Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Права человека в школе

  Все выпуски  

Права человека в школе Выпуск 11/декабрь 2003


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ»

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорского союза «Дорога»

http://doroga.karelia.ru/shkola/

dppc@yandex.ru

-------------------------

Школа – территория закона

Права человека в школе

 

Правозащитная газета Юниорского союза «Дорога»

 

№ 11, декабрь 2003 г.

текстовая версия

 

Тема номера: прорабатывать, прорабатывать и еще раз прорабатывать!

До сих пор из школы не ушёл «старый добрый» способ воздействия на учеников – публичные «проработки». На уроках и классных часах учителя продолжают отчитывать того или иного школьника в присутствии одноклассников. Как согласуется эта практика с правами человека? Об этом мы поговорим в сегодняшнем выпуске.

 

Искусство владеть речью

В начале второй четверти директор предложил старшеклассникам написать сочинения на тему «Если бы я был директором школы». Школьникам сообщили, что ставить свою фамилию и класс под работой не нужно, читать будет только директор. Одна наивная ученица честно написала про частые нарушения прав человека в школе, перегрузку учеников и про то, что тему прав человека в курсе обществознания преподают неправильно. Назовём эту ученицу Машей.

Прошел месяц. Про сочинения все уже забыли. И вдруг учитель обществознания в начале урока спрашивает: «Маша, расскажи, что тебе не нравится в моем предмете?» Маша удивилась: «А почему Вас это интересует?» Педагог показывает классу листочек, на котором написано: «Если бы я была директором школы».

- Маша, я узнала тебя по почерку. Если вам что-то не нравится – говорите мне лично, а не пишите анонимки директору школы. Ты меня оскорбила в этой анонимке, сказала, что я плохо преподаю свой предмет.

Проработка во время урока длилась минут десять. Затем учитель начал объяснять новую тему. После урока Маша подошла к преподавателю. Спор продолжился, но так и не закончился ничем.

Через несколько дней Маша пришла на классный час. Звенит звонок. В кабинет входят директор и классный руководитель.

- Ребята, сегодня мы займёмся риторикой, искусством владеть речью. В качестве примера проанализируем одну статью.

Учитель достает папку и вынимает оттуда третий номер правозащитной газеты «Школа – территория закона». Статья, которую предложил проанализировать педагог, называлась «Класс ушел в монастырь». Под материалом стояла Машина подпись. Классный руководитель прочитала всем статью и предложила выяснить, какие факты действительно были, а каких не было.

- Маша, ты ведь не присутствовала ни на экскурсии, не была при моем разговоре с родителями, откуда ты знаешь об этих фактах?

- Я разговаривала с ребятами. Именно на основе их рассказов писалась статья, - ответила девочка.

- Назови имена тех, с кем ты разговаривала, - потребовал педагог.

Маша отказалась это сделать. Она объяснила, что ребята просили не называть их, а в ответ услышала следующее:

- Ты играешь во взрослые игры и должна понимать, что можешь нести за эти публикации ответственность. Я могу подать и в суд, у меня в семье есть адвокат, и если будет следствие, то найдут и тех, с кем ты разговаривала. Поднимите руки те, чьи права я нарушила.

Никто не поднял руку.

- Раз вам не нравятся внеклассные мероприятия, у нас не будет никаких праздников, вечеров и прочего, если вы считаете, что это нарушает ваши права. И вообще, это не первая твоя статья, и после таких публикаций мне хочется уйти с поста классного руководителя. Если у вас есть подходящие кандидатуры, можете их предложить на мое место. Без работы я не останусь, - сообщил учитель.

В конце классного часа вышел директор и сказал:

- Маша, я, конечно, извиняюсь за то, что произошло с твоим сочинением, но учитель обществознания – педагог молодой, может, погорячилась… А вы в своих статьях не будьте такими категоричными, рассматривайте проблему со всех сторон, в том числе, обращайте внимание и на позицию учителя.

В. Х.

 

Проработки – унизительны

Наш комментарий

Разбирательства учителя с учеником в присутствии всего класса являются оскорбительными и недопустимыми. Они нарушают основной принцип Конвенции о правах ребенка: «Во всех действиях в отношении детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (статья 3).

Такие «судилища» также входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4). Публичные проработки наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания может привести к судебному разбирательству родителей с педагогами.

В ситуации, которая описана в статье, поводом для проработки стало даже не поведение ученика, а его убеждения. Это тем более недопустимо. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Закон «Об образовании» закрепляет право учеников «на свободное выражение собственных мнений и убеждений» (статья 50, пункт 4). Из этого следует, что педагог категорически не имеет права выносить на суд класса убеждения ученика без его согласия.

Обсудить газетную заметку школьника во время классного часа, конечно, можно, но только при двух условиях:

1) Педагог заранее переговорил об этом с автором заметки и получил его согласие;

2) Обсуждение является свободным, без давления педагога на учеников. Это означает, что каждый имеет равную возможность высказаться и не боится, что он за это пострадает.

Если эти условия не выполнены, то педагог может сделать только одно: обсудить волнующую его проблему с учеником лично, без посторонних. При этом он также не должен оказывать давление, и обязан уделить взглядам ребенка должное внимание (статья 12 Конвенции о правах ребенка).

Что делать ученику, если его начали «прорабатывать» при всём классе? Постарайтесь, насколько это возможно, взять себя в руки и объясните педагогу, что такую беседу нельзя вести в присутствии всего класса, поскольку Вас это унижает. Попросите учителя побеседовать с Вами наедине после уроков. Если учитель не выполнил Вашу просьбу, обращайтесь с жалобой к директору школы.

А если при Вас прорабатывают Вашего одноклассника, и Вам это неприятно? Сообщите об этом учителю – это очень важно. Просто поднимите руку и скажите: «Марья Ивановна, разрешите мне не присутствовать при Вашем разговоре с Петровым. А когда Вы закончите, я вернусь в класс.»

 

 

Голоса Интернета

 

Родители просят помощи

Здравствуйте!

Я с большим интересом читаю вашу газету, нахожу в ней очень много полезного. Очень прошу вас помочь мне. Просьба моя несколько необычна – к вам обращаются ученики, но моя дочь учится во втором классе, ей только 7 лет, и она пока не сможет ни попросить о помощи, ни воспользоваться вашими советами.

В этом году к ним в класс пришла новая учительница. Сначала всё было хорошо – на собраниях она много и красиво говорила о том, как надо любить детей, помогать им справляться с нагрузками, не ругать за оценки. Потом дети начали жаловаться, что она очень сильно кричит. На это не обращали особого внимания – все учителя кричат, тем более, что вскоре жалоб стало меньше. Но дети стали нервными, тревожными, часто плакали, пропало желание идти в школу. Попытки родителей прийти к учителю, поговорить, узнать, как ребёнок, вызывали плач и крики: "Мамочка, не ходи". Объяснить, почему, дети долго отказывались.

Сегодня мы знаем, что каждый приход родителей долго и смачно обсуждается при всём классе, ребёнок всячески высмеивается, выставляется ябедой. Учительница может отволочить ребёнка от доски до парты, если ей не понравился ответ, в одного мальчика швырнула тюбик с кремом, в другого – мел. Обозвала мою дочку бомжатником за то, что ей не понравился свитер, надетый под форменный пиджак.

Когда я ей сказала, что общеобразовательная школа не может требовать форму в обязательном порядке, она просто отказалась со мной разговаривать. Крик стоит такой, что приходят учителя из соседних классов и просят её вести себя потише, потому что они не могут проводить урок. Одна из мам, которой нужно было забрать ребёнка посреди урока, слышала, как учительница тыкала детям в глаза кошелёк с воплями: "Я здесь даром работаю, вот, посмотрите, ничего у меня нет" (это 7-8-летним детям).

Если ей не понравилось что-то в работе – подскакивает и рвёт из тетради листы. Дети пугаются до полуобморока, многие из подвергшихся её педагогическим воздействиям на следующий день не в состоянии идти в школу.

Но доказать всё это очень трудно. Если дома от ребёнка ещё получается что-то добиться, то при учительнице они боятся это повторить. Она лжёт родителям в глаза и обвиняет во лжи детей, дескать, они всё придумывают. Обращается к классу: "Дети, такое было?" - "Нет", - кричат малыши, даже не поняв, о чём идёт речь, но зная, чего хочет учительница.

Любой разговор с родителями она стремится свести к скандалу, всячески провоцирует или закатывает истерику с рыданиями, заявлением об уходе, сердечным приступом и пр. Причём, если нет зрителей, разговор идёт один на один – истерика очень быстро прекращается. Родители уже ходили к директору – результата нет, кроме того, что их дети теперь оскорбляются на каждом уроке.

Писать жалобу? Пожалуйста, подскажите, как лучше это сделать, ведь дети побоятся подтвердить директору при учителе эти факты. Уходить из школы не хочется, дочка привыкла к детям, у неё много друзей.

Очень прошу вас, помогите, пожалуйста, никто не хочет этим заниматься, а, между тем, калечат малышей. Что же с ними будет дальше, если уже сейчас они ненавидят и боятся школу?

 

С уважением,

Е. И.

 

От редакции

 

Уважаемая Е.И.!


 

Как поступать в этой ситуации, решать Вам и другим родителям самостоятельно. Вы сами должны принять решение, и сами будете отвечать за его возможные последствия.

На наш взгляд, такого учителя нужно немедленно убирать и больше не пускать к детям. Если Вы хотите этим заниматься, однозначно необходимо написать директору письменную жалобу, желательно не от имени одного из родителей, а подписанную группой родителей.

В жалобе необходимо максимально точно изложить все известные Вам факты физического и психического насилия учительницы над детьми (дата, что произошло с каким ребенком, откуда это известно). Укажите взрослых, которые были свидетелями этих фактов и могут их подтвердить. Укажите, что Вы неоднократно обращались к учительнице и директору, но безобразия продолжаются. Дайте свою оценку этих фактов: грубое и неоднократное нарушение прав ребенка. После изложения фактов, потребуйте от администрации провести дисциплинарное расследование по указанным вами фактам.

Сошлитесь на Закон «Об образовании»:


 
Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

 

Потребуйте на основании статьи 56 Закона «Об образовании» уволить данного педагога.

 

Далее Вы можете указать несколько требований, которые не имеют под собой никакой юридической основы, но, на мой взгляд, они необходимы:

 

1. В связи с тем, что педагог оказывает давление на детей, родители которых жалуются администрации, потребуйте на время проведения расследования отстранить данного педагога от работы с вашими детьми. Укажите, что, в случае невыполнения этого вашего требования, всю ответственность за возможные негативные последствия непринятия мер Вы возлагаете на администрацию школы.

 

2. При проведении расследования, беседы с детьми проводить индивидуально, без присутствия данной учительницы и только в присутствии родителей.

 

Укажите, что, в случае, если администрация школы не выполнит ваших требований, вы будете обжаловать её действия в вышестоящие органы, либо подадите в суд.

Заявление нужно составить в двух экземплярах, поставить отметку о регистрации у школьного секретаря на втором экземпляре и забрать его себе. Звоните секретарю на следующий день и спрашивайте, какую резолюцию на вашем заявлении поставил директор. Если он решил не то, что вы просили (а именно, не принял решения о проведении дисциплинарного расследования) – можете сразу идти в управление образования.

 

Не советую идти ни на какие переговоры и встречи по этому поводу. Вам потребуется определенная твёрдость и настойчивость, но это ваши дети, поэтому вам есть за что бороться. Пусть проводят расследование, подтверждают факты и увольняют этого человека, которого даже язык не поворачивается назвать педагогом.


 
Желаю Вам успеха.

Денис Рогаткин


 

 

Невыдуманные истории

 

Вы все сговорились!

Учительница забыла задать работу на дом. С этого момента все и началось. На следующем уроке педагог стала спрашивать у класса домашнее задание, но его не оказалось ни у кого. Учитель заявила, что мы все сговорились, прошла по классу и поставила всем двойки в дневники. Но это еще не все. Учитель сказала нам, что мы плохо себя ведем, и написала докладную на половину класса.

В течении урока она постоянно сравнивала нас с параллельным классом и говорила, что мы намного хуже него.

Вот как много порой бывает нужно вытерпеть за урок простому школьнику. А ведь в день у нас по шесть – семь уроков!


 

 
Этот бесконечный семинар…

Почти каждый урок химии у нас проходит в форме так называемого «семинара». В чём фишка: даётся задание на дом самостоятельно подготовить сообщение по новой теме, а на уроке соседи по парте должны рассказать друг другу свои сообщения на оценку. А после этого мы пишем контрольную.

Но вот в чём проблема: многие не готовят сообщений, а учительница сама ничего не объясняет, и из-за этого очень часто мы не узнаём значительной части материала. А контрольную-то надо писать по всей теме!

Стоит подойти и попросить объяснить не пройденное – ответ  один:

- Вы это и так должны знать, вы это в десятом классе проходили!

При этом она у нас в десятом классе не вела. А многое мы не проходили никогда.

 

 

Педсовет – залог здоровья

Сегодня, в очередной раз, я пришла на урок физкультуры, в надежде получить хоть одну оценку по этому предмету, так как мне грозит неаттестация. Но, как и три недели назад, нам объявили:

«Вместо урока будет педсовет, а кто должен там появиться, можете узнать об этом из объявления, которое висит у расписания.»

Поэтому сегодня я, как и все мои одноклассники, зря принесла форму и была освобождена от этого предмета уже третий раз подряд.

 

 

Ах ты, бедная овечка!

На перемене перед географией ученики сидели в кабинете и беседовали о своем. Но тут в класс зашел учитель, и началось…

«Закройте рты, бездельники! Урок давно уже идет!»

Но до начала урока еще оставалось три минуты.

На этом преподаватель не успокоился. Я понимаю, может, у нее плохое настроение… Но я-то тут при чем!

«Ах ты, паршивая овца!» - почему-то кричала на меня учительница.

«Между прочим, это оскорбление,» - вступились за меня мои одноклассники.

«А все-таки верно говорят, что одна паршивая овца все стадо портит!» - таково было последнее слово учителя в этом диспуте.


 

 
Стадо милых хрюшек

Как-то раз, после праздников, приходим мы в школу. А первым уроком, как назло, - ненавистная всем геометрия. В голове – ветер, в глазах – туман. Сидим все такие в прострации. И вот в таком состоянии одна моя одноклассница начала выводить карандашом рисунок на свежекрашеной парте. Это заметила наша учительница и подскочила к её парте с криком:

- Что ты сделала! Парты только покрасили! Ты мне придёшь после уроков парты мыть!  

- Не надо, я всё сейчас сотру!

И действительно, она достала резинку и стала стирать. Но учительница не унималась:

- Ты мне парты будешь красить! Я-то думала, старший класс… Вы хоть что-нибудь соображаете?! Свинья! Одно слово!

А потом учительница вышла на середину класса и сказала:

- Свиньи! Больше слов нет!

Вот так вот из-за одного скромного рисунка весь наш класс стал стадом милых хрюшек.

___________________

 

Школа – территория закона

Детская правозащитная газета

№11, декабрь 2003

Интернет-версия:

http://doroga.karelia.ru/shkola/

E-mail: dppc@yandex.ru

Детский правозащитный пресс-центр

Юниорский союз «Дорога»

 

Печатная версия выпускается при поддержке проекта «Права человека начинаются в школе», финансируемого Канадским Фондом «Гражданское общество».

 

Техническая поддержка: Проект ТАСИС «Электронная сеть Карельской молодёжи».

 

Редакция:

Денис Рогаткин, Валя Храпова, Саша Михайлё, Алина Волкова, Паша Новиков и другие.

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное