Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Морская жизнь

  Все выпуски  

Морская жизнь О бессилии науки


МОРСКАЯ ЖИЗНЬ

 

 


 

 

О бессилии науки

Уточню, речь идёт об отраслевой науке. В то время, как большинство членов морской общественности с увлечением обсуждает последние новости с фронтов борьбы за государственные активы и, соответственно, «государственные интересы», мне бы хотелось порассуждать немного о роли и месте отраслевой науки.

Как я уже писал в одной из заметок, на Украине воспроизведена система управления морским хозяйством бывшего СССР в виде отраслевого транспортного министерства, управляющего имуществом государственных предприятий. С одной стороны отраслевое министерство, как административный орган и с другой стороны всесоюзное объединение, как хозяйственный орган, концентрирующий на своих счетах финансовые средства, решали государственные задачи, реализовывали инфраструктурные проекты. Сейчас государственных всесоюзных объединений нет, однако остались отраслевые министерства (ведомства). Схемы управления, что разрабатывались для одного морского проекта, в другом проекте уже не только не работают, но и мешают сквозь отживший каркас старого управления увидеть зарождающиеся структуры управления будущего.

Бюджет советского министерства формировался на основе 5-летнего плана (пятилеток), который, в свою очередь, разрабатывал Госплан исходя из решений Пленумов КПСС, посвящённых тем или иным отраслевым вопросам. При принятии решений коммунисты учитывали практически все аспекты развития той или иной отрасли народного хозяйства, включая необходимость развития прикладных научных исследований для повышения производительности труда, например.

Зачем я так подробно об том пишу? А затем, что в советские времена в каждой отрасли народного хозяйства был свой НИИ (научно-исследователький институт) отраслевых проблем. А то и не один. Все эти институты были бюджетными учреждениями со своими планами научных исследований, отлаженной системой связей с производством, даже своими научными школами, разрабатывавшими те или иные узко-специальные научно-технические проблемы. То есть, основой советского управления народным хозяйством была строго научная основа и непосредственная связь науки с производством. Кто не помнит, например, такой знаменитый отраслевой научный центр с отделениями во всех морских регионах как ЦНИИМФ?

И вот, СССР был развален. Социалистический строй пал. С ним пала и плановая система ведения хозяйства. Суда торгового флота (ЧМП и др.) растворились в неизвестности, а с ними потеряли актуальность и отраслевые прикладные научные проблемы, посвящённые работе флота. Отраслевые НИИ теперь находятся в управлении министерству транспорта, чиновники которого вообще слабо понимают специфику морского хозяйства и, в частности, актуальную тематику морских научно-технических проблем. Соответственно, бюджетное финансирование теперь предусмотрено только в рамках государственных отраслевых программ развития, которые часто даже и не принимаются вовсе. Например, в своём прошлогоднем отчёте о проведенном аудите Минтранса Счётная палата указала, что в Минтрансе были потрачены 2 миллиона гривен без соответствующей государственной программы, т.е. были использованы незаконно.

В отсутствие стабильного государственного финансирования, отраслевые научно-исследовательские учреждения поставлены в зависимость от негосударственного финансирования, т.е. заказов хозяйствующих субъектов. А когда хозяйствующие субъекты, устанавливая себе максимальную норму прибыли, минимизируют все возможные расходы, то какое им дело до прикладных научно-технических проблем?

Вот тут то и кроется чревоточина существующего порядка вещей в отраслевой науке. Без стабильного государственного финансирования отраслевой научно-исследовательский центр превращается в обычную фирму, направленную на получение прибыли для самофинансирования. А стабильное финансирование сегодня предусмотрено только для фундаментальных научных исследований в научных учреждениях системы Академии наук.

В системе Минтранса сегодня организационно-правовая форма большинства отраслевых НИИ – государственное предприятие, т.е. хозяйствующая структура, главным признаком работы которого является именно получение прибыли. Если в советских условиях хозрасчётная прибыль отраслевых НИИ могла быть следствием работ по повышению производительности труда. И это было логично. То за счёт чего формируется прибыль отраслевых НИИ сегодня, когда, например, флота уже нет?

Кого в Минтрансе сегодня волнует состояние отраслевой науки? Кадровый состав отраслевых научных учреждений? Направленность научных исследований? Вот на вчерашнем заседании Правительства, как сообщается, по предложению Минтранса были приняты 36 постановлений по морскому хозяйству. В том числе, приняли Положение о Государственной системе управленния безопасностью судоходства и Морскую доктрину Украины на период до 2035 года. У меня вопрос – сколько постановлений из этих 36 имели под собой научную основу? В пояснительных документах к Морской доктрине, например, было указано, что она «не требует общественного обсуждения». Если не было общественного обсуждения, то не было и научной экспертизы, поскольку проведение научной экспертизы – это один из этапов общественной экспертизы проектов актов Правительства.

Похоже, что у того, кто стремится попасть и попадает в руководство транспортным ведомством, совсем нет желания выстраивать научную основу развития морского хозяйства страны. Научная основа подменяется валюнтаризмом и популизмом. Авантюры одного из бывших руководителей транспортного ведомства и сейчас ещё у всех на слуху.

Вот, после всего вышеперечисленного и не захочешь, а придёшь к неутешительному выводу о бессилии отраслевой науки и искоренении научного метода в общественных преобразованиях на этих землях в угоду краткосрочным политическим целям и шкурным интересам.

Очевидно, также, что система управления хозяйством, исключающая научную основу - нежизнеспособна. Без научной основы в 21-м веке жить нельзя, а значит, нас ждут перемены.

 

 

До встречи

(C) C.Горчаков, 2009


В избранное