Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Театр "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА о нас пишут


Информационный Канал Subscribe.Ru



ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА - ТЕАТР ЕВРОПЫ


О НАС ПИШУТ:

Студенты III курса факультета искусств МГУ (декан факультета Лободанов А.П., доктор филологических наук, профессор):
семинар по театральной критике, руководитель - канд. искусствоведения доцент Губанова И. Н.



О спектакле "Софокл. Эдип"
 
(режиссер Игорь Лысов,
актеры театра "К.Л.А.С.С.").


Премьера состоялась 30 декабря 2003 г.
в зале "Глобус"
театра "Школа драматического искусства".


Выдержки из статьи Кирилловой Ольги
"ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА СПАСЕТСЯ".


Полностью статья будет опубликована в ближайшем номере "Буклет-Газеты".


   Сказочная ночь мифа, темной нитью вплетенная в ткань абсолютной трагедии, тягучая субстанция отчаяния, порожденная магией света, размытая тень вневременного сюжета, ставшая насыщенной плотью христианского мира - парадокс режиссера Игоря Лысова, поставившего в "Школе драматического искусства" своего "Эдипа".

(…)

   Реальность мифа всегда условна. Его пространство существует вне времени и вне действительной истории. Взятый в основу трагедии Софокла миф предельно концентрирует в себе события, отметая все случайное и внешнее. Здесь все подчинено одному началу - трагическому, и это очень тонко почувствовал Лысов. Его Эдип с первого появления на сцене осознает свою виновность, не зная, чем и когда провинился, но готовый принять эту вину. Именно такое трагическое мироощущение, заявленное с самого начала, и рождает ту "абсолютную" трагедию, которая позволяет режиссеру сделать главных героев женщинами. Женщина - источник жизни, а значит, и всех страданий на земле. Ее психология тоньше, нервней, глубже, чем мужская. И выбор Лысова здесь вполне оправдан. Конечно, тут можно говорить и о влиянии А. Васильева, чьим последователем является Лысов, и в чьей практике мужская роль уже отдавалась женщине.

(…)

   Одетый в черное платье Эдип (А. Голубева) становится тем Сфинксом, который сам себе загадывает загадки и бесплодно тщится их отгадать. Он как душевная чума поглощает собой всех остальных героев, существующих в его трагической реальности. В реальности, ставшей замкнутым кругом, из которого единственный выход - смерть.

(…)

   На балкончике, расположенном на уровне второго яруса в зале "Глобус", Лысов поместил еще трех персонажей. Роль их постоянно меняется на протяжении всего действия, или, скорее, зритель воспринимает этих героев всегда по-разному.
(...)

   …вот эти не то боги, не то люди взяли в руки по чаше с вином - значит, перед нами причастие, исповедь низших перед высшими. Они - символ христианства, олицетворение мужского начала (а все трое - мужчины), противопоставленное язычеству, началу женскому, темному, стихийному.

(...)

   Ослепив себя, Эдип победил Судьбу, ибо ослепление есть тьма, а тьма есть бесконечность, живущая в Вечности. Судьба не властна в вечном, а значит, сын божий оказался сильнее Отца своего.
   Привязка текста Софокла к христианской символике выглядит довольно спорно, хотя и эффектно. Некая обреченность, покорность року, фатуму, свойственные христианской религии, есть и в древнегреческой трагедии, однако, источники этого смирения имеют в каждом случае совершенно разную природу. Даже учитывая тот факт, что корни христианства уходят в язычество и пантеизм. Поэтому в постановке Лысова несомненно большей силой обладает взятый им пласт греческой трагедии, нежели религиозный аспект.

(…)

   … несмотря на всю спорность вопроса, такое решение трагедии и вывод в такие смыслы кажется весьма неординарным и интересным…

(…)


О спектакле "Танцующая Надира"
 
(сценарий и режиссура Мирзоватана Мирова, хореография Шарафат Рашидовой).

Спектакли прошли в рамках программы
"Узкий взгляд Скифа"
28 и 29 октября 2003 года в "Тау-зале"
театра "Школа драматического искусства".


Статья Меловатской Анны
"НАДИРА НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ МОСКВЫ".


   В последнее время во многих видах искусства наметилась тенденция обращаться к истокам, к первооснове. Желание попытаться абстрагироваться от современной цивилизации и вновь найти свое истинное "лицо", опять приблизиться к своим корням, к своим предкам.
   Эту тенденцию в очередной раз подтвердило выступление таджикского танцевального театра "Падида" на сцене театра "Школа драматического искусства". Вся специфика восточной культуры, ее менталитет, философия отразились в этом спектакле наиболее ярким образом через пластику. Восточный человек, не мыслящий свое существование вне природы, отражающий ее во всех сферах своего творчества, виден уже в названии - "Танцующая Надира". То есть это личность, субъект, существующий сейчас и акцентирующий сиюминутность происходящего. Ее (Надиру, восточного человека...) не интересует будущее, она живет сегодняшним моментом, восприняв опыт своих предков, который и есть первооснова бытия. Своеобразный мир в мире, микромир, он всегда неизменен и самодостаточен. Есть что-то вечное в этом: так жили наши предки, так живем мы и так будет вечно. В этом мире течение жизни неизменно.
   Единство своеобразной пластики, психологии, изобразительно- декоративного искусства, музыки и вокала - все атрибуты спектакля едины и "говорят" на одном языке - языке Востока.
   Однако не стоит думать, что созерцание и медитативность в этом спектакле главенствуют. Вовсе нет, напротив. Пластика и музыкальный ритм, наподобие локальных цветов практически не обладают переходными моментами, то есть из одного эпизода мгновенно переходят в другой. Но общая сюжетная и стилистическая канва ясно прослеживается. В сознании возникает восточный халат или платок броский и симметричный. Понятие ритма, симметрии, математики очень существенное для Востока, чрезвычайно существенно и для его хореографии. Череда девушек, сохраняя четкий ритм в движениях ног, создает руками и корпусом витиеватые гирлянды, арабески; то есть четкая основа и изменчивый узор одновременно.
   Как и во многих явлениях окружающего мира здесь также есть организующее начало. Это - единственный мужской персонаж в женском ансамбле (не учитывая мужской состав оркестра народных национальных инструментов). Имитация орлиной пластики, переливающиеся движения корпуса, стремительное вращение выявляют редкое техническое мастерство артиста и его темперамент. В движениях рук всех участников ансамбля проскальзывают движения-символы, движения-знаки, вызывающие определенный ассоциативный ряд, связанный с природой. То это взмахи крыльев, то испуг, то так называемые трудовые процессы - а в целом пластическая пантомима.
   Сюжет достаточно прост: свадьба молодых и все с ней связанное (как его поняла). Сюжет не главенствует, он лишь направляет эмоции и чувства этого этноса. Несмотря на то, что есть много общего в культуре и хореографии народов Востока, таджики не теряются в этом многообразии. В танце особенно выделяются движения рук и кистей: ладонь "надломлена" в запястье, она-то и живописует удивительные фигуры. Этот "лейтмотив" характерен как для женского танца, так и для мужского.
   Начинаясь с малого (с лежащей на циновке фигуры Надиры, матери невесты), постепенно заполняя всю сцену, увеличивая темп, усиливая эмоциональное напряжение, действие переходит в кульминацию, то есть спектакль выстроен по четкой драматургической канве. ( Режиссер и сценограф - Мирзоватан Миров)
   Возникает вопрос: можно ли считать заслугой хореографа Шарафат Рашидовой тот факт, что в хореографическом тексте спектакля не заметно, где заканчивается настоящий таджикский фольклор и начинается собственно творчество постановщика. Нет стыков, есть гармония. Как пример приведу высказывание: "Хорошей работой оператора считается работа, не заметная глазу". Может и здесь та же ситуация?
   Полное ритма и узора, зрелище поражает своей первозданностью и национальным колоритом. Спектакль имеет свое незабываемое лицо, которое многие творческие индивидуальности и ищут. Истоки живы и они будут продолжать питать собой творческие поиски и порывы.


Адрес театра: ст. м. "Сухаревская", ул. Сретенка, 19/27. Тел.: 923-70-25, 923-62-04.
Мы работаем ежедневно с 12 до 15 и с 16 до 20 часов.
E-mail: sdart@orc.ru, teatr_vasilyeva@mail.ru
Подписка на новости театра "Школа драматического искусства" Анатолия ВАСИЛЬЕВА: http://subscribe.ru/catalog/culture.theatre.sda

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИРЕКТОР ТЕАТРА АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное