Гармония с собой и миром: 'Верка Сердючка и Джоакино Россини'
Сам я телевизор не смотрю. Не знаю, идет сейчас Дом-2 или закрылся.
Или идет, но уже Дом-3. С другой стороны, сказать, что я ненавижу
подобные передачи, тоже не могу. Я отношусь к ним спокойно, как к
явлению природы – снегу там или ветру. Хотя так было не всегда.
Когда-то я работал в оперном театре, и заметил, что на спектакли
ходят одни и те же люди. Выглядываешь из оркестровой ямы и видишь ту же
тётечку с синими волосами. Того же бородатого интеллектуала в очках. Тех
же юных студенток одухотворенного вида. В антрактах они чинно
прохаживаются по фойе и кланяются друг с другу. В буфете те же, изо дня в
день.
Меня это по молодости расстраивало – а как же остальные? Неужели в
миллионном городе высокое искусство больше никому не нужно?
Глаза мои раскрылись, когда однажды я услышал интервью с Андреем
Макаревичем. Дословно не помню, но смысл такой. Журналист, бравший
интервью, посетовал, что поэзия в нашей стране перестала быть столь
популярной, как, например, в 60-е годы. Помните - Евтушенко,
Вознесенский, Белла Ахмадулина собирали толпы. Читали стихи на такую
аудиторию, какую соберет не каждая поп-звезда. А сейчас? Полный упадок и
разложение.
На что Макаревич ответил – ничего странного. Когда поэты собирают
площади - это НЕ НОРМАЛЬНО. Во-первых, потому что стихи явление
камерное, интимное. Во-вторых, поэзия вообще не массовое искусство.
Макаревич прав. И оперы Россини - не массовое искусство. Живопись
Кандинского – не массовое искусство. Фильмы Тарковского – не массовое
искусство. Когда на выступление поэта валит многотысячная толпа, это
здорово, но такое возможно только на кратком историческом периоде. А
вообще это не нормально.
А что нормально? Для большинства нормальна массовая культура, что
логично вытекает из ее названия. Раньше - сказки, предания, истории о
домовых. Танцы под гармошку. Частушки.
С неба звездочка упала
Прямо милому в штаны.
Пусть бы все там разорвало -
Лишь бы не было войны.
А что сейчас? Да то же самое. Дом-2, мыльные оперы, Верка Сердючка.
Чем выше любовь, тем ниже поцелуи, чо.
Таким утонченным эстетам, как мы с вами, эта пошлость может не
нравиться. Настолько, что некоторые даже говорят об упадке культуры. Но
ошибка этих эстетов в том, что они сравнивают прежнее ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО с
нынешней МАССКУЛЬТУРОЙ. Римского-Корсакова с группой «Лесоповал». А
сравнивать нужно равнозначное.
Как вы уже догадались, мы развенчиваем еще один миф. Миф о падении
культуры.
100 лет назад культура и искусство, казалось бы, процветали. Но для
кого? Для горстки образованной интеллигенции. Остальная Россия,
выражаясь языком учебников истории, спала во мраке невежества и
бескультурья. Сейчас «низовой» уровень подрос за счет технологий – ТВ,
радио, интернет. Люди стали образованней, лучше разбираются в мировых
событиях. Возьмите крестьянина начала XX века и нынешнего жителя
деревни, который смотрит новости и временами заглядывает в дочкин
компьютер. Это разные люди.
Дом-2 и телесериалы критики не выдерживают. Они ужасны с точки зрения
людей, читающих книги и не смотрящих зомбоящик. Но сериалы это огромный
шаг вперед по сравнению с тем, что было каких-нибудь полвека назад.
Когда народ квасил во дворе бормотуху и увлеченно мастерил заточки.
Они вонзятся в лёгкие, от никотина чёрные,
По рукоятки лёгкие, трёхцветные, наборные…
Вот она была, культура. А не оперы Россини.
И напоследок. Время от времени я пишу что-нибудь в духе: «Ребята,
возьмите себя в руки, все не так плохо, как вам кажется. Возможно,
«ужас», но не «УЖАС, УЖАС, УЖАС!». И каждый раз в комментариях
кто-нибудь возмущается: «Это уход от ответственности, складывание рук,
эскапизм и попустительство! Ужас, ужас, ужас!»
Хочу пояснить: я не считаю, что нужно складывать руки. Надо улучшать
окружающий мир по мере своих сил. Я лишь считаю, что не стоит истерить. И
говорить о мифах полезно - когда понимаешь, что происходит, живется
уверенней и спокойнее.