Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка N 50 (93) 19 июня 2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

  2003-2004, "Татарская рассылка"

 

 

Татарская рассылка

№ 50 (093)    19 июня 2004г
 

Исэнмесез дуслар!

Материалы номера :
- Прокуратура не смогла отменить Декларацию о суверенитете Татарстана.
- Татары в мусульманской умме России. Валиулла хазрат ЯГЪКУБ
- Где готовят учителей татарского языка? - адреса вузов и ссузов.
- О Федеральной миграционной службе в Татарстане.
- О исламском женском медресе в Бугуруслане.
- Татарский театр: в центре внимания - человек.
- Миркасиму Усманову - 70 лет!
- О мусульманской общине Москвы.
- Московской Соборной мечети - 100 лет
- В Комсомольске-на-Амуре будет строиться мечеть
- В Новокуйбышевске строится мечеть
- Точка с которой начилось строительство Казани найдена?


Драма о суверенитете
Прокуратура не смогла отменить Декларацию

    Вчера в Верховном суде РТ прекратились слушания по иску Прокуратуры РТ об отмене ключевых статей Декларации о суверенитете Татарстана. Верховный суд РТ во вторник взял драматическую паузу, прежде чем огласить вердикт. Декларация о суверенитете не угодила прокуратуре. В стремлении привести местное законодательство в соответствие с федеральным она добралась до самых основ и сделала попытку отменить положения Декларации о провозглашении суверенитета и о том, что вся земля, недра и природные ресурсы республики принадлежат народу Татарстана. Первая попытка разрешить дело о суверенитете окончилась месяц назад неудачно: в суд не явились представители Госсовета РТ. В прошедший вторник стороны все же встретились. Марат Галеев из команды Госсовета разложил на скамье кипу бумаг и приготовился к бою. Прокурор Василя Хисамова выглядела не столь подготовленной. То ли Прокуратура РТ была вполне уверена в успешном исходе дела, то ли на самом деле попытка привести декларацию "в соответствие" носит формальный характер. Во всяком случае представительница прокуратуры попросила о перерыве сразу после первых вопросов судьи Радика Габдуллина:
    - Декларация провозглашает суверенитет Татарской Советской Социалистической Республики. ТССР - это официальное название? Оно действует сегодня? Наверное, в Конституции РТ дается другое название?
    Позиция прокуратуры такова: во-первых, ТССР сегодня не существует на политической карте России, поэтому само название Декларации не соответствует реалиям времени. Во-вторых, вторая статья Декларации замахивается сразу на Лесной и Водный кодексы РФ, на закон "О недрах" и на Конституции РФ и РТ. А суверенитет противоречит всему, до чего может дотянуться. - Мы полагаем, что Декларация не может существовать в этом виде. На сегодняшний день она действует, поскольку никаких доказательств того, что она была отменена, ответчики не представили, - заявила Василя Хисамова. Представители Госсовета считают, что рассмотрения вопроса о Декларации в суде не может быть в принципе - это не нормативно-правовой акт:
    - Декларация по своей природе является политическим, а не правовым документом. Это заявление, которое констатирует изменения в государственном строе. Декларация является историческим документом, наподобие знаменитых декретов 1917 года. Сейчас те декреты прямо противоречат нынешнему законодательству, но ни один из них не был отменен, они просто замещались, -сказал Марат Галеев. Сейчас Татарстан работает над новой версией договора с федеральным центром - Марат Гадыевич показал на судебном заседании письмо по этому вопросу с визой самого Владимира Владимировича. Получается, Путина не смущает суверенитет Татарстана. Более того, он предлагает заключить новый договор и разграничить полномочия! В связи с этим, считают представители Госсовета, замахиваться на Декларацию просто бессмысленно.
    Судье Радику Габдуллину пришлось нелегко - дело явно вышло за рамки соответствия или несоответствия законодательству и перешло в плоскость большой политики. Поэтому вчера, после двухдневной паузы "по-Станиславскому", суд решил прекратить производство дела по заявлению прокурора РТ. С одной стороны, Госсовет отстоял документ. С другой - прокуратура не получила вердикта "отказать в удовлетворении требований". У Прокуратуры РТ есть 10 дней, чтобы обратиться в Верховный суд РФ и попытаться доказать свою правоту уже в Москве.
    Примечательно, что зрителями драмы "О суверенитете" стали одни лишь журналисты. Ни один общественный деятель из тех, кто в 1990 году требовал суверенитета для Татарстана, не пришел в суд поболеть за Декларацию.

Мария СКАТОВА

Комментарий
    Марат ГАЛЕЕВ, депутат Госсовета РТ:
    - Если это решение суда сохранится, то, конечно, мы испытаем чувство глубокого удовлетворения. Потому что Декларация имеет политическое значение, она была принята 30 августа 1990 года. Эта дата стала Днем республики. Все граждане республики искренне его празднуют, он имеет морально-политическое значение. Помимо чисто юридической стороны есть еще и нравственная. И мне кажется, что с нравственной точки зрения рассмотрение этого дела в суде было весьма некорректно.

"Восточный экспресс" №24 (178), 18.06.2004

Обсудить в форуме


Татары в мусульманской умме России

    Исторически так сложилось, что в течение достаточно длительного времени российский ислам был татароязычным. Не секрет, что во внутренней России, как ее называли до революции, постройка мечетей, вообще бытование ислама связаны именно с татарами-мусульманами.
    Достаточно сказать, что мечети в российских столицах Санкт-Петербурге и Москве выстроены татарами, это же распространялось и на многие губернские и уездные центры России. Очевидно, что в этих местах до революции проповеди велись на татарском и арабском языках, что не вызывало никаких вопросов, т.к. другие мусульманские народы жили в этих российских городах в явном меньшинстве. Спокойному отношению к татароязычности проповеди способствовал, видимо, и тот факт, что халифом правоверных всего мира считался тогда турецкий султан, говоривший официально на близком к татарскому османско-турецком языке.
    После падения СССР на волне перестройки начался процесс возврата религиозности, многие дореволюционные мечети возвращались также по инерции верующим татарам, тем более что эту территорию "курировало" ДУМЕС, являвшееся "татарским" духовным управлением. Однако в течение 1990-х годов в составе прихожан произошли существенные изменения. В результате постсоветского "переселения народов" из выходцев Средней Азии и Кавказа сформировались довольно многочисленные диаспоры, которые сосредоточены в основном в больших городах. Хотя татары по-прежнему остаются самым крупным этносом в РФ после русского, а тем более самым многочисленным мусульманским этносом России, это не означает автоматического превалирования татар среди прихожан мечетей из-за их слабой религиозности. Исламизация же переселенцев с юга гораздо выше в относительных цифрах, и совокупно их оказывается в численном выражении больше, чем татар. Постепенно такая ситуация с идущим процессом юридической и экономической легализации переселенцев, с превращением их в полноправных российских граждан приводит к их недовольству чтением пятничных проповедей на татарском языке. В результате сейчас уже, видимо, в большинстве городских российских мечетей, кроме Татарстана и Башкортостана, язык проповедей меняется на русский, причем тенденция к сокращению татарской их части все усиливается. И если ничего не предпринимать, может вскоре получиться так, что ислам в России перестанет быть татарским, т.е. татароязычным.

читать дальше...


Здесь готовят учителей татарского языка
Вузы и ссузы в России, в которых ведется подготовка кадров для татарских учреждений образования РФ

    Высшие учебные заведения

1. Башкирский государственный педагогический университет
Прием по специальностям: "Татарский язык и литература, русский язык и литература", "Татарский язык и иностранные языки (английский, немецкий)" (очное отделение), "Татарский язык и литература" на заочное отделение филфака. Адрес: 450052, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а. Тел. кафедры татарской филологии: (3472) 22-98-20, приемной ректора: 22-58-05.

2. Башкирский государственный университет
Прием по специальностям: "Русский язык и литература, татарский язык и литература" (очное отделение), "Татарский язык и литература" (заочное отделение).
Адрес: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32. Тел: (3472)22-63-70 (приемная ректора), 23-66-53 (кафедра татарской филологии).

3. Бирский государственный педагогический институт
Прием по специальности "Филолог" с дополнительной специализацией "Татарский язык и литература". Адрес: РБ, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10. Телефон кафедры тюркской и финно-угорской филологии: (34714) 4-96-62.

4. Казанский государственный педагогический университет принимает на факультет татарской филологии по специальностям: "Татарский язык и литература", "Татарский язык и литература, английский язык".
Адрес: 420021, РТ, Казань, ул.Межлаук, д.1. Тел. приемной комиссии: (8432)92-42-87.

5. Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина
Принимает на факультет татарской филологии и истории по специальностям: "Филолог. Преподаватель татарского языка и литературы", "Филолог. Преподаватель татарского языка, литературы и английского языка". Обучение ведется на татарском языке, форма обучения: очное и заочное. Адрес: 420008, РТ, г. Казань, ул.Кремлевская, д.18. Телефон приемной комиссии: (8432)38-73-40.

читать дальше...


Два чемодана
собрала за 12 лет Федеральная миграционная служба

    Не всякая государственная структура отмечает свой профессиональный праздник трижды. У Федеральной миграционной службы (ФМС) три памятные даты - Всемирный день защиты беженца, Всемирный день защиты мигрантов и день создания собственной структуры. 14 июня 1992 года в самый разгар постсоветского великого переселения народов первый президент России подписал указ о создании ФМС. Об итогах своей работы корреспонденту "Восточного экспресса" рассказывает руководитель Управления по делам миграции МВД РТ Николай ВЛАДИМИРОВ.
    - Вашей службе исполнилось 12 лет. Каков на сегодня ваш багаж?
    - До передачи ФМС в структуры МВД наша работа заключалась в основном в работе с вынужденными переселенцами. За все время к нам обратились 50 тысяч человек, из них 46 тысяч получили статус вынужденного переселенца. По программе "Жилище-2010" каждый получивший этот статус имеет помощь для обустройства. Беспроцентных ссуд было выделено на 66 миллионов рублей. Кроме того, за последние два года к этой сумме прибавилось около 30 миллионов рублей безвозмездных субсидий. В связи со стабилизацией политической обстановки в странах СНГ число вынужденных переселенцев уменьшается с каждым годом на 50 процентов. Если работу с вынужденными переселенцами мы можем назвать нашим первым чемоданом, то второй чемодан - работа с иностранными гражданами и работодателями - с каждым днем становится тяжелее. Как говорится в известной поговорке, "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше".
    Сегодня миграция в Россию носит экономический характер.
    - Какие трудности возникают в связи с этим?
    - Со странами СНГ у нас существует безвизовый режим. Граждане ближнего зарубежья могут находиться в РФ 90 дней. К сожалению, лишь немногие в срок официально оформляют свои трудовые отношения. Вторая проблема - недобросовестность некоторых работодателей. Для привлечения иностранной рабочей силы работодатель обязан получить разрешение в Управлении по делам миграции МВД РТ и оплатить госпошлину в 4 тысячи рублей, а штраф за нарушение закона составляет только 1,5-2 тысячи. Поэтому многие бизнесмены поддаются соблазну нарушить закон. Для борьбы с нелегальными мигрантами и недобросовестными работодателями в Татарстане впервые в РФ была создана иммиграционная инспекция из аттестованных сотрудников милиции. По нашему примеру такие инспекции появились еще в четырех регионах -Москве, Московской области, Алтае, Краснодарском крае. Что касается национального состава мигрантов, то среди граждан СНГ -30 процентов граждан Узбекистана, а среди граждан дальнего зарубежья - 85 процентов турков.
    - Существуют ли программы по работе с соотечественниками?
    - Со стабилизацией обстановки в странах СНГ такая категория, как "вынужденный переселенец", исчезает. Но по-прежнему есть много желающих вернуться на свою историческую родину. Кроме того, всем ясно, что через лет 20 - 30 возникнет дефицит людей трудоспособного возраста. Поэтому ФМС совместно социологами, демографами, статистиками начала разрабатывать республиканскую миграционную программу. Мы пытались найти ответы на ряд вопросов: какие специалисты и в каком количестве нужны республике, какие механизмы использовать для обустройства мигрантов...
    - Сотрудничает ли Федеральная служба миграции с национальными общинами?
    - В 2000 году МВД РТ и Ассоциация национально-культурных общин РТ заключили соглашение, в этом году оно было продлено до 2007 года. В Доме дружбы народов созданы центр социально-правовой защиты иностранных граждан и центр временного размещения иностранных граждан. Иностранный гражданин, попавший в безвыходную ситуацию, в первую очередь должен обратиться к своему работодателю. Если он не помог, то гражданин может обратиться в свою общину.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №23 (177), 11.06.2004

Обсудить в форуме


Воспитание женщины - забота о будущем поколении

    В последнее время мы часто слышим об открытии в той или иной части России женских медресе - духовных исламских учебных заведений для женщин. Одно из таких в ноябре 2003 года начало работать в г. Буинске Татарстана, в Набережных Челнах медресе "Юлдуз" восстанавливается как учебное заведение для женщин-мусульманок. Кроме того, во многих регионах страны такие медресе уже успешно функционируют. Все это говорит о том, что в России предпринимаются попытки возрождения традиций духовного исламского образования среди женщин.
    Как мы уже сообщали, в феврале этого года в городе Бугуруслане Оренбургской области открылось еще одно исламское женское медресе. Нам удалось побеседовать с его директором Наилей ханум Шакировой.

    - Наиля ханум, почему новое женское медресе открылось именно в Бугуруслане?
    - Бугуруслан - город с давними религиозными традициями. У нас даже в годы советской власти не переставали функционировать церковь и мечеть. В начале 90-х здесь началось возрождение ислама - из Саудовской Аравии вернулся молодой еще тогда священнослужитель Исмагил хазрат Шангареев, и вместе с единомышленниками зарегистрировал новую религиозную общину. За 4 года была построена Соборная мечеть - "Жемчужина Оренбуржья", так ее иногда называют за великолепную архитектуру. Начиная с 1995 года, в Бугуруслане работает мужское медресе "Аль-Фуркан". На его базе уже пять лет усилиями нашего духовного управления и муфтията каждое лето проводятся двухнедельные курсы для женщин. В общей сложности за эти годы прошли обучение более трех тысяч человек. Поэтому предпосылки для организации женского медресе у нас уже были.
    - Что же этому мешало?
    - Не было необходимой материальной базы. Возможно, не было и четко поставленной цели. Но тут произошел один случай, который заставил меня серьезно задуматься. Моя знакомая побывала на проходивших в городе так называемых "оздоровительных сеансах". В них с помощью икон, святой воды и другой атрибутики люди пытались получить "исцеление" и помощь от "высших сил". Люди верили, что это им помогает, хотя, похоже, что это был просто гипноз. Но больше всего мою знакомую удивило, что среди посетителей были и мусульманки. То есть девушки в решении своих проблем искали помощи не у Аллаха, а у каких-то сомнительных "целителей". Я стала объяснять своей знакомой, что между Всевышним и нами не должно быть посредников, и никакие иконы не помогут, если сам не откроешь душу перед Аллахом. Тогда она сказала: ты многое понимаешь и можешь объяснить, но не хочешь поделиться своими знаниями с другими. Это меня удивило. Я давно стала "соблюдающей", в жизни у меня все было благополучно, и я не замечала, что вокруг есть люди, нуждающиеся в помощи, в объяснении. Я поняла, что женщине, которая хочет избрать ислам образом жизни, некуда пойти.

читать дальше...


Татарский театр: в центре внимания - человек

    "Театр ведет к свету, к озарению" - так еще в начале прошлого века писал великий татарский поэт Г.Тукай. Сегодня татарский театр находится на пути к возрождению: позади - эпоха соцреализма, неопределенность и хаос постперестроечного времени. Завоевывая все больше симпатий зрителя своей зрелищностью и актуальностью, татарский театр не утерял то ценное, что всегда являлось его важной творческой составляющей - раскрытие человеческих характеров.
    Татарский театр, основанный на рубеже XIX-XX столетий, был изначально реалистичным. Сцена искала ответы на болевые вопросы действительности через раскрытие человеческих характеров. Татарский театр развивался не только параллельно со сценической культурой России, но порой опережал ее, поднимая крупные, узловые вопросы современности раньше многих национальных театров. Так, Карим Тинчурин в своей пьесе "Американец" обратился к проблемам нэпманской среды и сатирически высмеял тщеславные мечты об Америке. Позже эти же темы прозвучали в пьесе известного русского писателя Бориса Ромашова "Воздушный пирог". Другая комедия К.Тинчурина - "Без ветрил" по внутренней сущности, широте охвата исторического материала соприкасающаяся со знаменитой драмой Михаила Булгакова "Бег", также была написана раньше.
    Многие произведения русской драматургии 20-30-х годов прошлого столетия, освещавшие актуальные проблемы своей эпохи, для современного русского театра уже не представляют особого интереса. В татарской драматургии дело обстоит иначе. Произведения Карима Тинчурина, Фатхи Бурнаша, Хади Такташа, Наки Исанбета, в которых авторы обращаются к общечеловеческим ценностям, сегодня успешно ставятся на татарской сцене. Более того, современный татарский театр привлекают дореволюционные классики - Г.Камал, М.Файзи, Ф.Амирхан, Г.Исхаки.

читать дальше...


Миркасиму Усманову - 70

    В 2000 году при Казанском государственном университете был открыт Институт востоковедения, что стало важным шагом на пути возрождения традиций знаменитого "Восточного разряда" Казанского императорского университета, заложившего в начале XIX века основы российского востоковедения. У истоков этого события стоял доктор исторических наук, профессор КГУ М.А.Усманов. По его инициативе еще на стыке 80-90-х годов в университете были образованы факультет восточных языков и кафедра истории татарского народа (тогда М.Усманов работал проректором КГУ по учебной части), что в значительной степени способствовало "воссозданию" упомянутого Института востоковедения при КГУ.
    Академик АН Татарстана М.А.Усманов - известный в нашей стране востоковед-тюрколог с широким диапазоном научных интересов, крупнейший современный исследователь истории татарского народа. Он внес существенный вклад в изучение научного и литературного наследия выдающихся деятелей культуры татарского народа новейшей истории - XIX и XX веков. Миркасим Усманов - талантливый педагог, организатор археографических экспедиций, инициатор многих научных проектов и международных конференций. Почти полвека он отдал служению своей alma mater. В стенах университета к своему 70-летию, счастливо совпавшему с двухсотлетним юбилеем КГУ, он прошел славный путь от студента до и.о. ректора университета, и продолжает активно трудиться по сей день.

   Уроженец Синьцзяна - профессор КГУ
    Миркасим Абдулахатович Усманов родился 31 мая 1934 года в городе Кульджа (Западный Китай, провинция Синьцзян) в семье татарских купцов в четвертом поколении. Его прадед по линии отца Муэмин Усманов, переселившись из-под Казани в Казахстан в середине XIX века, становится известным в окрестностях Талды-Кургана купцом и предпринимателем. В смутное время войн и революций в начале XX века сын купца Муэмина Бари Усманов (дед Миркасима) в ожидании лучших времен обосновался в соседней с Казахстаном китайской провинции Синьцзян.
    Такой же путь проделали предки Миркасима и по линии матери. Его прадед Галиакбар Мулюков - один из основателей казахстанского города Капал, влиятельный в тех краях предприниматель - еще в середине XIX века неоднократно посещал пограничные города Западного Китая по торговым делам. После революции 1917 года внуки Галиакбара обосновались в Кульдже и вошли в группу состоятельных купцов татарской общины. На китайской земле и встретились будущие родители Миркасима. Более полувека они прожили в провинции Синьцзян, которая в то время была населена тюркоязычными народами Китая, в основном, уйгурами. Когда грянула китайская коммунистическая революция, советские граждане, проживающие в Китае, были вынуждены переехать в СССР, главным образом, в республики Средней Азии. Так, в 1955 году, судьба вернула Усмановых в Казахстан.
    Много лет спустя, в 1996 году, М.Усманов опубликовал документальную повесть о двухсотлетней истории татарской диаспоры в Китае ("Ябылмаган китап"), где на фоне российско-китайских отношений описал жизнь небольшой татарской общины города Кульджа. В основу его рассказов легли судьбы реальных людей - татарских мухаджиров, в поисках приюта вынужденных скитаться по разным странам, но, несмотря на трудности, сохранивших лучшие качества и человеческое достоинство.
    Прожив три года в Казахстане и получив аттестат зрелости "советского образца", Миркасим уехал в Казань. Еще в далеком Китае у него зародилась мечта - получить высшее образование по татарскому языкознанию. В 1958 году 24-летний Миркасим поступил на филологический факультет КГУ, а через пять лет окончил исторический факультет того же именитого учебного заведения. По существу, он одновременно получил два высших образования - филологическое и историческое.

читать дальше...


О мусульманской общине Москвы

    В Москве, в Доме Асадуллаева прошла презентация книги Дамира Хайретдинова "Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века". В основу книги легла диссертация ученого, где он представил результат кропотливой работы, связанной с исследованием многовековой истории татарской общины Москвы. Когда, как, при каких обстоятельствах стало формироваться мусульманское сообщество Москвы, почему, находясь в огромном городе, татары не растеряли своих этнических и религиозных традиций - сегодня поиск ответов на эти вопросы содержит в себе не только академическую, но и социально-политическую значимость.
    По словам Дамира Хайретдинова, название диссертации - "Мусульманская община Москвы в XIV - начале XX века" было воспринято неоднозначно. Автор получал от научных референтов настойчивые рекомендации заменить слово "мусульманская" на "татарскую". Но ученый не согласился с этой позицией. По поводу названия у него свой принципиальный подход, обусловленный рядом причин. Во-первых, в течение многих столетий существовала практически полная синонимичность понятий "татары" и "бусурмане", так же как "русские" и "православные" (или "христиане"). Поэтому разделить понятия "татарский" и "мусульманский" чрезвычайно трудно. Во-вторых, понятие "татарин" имело другую трактовку, в русских источниках несколько народов назывались "татарами".

читать дальше...


Московской Соборной мечети - 100 лет

    Целый век Соборная мечеть несет людям слово Аллаха, учит делать добро, уважать прошлое, помогает найти себя в земной жизни и подготовиться к вечной. За все годы существования двери мечети ни разу не закрывались, даже в самые трудные годы в истории храма не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Соборная мечеть сыграла важную роль в истории мусульман не только Москвы, но и Советского Союза и России.
    Каждый мусульманин, кому посчастливилось побывать в Медине, считает своим долгом посетить белоснежную мечеть, расположенную в Каабе. Именно сюда в 622 году прибыл Пророк Мухаммад (да благословит Его Аллах и приветствует), вынужденный покинуть Мекку. В Каабе по велению Пророка воздвигли первую в истории ислама мечеть, к которой восходят все остальные мечети мира. Они связаны между собой незримыми нитями и сообща составляют единую мусульманскую общину. Это единство основывается на исповедовании непоколебимых мусульманских принципов, содержащихся в Священном Коране.
    Мечети всего мира выполняют одно общее благое дело - распространяют учение ислама. Большой вклад вносят в это дело и Московские мечети. В столице их пять - Соборная, Мемориальная (на Поклонной горе), Историческая, мечети в Отрадном и при посольстве Ирана. Посещают их мусульмане разных национальностей, а вот основными прихожанами Соборной мечети на протяжении целого века остаются татары. Они считают ее главной мечетью страны. В дни великих мусульманских праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам - тысячи мусульман идут в Соборную мечеть, стены которой не в силах вместить всех верующих. В снег и холод люди по нескольку часов стоят на улице, участвуя в праздничных богослужениях, которые вот уже много лет проводит муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

читать дальше...


В Комсомольске-на-Амуре будет строиться мечеть

    У мусульман Комсомольска-на-Амуре большая радость: в городе будет строиться мечеть. Глава города В.П.Михалев подписал документ о выделении земли под ее строительство.
    Этого решения мусульмане города ждали несколько лет. Инициатива строительства мечети поначалу вызвала разностороннюю реакцию. Действительно, возведение культового сооружения в городе, построенном комсомольцами - событие неординарное.
    Но романтики ударных строек давно уже не те. В их жизни, как и у всех россиян, многое изменилось. Появилась пустота в душах, освободившихся от прежней идеологии. С годами люди стали все больше задумываться о своих корнях, высшей силе и вечности. Они начали понимать цену духовности, традиций предков.
    Вот и татары Комсомольска-на-Амуре организовали воскресную школу, стали проводить вечера отдыха, просто встречаться друг с другом, радоваться общим успехам. В 2000 году в городе был создан Центр татарской культуры.

читать дальше...


В Новокуйбышевске строится мечеть

    Город - это живой организм. Как и у человека, у него есть ноги, руки, голова и сердце. У нашего города Новокуйбышевска есть почти все. Не хватает только сердца...
    А сердце любого города - это храм. Им для мусульман нашего города до сих пор является молельная комната площадью в 20 квадратных метров.
    Шесть лет назад пятитысячная мусульманская община приступила к строительству этого сердца. 22 июля 2002 года мы заложили первый камень в основание мечети, которая расположится на пересечении улиц Молодежной и Киевской, недалеко от центра города. Стройка мечети стала общенародным делом. Ведь каждый верующий помнит о словах посланника Аллаха: "Всевышний построит дом в раю тому, кто построит мечеть". Сегодня мы закончили нулевой цикл, залили фундамент. Размеры будущего дома Аллаха невелики -20 на 15 метров. Само здание мечети, вероятнее всего, будет одноэтажным, с полуподвалом, рассчитанным на 100 человек.
    Сейчас началось возведение стен мечети, задействованы техника, строители. На этом этапе сильно сказывается нехватка средств. И старания, и усилия только нашей небольшой общины недостаточны.

читать дальше...


Точка ИКС на карте Казани
Казанский ученый утверждает, что нашел точку где начиналось строительство будущей столицы

    По иронии судьбы, место, с которой "есть пошла" земля казанская, уже занято, поэтому об установке символического знака не может быть и речи. А место это - земля, на которой стоит знаменитая башня Сююмбике, считает Нияз Халитов, доктор архитектуры, замдиректора по науке музея-заповедника "Казанский кремль".
    Точку икс ученый вычислил почти с математической точностью. На основе исследований, проведенных еще в 1976 году известным историком и археологом Альфредом Халиковым, было отработано пять версий. Это места, где теоретически мог зародиться древний город с учетом географических особенностей и древности находок. Первым кандидатом на прародительство была Зилантова гора. Однако обнаруженные здесь предметы были отнесены учеными к XIV - XV векам. На Федоровском бугре около НКЦ "Казань" найдены слои лишь XV века. Остатки золотоордынского городища на территории Богородицкого монастыря добавили к возрасту, но не так много - XIII - XIV века. Загородная резиденция казанских ханов на озере Кабан также не подошла на роль исторической родины Казани.

читать дальше...


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - откройте для себя татарский мир .
Барда районы. Пермь татарлары
Башкортстан татарлары

"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
http://mubrik.tk - Татарские песни в формате mp3
Tatforum.at.tt - Татарский национальный сайт
Сайт знакомств "Юлдаш"
Ырбишча авылы (Рыбушкино)

Архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

 
2003-2004, "Татарская рассылка"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное