Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Работа с софтбоксами: Часть 2


Всё о фото ... и ничего лишнего

 

Работа с софтбоксами: Часть 2

Этот урок является продолжением основного урока об освещении, который представлен на нашем сайте под заголовком «Работа с софтбоксами: Часть 1». В этом уроке мы сравним результаты нескольких фотосъемок бильярдного шара, поверхность которого обладает высокой отражательной способностью, чтобы продемонстрировать, как наилучшим образом контролировать и изменять освещение.

Работа с софтбоксами: Часть 2

Работа с софтбоксами: Часть 2

Камера / Мультимедиа

∙ Камера Olympus E-1
∙ Голова Manfrotto 3275
∙ Штатив Manfrotto 3001PRO
∙ Карта памяти Lexar 80x CompactFlash™ объемом 1 ГБ

Осветительное оборудование

∙ Photoflex Boom
∙ Алюминиевая рама Photoflex LitePanel 39×72″
∙ Полупрозрачная ткань для рассеивания света Photoflex LitePanel 39×72″
∙ Photoflex LitePanel Accessories
∙ Photoflex Litestand 2218
∙ Photoflex Starlite Medium Digital Kit 1
∙ Бытовая лампа

Установка / Фон

∙ 2 складных козла
∙ лист из пеноматериала черного цвета размером 30×40 см

Трудности использования встроенной вспышки

Для начала мы создали фон для фотосъемки, установив два козла в углу небольшой комнаты, на которые был уложен лист из пеноматериала черного цвета размером 30×40 см. Далее мы установили стандартную цифровую камеру на штатив, надежно прикрепили бильярдный шар к поверхности пеноматериала с помощью «липучки» (50/50 смесь из мягкой резины и глины для лепки) и перевели камеру в режим горизонтальной съемки (изображение 1 и 2).

Фон: лист пеноматериала черного цвета, установленного на козлах (Изображение 1)

Фон: лист пеноматериала черного цвета, установленного на козлах (Изображение 1)

Надежно крепим бильярдный шар к поверхности пеноматериала с помощью «липучки» (Изображение 2)

Надежно крепим бильярдный шар к поверхности пеноматериала с помощью «липучки» (Изображение 2)

Чтобы продемонстрировать, как большинство людей подходит к вопросу фотосъемки подобных объектов, мы перевели камеру в режим автоматической съемки, включили встроенную вспышку и сделали снимок (изображение 3 и 4).

Съемка с использованием встроенной вспышки (Изображение 3)

Съемка с использованием встроенной вспышки (Изображение 3)

Бильярдный шар не видно на черном фоне. Отвлекающее световое пятно – отражение вспышки (Изображение 4)

Бильярдный шар не видно на черном фоне. Отвлекающее световое пятно – отражение вспышки (Изображение 4)

Результат получился даже хуже, чем мы ожидали! Все дело в том, что луч света от вспышки, который исходит прямо от камеры, настолько узок, что искажает форму шара на снимке. Фактически такое освещение дает настолько высокий контраст, что очертания шара черного цвета не видны на черном фоне. Объект на снимке больше напоминает зависшее в воздухе белое округлое пятно с цифрой 8 в середине, а не бильярдный шар.

Освещение настольной лампой

На следующем этапе мы заменили цифровую камеру на модель Olympus E-1 (как и большинство профессиональных фотокамер, вместо встроенной вспышки модель E-1 имеет разъем внешней вспышки hot-shoe) и сделали снимок в том же ракурсе. Затем для освещения шара мы решили использовать обычную настольную лампу, вместо того, чтобы установить источник света перед объектом, как в случае со встроенной вспышкой, мы решили поместить источник света немного в стороне от объекта – такое освещение позволит подчеркнуть объемную форму шара.

Когда лампа была установлена, мы сделали некоторые изменения в настройках камеры:

∙ Перевели выдержку в режим Manual Exposure (Ручная установка экспозиции)
∙ Резкость перевели в MF (Manual Focus)
∙ Установили минимально возможное ISO (100)
∙ Разрешение (Resolution) перевели в режим SHQ
∙ Баланс Белого (White Balance) установили в соответствии с цветовой температурой от настольной лампы (около 2800 K)

Мы установили диафрагму на уровне f/5.6 с ограниченной глубиной резкости (чтобы фон получился более размытый), установили скорость затвора в режиме 1/6-я секунды, навели резкость и сделали снимок (изображение 5 и 6).

Для освещения шара сбоку используется настольная лампа (Изображение 5)

Для освещения шара сбоку используется настольная лампа (Изображение 5)

Яркое световое пятно – отражение от лампы. Выразительная тень на противоположной стороне объекта (Изображение 6)

Яркое световое пятно – отражение от лампы. Выразительная тень на противоположной стороне объекта (Изображение 6)

Как видно, снимки получились гораздо лучше. Просто переместив источник света в сторону от объекта, Вы не получите идеальный результат, но сможете создать объемное изображение.

Но так как мы используем небольшой источник света (хотя и значительно больше, чем встроенная вспышка), снимок получился слишком контрастным. Так происходит всегда, когда снимаешь объекты, поверхность которых обладает высокой отражательной способностью. Обратите внимание на яркое световое пятно – отражение луча света от лампы – и на выразительную тень, которую отбрасывает объект с противоположной от освещения стороны.

Как работают софтбоксы и для чего они были разработаны

Софтбоксы были изобретены для того, чтобы справиться с проблемой сильной контрастности изображения и выразительных теней, которые получаются при съемке с «жестким освещением». Чтобы преобразовать «жесткий свет» (который по качеству равен прямому солнечному свету) в «мягкий свет» (равный освещению в пасмурный день), современные фотографы используют этот природный эффект: в большой короб помещают источник света, который проходит через натянутую полупрозрачную ткань.

На рисунке ниже видно, каким образом с помощью софтбокса можно получить мягкий рассеянный свет, равный по качеству освещению в пасмурный день (изображение 7 и 8).

Строение софтбокса (Изображение 7)

Строение софтбокса (Изображение 7)

Принцип работы софтбокса (Изображение 8)

Принцип работы софтбокса (Изображение 8)

Чтобы создать эффект рассеянного освещения, мы заменили настольную лампу осветительным оборудованием Photoflex Medium Starlite Kit, соединили его с Photoflex Boom и закрепили на Boom Stand. Вместо того чтобы поместить источник света сбоку от объекта, как в случае с настольной лампой, мы установили его над объектом на расстоянии около 60 см, чтобы создать сбалансированный свет, который будет освещать объект со всех сторон.

Мы не меняли диафрагму f/5.6, но установили выдержку 1/60, чтобы компенсировать увеличение уровня светоотдачи. Мы перевели Баланс Белого (CUSTOM WHITE BALANCE) в соответствии с цветовой температурой Starlite Kit (3200 K), навели резкость и сделали еще один снимок (изображение 9, 10 и 11).

Софтбокс средних размеров разместили над объектом (Изображение 9)

Софтбокс средних размеров разместили над объектом (Изображение 9)

Софтбокс находится на расстоянии 60 см над шаром (Изображение 10)

Софтбокс находится на расстоянии 60 см над шаром (Изображение 10)

Четкое отражение мягкого света от софтбокса. Мягкие очертания тени на темном фоне (Изображение 11)

Четкое отражение мягкого света от софтбокса. Мягкие очертания тени на темном фоне (Изображение 11)

Обратите внимание на совершенно иной результат, который мы получили благодаря использованию софтбокса. На поверхности шара ясно видно четкое широкое пятно - отражение света, а тень от объекта на темном фоне почти незаметна и имеет мягкие очертания. Такой способ освещения позволяет совершенно по-новому снимать объекты, поверхность которых обладает высокой отражательной способностью.

Теперь давайте посмотрим на различия между тремя этими способами освещения:

Встроенная вспышка

Встроенная вспышка

Настольная лампа

Настольная лампа

Софтбокс средних размеров

Софтбокс средних размеров

Как видно на снимках, использование софтбокса позволяет получить более естественный результат. Запомните, что эти правила освещения применимы для съемки как для объектов, так и для людей.

Чем ближе источник света, тем больше его отражение

Как мы упоминали ранее в других уроках, посвященных освещению, многие люди уверены, что, переместив софтбокс на большее расстояние от объекта, они получат более мягкий и рассеянный свет. На самом деле, луч света становится меньше и поэтому усиливается контрастность, что противоречит цели использования софтбокса.

При использовании софтбокса действует правило: чем ближе Вы его помещаете к объекту, тем более мягкий получается свет.

Чтобы продемонстрировать это правило в действии, мы опустили софтбокс, поместив его как можно ближе к бильярдному шару, чтобы не закрыть объект рамой (на расстояние около 15 см). Мы установили диафрагму 1/80, чтобы компенсировать увеличение уровня светоотдачи, и сделали снимок (изображение 13, 14 и 15).

Софтбокс приблизили на расстояние около 15 см от объекта (Изображение 13)

Софтбокс приблизили на расстояние около 15 см от объекта (Изображение 13)

Изображение 14

Изображение 14

Световое пятно-отражение стало больше. Отражение имеет четкие очертания. (Изображение 15)

Световое пятно-отражение стало больше. Отражение имеет четкие очертания. (Изображение 15)

Просто переместив источник света ближе к объекту, мы получили совершенно другой результат. Очертания тени на темном фоне получились даже менее заметными и более размытыми, чем раньше, а отражение на поверхности шара получилось хотя и в четыре раза больше, но более ярким и четким.

Многие были бы удовлетворены полученным результатом, но, скажем так, мы бы хотели получить отражение, которое было бы a) большего размера, чем сейчас; b) с более мягкими очертаниями, чтобы сделать акцент на форме объекта; c) с плавными переходами света, чтобы лучше отразить объем объекта.

Кажется, что это слишком трудная задача? На самом деле, это не так. Все, что Вам необходимо сделать, это применить несложную технику постановки света, которую профессиональные фотографы называют «эффект двойной диффузии» или «эффект двойного рассеивания света».

Как создать эффект двойного рассеивания света

Даже учитывая тот факт, что софтбокс позволяет получить мягкое рассеянное освещение, все же существует большая разница между изображением белого переднего экрана софтбокса и очертаниями черных внешних границ, которые появляются на отражающей поверхности шара. Таким образом, единственный способ смягчить эти границы – поместить еще один экран для рассеивания света между софтбоксом с четко очерченными краями и шаром. В этом случае нужно использовать Photoflex LitePanel.

На следующем этапе мы снова подняли софтбокс на расстояние 60 см от объекта и установили экран LitePanel размером 39 x72 см непосредственно над бильярдным шаром (на расстоянии около 15 см). Чтобы надежно закрепить экран LitePanel на одном месте, мы использовали 2 штатива LiteStand по обеим сторонам от козлов и крепления Main & T Clamps, чтобы закрепить экран LitePanel на месте (на расстоянии около 45,5 см от софтбокса).

Мы установили диафрагму 1/30, чтобы компенсировать выдержку, и сделали еще один снимок (изображение 16 и 17).

Экран для рассеивания света LitePanel поместили между софтбоксом и шаром. Софтбокс находится на расстоянии около 45,5 см (Изображение 16)

Экран для рассеивания света LitePanel поместили между софтбоксом и шаром. Софтбокс находится на расстоянии около 45,5 см (Изображение 16)

Отражение теперь демонстрирует переходы света. Границы чуть мягче (Изображение 17)

Отражение теперь демонстрирует переходы света. Границы чуть мягче (Изображение 17)

На полученном снимке видно, что световое пятно-отражение теперь получилось большего размера, с плавными переходами света, а границы немного смягчены. Однако, при более детальном рассмотрении правой части отражения, мы пришли к выводу, что экран LitePanel позволил получить более резкие границы отражения, которые мы пытались сгладить с помощью софтбокса. Это происходит потому, что софтбокс освещал всю поверхность экрана LitePanel, что и повлияло на то, что очертания отражения снова получились четкими.

Чтобы смягчить границы отражения, мы просто опустили софтбокс на более близкое расстояние, пока не увидели световое пятно - очертания софтбокса на экране LitePanel. Этот луч света от софтбокса отразится на поверхности бильярдного шара, а границы отражения будут смягчены. Не меняя установки на камере, мы сделали финальный снимок (изображение 18 и 19).

Софтбокс опустили на расстояние около 15 см от экрана LitePanel (Изображение 18)

Софтбокс опустили на расстояние около 15 см от экрана LitePanel (Изображение 18)

Границы отражения смягчены, световое пятно получилось большего размера. Очертания тени более размыты (Изображение 19)

Границы отражения смягчены, световое пятно получилось большего размера. Очертания тени более размыты (Изображение 19)

Теперь мы получили тот результат, которого хотели добиться. Границы отражения еще более размыты, световое пятно-отражение большего размера, с плавными переходами тона, а очертания тени на темном фоне получились более мягкими и еще более размытыми, чем на предыдущих снимках.

А теперь давайте сравним результаты, разместив снимки в ряд друг за другом:

Софтбокс средних размеров на расстоянии 15 см от объекта

Софтбокс средних размеров на расстоянии 15 см от объекта

Софтбокс и экран LitePanel на расстоянии 45,5 см от объекта

Софтбокс и экран LitePanel на расстоянии 45,5 см от объекта

Софтбокс и экран LitePanel  на расстоянии 15 см от объекта

Софтбокс и экран LitePanel на расстоянии 15 см от объекта

Как видно на полученных снимках, применение различных техник постановки света решающим образом влияет на то, как будут выглядеть на снимках Ваши объекты (и люди на портретах).

Помните, чем чаще Вы будете экспериментировать с постановкой освещения, тем больше Вы узнаете о том, как работает свет, и станете более уверенным в этих вопросах. Удачных Вам снимков!

Перевод: Алёна Борягина специально для Я - фотоблоггер (ifotoblog.ru)

Источник: webphotoschool

Метки: освещение, советы, софтбокс, статьи, уроки фотографии

Навигация по сайту:


В избранное