Сорт кофейного дерева Coffea arabica прибыл из Эфиопии
(Абиссиния), точнее - из юго-западной части Эфиопского нагорья, называемой
кафа (Кэфа, центр Джимы). В Эфиопии листья и плоды кофейного дерева в пищу
употреблялись с древних времен, задолго до того, как об этом растении узнало
племя семитов на Аравийском полуострове.
Первооткрывателями кофе были не арабы, а эфиопы - группа из нескольких
народностей (амхара, тиграи, гураге ...). Группа появилась в I тысячелетии
до н.э., когда жители южной части Аравийского полуострова начали
переселяться в земли теперешней Эфиопии и смешались с туземцами-негроидами -
кушитами и ниломтами.
Эфиопы толкли плоды кофейного дерева, замешивали их с животным жиром и
катали из них клецки величиной со сливу, которые брали с собой в дорогу.
Жиры, смешанные с питательными плодами кофе и протеином семян, придавали
людям силу, а кофеин - бодрость. Из сока плодов кочевники делали напиток,
похожий на вино, а из листьев заваривали напиток, похожий на чай.
С течением времени начали варить горячий напиток из семян кофейного
дерева. Сначала его употребляли во время религиозных обрядов, а позже он
превратился в национальный напиток эфиопов. Сбор листьев и семян
впоследствии стал отдельным промыслом, распространившимся из Африки в Йемен.
История кофе в Йемене
Авторитетный востоковед О. Г. Герасимов утверждает, что арабы используют еще
одно, поэтическое название кофе - бинт аль Йаман - "Дочь Йемена".
Одно из самых ранних письменных упоминаний о кофе содержится в арабском
манускрипте №944, хранящемся во Французской Национальной библиотеке.
Шехабеддин Бен, арабский автор XV столетия, рассказывает о своем
современнике Гемаледдине, муфтии йеменского города Аден, который ездил в
Персию. Во время пребывания там он обратил внимание на своих соплеменников,
варивших и пивших кофе, которому он раньше не придавал значения.
Вернувшивсь в Аден и почувствовав недомогание, Гемаледдин вспомнил о кофе
и решил попробовать этот напиток, который не только помог ему вылечиться, но
и укрепил силы. Последнее качество Гемаледдин оценил особо, так как оно
помогало в ночных религиозных бдениях. Авторитет и рекомендации муфтии
способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только
дервиши, но и ремесленники, купцы и другие жители города.
Называя страны Азии, которые поставляют кофе, чаще всего начинают с
Йемена. Хотя эта страна производит сравнительно мало кофе, но здесь он
самый вкусный и ароматный. Его положение можно сравнить с положением
знаменитых, только в Китае выращиваемых и обрабатываемых желтых и красных
(иначе - оолонгов) чаев: знатоки, будто сговорившись, утверждают, что ничто
не может сравниться с кофе Йемена. Поэтому Йемен издавна называют отцом
кофе. Любимый и великолепный его сын - мокко (по названию порта Мокка,
иначе Mocha, Mucha), который известен тем, что о нем можно только прочитать
или услышать. Его производство так мало, что в торговлю эта таинственная и
очень дорогая редкость почти не попадает.
Описывая быстрое распространение в Адене обычая пить кофе, арабский автор
подчеркивает, что людям настолько понравился этот напиток, что они
отказывались от ката, жевать который у них вошло в привычку.
Таким образом, став популярной в Адене, привычка населения пить кофе
быстро распространилась на соседние города и достигла Мекки. Здесь кофе
также сначала использовался дервишами при религиозных церемониях, но затем
вошел в жизнь всех горожан. Священной столицы мусульманского мира кофе
достиг около 1470 года.
Легендарный Мокко
Можно смело утверждать, что в истории кофе не более громкого
георафического названия, чем Мокко (Моха). Этот небольшой йеменский
порт на Красном море дал название сорту кофе, произведенному в аравии.
Город заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее.
Мокко
(Моха) - это небольшой йеменский порт на Красном море дал название сорту
кофе, произведенному в аравии.
Около 700 года до н. э. купцы из Южной Аравии впервые появились на
восточно-африканском берегу. Мокко еще задолго до раннего халифата
являлся стоянкой торгового флота и верфью и назывался тогда Ал-Муджа.
Весной 1513 года португальская эскадра под командованием Афонсу
д'Албукерки заняла Моху. Через два года город оказался в руках египтян. В
1532 году Йемен завоевали турки. Включенное в состав Османской империи
государство в течение столетия испытывало на себе турецкий гнет.
Предания, записанные в 1763 году, связывают процветание Мохи с именем
шейха Шадди и говорят, что именно ему пришла в голову счастливая мысль
заняться расширением посадок кофейных деревьев. Вскоре здесь стали успешно
торговать новым товаром, и небольшое селение, каковым оно было до этого,
выросло в процветающий крупный торговый город. В Европпе его название
превратилось в Мокко и стало названием сорта. И даже горы вокруг Мохи,
сплошь покрытые кофеными плантациями, расположенными террасами на склонах,
называли "кофейными". Мокко (Моха). История кофе в Йемене.
Горы
вокруг Мохи, сплошь покрытые кофеными плантациями, расположенными террасами
на склонах, называли "кофейными".
Когда шейх Шадди умер, над его могилой возвели мечеть, а имя стали
поминать в утренних молитвах как имя патрона города, покровителя арабских
кофеен, вразумившего род людской пить кофе и покупать кофейные зерна.
В 1633 году, после антиосманского восстания, было создано йеменское
независимое государство (имамат). Наступил короткий период относительного
спокойствия и более активного экономического развития. Йемен установил
прямые торговые связи с некоторыми странами Европы, куда начл поставлять
свой кофе Мокко. Именно в этот период наступил расцвет порта как главного
кофейного торгового центра. Расцвет совпал по времени с общим экономическим
подъемом страны, которую с этого времени стали называть Счастливейшая (от "йаман"
- счастливый).
Необходимо особо подчеркнуть следующие моменты.
Не вызывает сомнений тот факт, что до конца XVII века мир в целом
(хотя и ограниченно) получал кофе лишь из Йемена. Это был тот настоящий
и прославленный кофе Мокко (Mocha или Mokka). До середины XVII века
турецкие и египетские купцы приезжали в Йемен и получали лучшие зерна.
Они покупали урожай прямо на деревьях, обеспечивали его сбор и обработку
семян. Кофе готовили сухим методом, т. е. высушивали на солнце.
Процветание йеменской кофейной торговли было во многом обусловлено
монопольным производством товара, популярность которого в Европе
стремительно росла. Кофе повторил судьбу большинства тропических
пряностей, знаменитых прежде всего своими богатыми вкусо-ароматическими
качествами.
Арабы чрезвычайно гордились новым напитком и держали в тайне сектрет его
приготовления. Они запретили вывозить из страны зерна, если они не высушены.
Эта мера была направлена на то, чтобы ни одно зернынко,способное дать
росток, не попало в руки чужестранцев, которым запрещалось посещать кофейные
плантации.
Около 1650 года мусульманскому пилигриму по имени Баба Будан сумел
заполучить семь зеленых кофейных зерен и тайно вывезти в район Чикмагалхур в
южной Индии. Из этих семян выросли отличные кофеные деревья, положившие
начало получению кофе в этой стране.
Около 1690 года голландцы заполучили семена в Индии и к концу века
основали кофейные плантации на островах Ява и Суматра. Через несколько лет
они превратились в главного поставщика кофе в Европу, прежде всего,
благодаря усилиям голландской Ост-Индийской компании, а порт Амстердам стал
одним из важнейших центров мировой кофейной торговли.
С этого момента начинается быстрый упадок йеменской кофейной торговли,
поставки для которой всегда осуществлялись двумя маршрутами: северным
караванно-морским и южным морским. В первом случае приобретенный на рынке в
Бет-эль-Факихе кофе доставлялся на верблюдах на побережье Красного моря и по
нему в Джиду, а затем в Сиуэц, откуда опять на верблюдах в Египет. Морской
маршрут проходил в южном направлении до порта Моха, а из него - вокруг
Африки в Европу.
В рассылке использованы материалы компании Элит Кафе
(www.elitcafe.ru).
elitcafe.ru 2007.
При использовании материалов ссылка на elitcafe
обязательна. Для интернет-изданий обязательна гиперссылка на адрес сайта
www.elitcafe.ru