Можно ли сделать профессиональный снимок,
как-будто с использованием профессионального освещения, используя лишь
одну домашнюю лампу и зеркала? Peter Kirring считает что можно! В этой
статье он покажет как можно управлять светом при помощи зеркал.
Имитация профессионального освещения с помощью зеркал
Однажды я видел видео, где
профессиональный фотограф использовал профессиональное студийное
освещение и зеркала при освещении объекта, и я захотел попробовать
достичь того же результата, используя лишь только одну домашнюю лампу и
зеркала.
После посещения магазина DYI (Сделай сам) и Toys R’Us (Магазин
игрушек), у меня было все необходимое: 4 зеркала 15х15 см и модель
автомобиля. Зовите меня автолюбителем, но я не мог не беспокоиться о
модели машины, основываясь на том, какой автомобиль я хотел бы иметь в
натуральную величину… В результате я выбрал Maserati GranTurismo в
масштабе 1:24.
Снимаем Maserati GranTurismo
Мое “домашнее освещение” - старая напольная лампа из IKEA за 20
австралийских долларов с лампочкой накаливания в 60 Ватт. Я собирался
использовать только один источник света, поскольку бытовые лампочки
почти неизбежно меняют оттенок в зависимости от производителя и
возраста лампочки.
Моей целью было использовать зеркала для отражения света на
автомобиль, чтобы сделать форму, очертания и линии более заметными, чем
если бы я просто залил всю машину светом.
Моя первая комбинация была следующей:
Первая комбинация
Первый снимок делаем с использованием одного зеркала и одной лампы.
Зеркало ставим в нескольких сантиметрах от модели под 45 градусов:
Первый снимок с использованием одного зеркала
Получилась неплохая Z образная тень на капоте, однако результат не
впечатляет. Взгляните на автомобиль - кривые линии или арки у колёс
слабо выделены.
Освещение слишком резкое и прямое, что не даёт нормального тона при
отражении. Такая постановка создаёт эффект поверхности и испытывает
недостаток в любой глубине перспективы. Выглядит так же, как от прямого
солнечного света в полдень.
Самое главное, осветитель расположенный с той же стороны автомобиля,
что и моя камера, не давал мне использовать зеркала, для отражения
света на авто. Это надо перестроить!
Мой следующий шаг выглядит так:
Расстановка зеркал
Здесь я разместил осветитель позади автомобиля, приблизительно под углом 60 градусов.
Вот оно, начало - автомобиль освещённый одной лампой:
Автомобиль освещённый одной лампой
Не удивительно, что автомобиль недоэкспонирован со снимаемой стороны
(это то, что я хотел бы получить на данном этапе). Особенно там, где
дверь переходит в крышу. Думаю этого можно избежать, если использовать
больше рассеянного света, например подвесить белую ткань перед лампой.
Первое зеркало (с пометкой 1 на фото вверху) я разместил так, чтобы оно отражало свет на переднюю часть автомобиля:
Первое зеркало отражает свет на переднюю часть
На данном этапе целью является передняя часть автомобиля, надо осветить её так, чтобы получить отражения в фарах.
Следующее зеркало (с пометкой “2″) отражает свет на боковую часть автомобиля:
Второе зеркало освещает боковую часть
Оно создаёт отражения на колёсах (особенно на переднем), а также
подчёркивает форму колёс, передней колёсной арки, продольного шва на
двери и низ задней колёсной арки.
Третье зеркало (правильно, с пометкой “3″)
Третье зеркало освещает заднее колесо и линию от
крыши до багажника
отражает свет на заднее колесо и линию от крыши до багажника.
Последнее зеркало (с пометкой “4″) отражает свет на переднюю часть и внутрь кабины.
Четвёртое зеркало освещает переднюю часть и кабину изнутри
Задействовав все четыре зеркала, мне кажется я использовал все
возможности, не думаю, что больше зеркал как-то улучшит положение.
Вот как выглядит автомобиль без зеркал и с зеркалами:
Автомобиль освещённый одной лампой без зеркал
Автомобиль освещённый лампой и зеркалами
Использовав одну бытовую лампу и четыре зеркала я имитировал студийное освещение для модели автомобиля!
Если бы моей целью была продажа модели автомобиля на ebay или другом
интернет-аукционе, уверен, что конечный результат привлёк бы гораздо
больше потенциальных покупателей, что естественно подняло бы цену
товара.
Даже если я не продам модель автомобиля (я продам её, когда заменю
на настоящие размеры 1:1), я отлично провёл время играя с освещением.
Знание правильного освещения - основа фотографии, и я уверен,
приобретённые навыки ещё не раз пригодятся мне в будущем. И кто знает,
может я и Вас вдохновил попробовать нечто подобное - играть и учиться?
Технические данные:
Фотографии снимались на Nikon D300 с линзой 50 f/1.8. Все фотографии
сделаны с диафрагмой f/14, около 1 секунды выдержки и ISO 320. Баланс
белого стоял на “Авто”, что и создало жёлтый оттенок. Я мог бы записать
баланс белого в ручную, но так как я снимал в RAW, баланс белого
скорректировал в Nikon Capture NX.
Фотографии уменьшены в размере, добавлена резкость и конвертированы в JPG, больше никакой пост-обработки не проводилось.
Можно ли что-то сделать по-другому?
Уже позже я заметил, что автомобиль выглядел лучше в начальной
установке (особенно передняя часть). Я учту это в следующий раз. Кроме
того в следующий раз я попробую более тёмные, не светоотражающие
поверхность и фон. Это должно дать мне больше возможностей для тонкой
настройки, так как будет гораздо меньше отражений от столешницы. Также
это поможет автомобилю больше выделиться на фоне.
Остановился ли я на этом? Нет, я попробовал двигать зеркала по кругу, вот как здесь:
Другая расстановка зеркал
Этот способ размещения зеркал даёт такой результат:
Фотография автомобиля с другой расстановкой зеркал
В этой расстановке я использовал софтбокс, который даёт более мягкий
свет, и внимание, форма и кривые менее чёткие, чем при использовании
зеркал. Это отличие хорошо даёт понять, когда следует использовать
зеркала для отражения света.