Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

NEWSLAB.RU - Театр

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Театр


NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Театр, 14 декабря 2007 г.
Его университеты

История Минусинского драмтеатра неразрывно связана с именем Николая Гудзенко. Артист, режиссер, педагог – он воспитал несколько поколений актеров. 11 декабря заслуженному артисту РСФСР Николаю Климентьевичу Гудзенко исполнилось 95 лет.

Годы согнули его спину, но не сломили дух. В общении с Николаем Климентьевичем невольно поражаешься – в столь немолодые годы сохранить такую ясность ума и остроту суждений! Спектакли он ставил до 90 лет. И сейчас бы еще работал, да зрение сильно ослабло… Актеры, которым посчастливилось играть в постановках Гудзенко, вспоминают работу с ним с благодарностью – это была настоящая школа мастерства.

В артисты прошел вне конкурса

…Услышав, как коллеги с восторгом говорят, что в труппу театра пришло много молодых актеров с высшим образованием, Николай Климентьевич лишь покачал головой:

– Прежде артисты получали свое образование на сцене – всему учились на практике! Гудзенко есть с чем сравнивать – его университеты начались в 20-х, когда он был еще подростком. В те годы в Минусинск приехал красноярский молодежный театр Рабтемаст, под руководством бывшего политзаключенного Сергея Ивановича Прокофьева. Для массовки набирали рослых парней – высокий статный Николай был вне конкурса! Так он впервые вышел на профессиональную сцену… А спустя несколько лет, в 35-м, пришел в Минусинскую драму полноправным актером. За годы работы сыграл в нем больше сотни ролей. А в 37-м выпустил здесь свой первый спектакль – «Разлом».


Фото: Николай Гудзенко

– Тогда и театра-то еще как такового не существовало – так, любительский театральный коллектив, – вспоминает Николай Климентьевич. – И собственной сцены у нас долго не было. В 31-м театр подожгли неизвестные бандиты, и мы восемь лет мыкались по разным углам. А когда здание, наконец, восстановили – свалилась другая напасть: труппу вскоре расформировали. Было поветрие по всему краю – кто-то из начальства сгоряча решил, что ни к чему нам столько театров…

Благо вскоре в краевом руководстве одумались – театр в Минусинске вновь заработал. Может, еще и потому, что началась война, и в Сибирь съехалось немало актеров из оккупированных областей России – их нужно было куда-то трудоустраивать. Бывший художественный руководитель минусинской труппы Иван Петрович Шмыков отправился на военную переподготовку. Во главе театра поставили Николая Гудзенко. Ему в ту пору еще не было и тридцати.

Крестьянская поддержка

…Военное время Николай Климентьевич до сих пор вспоминает с волнением. Да и как забыть, когда под начало к нему, совсем еще молодому режиссеру, НКВД направило группу профессиональных артистов из немецкого Поволжья? И как спустя полгода пришлось снимать с репертуара многие спектакли, когда актеров-немцев, занятых в них, скопом забрали в лагеря?.. Не передать словами то бессильное отчаяние, которое он испытал, придя в опустевший театр. Но опускать руки было нельзя – театр нуждался в нем. За годы руководства Гудзенко еще не раз приходилось защищать его от самодурства власть имущих.

Сейчас, когда труппу из маленького сибирского городка знают по всей театральной России и у театра столько наград самой высшей пробы, – трудно поверить, что Минусинская драма не раз оказывалась на грани закрытия. И не только в лихую военную годину. Уже в 60-х, хотя театр давно приобрел статус профессионального, некоторые ретивые партаппаратчики опять сочли, что в крае слишком много театров. Мол, зачем минусинцам свой театр – Абакан неподалеку, пусть туда ездят! Благо труппа обслуживала не только родной город – Минусинская драма была колхозно-совхозной. Крестьяне не дали любимых артистов в обиду – председатели всех хозяйств оплачивали содержание театра. Гудзенко в долгу не остался – его труппа не раз объехала окрестные села.

– Бывало, загрузимся прямо в кузов грузовика, – улыбается Николай Климентьевич. – Подъезжаем к клубу, все в пыли, уставшие. А там нас уже встречают – с водой, полотенцами, всякой снедью – вот это было отношение! На наших гастролях в сельских клубах не было свободных мест!

С годами любовь зрителей к Минусинскому драмтеатру только окрепла. Сегодня не то что в селах – в крупных городах неизменные аншлаги на его спектаклях. И в этом тоже заслуга Гудзенко – именно он сколотил здесь крепкую, высокопрофессиональную труппу.

Приверженец классики

Преданность Минусинской драмы русской классике давно общеизвестна. Отечественную драматургию здесь ставят еще с позапрошлого века, когда усилиями любительского театрального общества в городе появился свой театр. Преемственность традиции передалась через поколения. Все лучшие работы нынешнего главного режиссера Алексея Песегова – «Наваждение Катерины», «Чайка», «Циники», «Вишневый сад» – по классическим произведениям.

Надо ли говорить, что его предшественник тоже прошел хорошую классическую школу? Особая любовь Гудзенко – к Островскому: он не раз его ставил. А переиграл почти все пьесы драматурга. В одной только «Бесприданнице» выходил на сцену в двух ролях: сначала сыграл Паратова, через несколько лет – цыгана Илью. Последняя его постановка в феврале 2003-го тоже из классического репертуара – «Цепи» Сумбатова-Южина.



– А на чем еще актеру учиться, как не на классике? – удивляется режиссер. – Язык, стиль, мысль в каждой фразе заложена – в бытовых пьесах этого не сыщешь. Классику очень трудно ставить. Нет актерского ансамбля – ничего не получится.

Гудзенко есть чем подкрепить свои слова – на сцене родного театра он выпустил десятки спектаклей. И многие из них – по классике. Но в историю театрального искусства он войдет, прежде всего, как чуткий педагог. О его внимании к актерам, умении раскрыть их сильнейшие творческие грани с признательностью отзываются ведущие артисты края. Не будь Гудзенко – все в их жизни могло бы сложиться по-другому…

«Крестный» отец

Алла Аверьяновна Гордон, ныне покойная, отыграла на минусинской сцене более полувека. Сколько раз эту яркую острохарактерную актрису приглашали в другие театры – не сосчитать! Но она неизменно отказывалась: «Мне интересно работать с Гудзенко».

Заслуженная артистка России Галина Саламатова (сегодня – актриса Красноярского театра им. Пушкина) пришла в Минусинский театр сразу по окончании училища, совсем еще молодой и неопытной. И до сих пор, спустя годы, считает, что встреча с Гудзенко в немалой степени определила ее актерскую судьбу: «В нашей профессии очень многое зависит от элементарного везения. И мне очень повезло, что Николай Климентьевич сразу меня увидел. После учебы мы приходим в театр слепыми щенками, даже не умеем правильно двигаться на сцене. А Гудзенко обращался со мной щепетильно и осторожно, дал мне основы профессии. И я очень благодарна ему, что он меня не изломал. Николай Климентьевич, а потом Натан Израилевич Басин (прежний главный режиссер театра им. Пушкина. – Е. К.) научили меня чувствовать сцену, помогли преодолеть скованность, стремились выявить многогранность индивидуальности».

Минусинский актер Игорь Герман – из поколения помладше, у Гудзенко он был занят всего в трех последних спектаклях – «Джентльмен», «Цепи» и «Волки и овцы». Но, как считает сам артист, в репетициях с Николаем Климентьевичем он получил столько, сколько не получал за все время своей работы в театре. Кто из сегодняшнего поколения режиссеров слышал о себе такие отзывы?..

…Пять лет назад, на праздновании 120-летия Минусинской драмы, актеры театра им. Пушкина вручили Николаю Климентьевичу символический меч. Как рыцарю театра. И в этом – весь Гудзенко.

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото из архива театра


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

В избранное