Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая мифология.

  Все выпуски  

Мировая мифология. Три типа общества.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Три типа общества.

 

С точки зрения постмодернистской философии, все многообразие человеческих обществ сводится к трем основным типам. По  экономическому и культурному параметрам, их можно охарактеризовать, соответственно, как доиндустриальное (архаическое), индустриальное (модернистское), постиндустриальное (постмодернистское).

По хронологической шкале, к периоду Архаики будут относится все общества до начала Нового времени; Модернизм зародился в Европе в Новое время и затем распространился на большей части земного шара; Постмодернизм же сложился в западных странах после Второй мировой войны и, с разной степенью скорости распространяется в различных обществах и социальных группах. В нашей стране его реальное пришествие состоялось в девяностые годы теперь уже прошлого века (после развала СССР).

Каждому из данных культурно-экономических типов соответствует определенный политический субъект; первому – сложная система потестарных (властных) структур; второму – национальное государство; третьему – глобальные структуры.

И вот как эти различия отражались на трех важнейших сферах общества: экономической, управленческой, образовательной.

Старинное властное общество не стремилось как-то организовывать производство, а видело свою функцию в собирании дани (обычно натуральными продуктами). Тюрем было относительно мало – людей предпочитали подвергать определенным наказаниям (смертная казнь, калечение, выжигание клейма, битье плетьми, штраф). А что до образования, то подавляющее большинство детей обучались взрослыми в процессе обычного ремесленного или крестьянского труда малых групп (в семье или кустарной мастерской). Монастырские школы представляли собой исключение.

Модернистское капиталистическое общество французский философ-постмодернист Жиль Делез (в блестящей статье «Общество контроля») назвал «дисциплинарным». Людей стремились помещать в закрытые помещения, под надзор начальства. Основное производство было сосредоточено на фабрике.

И на праздношатающихся бродяг и сумасшедших буржуазия (в отличие от феодалов) смотреть спокойно не могла. Первых отправляли в тюрьмы (ставшие массовыми) или колонии, где надо было еще и работать. Для вторых же по всей Европе понастроили сумасшедшие дома.

Наконец, модернизм характеризовался созданием такого фундаментального явления как школа. В течение нескольких веков, она выполняла важнейшую функцию подготовки ребенка к условиям фабричного производства. Поэтому школа во многих аспектах копировала черты фабрики, завода.

До сих пор школа считается чем-то вечным, непреходящим. Но, как видно из рассматриваемой концепции, она – явление историческое, и, будучи таковым, неизбежно сойдет со сцены со сменой типа общества. Этим и объясняется кризис школы во всех обществах, переходящих к Постмодерну.

Причина данного явления состоит в том, что постиндустриальная экономика характеризуется, с одной стороны, возрастанием разнообразия, уходом от массового производства однотипной продукции, с другой –  быстрым обновлением производственно-технических фондов. Таким образом, человек не смеет надеяться, что он благополучно проработает свои сорок лет в одном и том же цехе, на одном и том же станке производя одно и то же изделие. Да и цехов, скорее всего не будет. Человечество на новом витке спирали развития возвращается к полуиндивидуальной, удаленной работе.

Возникает необходимость в многократной переквалификации работника. Поэтому процесс обучения становится фактически перманентным.

Будущее – за мобильными, высокотехнологичными формами образования в малых группах, которые сменят привычную нам школу так же, как в развитых постиндустриальных странах малые компьютерные производства сменили огромные фабрики казарменного типа.

Что касается пенитенциарной системы, то роль тюрьмы может заменить, скажем, электронный ошейник, не позволяющий покидать пределы дома в определенные дни и часы. Или ограничение доступа к каким-либо благам.

И громоздкий государственный аппарат Модернизма не нужен – у глобальных структур иной механизм управления. Необходимо лишь контролировать масс-медиа и управлять финансовыми потоками. А роль силовых структур берут на себя спецструктуры, действующие внутри обычных «органов» традиционных государств.

 

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Мифология народов ханты и манси.

Нум-Торум (небесный бог), Калтась-Эква (богиня земли), Куль-Отыр (злой дух). Боги светил.

Семь сыновей небесного бога. Мир-Сусне-Хум. Фантастические существа.

Творение мира. Свержение Калтась-Эквы.

Создание человека. Уральский хребет.

"Восхождение Мир-Сусне-Хума".

Богатырский эпос угров 1.

Богатырский эпос угров 2.

 

Карело-финский эпос.

"Калевала" 1.

"Калевала" 2.

"Калевала" 3.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.world.myths
Отписаться

В избранное