Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фокусы не помогут



Фокусы не помогут
2012-12-18 09:05 ФПМ

СЕГОДНЯ, 17 ДЕКАБРЯ Фонд «Право Матери» снова представлял в 35 гарнизонном военном суде г. Петропавловска-Камчатского интересы родителей погибшего в в/ч 09762 Сергея Худорошко (1992 г. р.) из Новосибирской области. Фонд «Право Матери» уже работал в этом процессе летом 2012 года (заседания по делу начались 29 мая и закончились 10 сентября 2012 года), юрист Фонда «Право Матери» Зарема Юсупова фактически все лето провела на Камчатке. Все это время обвиняемый и его защитники с помощью различных ухищрений всячески затягивали судебный процесс, а судья, слушающий дело, позволил стороне защиты фокусничать вместо того, чтобы пресечь подобное поведение обвиняемого и его адвокатов. Результат - вынесенный судом первой инстанции 10 сентября 2012 года приговор по делу был отменен 9 ноября 2012 года Тихоокеанским флотским судом. Теперь это уголовное дело рассматривается заново, и юрист Фонда «Право Матери» Зарема Юсупова снова бесплатно работает в интересах семьи погибшего матроса. 

Сергей Худорошко был призван в армию в ноябре 2010 года из Новосибирской области. Проходил службу в береговой охране на Камчатке. 28 апреля 2011 года он был обнаружен в подвальном помещении в/ч 09762 без признаков жизни. По факту его гибели было возбуждено уголовное дело. В ходе следствия выяснилось, что старослужащий той же части Чамкуров вымогал у Сергея деньги, угрожая ему применением физического насилия. Чамкурову было предъявлено обвинение в «вымогательстве с применением насилия» и в «нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшем тяжкие последствия». История первого судебного процесса подробнейшим образом изложена в двадцати пресс-релизах Фонда «Право Матери», выпущенных в промежуток с 28 мая по 10 сентября 2012 года. В том процессе была полностью доказана вина Чамкурова.

Кроме того, первый процесс изобиловал множеством любопытных подробностей и нюансов, как то: фельдшер части сообщила суду, что командование никак не реагировало на ее рапорты о телесных повреждениях, выявленных ею во время осмотра солдат, а выявлялись такие повреждения регулярно; старослужащие беспрепятственно получали денежные переводы за солдат младшего призыва - у матросов были найдены пустые бланки доверенностей с печатью и подписью командира; неуставные отношения офицерами не пресекались, в части существовала традиция «тянуть сотку», солдаты делились на «борзых» и «дрыщей». Весь процесс Чамкуров пытался оговорить другого военнослужащего - Субботина - в применении неуставных отношений к Худорошко, что было опровергнуто показаниями множества свидетелей.

По ходу разбирательства Чамкуров сменил трех адвокатов: Гусейнова на Фещенко, а Фещенко - на Богаева. При этом г-н Фещенко отличился в процессе тем, что на этапе завершения судебного следствия (когда суд должен был перейти к прениям сторон) попросту перестал являться в суд. Про потрясающе ответственный подход к делам Фещенко существует определение Верховного суда РФ, вот цитата из него: «Фещенко... совершил дисциплинарный проступок, не совместимый с высоким званием судьи, выразившийся в уничтожении материалов гражданских дел, не рассмотренных им в установленный законом сроки», «были повреждены огнем 53 гражданских дела по жалобам военнослужащих и 5 гражданских дел с исковыми заявлениями», «Фещенко лично уничтожил указанные дела путем сожжения»... Т. е. когда-то Фещенко был судьей. За сожжение дел его лишили судейских полномочий. С тех пор - он адвокат.

После того, как адвокат Фещенко уехал в отпуск, Чамкурову понадобилось время, чтобы взять нового адвоката. А новому адвокату Чамкурова - Богаеву - потребовалось время для ознакомления с материалами дела, после чего он начал заявлять все те же самые ходатайства, что и Фещенко (в которых суд уже в ходе процесса отказал). Кое-как черепашьим шагом процесс, наконец, «доковылял» до стадии прений. Когда суд предложил адвокату Богаеву выступить в прениях, тот заявил, что «не готов» и потребовал время на подготовку. Время было дано, однако в следующем заседании Чамкуров заявил, что ... отказывается от услуг своего третьего по счету адвоката Богаева! А адвокат Богаев категорически отказался выступить в прениях в интересах своего подзащитного.

Отменяя приговор суда первой инстанции, коллегия судей Тихоокеанского флотского военного суда указала в своем определении: «В нарушение ст. 49 УПК РФ и ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат Богаев не выполнил свои обязанности по защите Чамкурова, чем лишил осужденного права на защиту, гарантированного Конституцией Российской Федерации и уголовно-процессуальным законодательством. Суд на данное нарушение адвокатом закона не отреагировал, не обеспечив участие защитника в судебных прениях».

По вине всех этих людей СЕГОДНЯ 35-й гарнизонный военный суд повторно приступил к рассмотрению дела в отношении Чамкурова.

Первым, кого - к своему величайшему удивлению - мы обнаружили в зале заседания - был тот самый адвокат Богаев. Он снова представляет интересы Чамкурова! Более того, адвокат Богаев ничтоже сумняшеся заявил: «У меня была беседа с Чамкуровым, он хочет, чтобы его интересы также представлял адвокат Фещенко - по назначению».

Судья Дмитрий Михеев, слушающий дело, сказал:

- Мы не можем требовать Фещенко по назначению!

Юрист Фонда «Право Матери» категорически возражала против допуска Фещенко в дело, напомнив, что Чамкуров отказался от адвоката Фещенко и этот отказ был удовлетворен судом. «Верховный суд РФ в определении от 15 апреля 2010 года N 93-ДП10-1 указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 50 УПК РФ обвиняемый вправе пригласить для осуществления его защиты в судебном заседании нескольких защитников, при этом повторный допуск адвоката, ранее освобожденного судом от участия в разбирательстве дела действующим уголовно-процессуальным законодательством, не предусмотрен», - заявила юрист Фонда «Право Матери».

Однако судья стал размышлять вслух и спрашивать, может ли Чамкуров... дать честное слово (!), что на этот раз не станет отказываться от своих адвокатов (?!!) После этого Богаев попытался «протолкнуть» ходатайство об освобождении Чамкурова из-под стражи (юрист Фонда «Право Матери» и государственный обвинитель возражали)... Меру пресечения Чамкурову своим определением от 9 ноября 2012 года оставила в силе кассационная инстанция: «Принимая во внимание, что Чамкуров обвиняется в совершении двух тяжких преступлений, может скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, а также в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, судебная коллегия считает необходимым в соответствии со ст. 97, 255 УПК РФ оставить ему меру пресечения в виде заключения под стражу без изменения».

Наша судебная система устроена так, что обвиняемому положен адвокат, и с этим никто не спорит. При этом потерпевшим никаких адвокатов не положено. Хочешь - нанимай за деньги, если ты богат. Нет денег - значит, обойдешься. Судья предпочитает задаваться вопросом - можно ли верить честному слову обвиняемого? - нежели принять волевое решение, строящееся на определении Верховного Суда РФ, или спросить себя: а что испытывает мать погибшего? Что чувствует Екатерина Ивановна Худорошко, узнав, что судебный процесс по факту гибели ее сына (большинство родителей погибших мальчиков проживают этот этап жизни «на таблетках»), может длиться сколь угодно долго по прихоти обвиняемого? Или из-за нарушения профессиональной этики его адвокатами, которые то представляют его интересы, а то вдруг отказываются, а потом снова соглашаются? Или из-за мягкотелости суда?

Пока прежние участники процесса (сторона защиты) продолжают демонстрировать все те же самые фокусы, на которые мы успели «налюбоваться» за три летних месяца, Фонд «Право Матери» продолжает отстаивать интересы родителей погибшего Сергея Худорошко. Следующее заседание по делу состоится 20 декабря 2012 года.   Следите за пресс-релизами Фонда!


Вы можете помочь нам добраться до Камчатки



Конкурс "Благотворительность вместо сувениров"
2012-12-19 17:21 ФПМ

Фонд «Право Матери» стал участником конкурса на соискание премии «Благо.ру» в номинации «Благотворительность вместо сувениров на Благо.ру». Этот конкурс организован в рамках Программы развития частных пожертвований Филиала Благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF Россия). Это, наверное, один из самых полезных конкурсов, придуманных для некоммерческих организаций в России. Правила подкупают своей простотой. Например, в первой номинации победит та НКО, у которой больше всего активных друзей. Номинация «Благотворительность вместо сувениров» - это поистине наша номинация по духу. В 2009 году, когда Фонд «Право Матери» мог закрыться из-за отсутствия средств на деятельность, мы приходили на одно мероприятие «по благотворительности» Общественной палаты, приходили просить денег на марки и конверты, а там люди пили кофе и вино, ели пирожные и хвалили друг друга в стенах шикарного зала, обещая почитать наши листовки-просьбы о помощи как-нибудь потом... «Для Фонда "Право Матери, не имеющего вообще денег на деятельность, такие торжественные заседания кажутся неоправданной роскошью. Мы мысленно переводим эту сумму в конверты и марки, в пачки бумаги, необходимые нам для работы, и спрашиваем: когда же наступят времена той самой истиной благотворительности вместо сувениров и торжеств?» - написали мы в тот день в пресс-релизе Фонда «Право Матери» N 118/1261 от 16 декабря 2009 года. В 2009 году нашему Фонду, а значит - родителям погибших солдат - помогла не Общественная палата, нам помогли вы, наши многочисленные друзья и волонтеры.

Мы никогда не меняли своих убеждений в зависимости от моды, и сейчас мы по-прежнему считаем, что благотворительность вместо сувениров - это правильно, в особенности для нашей страны. Те, кто бывал у нас в Фонде, все наши друзья и коллеги, журналисты и волонтеры, знают, что мы просим не приносить нам подарков, сувениров, сладостей и цветов, но просим дать нам возможность покупать бумагу, почтовые марки и конверты, канцелярские принадлежности, картриджи для принтеров, и т. п. Так уж мы устроены, что благотворительному пожертвованию, на которое мы сможем купить пачку бумаги формата А-4, лист марок или десяток конвертов, мы радуемся больше, нежели любым другим подаркам. Наверное потому, что пожертвование - это и есть признание того, что работа в Фонде «Право Матери» - это дело, важное не только для нас, сотрудников Фонда, или наших подопечных - родителей погибших солдат, но и для людей, которым не все равно, в каком обществе мы живем, для тех, кто хочет творить добро и менять этот мир к лучшему.

Если Вы хотите сделать Фонд «Право Матери» победителем конкурса в номинации «Благотворительность вместо сувениров», то вместо подарков, сувениров, цветов и сладостей - переведите нашей организации ту сумму, которую Вы планировали потратить на вышеперечисленные вещи. Победителем станет та организация, которая получит больше всего таких «подарков»-пожертвований; денежный перевод следует делать через сайт «Благо.ру» в период с 15 декабря 2012 по 15 января 2013 года. Премия, которую получит организация-победитель в этой номинации, составляет 30 тысяч рублей (премия - это то, что получит организация за победу в конкурсе, плюс к Вашим пожертвованиям, которые Фонд «Право Матери» получит через сайт «Благо.ру» автоматически), она также как и Ваши пожертвования будет потрачена на оказание бесплатной юридической помощи семьям погибших солдат. Подчеркиваем, что для победы в конкурсе важен не размер Ваших пожертвований, а количество друзей, которые эти пожертвования сделали через «Благо.ру». http://www.blago.ru/about/articles/509/

Ежемесячно организаторы будут объявлять об открытии новой номинации для участников программы «Благо.ру», о чем мы в свою очередь будем Вас извещать, потому что мы - участники этой программы намерены участвовать во всем, что развивает подлинную благотворительность в России (следите за пресс-релизами Фонда "Право Матери"!).



В избранное