Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Татарская рассылка

  Все выпуски  

Татарская рассылка 18 августа 2006


 

Татарская рассылка

    18 августа 2006г

Хочу пригласить читателей рассылки на наш форум : http://tatarica.yuldash.com/forum/
Форум не такой большой как некоторые другие татарские форумы. Обсуждения не ограничиваются только татарскими вопросами, но они также разумеется присутствуют. Зайдите на форум, почитайте, быть может найдете для себя интересные темы.


Кумир обитателей Татнета
Мубай раскрыл тайну татарской песни

Интересное явление: представители новых, некоммерческих направлений татарской музыки становятся популярными среди посетителей Татнета. Мубай - Ильдар МУБАРАКШИН - сначала стал известен как самый активный и интересный участник татарских интернет - форумов. В октябре прошлого года в творческой студии "Гульзада" прошла презентация его творчества, затем в декабре он спел на фестивале "Татар жыры". Все газеты отметили "молодого певца с необычной манерой исполнения", который чуть ли не единственный осмелился выйти на сцену с живым звуком. Прежде всего удивляет его голос - сильный, чистый, кажется, что у него безграничные возможности. Безупречный вкус в выборе репертуара, умение импровизировать, которое дается не каждому. Мубай исполняет татарские народные песни, романсы советских композиторов, свои песни под гитару. У певца свое видение современной татарской музыки, о котором он рассказал корреспонденту "Молодежи Татарстана".

Фьюжен по-аксубаевски

- Сейчас в татарской музыке появилось достаточно много новых направлений, и даже сложно их определить в какие-то стилевые и жанровые группы. Тебя называли первым татарским soul-исполнителем, кантри-музыкантом...
- На сайте группы "Иттифакъ" ребята назвали меня "ярким представителем аксубаевского фьюжена". Не знаю, что это означает, но звучит прикольно. Я, как Зуля Камалова, не хотел бы вгонять свое творчество в какие-то жанровые рамки. Просто мое исполнение народных песен в нетрадиционной эстрадной форме сразу же решили отнести к какому-нибудь новому направлению. На самом деле я просто чуть иначе расставляю акценты - фразовые, мелодические. Импровизирую, как подсказывает интуиция и насколько позволяет голос. Но ткань саму не трогаю. Согласен, в моей музыке проскакивают оттенки разных стилей, это неизбежно, но при этом я неосознанно сохраняю в ней то, что делает ее нашей, татарской.

- Ты уже определил для себя, что же именно отличает татарскую музыку от музыки других народов?
- Это очень сложно. Не один я, многие уже очень долго бьются над понятием "мон", присутствие которого и определяет, будет песня любимой в народе или нет. Татары находят "мон" в тембре голоса, в мелодичности и вдумчивости исполнения, в глубоком смысле текстов - мне кажется, эти качества, вместе взятые, и определяют татарскую песню.

- Насчет вдумчивости - согласна, наши народные песни, в основном, протяжные и монотонные. Иногда кажется, что такими песнями можно вызвать только чувство жалости к народу"...
- Примерно такие же мысли я встретил в статье известного композитора Александра Ключарева, правда, она была написана в начале прошлого века. Он нашел сходство в мелодиях малых народов России - чувашей, удмуртов, мари, татар с мелодиями народов Африки. То же использование мелизматики, пентатоники, схожих ритмов. Композитор пришел к выводу, что такие мелодии рождались у порабощенных народов. С тем, что у схожих судьбой народов схожее музыкальное наследие - согласен. По поводу жалости - я бы поспорил. Все наоборот. "Мон" - это скрытая мощь, "мон" - это когда на ровном месте наворачиваются слезы на глаза, при этом ты чувствуешь себя очистившимся телом и духом, искупавшимся в какой-то непорочной материи, счастливым человеком. По сути, это фантастическое явление - звуки вызывают ощутимые на физическом уровне явления: слезы, дрожь, мурашки бегут по телу. У Земли внутри - раскаленная магма, в татарской песне - веками скопившийся сгусток чувств - мон, при случае вырывающийся наружу и вызывающий необъяснимую приятную истому. Это наш потенциал, наше богатство.

- Значит, судьба народа влияет на его культуру?
- Конечно. Культура народа отражает его менталитет. Посмотрите, какие танцы и песни у кавказцев - в них гордость и непокорность! В русской песне - задор, бесшабашность. У нас - скромность, сдержанность, светлая грусть.

Гитара - интимный инструмент

- Ильдар, а почему ты решил исполнять народные песни под гитару, ведь исконно народным инструментом у татар считается гармошка?
- Но это не так. Гармонь у татар появилась только в середине XIX века, до этого были струнные инструменты, саз, например. Еще был курай (да простят меня башкиры), кубыз и другие. Гитара мне нравится больше, гитара - очень, как бы поточнее выразиться, интимный инструмент. Тихий, ненавязчивый. Если гармонь - крикливая такая выскочка, норовящая соперничать с голосом, то гитара -покладистый помощник в пении.


- Сколько лет играешь на гитаре?
- С подросткового возраста, увлекался, как, наверное, многие мальчики и девочки. Потом учился в институте, развлекал друзей студенческими куплетами. О музыкальной карьере никогда серьезно не задумывался. Иногда случайно попадались хорошие тексты, придумывал на них мелодии. Недавно в Интернете наткнулся на свою старую запись, я и забыл, что когда-то отправлял ее куда-то на конкурс.

- У тебя огромная фонотека из татарских народных песен и классики. Зачем ты собираешь такую музыку?
- Хотя бы потому, что большая часть этой музыки - настоящее искусство, сохранившееся, к сожалению, только в запыленных архивах. У меня есть записи американской эмигрантки-татарки, песни, которые они пели в медресе, это же такая редкость, это история! Теперь я в основном слушаю старые записи наших великих исполнителей. Из современной татарской музыки люблю Зулю Камалову, я уверен, мы с ней - родственные души. Обожаю Резеду Шарафееву - за ее шикарный тембр.

- А из классиков?
- Я учился петь народные песни у Флеры Сулеймановой. На компьютере десятки раз прокручивал музыкальные фразы, пытаясь уловить неуловимое. У нее фантастический голос, я очень люблю Флеру-апу как человека.

Не раздавать душу по кусочкам

- Представители альтернативной татарской музыки - рокеры, реперы не жалуют попсу. Ты тоже считаешь, что вся беда нашей эстрады - в засилии попсы?
- Мне просто обидно, что есть люди, которые занимаются целенаправленным понижением музыкального вкуса у людей. Мне кажется, на это ни у кого нет права.

- Но сам ты выступил на самом что ни на есть попсовом фестивале "Татар жыры"...
- Возможно, это было моей ошибкой. 90 процентов зрителей были настроены на другую музыку, я особо и не надеялся на успех. Но, по крайней мере, я не остался незамеченным, хотя, по большому счету, меня это мало волнует. Честно. Я уже большой мальчик и вполне осознаю, что не родился Салаватом. Но петь очень хочется.

- У тебя уже много поклонников в Казани, еще больше в других городах и за рубежом - весь татарский Интернет тебя знает, слушает твои песни. Почему ты так затягиваешь с выходом своего альбома?
- Во-первых, альбом не самоцель. Во-вторых, долгое время я пел для себя, это было только моим. У меня какое-то чувство собственничества к своим песням - не потому, что это гениально, а потому, что это кусочек меня, это такая... обнаженка. Я чувствую себя беззащитным, когда приходится давать их слушать малознакомым людям - возникает чувство, будто за мной подсматривают через замочную скважину, лезут в душу, когда мне этого не хочется. Может, я хочу быть уверенным, что случайный покупатель, не поняв меня до конца, не забросит мой диск на полку пылиться. Потом нужно время, чтобы заниматься только этим, а у меня его нет. А ведь хочется все сделать на "пять". Видите, сколько всего я насочинял, чтобы оправдать свою лень... Но альбом, видимо, все же будет.

Алия САБИРОВА

"МТ"-справка
Мубай - сокращенно от Мубаракшин Ильдар.
Работает радиоинженером в театре им. Г.Камала.
Весь прошедший сезон с музыкантом Аделем Ризаевым сопровождали живой музыкой спектакль "Галиябану, сылуым, иркэм".


"Молодежь Татарстана" №38, 21 июля 2006г


Наши возвращаются
Казанскими студентами стали жители СНГ

В вузах Казани будут учиться 60 наших соотечественников, проживающих за рубежом. Конкурсный отбор за рубежом был проведен в соответствии с федеральной программой возвращения соотечественников на историческую родину. Для Татарстана же особый интерес представляет татарская диаспора, которая раскидана по всему миру. Она обладает множеством талантов и большим интеллектуальным потенциалом.
Известно, что наука и образование стирают географические и государственные границы. Некогда в СССР приезжали со всех уголков мира. Официально декларируемые "интернационализм" и "дружба народов" были краеугольными камнями политики страны. Огромное же число наших соотечественников в период "интенсивного строительства социалистического строя" отправлялись строить светлое будущее в республики Закавказья и Средней Азии. После того, как не стало единой страны, они оказались предоставлены самим себе. Большинство из них сегодня не в состоянии переехать на историческую родину из-за нехватки средств. Родина же до недавних пор не прилагала особых усилий для того, чтобы изменить ситуацию и вернуть своих сынов и дочерей в свое лоно.
Положение стало выправляться в лучшую сторону несколько лет назад, когда политическое руководство страны, наконец-то, обратило внимание на проблему интеллектуального и демографического кризиса в стране. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркнул необходимость реализации программы по возвращению соотечественников на историческую родину. О том же в своем обращении к Госсовету РТ сказал и Минтимер Шаймиев. Одним из этапов в реализации намеченного стало решение федерального правительства о предоставлении льгот соотечественникам при поступлении в российские вузы.
"МТ" попросила комментарий по этому поводу у доцента Сергея Ионенко, ответственного секретаря приемной комиссии Казанского государственного университета. Этот вуз является одним из нескольких государственных вузов РТ, предоставивших квоту для выпускников школ из постсоветских республик.
Сергей ИОНЕНКО:
- Инициатива поддержки соотечественников из ближнего зарубежья принадлежит исполкому Всемирного конгресса татар, который выступил с предложением квотирования мест в республиканских вузах для соотечественников, проживающих за пределами РФ. С этой целью была создана республиканская комиссия. В нее вошли представители вузов, министерства образования и науки РТ, Департамента внешних связей при Президенте Татарстана. Первоначально была проведена большая работа с татарскими диаспорами в странах СНГ. Через представительства Татарстана в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Кыргызстане был проведен отбор. Представители комиссии выезжали непосредственно на места, где и проводилось тестирование. Решение организационных вопросов взяли на себя представительства Татарстана в указанных странах.
Статус студента университета ребятам пришлось доказывать, пройдя через сложное экзаменационное сито. Естественно, что школьная программа республик, составлявших некогда Советский Союз, в части гуманитарного знания отличается от российских общеобразовательных стандартов. Там школьники не изучают курс "История России", отечественное литературоведение и русский язык в том объеме, в котором его эти предметы получают в России. Специально для этих целей в университете были разработаны тесты по обществознанию и отечественной истории. По итогам в КГУ зачислены 20 студентов. На заседании Президиума Госсовета РТ наш вуз был особо отмечен за поддержку и активное участие в реализации этой инициативы.

Руслан АЙСИН
"Молодежь Татарстана" №39, 28 июля 2006г


Охота на черных археологов

Более ста археологических памятников, находящихся в береговой зоне Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, были утрачены, 900 памятников ежегодно подвергаются разрушению. Эти данные озвучили во вторник на совещании по вопросам взаимодействия органов охраны памятников истории и культуры и хозяйствующих субъектов в деле сохранения археологического наследия, который проходил в министерстве культуры РТ.
Естественные разрушения, хозяйственная деятельность и черная археология - основные причины, с которыми сейчас борются органы охраны памятников. По словам заведующего Национальным центром археологических исследований Института истории АН РТ Айрата СИТДИКОВА, черная археология начинает набирать такие же обороты, как торговля антиквариатом. С этим бороться практически невозможно, так как зачастую ценные для науки источники просто в процессе разрушения береговой зоны оказываются на поверхности земли, становясь находкой местных жителей. Хозяйственная деятельность человека угрожает археологическим памятникам еще больше. Самая большая проблема - до сих пор не существует единого реестра исторических памятников по стране, земли историко-культурного назначения продаются или сдаются в аренду как обычная земля, не разработана законодательная система наказаний за нарушение кодекса об охране исторических памятников. Сегодня по Татарстану рассматривается 33 таких уголовных дела, большинство из них не доведены до конца или закрыты за неимением доказательств. Как дело с АЗС на пересечении улиц Нариманова - Тази Гиззата в Казани, при строительстве которого предписания органов охраны памятников были просто проигнорированы.
На совещании приняла участие руководитель Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Светлана Жданова. Она предложила создать межрегиональный совет по археологии Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. "В Татарстане наиболее структурно, полно, методично ведется эффективная работа, - сказала в обоснование своего предложения Светлана Жданова. - Ряд проблем, которые здесь пытаются решать, в других регионах, например в Оренбургской области, еще даже не увидели", - сказала она.

Алия САБИРОВА
"Молодежь Татарстана" №39, 28 июля 2006г


Нищие исследования богатой истории

Сегодня из Казани в Сарай-Бату, первую столицу Золотой Орды, отправляется археологическая экспедиция. Она организована Институтом истории (ИИ) АН РТ, Казанским государственным университетом и Национальным культурным центром "Казань". В составе экспедиции около 30 человек, она продлится до 20-21 августа. Предполагаемый объем работ - раскопка 100 квадратных метров руин на три метра вглубь.
На круглом столе в Агентстве "Татмедиа" во вторник Айрат Ситдиков, заведующий национальным археологическим центром ИИ и один из инициаторов экспедиции, рассказал, что она является частью разрабатываемой перспективной программы, рассчитанной на 10 лет. Как это ни странно, но казанские ученые до последних лет практически не участвовали в раскопках столицы своих предков.
Сарай-Бату являлся одним из центров мировой цивилизации в 13-15 веках, столицей огромного государства, и, возможно, был основан еще до золотоордынских ханов. Многие факты доказывают то, что Нижнее Поволжье было обжито тюрками еще до так называемых "татаро-монгол". Кстати, археологи практически никаких фактов существования городской монгольской культуры не находят.
Сейчас же, по словам Азгара Мухамадиева, члена-корреспондента АН РТ, завкафедрой этнографии и археологии КГУ, который руководит экспедицией, есть большие проблемы с финансированием. КГУ и ТГГПУ отправляют студентов на практику за счет средств вузов. Институт истории и НКЦ командируют своих ученых из собственных средств. Но этого очень мало - экспедиция, например, должна была отправиться в Сарай в понедельник, но ... не хватило денег на билеты. С транспортом сейчас проблему разрешили при содействии исполкома Всемирного конгресса татар.
Но вопросы, тем не менее, остаются. Кабинет министров РТ уже в который раз "заворачивает" обратно программу развития науки Академии наук РТ. Поэтому подобные исследования лишаются грантов, которые они могли бы получить. Перипетии в самой академии также не способствуют развитию гуманитарных наук.
Также под большим вопросом сохранность раскопанных памятников. Начиная с 17 века старинные здания разбирают на кирпичи. Например, их намеренно использовали для возведения астраханского Кремля. И сейчас, говорят ученые, можно вернуться через месяц к раскопанному зданию - а его уже нет. В этом плане большим шагом вперед стало создание музея-заповедника "Селитренное городище" (Сарай-ал-Махруса), работники которого охраняют исторический памятник.

Ильшат Саетов
"Молодежь Татарстана" №40, 4 августа 2006г


Сайты на которых установлена форма подписки на на "Татарскую рассылку" :
TATARICA - сайт рассылки
Сайт знакомств "Юлдаш"
Xacitarxan - Астраханские татары
Башкортстан татарлары
"Кардэшлек" - Ассоциация учащихся из Татарстана в РУДН
Ырбишча авылы (Рыбушкино)
Ателье татарской и мусульманской одежды "LuiZa"

Форум
Старый архив "Татарской рассылки"
Домашняя страница "Татарской рассылки"

    Былтыр, tatar-bashkort@narod.ru

2003-2006, "Татарская рассылка"
 

В избранное