Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Как перестать беспокоиться и начать фотографировать"


Всем доброе утро!

Очень много фотографического народу просит сделать курс по фотокомпозиции на сайте vneformat.ru Но, заканчивая книгу по фотокомпозиции, я пришел только к одной мысли - это в принципе невозможно.

Фотокомпозиции нельзя научить в принципе. Это, как музыкальный слух, либо он есть (в принципе наличие "фотоинтуиции" можно элементарно проверить), и его можно и нужно развивать, либо там "медведь потоптался", и тут уж извините, остается либо барабан, либо рэп...

Я не врач платной клиники, чтобы лечить болезнь, которой нет. Поэтому в открытом доступе и бесплатно вкратце расскажу, насколько позволяет формат интернета, об основных закономерностях восприятия изображений, но насколько каждый сможет применить это на практике - зависит только от самого конкретного фотографа. Подробно с тестовыми снимками это будет издано в книге по закономерностям восприятия фотографий.

В курсе "Способы и методы съемки" на Внеформате применение этих закономерностей буду отслеживать и направлять.

Сейчас предлагаю введение к книге с небольшими сокращениями.

 

О композиции в фотографии написано много книг, ей учат в фотошколах, "фотоаналитики" на интернетовских сайтах и в журналах подвергают разбору фотографии с точки зрения ее "законов и правил".

Но как выясняется, фотокомпозиции нельзя научить. Распространенный вариант по Козьме Пруткову "Щелкни кобылу по носу - она махнет хвостом" не проходит. Это, как музыкальный слух, либо он есть (в принципе это можно элементарно проверить), и его можно и нужно развивать, либо там "медведь потоптался", и тут уже прямая дорога в техническую часть фотографии, мир мегапикселов и фокусных расстояний, и конечно в анализ и разбор снимков.

Поэтому все, что написано далее в этой книге, фотограф с "чувством композиции" будет держать в голове и применять, но не механически, а творчески, как вспомогательный инструмент свой интуиции. Тут слово "композиция" уже неприемлемо, как свод неких "правил", а скорее нужно говорить о "чувстве гармонии", которое можно и нужно развивать реальными знаниями о закономерностях восприятия. Но творческое начало, личность, внутренний мир и интуиция фотографа в любом случае на первом месте, а все остальное лишь дополняет их...

Просто применяя на практике описанные ниже принципы нельзя получать стабильные результаты фотосъемки. Как и применять их отдельно, а тем более на основании них судит о фотографиях. В любом случае в композиции снимка все полностью взаимосвязано, и найти баланс между разными визуальными эффектами может только сам фотограф на основании своей интуиции и творческого видения.

На чем базируются современные "правила композиции"?

Очень много пришло из живописи, причем многие каноны были сформулированы с десяток веков назад. При этом сами художники нарушали эти законы, о чем можно прочитать и в их мемуарах, и увидеть на их картинах. Но в живописи, где действительно можно все выстроить, вымерять до миллиметра, можно исказить все объекты, нарушить пропорции, перспективу, цвет и так далее. То есть возможностей для творчества - огромное множество. В отличие от фотографа, который имеет дело с суровой действительностью реального мира, на которую он практически не может влиять, а вынужден искать готовый сюжет, либо иметь дело с конкретными объектами и фотомоделями...

Использование компьютерных графических программ здесь не рассматривается, так как это уже дело фотохудожников, которые в отличие от фотографов имеют дело не с реальной действительностью, а с уже готовыми фотоизображениями в виде заготовок, а не готового произведения фотоискусства.

Получается, что "законы композиции" есть, а результатов действия этих законов, нет. Так может быть эти "законы композиции" существуют сами по себе и не связаны с реальной фотографией?

Часто "законы композиции" выводили люди технократического склада ума, усмотрев в нескольких действительно художественных снимках одинаковый прием и перенеся его на всю фотографию в целом. Забывая, что чаще всего на снимках одновременно присутствует сразу несколько как "правил композиции", так и закономерностей восприятия.

При этом, что тоже интересно, обычно в книгах по фотокомпозиции среди многих десятков иллюстрирующих снимков нет ни одной (!) фотографии автора этой книги. Как же автор узнал о том, как именно создавался тот или иной снимок? Ведь не секрет, что многие шедевры создавались по наитию, "навскидку", а потом уже разные аналитики приписывали автору то, что у него никогда в голове-то не было... Тем более, что отбирались лучшие фото десятков авторов. Но, самое интересное, что далеко не каждый фотомастер сможет объяснить, как он создал тот или иной шедевр.

Само учение о композиции старо как сама живопись, поскольку самый первый аналитик-"искусствовед", то есть человек, не способный сам создать нечто художественное, но пытающийся найти простое и "универсальное" объяснение созданному произведению, появился на свет одновременно с первым живописцем. С тех пор эти "законы композиции" никто не пересматривал, а только добавлял свои. В результате получился целый свод не связанных между собой правил и перепутанных между собой, как мусор в помойном ведре, но вот насколько найденное в нем нужно вам - это большой вопрос. И, что самое интересное, они в силу своей "простоты" получили огромное распространение в десятках книг по фотографии и Всемирной сети

Как же все-таки влияют "законы композиции" на создание художественной фотографии. Существует бесконечное множество неинтересных "композиционно-грамотных" фотографий, созданных на основании "законов композиции". Мало того, многие "дизайнеры" (лично для меня это слово, за очень редким исключением, стало ругательным, как и "стилист") в издательствах и рекламных агентствах подгоняют снимки в соответствии с этими законами, окончательно портя их. И одновременно с этим очень многие действительно произведения фотоискусства выполнены с вопиющим нарушением тех или иных композиционных требований.

А как же понятие "закона", который в соответствии с энциклопедическим словарем есть "необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности". То есть эти законы не вызывают "устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями". Если в любой фотографии нарушений "законов композиции" зачастую больше, чем их прямого использования, то какой же это закон?

С другой стороны - удачный кадр - это зачастую дело случая. Фотограф практически не может влиять на окружающую действительность. И порой надо отснять сотни кадров, благо современная техника позволяет, чтобы получился тот "единственный", который будет фотошедевром, снимком с большой буквы. И тут возникает парадокс: сама случайность создания снимка полностью входит в противоречие с "закономерностью" его построения. Если провести аналогию, создатель, например, самолета, не просто в соответствии с законами аэродинамики рассчитывает профиль и параметры крыла, чтобы получить необходимую подъемную силу, а находит эти данные методом тыка, создавая десятки экспериментальных моделей. Я б на таком самолете не полетел...

И при чем здесь "законы композиции", когда зачастую у фотографа есть только время на то, чтобы вскинуть фотоаппарат и нажать на спусковую кнопку, чтобы "сюжет не ушел". А уж о том, чтобы у него было время "композиционно построить кадр" - даже и говорить не приходится... Но при этом - вот парадокс - любая случайная фотография, если вообще не каждая (!?), отвечает тем или иным "законам композиции", впрочем, как и противоречит им. Которые и начинают анализировать аналитики-"искусствоведы".

В результате получается, что существующие "законы композиции" напрочь оторваны от конечного результата, а теория не соответствует практике. В любой другой науке такую теорию, которая фактически не объясняет конечных результатов, даже не стали бы рассматривать, но вот почему-то в фотографии это стало возможным. Может быть потому, что этим законам нет альтернативы? Или стоит взглянуть на проблему другими глазами, с другой точки зрения. И вдруг все встанет на место?

 Есть еще нюанс. В фотографии есть очень сильное заблуждение, что "картинка не получается" из-за применяемой фототехники. Она, конечно, играет свою роль, но отнюдь не решающую. Приобретя, наконец, современный "навороченный" фотоаппарат или объектив, или наоборот - старый, но великолепный по результатам съемки, фотограф вдруг осознает, что его снимки хотя и стали лучше по качеству, но ни шаг не стали ближе к совершенству. Далее, начитавших книжек о "законах композиции", и так же не достигнув при их помощи результата, фотограф остается наедине со своими проблемами

С другой стороны, есть же хорошие и великие мастера фотографии, которые снимают всем чем угодно, начиная от простейшей камеры, и кончая последним техническим "фотогаджетом", и при этом получают великолепные результаты. В чем же их "секрет"? Причем, многие даже не знакомы с "законами композиции", но их снимки почему-то безупречны. Но - техника вроде не совсем влияет, да и знание "законов композиции", как выясняется, не помогает. Значит, "что-то" все-таки есть, а вот что конкретно? Значит, есть нечто, что позволяет делать фотошедевры, но по каким-то другим законам, отличным от писаных "законов композиции".

А что же такое композиция? Как ни странно, очень мало людей могут сформулировать это понятие, хотя смысл его можно прочитать в любых словарях. Проще говоря - это компоновка, взаимное расположение, объектов и некоторых визуальных эффектов на снимке. Из этого следует, что важно всегда оценивать фотографию целиком, как произведение искусства, а не по частям. Будем отталкиваться от этого постулата, так как только так можно создать на фотоизображении образ, который не оставит зрителя равнодушным. А вот насколько гармонично будут скомпонованы элементы изображения - это уже дело интуиции и знаний фотографа.

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос: что же действительно влияет на создание художественной фотографии и как это нечто применить на практике, была проведена большая исследовательская работа по изучению воздействия как мнимых (надуманных), так и реальных закономерностей восприятия фотоизображений.

После проведенных исследований получилось всего 4 (!) основные закономерности восприятия, которые действительно работают, но работают не при простом "механическом" применении, а несколько иначе... Остальные либо не воспринимаются большинством зрителей, либо являются частными случаями. Многие вообще не были описаны, так как находились совсем в другой сфере, скорее более близкой к медицине, нежели к фотографии. Поэтому при "анализе" фотоснимков до них очень сложно было додуматься.

Как выяснилось, большинство "придуманных" законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это хотелось бы авторам и их последователям. Все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а с другой стороны - сложнее, так как создание снимка, понятного для восприятия большинством зрителей - это совсем другая "система ценностей"  по сравнению с общепринятой.

Все закономерности восприятия фотографий обусловлены исключительно нашей природой, всего несколькими механизмами зрения и психологии восприятия. Любые отступления, надуманные "законы" и "правила" не находят подтверждения. Причем закономерности восприятия существуют независимо от нас восприятия, как, например, сила тяжести.

Здесь на первое место выходит именно личность фотографа, его интуиция, его мировоззрение, внутренний мир, способность увидеть в окружающем мире нечто, что ограниченное рамками кадра приобретает силу эмоционального воздействия. Самое интересное, что удалось даже создать и опробовать принципы тестов, при помощи которых можно с большой долей достоверности выявлять людей, имеющих способности к фотографии, как виду искусства. Хороший фотограф, как, наверное, и в любой другой сфере человеческой деятельности, "товар штучный", несмотря на кажущуюся вседоступность этого вида искусства

В любом сочетании объектов окружающего мира глаз человека стремится отыскать организацию, какой-либо порядок, закономерность. И задача фотографа показать их на снимке. С другой стороны, очень часто без ясного авторского замысла, без четкого сюжета не может быть найдено законченное изобразительное решение снимка. Но для того, чтобы создать этот замысел, надо в совершенстве владеть и фотокамерой, и знаниями о том, как воспримет то или иное изображение зритель. Но главное все равно - личность фотографа, его "фотографическая интуиция".

В чем же заключается "фотографическая интуиция" фотографа. Каков ее конечный результат?

Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поскольку разные объекты съемки в одних и тех же условиях делают снимок настолько разным, что применять одинаковые "законы композиции" просто нет никакого смысла, как и подгонять фотографии под них.

Фотограф должен мгновенно проанализировать сюжет съемки, оценить важность каждого объекта в кадре для зрителя, которые отнюдь не равнозначны. После этого выстроить гармоничную композицию, используя при этом не притянутые "за уши" правила, а основываясь на своей интуиции. Найти среди многих составляющих единственно верное решение и по границам кадра, и по резкости, и свету. У людей с развитой интуицией это происходит само собой. Именно из таких людей получаются очень хорошие фотографы.

Современная наука может лишь подсказать творческой личности важные моменты, которые надо знать и обращать внимание при съемке. Не более. Выстроена стройная и научно обоснованная система смысловых центров и закономерностей восприятия фотоизображений.

Так как все закономерности восприятия изображений основаны на нашей природе, то их можно развивать при помощи интуиции фотографа. То есть способность вычленять из окружающей среды те моменты, которые будут интересны большинству зрителей, и фиксировать их фотоаппаратом. Именно развивать, как и любые другие навыки, а не слепо применять... И тут уже можно говорить не об обучении фотокомпозиции на основании "законов и правил", а о развитии фотоинтуиции и чувства гармонии в виде психологического тренинга. Чтобы фотограф, глядя на сюжет съемки, сразу мог не только мысленно видеть, как он будет выглядеть на снимке, но и как его воспримут зрители.

И конечно не надо забывать о технической стороне вопроса. Несмотря на все развитие техники, роль фотографа остается решающей, и заменить его практически невозможно. Поэтому без владения в совершенстве фотопроцессом о большом творчестве говорить рановато, так как вы просто технически не сможете реализовать на снимке свою задумку...

Как гласит китайская пословица: "Не давай нищему рыбу, дай удочку"...

По-прежнему жду от вас вопросов по фотографии.

Ваш Дмитрий Кораблев


В избранное