Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронограф Русского Общества

  Все выпуски  

Хронограф Русского Общества. Выпуск 10


Дорогие сродники!

21 марта 2007 года состоялось собрание Русского Общества «Северная Традиция», посвященное великому древнему празднику – ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ.

Глава Русского Общества Анатолий Дворецков сказал:

- Соратники!

Слава Богу, что мы сумели почтить эту значимую дату достойными делами. Одни из них уже свершены, а совершение других организовано на ближайшее будущее.

Сначала скажу о том, что к настоящему времени уже сделано.

Недавно увидел свет ВТОРОЙ ВЫПУСК АЛЬМАНАХА «ИСКОННЫЙ ТРИГЛАВ». Поверьте, он представляет собою духовное оружие исключительной силы. Материалы, которые собраны под его обложкой, опровергают четыре расхожие неправды. Те самые, которые сеют зло, провоцируя русских людей к раздорам вот уж как несколько веков! Четыре эти неправды являют собою шрам, оставленный ТРЕМЯ ЕРЕСЯМИ, прошедшимися по земле русской. Второй «Исконный Триглав» представляет собою ПРОТИВОЯДИЕ ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ. Уверен, что он сделается настольною книгой всех, кто обладает прозрением и кто ищет весомые аргументы в пользу единства ВСЕХ русских в Духе.

Еще. Недавно издана книга академика Валерия Чудинова «Вселенная русской письменности до Кирилла». Святой Кирилл не создавал русским азбуку. Но, явившись на Русь, он обнаружил несколько систем письменности, которые существовали за тысячелетия до него. И вот, одну из этих систем он слегка модифицировал и убедил весь мир – и Византию, и Рим – что русский язык есть СВЯТОЙ. Вот именно это позволило Руси, со временем, занять место, которое принадлежало до того в мире Византийской империи.

И вот, еще из уже совсем недавнего. Дмитрием Логиновым написаны две новые работы, которые войдут, я надеюсь, в альманах «Исконный Триглав», ТРЕТИЙ выпуск. А именно, это ВЗГЛЯД ИЛЛАРИОНА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО, НА ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. А также: АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ: В КНИГАХ ПЛАТОНИКОВ СОДЕРЖИТСЯ «ТО ЖЕ САМОЕ», ЧТО В ЕВАНГЕЛИИ. Та и другая работы Логинова представлены в разделе Библиотека на сайте РО«СТ»: http://www.rusobsch.ru/text.html

Это сделано.

Теперь хочу сказать о ближайших планах.

Другой из наших известнейших авторов, академик Валерий Чудинов, почетный член Русского Общества «Северная Традиция», председатель Комиссии РАН по  истории культуры Древней и Средневековой  Руси проведет онлайн-конференцию, которая будет посвящена, в основном, его новой книге «Вселенная русской письменности до Кирилла». Она увидела свет в издательстве «Альва-Первая» http://www.alva-pervaya.ru/ Конференция состоится 5 апреля. Однако, вопросы известнейшему рунологу России вы можете отправить уже сейчас. http://tv.km.ru/index.asp?event={CA422FF2-4C87-4B21-B991-3E922B1B32F3}

И еще одно, планируемое к скорому исполнению. Нами получено официальное приглашение провести очередное собрание Русского Общества «Северная Традиция» – можно сказать, выездную сессию – в городе Кирове. А это есть древний русский город Вятка, дорогие друзья! Конечно, данное приглашение нами с благодарностью принято. Мы уверены, что в результате выездной сессии наши ряды умножатся. Выездная сессия состоится: 1 апреля 2007 года.

 

ПОДРОБНЕЕ

 

1. Содержание нового, ВТОРОГО ВЫПУСКА Альманаха «Исконный Триглав»:

 

Вступительная редакционная статья  ПРЕОДОЛЕТЬ РАСКОЛ!

 

 СВЕТОЧИ

Николай Бердяев  СУДЬБА РОССИИ

Павел Флоренский  ПРАВОСЛАВИЕ

 

 ВЕХИ

Дмитрий Логинов  ИСТОК ВЕДЕНЬЯ

Дмитрий Логинов  УЧЕНИЕ О ПЕРЕРОЖДЕНИИ В СВЕТЕ ПРАВОСЛАВИЯ ВЕДИЧЕСКОГО И ХРИСТИАНСКОГО

      Анатолий Антипенко, кандидат философских наук

старший научный сотрудник Института философии РАН

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Валерий Чудинов, председатель Комиссии РАН по  истории культуры Древней и Средневековой Руси  ДРЕВНЕРУССКИЙ РУНИЧНЫЙ СТРОЙ

Валерий Чудинов  ТАЙНОПИСЬ НА ИКОНАХ: «ИИСУС – ЛИК СЛАВЯНСКИЙ ПО МАТЕРИ»

Валерий Чудинов  РОГВОЛОДОВ КАМЕНЬ… ПРЕТКНОВЕНИЯ (правда об отношении ведических жрецов к христианству)

Валерий Чудинов  «ЕВАНГЕЛИЕ» ОТ ИУДЫ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО

Дмитрий Логинов  «ЕВАНГЕЛИЕ» ОТ ИУДЫ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ    ТРАДИЦИОНАЛИСТА

Дмитрий Логинов  ПОЛЯРНЫЙ ВОДОВОРОТ ПРОСЫПАЕТСЯ

 

 СЛОВО

Дмитрий Логинов  КОНЕЦ ЧЕТЫРЕХВЕКОВОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ХРИСТЕ (о книге консула США Джекоба Коннера «Христос не был евреем»)

Дмитрий Логинов  ПОБЕДИТЕЛЬ ОБМАНА (о книге председателя Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси В.А. Чудинова «Русские Руны»)

Валерий Чудинов  ТРАДИЦИЯ И НАУКА (о книге Дмитрия Логинова «Русская Тайна»)

Анатолий Дворецков СИМФОНИЯ ЛАБИРИНТА (о книге Ярослава Астахова «Крушение Лабиринта»)

 

Художественное приложение

Павел Селезнев  ПРОЗРЕНИЕ СТЕФАНИЯ ПЕРМСКОГО

Ярослав Астахов  ЧЕРНЫЕ ВРАТА

 

Заключительная редакционная статья  ХАРТИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА

 

 

2. Фрагмент из работы Дмитрия Логинова АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ: В КНИГАХ ПЛАТОНИКОВ СОДЕРЖИТСЯ «ТО ЖЕ САМОЕ», ЧТО В ЕВАНГЕЛИИ

Ветхий Завет не есть исходный этап для Нового. Тексты из него не могут быть поняты как протохристианство. Они были добавлены под обложку христианской Библии далеко не в первые века. Да и добавлены были, по большей части, в качестве отрицательного примера.

Как своеобразное доказательство от противного. «Ибо, – говорит святитель Илларион в Слове о Законе и Благодати (XI в.), – иудейство посредством тени и Закона оправдывалось, но не спасалось; христиане же поспешением Истины и Благодати не оправдываются, но спасаются». Подобный взгляд отражен во многих писаниях святых отцов первого тысячелетия по Р.Х. Русские же архиереи держались его даже и вплоть до XVII века, то есть до никонианской реформы церкви. Я говорю об этом подробно в статье «Взгляд Иллариона, митрополита Киевского, на Ветхий Завет».

Но если Ветхий Завет не является предшествующим этапом, то что является? Должна была существовать какая-либо протоидея. Иначе христианство не могло бы покорить мир столь быстро. Взрывообразно быстро. Первоверховные апостолы еще не приняли мученическую смерть, когда учение Христа становилось, практически, мировой религией. На что же может указывать такая восприимчивость человечества? На то, что оно уже было подготовлено чем-то. Чем же?

Учителя христианской церкви отвечали на этот вопрос не раз, однако наилучшим образом он раскрыт, пожалуй, у святого Августина Блаженного (IV в.). Откроем его трактат «Исповедь», который заслуженно почитается образцом христианского православного богословия. В главе 9-й книги 7-й читаем: «Господи… Ты доставил мне через одного человека… некоторые книги платоников, переведенные с греческого на латинский. Я прочитал там не в тех же, правда, словах, но то же самое – со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, – а именно: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его

Поразительное свидетельство! Ведь Августин цитирует начало евангелия от Иоанна – 1:1-5. А это есть самое ядро христианского богословия.

Из этого священного текста выводят догмат о Пресвятой Троице.

В нем исповедуется, что Слово есть начало всего и Бог.

И он же утверждает неразрывную связь меж Богом и человеками…

И вот, Блаженный Августин заключает: в книгах у платоников содержится то же самое, хотя другими словами. К тому же и в сопровождении «многочисленных доказательств».

Заметим, философское и богословское образование Августина было таким, что весьма немногие могли с ним равняться. Поэтому его свидетельство более, чем весомо. Оно и представляет собой ответ на вопрос, в каком направлении следует искать корни подлинного протохристианства. Ведь просто так ничего не совпадает ни с чем. Тем более – в области богословия. Ветхий Завет, к примеру, не содержит подобного началу Евангелия от Иоанна (приводятся, правда, параллели с притчею 8-й и псалмом 32-м, но они поверхностны и формальны). А вот философия платоников представляет, согласно Августину Блаженному, даже и не подобное, а непосредственно «то же самое», что являет начало Евангелия от Иоанна.

И дело тем не исчерпывается. Блаженный Августин видит у платоников еще одно «то же самое», утверждаемое «хотя и не в тех словах». А именно: «человеческая душа, хотя и свидетельствует о свете, но сама не есть свет; Слово-Бог – вот истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир… и мир Им создан, и мир Его не познал».

То есть, Августин вновь цитирует Иоанна: «мир через Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин 1:10). И далее: «он не был Свет, но – чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин 1:8). Последнее Иоанн Богослов говорит об Иоанне Крестителе, у которого он учился прежде, чем стать апостолом. И в тексте Августина подразумевается пояснение, почему так сказано. «Не Светом, но свидетельствующим о Свете» – так именно платоники определяют человеческую душу вообще. (Сравним, учение Замкнутого Креста говорит: ощущение «я» – не Бог, но видимый Сознанию проблеск Бога.) И Августин Блаженный считает, что, применяя эту формулу ко Крестителю, Иоанн Богослов тем самым свидетельствует: Креститель – человек, а не Бог, не Христос. Иисус же – Бог. Такое говорит о себе и сам Иоанн Креститель: «я не Христос» (Ин 1:20), «Идущий за мною стал впереди Меня, я не достоин развязать ремень обуви его» (Ин 1:27). Итак, Августин Аврелий Блаженный ни мало не сомневается, что Евангелие от Иоанна написано в терминах платонизма.

Затем же Августин прибавляет: «того, что Он пришел и… верующим во Имя Его дал власть быть чадами Божьими – этого я там не прочел». Еще бы! Платон и его непосредственные ученики писали почти что за полтысячелетия до Пришествия. Они могли предсказать его, но не констатировать как свершившийся уже факт. (Такие предсказания, кстати, оказали влияние не только на философию, но и на искусство. Как эллинское, так и римское. Наиболее известный пример: 4-я эклога Вергилия [Publius Vergilius Maro, I в. до Р.Х.] посвящена предсказанию Рождества Сына Божьего. Апостол Павел совершил паломничество к могиле Вергилия в Неаполе и произнес над ней: si te vivum invenissem, poetarum maxime [о, если бы я застал тебя живым, величайший из поэтов]! Император Константин прославил Вергилия как пророка Христа. Вплоть до XII в. в западных церквях Вергилию на Рождество пели: Maro, vates gentilium, da Christo testimonium [Марон, прорицатель народов, свидетельствуй о Христе]. В Реймском соборе, причем, прославлялась таким же образом и Сивилла.) Тем более не стали бы философы загадывать наперед о том, какую именно власть Иисус даст уверовавшим. Блаженный Августин и делает это добавление, надо думать, затем, чтобы было ясно: книги платоников, содержащие «то же самое», были написаны до Р.Х. Собственно, фактически далее он сам же и говорит об этом: «также прочел я там, что Слово-Бог рождается не от плоти, не от крови, не от хотения мужа… а от Бога; но то, что Слово стало плотью и обитало с нами – этого я там не прочел».

Подобное подчеркивается и дальше. «Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца… по природе Своей и есть Бог (один из наиважнейших моментов христианского богословия! – Д.Л.). Но что Он уничижил Себя, приняв образ раба, уподобившись людям и, став по виду как человек, смирил Себя… даже до смерти крестной, – посему Бог и превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы перед Именем Иисуса преклонило колена все, что на земле, на небе и в преисподней, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус пребывает в славе Отца – этого в этих книгах нет. Что раньше всех времен и над всеми временами неизменяемо пребывает Единородный Сын Твой, извечный, как и Ты, и что от полноты Его приемлют души блаженство, и причастием мудрости, в Нем пребывающей, обновляются и умудряются – это там есть («никто не приходит к Отцу иначе, как только через Меня» – Ин 14:6); но что в определенное время умер Он за нечестивых, и Ты Сына Своего не пощадил, но отдал Его за всех нас, этого там нет

Итак, согласно Августину Блаженному, «книги платоников» содержат целостное богословское учение о Сыне Бога Всевышнего и о грядущем Пришествии Его в мир. А не содержат лишь то, что было открыто человечеству уже во время самого этого Пришествия. Подобное и не могло быть в совершенстве понято и духовно испытано, покуда не свершился Подвиг Христа. Святой Августин подчеркивает единокровность духовную христианского учения и «языческой» философской мудрости. Показывает, что перед нами процесс естественного развития. Или, лучше будет сказать, естественного расцвета. Где раньше был нераскрытый бутон – появляется совершенный и прекрасный цветок, но стебель остается все тот же.

«И Ты призвал язычников в наследство Свое, – пишет Августин далее, – и я пришел к Тебе от язычников… И через апостола Своего сказал Ты афинянам, что мы Тобою живем и движемся и существуем – в точности, как говорили и некоторые их же единоплеменники. Оттуда же, во всяком случае, были и те самые книги

 

За более подробной информацией просим обращаться к распорядителю Русского Общества Владимиру Самаеву:

телефон  8-903-232-28-64

электронный адрес  v_samaev@list.ru

 


В избранное