Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Энциклопедия родных деревень
Мечта - завести в Интернете "визитную карточку" для каждой русской деревни, рассадника русской духовности и просто русскости. Мои родные деревни - Тюрбенево и Медоварцево в Вачском районе Нижегородской области. Сравнительно недалеко - соседние деревеньки Вельдеманово и Григорово, в которых родились патриарх Никон и его оппонент протопоп Аввакум. А немного подальше - Дивеево. Короче - очаг пассионарности...

Великолепен и непревзойден труд графа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (до 1906 - Семенов)(2.01.1827- 26.02.1914) “Россия: Полное географическое описание нашего Отечества” (1899-1913) /совместно с В.И. Ламанским/. Его надо переиздать, снабдив комментариями и дополнив. И во всяком случае разместить в Интернете. Будет время - отсканирую для своего Панлога. И существуют содержательные "бумажные" издания о наших современных деревнях. Я уже рассказывал о книге "Быково", в которой я сам и мои друзья повествуют о славном подмосковном селе Быково (Раменский район). Слава Богу, есть проекты пограндиознее, и тоже связанные со сказочным нашим Подмосковьем. Так, Анна Чепурнова в статье "Сельский мир… на страницах энциклопедии" (http://www.stm.ru/archive/04-09/statya.php?n=13) говорит о проекте "Энциклопедия русских деревень", связанном с именами Григория Калюжного, Владимира Липатова, Александра Никонова и других славных защитников нашей первозданности.

Случалось ли вам любоваться ночью из окна самолета морем огней, расстилающимся внизу? - вопрошает Анна Чепурнова. - Незабываемое зрелище! Когда летишь за границей, это сияние сопровождает тебя повсюду. И как скучно, одиноко себя чувствуешь, когда на бескрайних просторах России под тобой зачастую оказывается только темная бездна. Что это, неужели неосвоенные земли? Нет, ответ страшный: царство вымерших деревень.

Куда же они подевались? Неужели во всем виноват научно-технический прогресс? Эти вопросы уже в 1970-е годы волновали поэта Григория Калюжного, который был в то время летчиком Гражданской авиации.

Однажды писатель Федор Александрович Абрамов предложил ему сосчитать сверху, сколько погибает в России сел и деревень. Сличая наличие населенных пунктов с полетной картой 1947 года, молодой штурман пришел к ошеломляющему выводу, что они гибнут ежегодно не десятками, не сотнями, а тысячами?! Официально эта катастрофа именовалась закономерным всемирным процессом, направленным на счастливое стирание граней между городом и селом. Но почему же в Европе, куда он летал, ни один сельский населенный пункт (о чудо!) с начала ХХ века никуда не исчез, как будто прогресс обошел ее благословенные пределы стороной? Позднее эта душевная драма летчика и поэта нашла свое выражение в стихотворении:

Заложник небесных скитаний,
Сличая свой путь под крылом,
Я видел, что не было граней
Меж городом и селом,

Но пропасть меж ними зияла.
И в душу сомнений змея
С холодною жутью вползала,
Что Родина это моя.

Поэт пытался рассказать об увиденном с высоты полета в своих статьях, но их никто не печатал. Более того, оказалось, что по вопросу массового исчезновения сел и деревень вообще нет конкретных публикаций. В то время как техническое описание самолета, включая историю его эксплуатации, составляло множество томов, села и деревни после революции 1917 года не имели своего систематического описания и молча умирали у всех на глазах. Так в кабине самолета родилась идея создания многотомного энциклопедического описания сельских поселений. Оформилась она и поэтически:

Мысля о спасительном наследии,
Вглядываясь жадно в новый день
Вижу свежий том энциклопедии
Уходящих русских деревень.

Полностью это стихотворение было напечатано в журнале «Студенческий меридиан». Заканчивалось оно теми же строчками, но уже со словами «возрожденных русских деревень» — именно о них мечтал Калюжный. Кстати, этот журнал стал одним из первых, кто поддержал поэта, думавшего о возрождении сельского мира. С 1988 года Калюжный вел в «Студенческом меридиане» рубрику, которая сначала называлась «Энциклопедия уходящих русских деревень». Правда, довольно быстро на имя редакции стали приходить возмущенные письма о том, что деревни и села гибнут не только в самой России, но и во всем СССР, и в названии рубрики поставили слово «российских» вместо «русских».

Следует отметить, что одной из главных причин трагедии была так называемая концепция «неперспективных» сел и деревень, воплощавшаяся в государственную практику с благословения Н. С. Хрущева с 1958 года. С идеей сселения крестьян в агрогорода и превращения их в сельских безземельных пролетариев он выступил еще в 1951 году, но Сталин резко осудил его и заставил признать ошибочность такой позиции. Однако, придя к власти, Хрущев деятельно взялся за воплощение своей мечты. Ее суть сводилась к сгребанию отдельных сел и деревень в крупные агрогорода, что привело к запустению пахотных земель, оттоку сельского населения в города, резкому падению рождаемости и т. п. Достаточно сказать, что с 1959 по 1989 год число сельских поселений в России сократилось с 294 059 до 152 922, то есть за 30 лет их погибло в два раза больше, чем в годы фашистской оккупации. Так, в Серебряно-Прудском районе Московской области, согласно такой политике, должно было остаться всего одиннадцать сел и деревень. А сегодня там их более 200! И каждое — неповторимое, самобытное, уникальное с точки зрения хозяйственных ресурсов.

Впечатления от происходящей на наших глазах гибели самобытного сельского мира глубоко отозвались в творчестве поэта Григория Калюжного. В крестьянском космосе он увидел источник сил и вдохновения для современного человека, угнетаемого обезличивающей цивилизацией. Возврат человека к его земным истокам, духовная связь с миром и верой предков, освобождение представлений о деревне от всего наносного и ложного — эти идеи побудили Калюжного 15 лет назад стать инициатором создания культурно-просветительного общества «Энциклопедия российских деревень». Совместно с академиком, президентом ВАСХНИЛ Александром Александровичем Никоновым поэт стал сопредседателем этого общества, а позже создал издательство «Энциклопедия сел и деревень», целью которого стало всестороннее описание сельских поселений с древнейших времен до наших дней.

Надо сказать, что понятие «энциклопедия» в наше время нивелировалось. Что только не называют сейчас этим словом, в том числе и собрание статей на одну тему. Между тем «энциклопедия» обозначает полный (!) круг знаний по определенному предмету или отрасли. Именно эту цель преследует издательство Калюжного.

В серии «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья» издательство выпустило более десятка объемных томов, посвященных отдельным районам Московской области — Раменскому, Каширскому, Егорьевскому, Серебряно-Прудскому, Истринскому. В этих книгах впервые собран и обобщен обширный документальный, фактический материал об историческом, социально-экономическом и культурном развитии районов Московской области. В них также собраны основанные на тщательных архивных исследованиях исторические описания всех селений, в том числе ныне уже не существующих. Авторы книг — чаще всего местные краеведы, много лет отдавшие сбору материалов о родном крае. Но без научно-методической поддержки, осуществляемой издательством, создание объемного тома, отвечающего требованиями жанра энциклопедии, то есть полного круга знаний о предмете, для краеведов было бы не под силу. Издательство берет на себя помощь в сборе архивных материалов, печатных источников, делится с авторами обширной библиографией по предмету, проводит анкетирование на местах, систематизирует накопленный материал, осуществляет его тщательную проверку.

Жителям сел возвращается их история, которую они зачастую не знают, просто не имеют представления о том уровне культуры, который был в сельской местности до революции. Вот, например, почти никто из местных жителей сейчас не помнит, что в деревне Красновидово был магазин, который по красоте не уступал Елисеевскому. В другом селе считали, что местная школа образовалась в 20—30-х годы ХХ века, а на самом деле она существовала с первой половины XIX века — сначала в доме священника, затем для нее было построено земством отдельное здание.

Большое место в томах энциклопедии уделяется духовной жизни села, описанию храмов — приводятся все упоминания о возведении, реконструкции храмов, о храмоздателях, о служивших в разное время священниках. Часто обнаруживаются новые сведения даже о крупных иерархах Церкви. Так, выяснилось, что предки митрополита Московского Филарета (Дроздова) родом из села Кормового, входящего ныне в Серебряно-Прудский район. Этот труд не остался незамеченным. Григорий Калюжный награжден митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Почетной Грамотой.

Особая роль уделяется генеалогии, родословным, истории дворянских и крестьянских родов. Дворянские родословные — дело привычное, но, оказывается, по сохранившимся ревизским сказкам и церковным метрикам можно составить родословную практически любого крестьянина.

В свое время Николай Васильевич Гоголь с горечью воскликнул: «Велико незнание России — посреди России!» В письме Александру Петровичу Толстому он советовал: «Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно неизменно по ней проездиться самому». Следуя совету классика, издательство не удовлетворяется только сбором архивных и печатных источников, оно устраивает экспедиции по краю, являющемуся предметом описания. Директор Григорий Калюжный пешком обошел множество сел и деревень Подмосковья, сделал много фотографий, запечатлевших храмы, здания, дома и лица тамошних сельчан. В одном селе Серебряно-Прудского района записал замечательную местную песню, которая затем была включена в книгу. Видя душевную заинтересованность, старики в деревнях охотно отдавали ему семейные фотографии, в том числе и старинные— XIX века. После издания тома, фотографии были переданы Серебрянопрудскому музею. А во время работы над книгой «Истринская земля» и поездок в Ново-Иерусалимский монастырь, у Калюжного родилось стихотворение:

Обхожу я истринские села,
Словно всюду здесь моя родня
На костях столетнего раскола,
Позабыв о распрях, ждет меня.

Путника встречает ветер вешний
У высоких стен монастыря,
Не один я шел сюда, нездешний,
На лучи Святого Алтаря.

Шли к нему с поклоном государи,
Шел монах и шел архиерей,
Шли все те, кто с верой сострадали
Многотрудной участи людей.

Он дает болящим исцеленье,
К покаянью грешников зовет.
В нем Христос дарует вдохновенье
И душа бессмертная поет…

В русле деятельности издательства, стремящегося к собиранию Отечества и людей, его прославивших, Калюжный по заказу Российского общества лесоводов написал на основе уникальных документов и издал научную биографию крупнейшего ученого лесовода, основоположника науки о лесе Георгия Федоровича Морозова под названием «Жизнь Г. Ф. Морозова» (2004), ставшую подлинным событием.

Подготовка книг «Энциклопедии сел и деревень» ведется в тесном сотрудничестве с Администрациями районов Московской области, осуществляющих финансирование этих изданий. Несмотря на ограниченность средств, Главы районов понимают всю важность создания энциклопедии, расширяющей и углубляющей историческое и духовное пространство их края, восстанавливающей прерванную в ХХ веке связь времен. Руководители районов деятельно помогают в сборе материалов о современном состоянии района, их усилиями распространяются разработанные издательством анкеты, благодаря им в изданиях «Энциклопедии» используется официальная статистика, современные данные в области производства, здравоохранения, культуры и спорта. Это поистине хозяйский подход к делу, ведь чтобы грамотно и плодотворно управлять краем, нужно досконально знать его. Во второй половине XIX века в каждом уезде ежегодно издавались отчеты о деятельности земских учреждений, печатались списки уездных чиновников и деятелей всех рангов, запечатлевалась память о добрых свершениях и начинаниях. В наше время чиновников принято бранить да уличать в чем-либо противозаконном. «Энциклопедия сел и деревень» в своих изданиях стремится дать верный образ современного руководителя района, живущего интересами своего края.

С каждой новой книгой издательство накапливает бесценный опыт и создает уникальную базу данных по описанию сельских поселений. В 2004 году выпущено три книги. Все книги снабжены серьезным научно-справочным аппаратом, указателями. Самая обширная — «Истринская земля» — насчитывает 848 страниц большого формата, более трехсот черно-белых и цветных иллюстраций. Но воспользоваться своим творческим и научным потенциалом во всю мощь издательство не может из-за недостатка средств. Издания подобного рода очень наукоемки, и средства, которые самоотверженно изыскивают на них районы, явно недостаточны; многое издателям приходится делать за счет собственного энтузиазма. Издательству нужны партнеры, умеющие ценить информацию и понимающие, что любовь к Отечеству требует жертв в наше время не только от кучки людей, увлеченных неприбыльным, но очень важным делом — извлечением по крупицам из небытия и забвения того, что объединяет и богача и нищего — нашей общей истории.

Подвижнические труды Григория Калюжного, Олега Платонова и немногих других русских праведников необходимо перевести в Интернет, как и ряд краеведческих изысканий прошлого и настоящего, в том числе классические книги Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. И образцы "визитных карточек" русских деревень уже успешно отрабатываются. Пример - сайт www.ozerki08.ru о деревне Озерки Милославского района Рязанской области, созданный двадцатипятилетним компьютерщиком и любителем деревенской жизни Ильей Бродским. А в информационно-поисковой системе Панлог создана типовая страница ("визитка") любой деревни, которую мог бы о своей "малой родине" заполнить каждый деревенский житель и особенно деревенский школьник, имеющий доступ к Сети. Перспективы грандиозны - были бы люди.

В избранное