образом, рассмотренные молодежные движения являются
не только средством
поощрения эскапизма, но и «кадровым резервом» разного рода сектантских и чисто
сатанинских сообществ (в чем, кстати, они иногда и сами открыто признаются).

6.   В целом в России, по некоторым оценкам, из более чем двух миллионов лиц,
страдающих игроманией, почти 500 тысяч человек в той или иной степени вовлечены
именно в деструктивные околооккультные движения. По мнению многих священнослужителей
и врачей, указанные движения приобретают формы и масштабы «духовной наркомании»,
что, кстати, подтверждается и гигантским тиражом русского перевода очередной
книги о «юном маге» Гарри Поттере – 1 миллион 200 тысяч экземпляров.
В Послании Архиерейского Собора 2004 года Русской Православной Церкви отмечено,
что «уход молодых, активных людей в мир «виртуальной» реальности и «интеллектуальных»
игр» является духовным недугом «более коварным, скрытым и изощренным, но не менее
опасным, чем атеизм». Создаваемая на основе околооккультных произведений субкультура
в большинстве своем уже несет на себе четко выраженные признаки сатанизма и пропаганды
порока.
7.   Таким образом, сложившаяся ситуация не просто ненормальна – она носит общественно-опасный
характер. К сожалению, осознание обществом и церковным сообществом всей этой
опасности происходит крайне медленно. Как уже было сказано, Русская Православная
Церковь выражала свою озабоченность распространением среди молодежи подобного
рода увлечений. Бьют тревогу психологи и психиатры, причем как церковные, так
и светские. Врачи нередко расходятся в диагнозах. Одни считают  поттеро- и дозороманию
достаточно серьезными
психическими заболеваниями, другие придерживаются более мягкой позиции и говорят
лишь о пограничных психических состояниях или о расстройствах психики, но все
они готовы представить факты. А факты говорят, что толкиенисты, поттеро- и дозороманы,
«готы» становятся пациентами в лечебно-психиатрических учреждениях или попадают
на страницы криминальной хроники в разделы «Убийство» или «Самоубийство».
8.   Сегодня органы государственной власти, особенно это относится к представителям
законодательной власти, также озабочены распространением новых околооккультных
молодежных течений. Сейчас государство укрепляется, и власть как никогда заинтересована
в воспитании духовно здорового поколения, лояльного и деятельного гражданина.
Для этого государство должно оберегать и защищать свою молодежь, давать ей возможность
духовной и творческой реализации, должно создавать чувство защищенности и уверенности
в завтрашнем
дне, при этом подавлять идеологии, разрушающие духовный мир и нравственность.
Государство также может и должно использовать все доступные средства для ограничения
распространения деструктивных околооккультных молодежных течений.
9.   Однако до настоящего времени все усилия, которые предпринимались представителями
Церкви, общества и государства в области борьбы с порожденными околооккультной
художественной литературой деструктивными молодежными движениями, носят разрозненный,
нескоординированный и фрагментарный характер. В силу этого они явно недостаточны
не только для решения проблемы, но даже для её осознания всей полнотой Церкви,
нашего общества и государства. Но только ясное осознание опасности околооккультных
движений способно
переломить ситуацию и обеспечить согласованные и скоординированные действия церковных,
общественных и государственных структур по спасению российской молодежи от мутного
потока пропаганды толерантности, (то есть восприимчивости) к магии, оккультизму
и уходу из реальной жизни. 
10.       Какие же меры могут быть предприняты в данной области?
10.1.   Первое. Сформировать церковное отношение к проблеме увлечения и культового
почитания молодежью художественной околооккультной литературой и указать на недопустимость
указанного увлечения с Православием. Просить иерархов Русской Православной Церкви,
Святейшего Владыку, Патриарха Московского и всея Руси Алексия публично высказывать
свое отношение к околооккультным молодежным движениям и направлять молодым людям
свое архипастырское слово вразумления.
Официальную позицию Русской Православной Церкви отражать в церковных и светских
СМИ.
10.2.   Второе. Обратиться к исполнительной и законодательной власти с просьбой
усиления их действий, направленных на ограничение распространения указанных молодежных
движений. Выработать комплекс мер, в том числе законодательного характера, по
воспрепятствованию деятельности деструктивных движений и распространению информации
о них в Интернете.
Сегодня общение участников этих движений в значительной мере происходит в виртуальном
пространстве – в Интернете. Именно там, на соответствующих сайтах, встречается
и общается втянутая в деструктивные движения современная молодежь. Встречи и
общение в реальном мире зачастую занимают у нее намного меньше времени, поэтому
целесообразно ограничить деятельность сайтов деструктивных культов.
По обращению правоохранительных органов могут предъявляться претензии к владельцам
интернет-серверов, на которых размещаются соответствующие сайты, в том числе
по поводу нарушения авторских прав на почитаемые произведения, особенно когда
на сайте публикуется «фанфикшн» («выдумки поклонников»), что, вообще говоря,
может происходить только с согласия автора. После таких обращений владельцы серверов,
не желающие проблем с законом, часто закрывают такие сайты, невзирая на протесты
их хозяев.
10.3.   Третье. Просить общественные организации и особенно начавшую недавно
свою работу Общественную Палату провести свою собственную экспертную оценку опасности
молодежного эскапизма и высказать свое отношение к данной проблеме.
10.4.   Четвертое. Образовательным учреждениям необходимо более широко использовать
игровые методики в учебном процессе и внеклассной работе с детьми. Сегодня существует
большое количество очень интересных программ и игровых технологий по работе с
детьми и молодежью, и органам образования и социальной защиты надо более интенсивно
внедрять эти методики в школах и формировать динамичную, игровую среду для детей
и подростков. Интересная, увлекательная среда для молодежи – одно из самых эффективных
средств противодействия
и наркомании и околооккультным зависимостям.
10.5.   Наконец, пятое. Лечебным учреждениям и реабилитационным центрам, занимающимся
разными формами наркотических и иных зависимостей, необходимо оказывать помощь
вырванным или вырвавшимся из деструктивных молодежных движений, создавать и распространять
специальные программы и рекомендации по реабилитации игроманов и увлекающихся
околооккультной литературой. Молодым людям необходимо место, где они могли проходить
реабилитацию. Возглавляемый д.м.н. иеромонахом Анатолием /Берестовым/ реабилитационный 
Душепопечительский
православный центр – одно из таких мест. Есть и другие православные реабилитационные
центры и частнопрактикующие православные психологи.
Но для большинства людей, которые смогут отбросить увлечения толкиенизмом, поттероманий,
дозороманией, основным местом реабилитации будут дом и семья, а для православной
молодежи – еще и их церковный приход. Для того, чтобы реабилитация действительно
состоялась, нужна помощь молодым людям в поиске и нахождении себя в реальном
мире. Здесь поле работы приходских священнослужителей, родителей, всех членов
семьи да и просто всех неравнодушных людей. Задача врачей и психологов – методическая
помощь в этой работе.
11.       И последнее. Темпы совершенствования мультимедийных трехмерных технологий,
действительно создающих «виртуальную» реальность, многократно усиливающих реальность
восприятия, могут многократно увеличить число игрозависимых и вовлеченных в околооккультные
движения. Поэтому уже сейчас требуется отнестись к данной проблеме самым серьезным
образом и действительно приравнять ее опасность к наркомании и, соответственно,
прикладывать для противодействия ей такие же усилия.
Постараемся помочь нашим ближним, втянувшимся в ряды околооккультных молодежных
движений, и да будет помощь Божия нам в этой работе.
 
 
 
2. «Современная экранизация околооккультной литературы
как источник новой волны духовных зависимостей»
 
(по экранизации «Мастера и Маргариты» и по выходу
продолжения фильма «Ночной дозор»)
иеродиакон Аристарх /Антонов/
 
1.      В последние дни прошлого года по телевидению была показана широко разрекламированная
современная экранизация произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Могу сказать, что фильм производит достаточно сильное впечатление, и действительно
его появление вызвало новую волну интереса к произведению Булгакова.
Один опытный священнослужитель подробно рассказывал мне о том увлечении, которое
было у интеллигенции к Булгакову в 70-х годах, рассказывал и о неформальном клубе
почитателей Булгакова. Надо сказать, что в то время эта книга многих заставляла
задумываться о духовных предметах, хотя и не все приходили к вере. Однако уже
в 90-х почитатели «Мастера и Маргариты» чаще становились адептами сатанинских
сект, чем приходили в Церковь.
Появление новой экранизации романа, возможно, увеличит и без того значительное
число людей, поврежденных околооккультной художественной литературой. Поэтому
сегодня целесообразно поговорить о том, что представляет из себя произведение
Булгакова, какое оно создает представление о мире духовном и, в особенности о
той роли, которая отведена в нем темным, демоническим силам.
Общее отношение к роману и фильму не может быть положительным, в первую очередь
потому, что создает «благородный» и как бы «справедливый» образ сатаны. Положительным
можно признать только показ того образа действия нечистой силы на человека, когда
бесы убивают людей, причиняют им страдания, помрачают сознание. Но это показывает
только то, что нечистые духи иногда сообщают правду о своих действиях, и это,
в частности, относится к тем эпизодам романа, которые посвящены их воздействию
на человека и последствиям
этого воздействия.
Несомненно, что мастерство и талант автора романа и создателей сериала привлекают
к «Мастеру и Маргарите» людей. Однако привлекательность фильма и романа никак
не должны вызывать к ним любовь и устойчивое увлечение. Если что-то подобное
происходит, то это уже может стать причиной серьезного духовного повреждения
или душевной болезни.
2.      Мир духовный существует параллельно нашему миру, и человек сам является
частью этого мира, хотя с момента грехопадения этот мир закрыт от нас. В последнее
время интерес к духовным предметам весьма высок, но достоверных знаний об этом
очень мало, тем более мы должны быть осторожными в своих представлениях и общении
с духовным миром. Учение Церкви содержит очень мало положительных понятий о духовном
бытии, отчасти потому, что здесь лишнее знание может быть пагубно для человека.
Утверждения же и теории
всяких теософов, гностиков, экстрасенсов и подобного рода личностей вообще не
выдерживает никакой критики.   
Но несомненно то, что кроме человека есть и есть другие личностные существа,
обитающие в мире духовном, и они имеют совершенно определенные цели по отношению
к этому бытию и человеку. Сейчас нас интересуют только те силы, которые стремятся
исказить жизнь человека и любыми доступными им средствами увести его от спасительного
пути веры и правильного познания духовного мира.
Церковное учение говорит, что попытка мятежных духов в своем бытии быть совершенно
независимыми от Бога (быть как боги) привела к тому, что они всеми силами стремятся
разрушить это бытие, потому что оно создано Богом. Но поскольку для них открыт
только наш мир, они всеми силами стремятся разрушить его, а, за невозможностью
этого, исказить. Воздействие темной силы на человека примерно соответствует тому,
что показано в фильме: бесы действительно убивают людей и помрачают сознание
тех, кто вступает с ними в общение.

В повседневной жизни нечистые духи сначала всеми способами пытаются сокрыть от
нас реальность духовного бытия. Постоянные сомнения, ироничное отношение к духовной
жизни, возвеличивание науки и рационального пути познания мира – вот только некоторые
из тех средств, которыми человеку не дают даже начать познание духовной сферы.
Но если человек все-таки становится на путь познания духовного, то цели сразу
меняются. Правильный путь духовной жизни очень узкий и тяжелый. Человеку трудно
найти этот путь, и еще труднее
пройти его. И на этом пути темное нам часто является под видом света, а лживые
духи представляются ангелами, учителями, гуру или богами. Но цель их одна: обмануть
человека и скрыть от него истину познания той единственной настоящей силы, которая
одна действительно способна помочь.
Таким образом, мы должны сознавать реальность духовного бытия и знать о наших
противниках в этом мире, их нельзя игнорировать или недооценивать, но нельзя
и приписывать им то, что совсем им не свойственно.
3.      Лжи и обману не может быть присуще что-то благородное, а именно таковыми,
как это уже было сказано, пытается представить автор «Мастера и Маргариты», а
за ним и создатели сериала, те силы, по вине которых человек пребывает в нашем
пагубном состоянии.
Христос говорит о сатане, что «он был человекоубийца от начала …, когда говорит
он ложь, говорит он свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Поэтому нечистым духам всегда присуще выставлять себя чем-то значительным, обладающим
громадной властью, но они всегда тщательно пытаются скрыть от человека истину,
а именно то, что зло становится реальным только тогда, когда какая-либо тварь
уклоняется от выполнения нравственных заповедей и законов духовного мира, установленных
Богом.
Согласно церковному учению, ложь – онтологическое свойство падших духов. Создавая
у людей ложное представление о себе, они начинают представлять для человека еще
большую опасность. С древних времен, когда человек добровольно поддался воздействию
темной силы и тем самым подчинил себя ее влиянию, она всегда стремиться расширить
свое действие на человека. Представляя эти силы хотя бы отчасти определяющими
его бытие и жизнь, человек фактически начинает с ними свое общение и открывает
себя их воздействию.
Но действие нечистых духов ограничено Богом, поэтому подобное ложное представление
о них является оскорбительным для Бога. Отвращая нас от Бога и лишая нас Его
защищающей благодатной силы, бесы, пользуясь нашим духовным помрачением, действительно
делают нас беззащитными перед демоническим влиянием и всячески извращают и искажают
нашу жизнь, все дальше и дальше уводя от спасения.
Но все это меркнет перед главным.
Кто в центре романа?
Христос? Нет. Пилат? Тоже нет.
В центре «Мастера и Маргариты» личность князя тьмы, который здесь представляется
«справедливым», «благородным», разрешающим земные, человеческие проблемы. Именно
формирование лживого сатанинского образа стоит в центре повествования, а добро
и основа нашего спасения – Христос – здесь только фон, на котором показаны действия
бесовской силы. Говоря об осуждении и распятии Христа уже в самом начале произведения,
Воланд говорит, что он был там, поэтому данное произведение по сути и буквально
может быть названо «евангелием»
от сатаны или, точнее сказать, «повествованием» от сатаны, потому что неправильно
употреблять слово «евангелие» в данном контексте.
Естественно, что в подобном «повествовании» нет совпадения с тем, как свидетельствует
о земной жизни Христа Священное Писание, веками сохраняемое в Церкви Христовой.
Таким образом, произведение Булгакова пытается вложить сомнения и в это описание
событий, которое даже многими светскими исследователями и экспертами признается
достоверным историческим документом.
4.      В одном ряду с «Мастером и Маргаритой» можно поставить и такое современное
знаковое произведение, как серия «Дозоров» Сергея Лукьяненко, новый фильм по
роману которого «Дневной дозор» появился в самый новый год. Едва оттанцевали
голые друиды с сатирами, как на экраны, только на этот раз кинотеатров, вновь
вышли «светлые» и «темные» «силы».
И опять та же тема: под видом борьбы света и тьмы представляется борьба добра
со злом, причем последнее опять активно представляется чем-то реально сильным,
действительно способным одержать победу. Однако и сами «светлые» и «темные» здесь
уже не просто добро и зло, а какие-то смешанные образования. И, наконец, основная
духовная идея фильма – «добро» и «зло» по своей сути не так уж и отличаются,
а «темная» сила – это противовес «светлой» силы.
Но темнота – это не более чем отсутствие света, и реальность она получает только
тогда, когда твари уклоняются от исполнения тех заповедей, которые даны от Бога
– согрешая, тварь создает новую реальность.
Идеология же фильма все дальше и дальше уводит нас от понимания того, что все
темное и злое ограничено Богом, и только обращение человека к Богу может дать
нам силы противостоять злу.
К сожалению можно предполагать, что мастерство создателей «Дневного дозора»,
сильные эффекты фильма, привлекающие к нему людей, породят новую волну дозороманов,
а, соответственно, и число пациентов психолечебных и реабилитационных центров.
А для пошедших последовательно этим путем – это уже путь в сатанинские секты.
5.      Следствием греха первых людей стала смерть. И сейчас никто из нас не
посмеет возразить, что человек, едва появившись на свет, сразу начинает умирать,
хотя мы очень боимся этой мысли, гоним ее от себя и создаем внутри разные психологические
барьеры, но от этого смерть никуда не исчезнет и даже не станет ближе или дальше.

Господь не оставил человека вечно пребывать под игом смерти, нам был указан выход
из этого состояния. Этот выход – соблюдение нравственных законов, следование
заповедям Божиим. Тогда нам открывается возможность правильного и законного познания
духовного мира, а заигрывание с темными силами вновь отбрасывает нас назад, лишая
нас возможности духовного совершенствования и спасения.
Дополнительно можно напомнить, что предмет изучения и интереса имеет и обратное
влияние на изучающего. Поэтому увлечение околооккультными художественными произведениями
и их экранизациями, а в крайних формах их культовое почитание, – это почти прямое
общение с темными силами, которое становится для человека источником духовных
и душевных повреждений, о чем свидетельствует опыт изучения деструктивных околооккультных
движений и опыт работы лечебных и реабилитационных центров.
6.      Это краткая оценка воздействия околооккультных произведений и снятых
по ним фильмов относится к отдельной личности и ее духовной жизни. Проблема всего
социума – это эскапизм, уход молодежи в мир духовных «наркотических» иллюзий,
«виртуальной» реальности, в культовое почитание фэнтэзийных литературных произведений.
«Духовная наркомания» не менее опасна, чем наркомания в собственном смысле слова.
Страдающие люди фактически «выпадают» из общества, бездумно растрачивают свое
здоровье и время, принося их
в жертву своему увлечению. А дальше такие люди становятся легкой добычей тоталитарных
сект или пациентами психиатрических клиник.
Социальными причинами эскапизма могут быть личные, семейные и профессиональные
проблемы. Такой же причиной может быть страх перед будущим, когда человек, отказываясь
от борьбы с трудностями реальной жизни, предпочитает заполнить свое время каким-либо
увлечением, в котором пытается найти утешение, спокойствие и возможность легкого
достижения своих целей беспроблемной реализации своих интересов. В реальной жизни
уход в мир «волшебных сказок для взрослых» оборачиваются физическими и душевными
травмами и разрушенной
жизнью.
7.      И последнее. В настоящее время ограничить распространение околооккультной
литературы и остановить ее экранизацию невозможно, однако это не значит, что
не надо говорить об опасности увлечения данными произведениями, которые наносят
духовный и психологический вред.
Конкретные меры, которые могут принять Церковь, органы государственной власти
и общественные организации уже рассматривались в основном докладе по деструктивным
движениям, и мы не будем их повторять.
Здесь же хочется сказать об ответственности творческих людей, которые используют
свой талант и мастерство на сознательное или неосознанное служение злу. Своим
творчеством они повреждают несформировавшиеся молодые души, тех, которые еще
не имеют ни сил, ни духовного опыта, чтобы правильно понять и оценить воздействие
на них, тем более противостоять этому воздействию.
Сумасшедшая реклама и популяризация этих произведений и их экранизаций является
самым настоящим подавлением свободы выбора молодых. Поэтому меры противодействия
распространению околооккультных движений, безусловно, оправданы, и всему обществу
пора, наконец, обратить самое пристальное внимание на эту проблему.
 
 
 
 
 
 

В избранное