Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[Fwd: Хазарская коллекция]

Хазарская коллекция: артефакты, символы, идеи

картинки тут http://booknik.ru/news/report/?id=26972

26 мая

Александр Рапопорт

20 мая к четырем часам дня в Половецкий дворик Государственного
исторического музея пришли археологи, ученые-историки, журналисты
печатных и электронных СМИ. В ожидании съемки фотографы расчехляли
аппараты, телеоператоры устанавливали камеры на штативы. На застекленных
переносных стендах публике представлены были новые экспонаты ГИМ -
Российский еврейский конгресс дарил музею хазарскую коллекцию -- более
1 800 предметов, датируемых V-XI веками нашей эры. Событие это
приурочено к 125-летию открытия музея для широкой публики. На экране в
режиме нон-стоп демонстрировался цветной ролик: хазарские поясные
наборы, оружие, инструменты ювелира, женские украшения с вставками из
цветных камней, детали сбруи и многое другое из золота, серебра, бронзы,
стекла, железа, снятое в разных ракурсах. Большинство предметов помимо
исторической имеет несомненную художественную ценность. С их получением
ГИМ становится владельцем одного из крупнейших хазарских собраний.

Вице-президент РЕК Евгений Сатановский, директор ГИМ А.Шкурко, академик
В.Янин

Акт дарения в присутствии директора ГИМ Александра Шкурко, хранителя
хазарской коллекции музея Вероники Мурашовой, завкафедрой археологии МГУ
академика Валентина Янина, ведущего сотрудника Института славяноведения
доктора наук Владимира Петрухина и представителей Министерства культуры
подписал вице-президент РЕК, президент Института Ближнего Востока,
коллекционер и меценат Евгений Сатановский. Одним из юношеских увлечений
Е. Сатановского была археология, и коллекция возникла по его инициативе:
с 2000-го года у российских собирателей, торговцев антиквариатом и
других владельцев эмиссары, спонсируемые РЕК, покупали всё, имеющее
отношение к Хазарии. Часть вещей куплена на легальном, часть - на
<<черном>> антикварном рынке, где появилась стараниями <<расхитителей
гробниц>> и откуда могла бы уйти за рубеж. Благодаря деятельности РЕК
удалось сохранить находки в России и ввести их в научный обиход. Покупке
обязательно предшествовала проверка подлинности и атрибуция, часть
купленных вещей прошла реставрацию. Многие из обретенных реликвий не
имеют аналогов ни в одном из музеев мира. Собранные вместе, эти
изысканные предметы рассказывают о выдающемся прикладном искусстве,
сочетающем традиции и мотивы византийских, славянских и кавказских
мастеров, а также стран Ближнего и Среднего Востока. Сочетание этих
влияний уникально, оно свидетельствует об исчезнувшей цивилизации,
синтезировавшей достижения народов, живших в регионе между Арабским
халифатом и Западной Европой.

Доктор исторических наук профессор В. Петрухин - один из видных
отечественных специалистов по хазарской истории. <<Те начала
государственного, этнического и конфессионального развития, которые были
заложены хазарами, сохранились по сей день в Восточной Европе>>, - писал
он в своей статье <<Отмстить неразумным хазарам...>>, опубликованной в
журнале <<Восточная коллекция>> в 2006 году. Пользуясь случаем, я задал
профессору ряд вопросов.

Женское украшение

- Есть радикальное мнение, что иудаизм, который якобы существовал в
Хазарском каганате, это не более чем средневековая мистификация,
исходящая из Кордовы, от еврейского врача Хасдая бен Шапрута,
влиятельного человека при дворе правившего там в Х веке халифа. Хасдай
написал письмо на иврите, обращенное к хазарскому царю Иосифу, передал с
путешествующими купцами и получил ответное письмо от Иосифа, написанное
на иврите. Но подлинников этих документов нет, сохранились только
поздние копии или пересказы, найденные в каирской генизе и в других
хранилищах. Оспаривается, что ответ царя Иосифа, дошедший до нас в
нескольких вариантах, написан им, а не самим Хасдаем. Хасдай хотел
верить, что есть где-то страна, где принят иудаизм, есть, по сути,
еврейское государство, и выдал чаемое за действительность. Документов
того времени на иврите, доподлинно написанных хазарами, нет. Нет находок
с иудейской символикой. Также и здесь, среди новых экспонатов, нет и
намека на такую символику, но есть многое другое, от креста до
изображения лотоса. Не найдена ни одна хазарская синагога. Доподлинно
известно лишь, что на землях, контролируемых Каганатом, жили евреи,
объединенные в общины. Но нет материальных данных, по которым можно
сделать научное заключение, что иудаизм тюркоязычных хазар - факт, а не
легенда. Что можно на это возразить?

Женское украшение

В.П. -- Пять лет назад было сделано открытие, которое подтвердило данные
еврейско-хазарской переписки. Были обнаружены хазарские подражания
арабским монетам. Хазарские монеты выполнены в арабском куфическом
стиле, но легенда на них гласит: <<Муса расуль Алла>>, что значит <<Моисей
- посланник Божий>>. На нормальных арабских дирхемах можно прочесть:
<<Мухаммед расуль Алла>>. Таким образом, мы видим, что хазары заменили
Мухаммеда Моисеем. Это не может не убедить в существовании иудаизма в
Хазарии. Официальный чекан зависел от властей. Значит, власти хотели
показать, что они - приверженцы Моисеева закона. Но при этом они должны
были заботиться, чтобы монету принимали на рынке, для этого она должна
быть выполнена в традициях арабской нумизматики. Поэтому надписи были
по-арабски и куфическим шрифтом, не <<Моше>>, как на иврите, а <<Муса>>. Та
же хитрость присутствует и в еврейско-хазарской переписке, где
по-арабски писали <<Муса расуль Алла>>, подчеркивая приверженность иудаизму.

-- Вы придерживаетесь мнения, что иудаизм был принят верхушкой того общества?

Очелье для конского султана, элемент сбруи

В.П. -- Да, и об этом свидетельствуют многие еврейско-хазарские
документы. Сравнительно недавно было найдено письмо из хазарской
еврейской общины Киева с просьбой помочь иудею-должнику выплатить долг.
Оно переведено на русский и опубликовано с моими комментариями. У нас
есть немало свидетельств существования иудаизма у хазар. Сомневаться в
данных еврейско-хазарской переписки сегодня оснований нет.

-- Еще одно доказательство - имена хазарских царей. Все царские имена -
библейские.

В.П. -- Действительно, Иосиф, Давид, Аарон, Обадья - имена библейские.
Причем, Обадья -- имя, даваемое новообращенному, который не был рожден
евреем.

-- Найден ли город Итиль, столица Великой Хазарии?

Доктор исторических наук, профессор В. Петрухин

В.П. -- Что такое Итиль, пока никто не знает. Вероятно, мы докопались до
него в ходе исследований в рамках нашего хазарского проекта. Обнаружен
древний город в дельте Волги, который может быть столицей. Но пока не
найдены надписи, мы не можем утверждать, что это столица Хазарии Итиль.
Однако в дельте Волги другого хазарского города нет. Все зависит от
того, будут ли средства для продолжения раскопок. И сегодняшняя акция
должна привлечь внимание, в том числе и прессы, к хазарской проблеме,
ибо хазарские памятники интенсивно разрушаются. Если мы не поторопимся,
если не начнем действовать в ближайшее время, мы можем так ничего и не
узнать.

Когда презентация подходила к концу, мое внимание привлек мужчина лет
сорока в черных джинсах и в светлой летней рубашке, стоявший у стенда. В
руках у него был блокнот, куда он зарисовывал лежавшие под стеклом
экспонаты.

-- Извините, вы не ювелир?

-- Я - хазареянин, -- ответил он.

-- Кто, простите?..

-- Хазареянин. Поэтому я здесь.

-- Вы считаете себя потомком хазар?

-- Нет, этого нельзя знать наверняка. Даже во втором поколении бывает
иногда непонятно, кто чей потомок... Тем более спустя тысячу лет.

-- Почему же вы так себя называете?

-- Меня зовут Расул, -- он протянул ладонь для рукопожатия.

-- Очень приятно, меня - Алекс.

-- Мы - хазареяне. Группа единомышленников, разных по крови и
объединенных идеей возродить идеологию Хазарского каганата.

-- Ушам не верю! Для кого ее возрождать?

-- Для всех, кто хочет жить в многонациональном государстве, где уважают
чужой уклад, чужую религию и образ мыслей. Принцип толерантности лежал в
основе государственного устройства Великой Хазарии. И это очень ценно
сегодня. Вы не согласны?

-- Откуда вы знаете, что в Хазарии было именно так?

-- Я смотрю на эти символы и вижу. Здесь представлены почти все,
существовавшие в тот период и известные хазарам культуры.

-- И как же вы собираетесь возрождать <<хазарскую идеологию>>?

-- Одним из шагов на пути к этому - посещение хазареянами храмов четырех
основных религий. Мы приходим в христианские церкви, в мечеть, синагогу
и в буддийский храм, чтобы лучше узнать наших соседей и получить
накопленную веками мудрость. Мы стремимся к уважению, к обмену идеями
между конфессиями, и, в конечном счете, к их синтезу.

Судя по тому, как Расул говорил, он у <<хазареян>> пропагандист, если не
один из идеологов.

-- Вы хотите создать новую религию? -- спросил я.

-- Ну, можно и так сказать, но правильней говорить о новой философии. В
ХХ веке были евразийцы, сегодня им на смену идем мы, хазареяне.

-- И сколько у вас сторонников?

-- Пока около ста пятидесяти человек, но сейчас нам важно не количество
людей, а качество идей. Раз в год мы собираемся на съезд в дельте Волги,
в районе столицы Итиль и обсуждаем пути нашего движения.

-- Невероятно! Мне, как журналисту, было бы интересно...

-- Нет проблем, мы открыты для контактов. Милости просим.

И хазареянин записал в мой блокнот еврейскими буквами (рэш,самех, ламед)
имя, телефон и электронный адрес.

Ответить   Igor Mon, 26 May 2008 22:38:03 +0300 (#749383)