Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»
Детский правозащитный пресс-центр
Юниорского союза «Дорога»
http://doroga.karelia.ru/shkola/
dppc@yandex.ru
-------------------------

Добрый день, уважаемые подписчики!

Сайт «Школа – территория закона», который мы для вас уже анонсировали – это попытка
не только наладить информирование общества о проблеме соблюдения прав человека
в школах, но и создать методический ресурс по этой теме.
Рассказать школьникам о правах человека – задача непростая. Мы предлагаем Вашему
вниманию отрывок из раздела «Знакомство с правами человека», опубликованного
в сборнике «Права человека в современном мире» (Петрозаводск, Юниорский союз
«Дорога», 2003). Эту книжку Юниорский союз «Дорога» подготовил в помощь участникам
творческого конкурса старшеклассников «Права человека в современном мире».
Полностью вы можете познакомиться с этим текстом на нашем сайте в разделе «Что
такое права человека?».
Будем рады услышать ваше мнение об этом материале!

-------------

ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

Введение
 
Почему-то очень многие думают, что права человека – это нечто само собой разумеющееся.
То, о чём знает чуть ли не каждый младенец. То, в чём совершенно не нужно разбираться
– ведь это и так понятно!
Я – человек, у меня есть права, и точка. Вот и всё, делов-то!
Кстати, в одной прекрасной школе сейчас как раз идёт любопытный разговор о правах.
Давайте послушаем!
 
Петров: Эй, ты, Сидоров, ну-ка, не толкайся! Не нарушай мои права – я ведь твои
не нарушаю…
Сидоров: Петров, какие у тебя, малявки, права? Они же есть только у больших и
толстых!
Марья Ивановна: Сидоров, перестань бубнить! Петров! Сиди спокойно, не вертись!
Не нарушай права учителя!
Петров: А по какому праву Вы мне замечания делаете? У меня тоже есть права!
Марья Ивановна: Права есть только у тех, кто выполняет свои обязанности! А у
тех, кто не выполняет, никаких прав нет и быть не может!
Кукушкина: Марь Иванна, можно, я? Так вот: права и обязанности – это почти одно
и то же! Например, у ученика есть право учиться. И это же право является обязанностью.
На каждое право у человека есть обязанность. Что, Петров, скажешь, не так?
Петров: Тебе, Кукушкина, я вообще ничего не скажу! Я имею право хранить молчание!
Кукушкина: Знаешь, Петров, не нарушай право нашего класса на образование. А то
мы на тебя уже целых две минуты потратили!
Марья Ивановна: Молодец, Кукушкина, пять. Петров, садись, два. А теперь напишем
тест. Записывайте первое задание. “В двенадцать часов ночи Ваш сосед громко включил
музыку. Вы не можете заснуть. Какое из Ваших прав человека нарушил сосед?” Две
минуты вам на ответ…
 
Ну что, любопытный разговор?
Наверняка Петров, Сидоров, Кукушкина и даже Марья Ивановна считают, что они вполне
сносно разбираются в правах человека.
А ты как думаешь? Как по-твоему: кто из участников этого разговора правильно
понимает права человека, а кто – ошибается? Попробуй прямо сейчас выполнить небольшое
задание: выпиши на листочке ошибки, которые допустили собеседники, когда пытались
говорить о правах человека.
Итак, бери листок и приступай!
Справился? Отлично!
Сколько ошибок ты насчитал? Вот и хорошо! Отложи этот листочек. После прочтения
этой главы ты сможешь попробовать выполнить это задание снова. И, возможно, увидишь
новые ошибки, которые ты не заметил с первого раза.
 
А ошибаются в этом разговоре абсолютно все. И абсолютно в каждой реплике.
И если ты не сразу смог эти ошибки увидеть, то только по одной, и очень уважительной
причине: права человека не так просты, как часто о них думают. В этой теме нужно
очень хорошо разобраться.
Права человека – это не просто присказка, которую можно употреблять в разговоре
к месту и не к месту.
Давай по порядку.

Как в нашу жизнь вошли права человека
 
Многие думают, что права человека существуют давным-давно, чуть ли не с тех далёких
времен, когда на земле появился первый человек.
А может быть, это так и есть? Давай-ка проверим!
“Вождь племени каждый год приносил одного из своих соплеменников в жертву языческому
богу, и тем самым грубо нарушал общепризнанное право на жизнь…”
“Рабовладелец каждый день избивал рабов, которые плохо работали на его плантации,
и тем самым постоянно нарушал право на свободу от пыток и жестокого обращения…”
“Феодал заставлял крестьян обрабатывать его землю, и тем самым злостно нарушал
их право на отдых…”
Не правда ли, подобные фразы звучат очень странно и вызывают улыбку?
И неспроста: во времена вождей, рабовладельцев и феодалов такого явления, как
права человека, еще не было.
Долгие века и тысячелетия человеческой истории люди целиком и полностью зависели
от власти. Считалось, что королевские династии получили власть из рук Бога, и
значит – власть божественна и священна. А все люди, в свою очередь, являются
слугами этой власти. Они должны ей поклоняться, подчиняться и принимать все её
действия как должное. Власть – всемогущая, а человек – маленький. Власть – всё,
человек – ничто. Такой порядок вещей люди считали вполне естественным, и до поры
до времени не представляли, что всё может быть и по-другому.
И вот настал период, который в истории принято называть Новым временем. Феодальные
отношения трещали по швам. Трещали они потому, что давно прогнили, и сквозь них
пробивались ростки нового строя – капитализма. Пришло такое время, когда для
развития экономики прежде всего требовалось, чтобы человек был свободным. Стало
ясно: подневольный труд – когда человек “отрабатывает”, гораздо менее эффективен,
чем труд свободный, когда человек зарабатывает. Молодому капитализму требовался
свободный рынок труда и капитала, и, конечно же, совершенно другое государство.
Ему не подходило государство, которое считало себя всемогущим и могло в любой
момент по своей прихоти стереть человека в порошок.
И тогда произошли буржуазные революции. Они провозгласили, что источником власти
являются не небеса, а народ. Пирамида перевернулась: старый принцип “народ –
слуга власти” сменился прямо противоположным – “власть – слуга народа”.
Вот как это было сформулировано в Декларации независимости США (1776 год):
“Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они
одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат:
жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди
людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых.
Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ
имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное
на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа,
всего более могут способствовать его безопасности и счастью.”
Та же мысль содержится во “Всеобщей Декларации прав человека и гражданина” (1789
год), принятой в годы Великой Французской революции Национальным собранием:
“Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид
не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.”
Власть перестала считаться божественной. Из “священной коровы” она превратилась
в обычную администрацию, которую наняли сами люди и наделили её определенными
полномочиями для того, чтобы она управляла делами государства.
Но всякая власть стремится расширить границы своего влияния и “подмять” под себя
личность. И тогда – вновь конец свободе, а значит – тормоз для развития нового
общества, основанного на инициативе и предприимчивости человека. Чтобы этого
не произошло, в период буржуазных революций была очерчена граница свободы и независимости
человека, через которую государству запрещено переступать. Это и есть – права
человека.
Государство признало, что оно не может нарушать права и свободы человека, а у
человека появилась возможность защитить себя от необоснованного вмешательства
власти.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное