Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 40 (83) 12 апреля 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 40 (083)    12 апреля 2004г
 

Исэнмесез дуслар!
В сети появился очень интересный веб-проект "Татарские рода". Сайт посвящен татарской генеалогии, родословным, кланам. Координатор проекта Айнур Сибгатуллин, сайт ранее был создан Павлом (Архимед).
Сейчас на ресурсе вы можете найти следующие материалы:
О чем говорят татарские имена (толковый словарь имен), статьи, ссылки на татарские ресурсы в Интернете. Ресурсов посвященных тематике татарских родословных в Интернете почти нет, так что сайт будет несомненно востребованным.
Думаю, очень многие захотят разместить на сайте свою родословную, рассказ о семье. Я тоже подумываю в будущем на "Татарские рода" написать о своей семье.
Рекомендую посетить этот интересный сайт.

Содержание номера:
- Дамир ИСХАКОВ: Нужен ли нам берег турецкий? - или Кому мешают турецкие лицеи?
- Сохраним родной язык в местных говорах. Д. Б. РАМАЗАНОВА.
- Родной язык - вместе с молоком матери . А. К. НАДИРОВ (Самара).
- Правовой статус языков в Республике Башкортостан - Должен возобладать прагматический подход. Р. Г. СИБАГАТОВ
- Татары в зеркале истории. НАДИР ДАУЛЯТ (Турция).


Этот и остальные номера "ТР" Вы можете прочитать в архиве рассылки.


Нужен ли нам берег турецкий?

    В последнее время в регионах России стала усиливаться кампания, направленная против возникших в 1990-е годы лицеев с турецким участием (так называемые "татарско-турецкие", "башкирско-турецкие", "чувашско-турецкие" и др. лицеи). По ряду признаков очевидно, что данная кампания направляется из единого центра и ведется весьма целенаправленно.
    Почему я так считаю? Да потому, что по совершенно схожему сценарию была предпринята попытка закрытия этих учебных заведений в Чувашии, Татарстане и Башкортостане. В последней республике они в итоге и были в конце концов закрыты. У нас отмеченные лицеи удалось сохранить, но угроза повторного наступления против них не исчезла. Так вот, в связи с этим событием я хотел бы подробнее остановиться на тех "аргументах", которые выдвинуты определенными силами в обоснование нежелательности существования в стране таких учебных заведений. Это сейчас делается и на страницах отечественной периодики. В данном случае интерес представляет публикация В. Шалеева (г. Уфа) "Скидки по-турецки", появившаяся в официозной "Российской газете" (12 марта 2004 г.).
    Главные доводы этого автора сводятся к тому, что в Башкортостане башкирско-турецкие лицеи (сейчас, как я отмечал, уже закрытые) якобы прививали учащимся "идеи пантюркизма, панисламизма". Оказывается, "самая радужная мечта пантюркистов", окопавшихся в этих лицеях, заключается в том, чтобы создать "под зелено-голубым знаменем панисламизма и пантюркизма на основе "просвещенного шариата" некое "чистое" государство". Далее г-н Шалеев бросает в адрес организаторов этих лицеев и такое обвинение - они, мол, готовят "агентов влияния", воспитанных в "протурецком стиле" и могущих в будущем продвинуться "на ключевые государственные посты".
    Прочитав этот набор штампов и ярлыков, я тут же начал припоминать, где же встречал их раньше. Что-то такое, знаете, очень знакомое. Ба, да это же стандартный набор обвинений жандармов, применявшихся ими до 1917 г. в Российской империи по отношению к татарским джадидам и вообще к оппозиционно настроенным мусульманским деятелям!
    Между тем любой мало-мальски грамотный политолог, имеющий университетское образование, с ходу понимает, что весь этот "обвинительный приговор" в теоретическом плане совершенно неграмотен, а потому является не более чем работой воспаленного воображения малообразованных кругов, в силу весьма определенных причин не могущих дать себе труд подумать над тем, о чем они шумят. Поясню свою мысль.
    Общеизвестно, что "пантюркисты" и "панисламисты" - это лед и пламень, никак не совмещаемые по базовым понятиям. Первые являются националистами, все практические шаги которых выстраиваются на основе первенства этнического начала, а вторые как раз начисто отрицают именно это начало, ибо для них нет ничего важнее религиозного единства, в данном случае исламской общности. Как "исламисты" могут быть связаны с "пантюркистским подпольем", о чем вещает г-н Шалеев, ведомо одному ему, но никак не науке политологии, будь то европейской или отечественной. Когда сей автор (в скобках замечу, у меня вообще-то есть кое-какие сомнения относительно его реальности) пытается нас убедить в том, что в башкирско-турецких лицеях Башкортостана "прививались идеи пантюркизма, панисламизма", я при оценке его высказывания исхожу не только из изложенного выше общего посыла, но и из собственного конкретного опыта родителя - мой сын окончил один из таких лицеев в г. Казани, и, уверяю вас, он ничем подобным не был "напичкан". Более того, если бы из него сделали немного больше "панисламиста", я бы был совсем не против. Увы, эти учебные заведения, во всяком случае в г. Казани, работают на совершенно светских началах. А если еще учесть, что естественные науки там преподаются на английском языке по учебникам, подготовленным в Европе и США, даже у очень сомневающихся насчет возможного влияния идей "пантюркизма" в этих лицеях они отпадут - ну как может формироваться этот самый пресловутый "пантюркизм", когда там учащихся буквально "привязывают" к англоязычной цивилизации? Ясно, что в лице всех этих мифических угроз мы имеем дело с фантомами, характерными для очень ограниченных людей, занятых в сфере так называемой "государственной безопасности". Не думаю, что все чины, которые там работают, рассуждают так же, это было бы слишком плохо для страны. Все-таки Отечество у нас одно, и нам бы хотелось видеть в органах безопасности по-настоящему умных людей, видящих перспективу. Вот для умеющих думать российских политиков и силовиков я и хотел бы поделиться некоторыми своими наблюдениями, чтобы они сделали из них соответствующие выводы, которые я сам уже сделал довольно давно.
    Но прежде считаю необходимым сделать одно вводное замечание. Полагаю, что не ошибусь, если скажу - в современной России борются две тенденции: одна из них направлена на "закрытие" страны, на изоляционизм, а другая - на открытость, на интеграцию в мировые процессы. По большому счету обязательно победит вторая тенденция, так как глобализация стала уже неотвратимой. Что, однако, не означает невозможности временных трудностей на пути реализации в России программы ее вхождения в глобальные процессы. Это возможно, но ненадолго. Так вот, когда мы ведем речь о политике открытости, нельзя думать, что можно открываться "выборочно" - одних, мол, будем пускать, а других -нет. Или: сами будем проходить туда, где нам выгодно, а оттуда никому не позволим прийти сюда. Так не получится, политика открытости - это не только двухстороннее движение, но и многостороннее.
    И тут-то мне на ум приходят российско-турецкие отношения, которые, с одной стороны, характеризуются довольно интенсивным экономическим сотрудничеством, а с другой - регулярным вытаскиванием определенными отечественными кругами "турецкой опасности". Такая двойственная политика, как мне кажется, является наследием старого мышления, абсолютно не соответствующего новым реалиям, тем более - перспективе.
    Чтобы не утомлять читателя общими рассуждениями об этой проблеме, я хотел бы привести конкретный пример, который, как думается, многое может прояснить для нормальных людей, каковых в России большинство.
    Недавно в ходе ознакомительной поездки в Турцию в Стамбуле нас повезли на большое предприятие "Биофарм", производящее лекарства. Это было прекрасно оборудованное передовой техникой предприятие, работающее по самой современной технологии. Но речь идет не об этом. На меня впечатление произвели не технико-технологические показатели - в конце концов мы в Татарстане живем в окружении нефтехимических гигантов, которые оборудованы ничуть не хуже, - я был потрясен мышлением хозяина "Биофарма" г-на М. Онсела. Дело не сводится к тому, что он ведет крупную благотворительную деятельность (не только в Турции, но и в Татарстане - на его средства, например, в г. Бугульме функционирует медресе, здание которого отреставрировал он же). Нет, все гораздо глубже. В частности, в ходе нашей беседы выяснилось, что он вообще считает всю Евразию единой зоной и хочет, чтобы люди там относились друг к другу дружески. Россию же он видит в составе этой суперзоны, поэтому всячески выступает не просто за сближение россиян и турок, а за дружбу между ними. Причем он хочет этого искренне.
    Тут есть один нюанс: Мустафа-бей является верующим человеком и его мировоззрение основывается на исламских ценностях, которые, однако, весьма удачно смыкаются с современной глобализацией - ислам, как известно, очень подходит в теоретическом отношении для развития подобных взглядов. Таким образом, люди, подобные М. Онселу, являются на самом деле теми сторонниками сближения по-европейски, за которыми будущее. И таких турок, по моим наблюдениям, очень много, особенно среди деловых кругов. Но в то же время они остаются мусульманами, сохраняя свою мусульманскую идентичность. И вот вопрос: с точки зрения перспектив России выгодно сотрудничать с носителями подобных взглядов или нет? Если исходить из идеологии изоляционизма - нет. Но если придерживаться политики открытости, то люди, подобные Мустафе-бею, являются для нас связующим звеном с растущей Турцией, где уже сегодня проживают 75 млн. чел. Я понимаю, что усиление экономических связей с Турцией содержит и момент конкуренции, в том числе и в культурной сфере в широком смысле. Но надо ли нам бояться этого? К тому же конкуренция в любом случае неизбежна, включая и конкуренцию с Европой, и даже с Китаем. В таком случае не лучше ли заранее готовиться к неизбежному будущему, т.е. к росту сотрудничества России с Турцией?
    Вспоминаю один из эпизодов времен обучения моего сына в татарско-турецком экономическом лицее: когда я разговаривал с его однокашниками, с удивлением узнал, что среди них есть и русские ребята (кажется, до 1/5 учащихся этих лицеев - русские). И я одного из них спросил: почему ты поступил именно сюда? И знаете, что он мне ответил? Он сказал:; "В дальнейшем турецкое направление экономической деятельности для страны будет очень важным, и для тех, кто знает турецкий язык и культуру, появится возможность участия в бизнесе, а это позволит мне встать экономически на ноги". Помню, тогда я еще поразился такому зрелому мышлению. Но сейчас уже просто знаю, что аналогично думают многие лицеисты.
    Не кажется ли вам, дорогие читатели, что эти учащиеся гораздо умнее тех, кто кует сегодня совершенно никчемный миф о "турецкой", "пантюркистской" или "панисламистской" угрозе? Все дело в том, что эти ребята готовятся к реальному будущему, а иные дяди с погонами на самом деле мешают этому. Мешают из-за узколобости, непонимания того, что грядет.
    Я скажу даже больше: на сегодня нам не хватает этих татарско- (башкирско-, чувашско- и т.д.) турецких лицеев. Их должно быть больше. Почему я так думаю? Да потому, что в не столь отдаленном будущем Турция станет частью Европейского Союза, а наше будущее связано именно с этим союзом. Если мы будем сближаться с Европой, то нам придется считаться со всеми ее членами, тем более - с Турцией, чья экономическая мощь и постоянно растущий людской потенциал способны сделать ее одной из ведущих сил Евросоюза. Кроме того, с точки зрения геополитических интересов России на Кавказе, сотрудничество с Турцией, как, впрочем, и с Ираном, весьма важно. Опять-таки Россия, имеющая в своем составе многочисленную экономически и политически активную мусульманскую умму, чей вес, по прогнозам, будет увеличиваться, не может не быть отчасти мусульманской страной. А тот "просвещенный" ислам, который сегодня преобладает в Турции, очень хорошо совмещается с историческими традициями россиян, исповедующих эту же религию.
    Здравомыслящие политики страны все это прекрасно понимают. Мне кажется, эти истины не помешало бы объяснить пошире, чтобы их осознали и те, кто еще не созрел до этого.
    Вообще мне представляется, что надо организовать широкую дискуссию вокруг всего круга проблем турецко-российского сотрудничества, роли татар и Татарстана в этом процессе, включая и образовательное направление, являющееся их органической частью.

Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук, зам, председателя исполкома Всемирного конгресса татар.

"Звезда Поволжья" № 14 (215) 8 апреля 2004

Обсудить в форуме


Сохраним родной язык в местных говорах

    В настоящее время в РТ много делается по возрождению, развитию и обогащению татарского языка, расширению сферы его применения. Признание его в качестве государственного языка открывает в этом направлении более широкие возможности. Возобновилось применение татарского языка как языка науки, официальных и политических документов.
    Но это возможно только в условиях Татарстана. А ведь известно, что на сегодняшний день татарский народ в силу разных исторических причин живет почти в 80 областях и республиках бывшего СССР. И надо серьезно подумать о применении родного языка татарами, живущими за пределами республики, где возможности применения родного языка ограничены. Так, представители касимовского (Рязань), нукратского (Киров), нагайбакского (Челябинск), темниковского, лямбирского (Мордовия), сергачского (Нижний Новгород), камышлинского (Самара), хвалынского (Саратов), пермского (Пермь), каргалинского, шарлыкского (Оренбург) и многих других татарских говоров и диалектов не имеют достаточных условий для сохранения своего языка. А ведь эти группы дали много выдающихся личностей, которые сыграли большую роль в обогащении духовной культуры татарского народа, развитии его литературы и искусства. В литературу, в различные научные центры, в общем, в столицу татарской культуры из этих регионов вливались новые творческие силы.
    Но в настоящее время эти связи, просуществовавшие на протяжении нескольких веков, очень ослабли. И одна из причин этого - узкая функция родного языка в регионах, отсутствие необходимых условий для его полнокровного развития.
    Экспедиционные материалы последних лет показали, что касимовские, нукратские, нагайбакские и другие уникальные группы татар стоят перед угрозой исчезновения. В деревнях нет татарских школ. А ведь для того, чтобы дети воспитывались в своем национальном духе, изучали свой язык, первым и главным условием является ведение начального воспитания и обучения на родном языке. В большинстве библиотек работают люди другой национальности, учебники, художественные произведения, газеты и журналы, издаваемые в Татарстане, в регионы не доходят или доходят в незначительном количестве. В деревнях расселяется все больше людей другой национальности, что усиливает процесс ассимиляции татар с ними, особенно процесс русификации, и естественно, исчезновения как нации. Ассимиляция порождает личность, которая остается обездоленной от национальных духовных ценностей и, как правило, не знает по-настоящему ни русскую, ни татарскую культуру, а потому не сможет внести свой достойный вклад в дело духовного, и культурного прогресса родного народа.
    А там, где татары живут компактно, большими группами, процесс русификации идет медленнее. Таковы, например, Кулаткинский район Ульяновской, Бардымский район Пермской, Клявлинский район Самарской областей, Барангинский район Республики Марий-Эл. Здесь немного лучше ведется преподавание в школах на родном языке, работа в домах культуры деревень, создаются народные театры, ансамбли песни и плясок и т. д. Но что касается приобретения книг, учебников, наглядных пособий на родном языке, то в основном это ложится на плечи отдельных энтузиастов.
    Мы уже хорошо поняли роль и важность религии в таком святом деле, как сохранение родного языка, воспитание у людей высоких моральных норм. К сожалению, и в этом плане возможности татар, живущих за пределами Татарстана, тоже очень ограничены. Скажем, по радио, телевидению пропагандируется только православие, а для татар ничего не делается.
    Борьба за суверенитет, сильное стремление для самосохранения татарских групп, живущих в других областях, даются весьма тяжело. Нагайбаки, сибирские татары, например, разъединившись со своей исторической Родиной, встали в ряд "других" российских народов.
    Многие народы России, в том числе и татары, плохо осведомлены о своих правах создавать территориальные или культурно-национальные автономии с финансовой поддержкой со стороны государственных органов для решения сугубо национальных духовных, культурных и других жизненных потребностей. Такого типа органы должны создаваться и на местах, и на общефедеральном уровне. Однако это делается далеко не везде. Для примера хочу показать ситуацию в Тарусском, Таурасском, Усть-Ишимском районах Омской области. Здесь допускаются факты, когда большие татарские села в административном отношении подчиняются органам местного самоуправления маленьких русских деревень. Другой пример. Из-за финансовых трудностей во время сокращения учителей школ в ряде случаев были ликвидированы старшие классы в татарских деревнях. И это происходит потому, что в этих регионах нет никакого органа, который мог бы защитить права татарского населения.


Д. Б. РАМАЗАНОВА,
старший научный сотрудник ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова АНТ, кандидат филологических наук

материалы международной научно-практической конференции "Татары в современном мире"
Казань, издательство "Фэн", 1998

Обсудить в форуме


Родной язык - вместе с молоком матери

    Наиболее важным элементом национальной культуры является язык народа. Знание его молодежью обеспечивает наилучшие возможности для связи поколений, воспитания и духовного развития личности, счастья в семье. Жизненно необходимым условием является и знание русского языка. Реальное двуязычие - важная составная часть гармоничного развития человека, раскрытия его творческого потенциала.
    Статья 68 (п. 3) Конституции РФ гласит: "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Это же положение утверждается и в статье 9 (п. 2) закона России о языках: "Государство обеспечивает на территории Российской Федерации создание систем воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов России". Но право на свободный выбор языка воспитания и обучения в областях России реализовано в основном только для русского народа в виде обязательного изучения русского языка и доступного всем многоканального радиотелевизионного, газетно-журнального и других видов культурно-просветительного и информационного пространства. Конституционные права граждан и гарантии государства для других народов реализованы несравненно меньше, в особенности в городах и населенных пунктах со смешанным национальным составом населения.
    Конституция РФ рисует почти сказочную картину (любой родитель может свободно выбрать школу, класс с родным языком обучения), но Закон РФ об образовании хотя и декларирует это право, однако тут же ограничивает его рамками возможностей, предоставляемых системой образования (ст. 6, п. 2 Закона об образовании), а также желанием или нежеланием учредителей или составителей устава образовательного учреждения (ст. 6, п. 3 Закона). Таким образом, работники образования могут и не выполнять Конституцию России, они не несут никакой ответственности за ее реализацию. Закон об образовании значительно снижает конституционные права граждан гарантии государства.

Читать дальше...


Должен возобладать прагматический подход

    Правовой статус языков в Республике Башкортостан оказался в своеобразном положении. Здесь он никак не определен и, как сообщают в прессе, официальные круги в ближайшем будущем этого делать не собираются.
    Можно указать три причины такого положения: в республике слишком сложная языковая ситуация, нет взаимопонимания между различными национальными движениями; на уровне Государственного собрания, президентского аппарата и правительства не хватает политической воли и решимости.
    Вопрос о статусе языков в Башкортостане впервые встал в 1990 году при подготовке Декларации о государственном суверенитете. Были предложения определить в ней государственный язык и принять за таковой башкирский язык. В декларациях всех бывших союзных и большинства автономных республик так и сделали: язык национальности, давшей имя республике (титульная национальность), автоматически был принят в качестве государственного. Русский язык получал при этом отдельный статус.
    Но ситуация в Башкортостане не подходит под этот стандарт. Здесь три основные национальности: башкиры (21,9%), татары (28,4%), русские (39,3%). К тому же более 20% значащихся башкирами признают татарский язык в качестве своего родного языка. В республике татароязычное население составляет 31%, башкироязычное -16%.

Читать дальше...


Татары в зеркале истории

    Если провести наблюдения над фактами, связанными с именем татар, их числом, политико-административным положением, экономикой, культурной мощью и потенциалом на будущее, то можно обнаружить много явлений как положительных, так и отрицательных. Говоря по-другому, какая тарелка весов будет тяжелее - та, где собраны положительные явления, или та, где собраны отрицательные явления. Однозначно сказать об этом не очень-то легкое дело. Какие преимущества и какие недостатки есть у татарского народа, на наш взгляд,- исследовав это, постараемся ответить на поставленный вопрос.
    Сперва скажем то, что среди наций и народов очень мало так широко распространенное имя, как "татары". Пусть это будет в Европе, Америке, Турции, увидев вас и услышав слово "татарин", никто не удивится, потому что много раз слышали его. Имя "татары" было известно как минимум 2 тысячи лет тому назад. Если смотреть на вопрос с этой стороны, то татарину и не надо прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы его имя стало известным. Таким образом, на земном шаре, где проживает пять с половиной миллиарда человек, назваться таким широко известным именем можно оценить как положительное явление.
    Но так как живет и негативный взгляд на имя "татары", то по этой причине среди татар есть и боящиеся, и сомневающиеся. Они сторонятся от своего имени, были даже попытки заменить его. Как будто там, где есть татарин, там есть и опасность. Пусть будет!

Читать дальше...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары - первый сайт Бардымского района и татар Пермской области
Башкортстан татарлары
- сайт татар Башкортостана
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Республики Татарстан в Российском Университете дружбы народов
http://mubrik.tk - много татарских песен в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное