Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ДУХОВНАЯ АЗБУКА ФИЗИКИ


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ДУХОВНАЯ АЗБУКА ФИЗИКИ   20   2006-03-07 12:36:39

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

Прежде всего, ПОЗДРАВЛЯЕМ ЖЕНЩИН с Международным днем прав женщин и мира – 8 марта. Желаем им счастья, Радости, Удачи, Любви, Здоровья во всех отношениях и реализации их сокровенных желаний! В данном выпуске помещена статья «Четвертое измерение педагогики» о самых первых Международных педагогических чтениях в Москве преподавателя Клайпедской гимназии "Ветрунге", рыцаря гуманной педагогики Ирены Стульпинене, а также начало ее краткого авторского курса Духовной азбуки физики. В завершение выпуска Вас ожидает продолжение цикла «Тайны славянской письменности» о сути текста Алфавита Кириллицы и современного Алфавита, во вложении смотрите файлы Начало3. В следующем выпуске о смысле первой буквицы Аз и ее изначальное изображение.

 

Ирена СТУЛЬПИНЕНЕ,
преподаватель Клайпедской гимназии "Ветрунге"

 Четвертое измерение педагогики

"Нужна новая педагогика", - убеждены участники многонационального форума педагогов

06 июня 2002 «Клайпеда»

 "Ни одна реформа просвещения не состоялась до конца, ибо касалась лишь трехмерного мира. Будем ли мы впредь идти по инерции, или же обновим мышление качественно новым четвертым измерением? Духовное возрождение не зависит от материального оснащения школы. Медлить уже нельзя", - говорил доктор педагогических наук, академик Российской Академии Образования Шалва Амонашвили, начиная первые международные педагогические чтения "Гуманная педагогика и духовность педагогических пространств". Основной темой этого впечатлительного многонационального форума педагогов в московском Доме учителей 26-28 марта 2002 г. была "Четвертое измерение педагогики".

Свыше 400 человек верят

Главные организаторы, Центр гуманной педагогики при Международном Центре-музее им. Рерихов и Министерство Образования Российской Федерации, пригласили свыше 400 ученых, учителей, общественных деятелей из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Казахстана и пр. Собрались сильные духом, верящие в будущее и в неустанном сердечном поиске способные находить конструктивные решения.

Опыт есть. Уже действуют десятки школ-лабораторий гуманной педагогики в России, учреждены экспериментальные площадки и лаборатории в разных государствах, в том числе и в Прибалтике. Гуманная педагогика - одно из официально обозначенных направлений реформы образования в России, потому доклад "Духовность и гуманность образования" читал президент Российской Академии Образования Н. Д. Никандров.

Зреет новое понимание педагогики

"Нужна новая педагогика, но разве можно создать ее мозговым штурмом? Четвертое измерение - широкое мышление, но это не новая кассета, так просто не поменяешь. Придется преодолеть в себе ограничения советского периода", -говорил Ш. Амонашвили, а работа чтений стала наглядной тому иллюстрацией. Очень весомы, даже директивны, были доклады ученых. Выступления педагогов практиков выявили коренную установку гуманной педагогики: подобное воспитывается подобным. "Человек - создатель Человека есть учитель" (Ш. Амонашвили). Потому сначала нам надо представить идеал человека, которого мы хотим вырастить, а потом самим стремиться приблизиться к этому идеалу. Если мы хотим вырастить благородного человека, мы сами должны быть максимально благородны. Доброта воспитывается добротой, милосердие - милосердием, а любовь - любовью. Не иначе! Осознав человека частичкой духовного мира, и ребенка встречаем как посланника Высших Миров, как вечную, неповторимую и бесконечно эволюционирующую сущность. Родители когда-то сами пришли из этих сфер. Ныне они "призывают" ребенка в свой дом, возлагая на себя ношу огромной ответственности. Но какую радость созидания человека они получают взамен! Учителя - тоже.

Культура есть союз знания, красоты и любви. Такому объединению помогают вера и философия, потому новая педагогика есть и научное познавание человека, и искусство творить красивые взаимоотношения, и вера в Высшую Духовную Реальность. "Путь без высших ценностей - путь в никуда", - звучало на чтениях.

Объять знания, чувства, идеалы

Экология ребенка - набатом звенела актуальнейшая тема чтений. "Необходимо говорить об экологии ребенка, который есть сама Природа. Более высокой - не существует, и эта природа совершенствуется. Главное - верить, что ребенок пришел не зря и что мне предназначено его спасти. Мне!" -говорил Ш. Амонашвили. Такое задание по плечу учителю, способному объять и знание, и чувства, и идеалы. А пока такой синтез не получается, страдает учитель от внутренней неудовлетворенности своим трудом...

Духовное ученичество педагога

Но как же учителю с самим собой "договориться"? Искавшая решения такой проблемы доктор педагогических наук, проф. И. А. Колесникова из Санкт-Петербурга, читала доклад "Духовное ученичество педагога". "Духовность есть выход за пределы физического мира вещей", - определила она и предложила несколько шагов учителю, решившему преодолеть трехмерную ограниченность:

     выйти из узкопредметной ориентации. Специализация -лишь исходная точка. Миссия учителя - не в предметной ориентации, но в нахождении смысла в работе с человеком;

     учиться действовать истинно гуманно. Личная точка зрения - не единственная и еще не вся истина. Упорно защищать следует высшие ценности, а не свою относительную истину, точнее свой эгоизм;

     самоопределиться в понятии себя как частицы бесконечного целого по принципу "всё во всём". Больно убеждаться в ограниченности собственных знаний, но лишь зная границы можем их раздвигать. Так расширяется сознание. Признак расширяющегося сознания - тяга к этическим и философским знаниям;

     и, наконец, встреча с Инобытием. Осознание его, как и рождение любви к ребенку, идет через упорядочение своего внутреннего хаоса и разрыва границ своего узкого мирка.

Путь педагога к духовному ученичеству идет через ответственность за выбор направления к ценностям вечным. "Без риска ребенка не спасем" (Ш. Амонашвили). Член-корреспондент Российской Академии Образования, гл. Редактор Антологии гуманной педагогики Д. Д. Зуев, на себе испытавший "вкус цензуры советских времен, утверждал: "Между "Бога нет" и "Бог есть" - трагический путь долгих исканий. Не бойтесь его. Каждый должен по нему пройти". "Гуманная педагогика - это высшее творчество, которое приходит через муку. Из Вечности. Из Высшей Мерности", - утверждал Ш. Амонашвили.

Одаренных детей родится все больше

Когда меняется мировоззрение, меняются педагогические цели и задачи, объяснял доктор физ. -мат. наук, академик А. Е. Акимов и предъявил изящную схему эволюции педагогики. Современная педагогика -как трехосевая система координат, в пространстве которой - дети. Первая ось - предметные знания, вторая - учитель, третья - методы и технологии.

Рождаются особо одаренные дети. Природа их наградила не только яркими талантами и творческими способностями, но и особым мировидением. Они могут видеть, чувствовать и слышать то, о чем большинство взрослых даже представления не имеют. Факт, что количество таких детей увеличивается и что это психически здоровые дети, подтвердила конференция, состоявшаяся в марте 2001 года в Институте Психологии в Москве. Этим особым детям, и не только им, тесно даже в трехмерной педагогике, а их все еще запихивают в двумерную плоскость воспитания и обучения, напр., лавина энциклопедических знаний плюс педагог, заболевший методиками и технологиями. Дети задыхаются от ограниченности взрослых, им нужна срочная помощь!

Совершенна -методика сердца

А. Е. Акимов объяснял: расширим духовностъю каждую ось трехмерной педагогики. Первую - до осознания: знание есть лишь путь в более высшую мерность. Вторую - до понимания: работать до нахождения учителя в себе самом. Третью - до ощущения: совершенна лишь методика сердца. А потом, говорил А. Е. Акимов, придет черед и пятой координате - познанию космических законов.

Академик Российской Академии Образования из Тюмени В. И. Загвязинский утверждал, что духовный вакуум привел нас к кризису. Либо мы будем стремиться к гармонии человека с человеком, человека с Природой и с самим собой, либо погибнем. Понятно, гармония - состояние идеальное, но идеализация - это знакомый и привычный в каждой науке метод, который позволяет облегчить решение сложных реальных проблем. В. И. Загвязинский предлагал: "И в педагогику необходимо ввести понятия "идеальный учитель", "идеальный ученик", "идеальная воспитательная система" и др. и по ним выстраивать практическую педагогическую деятельность".

Ученые уже стали говорить о гуманной физике, гуманной химии. Это не есть умаление наук естествознания. Наоборот. Доминирующие в школах энциклопедические знания расширяются до более высокого - философского - уровня, потому эффективно помогают нравственному воспитанию.

Прочная опора возрождению просвещения

Это надо было видеть, чувствовать и слышать - с каким полетом души учителя свидетельствовали практичность гуманной педагогики. Это - не утопия! Это - прочнейшая опора возрождению просвещения, ибо она начинается не с внешней перестройки, но с исходной точки - с учителя, осмыслившего свою особую миссию. Черпая из источников мировой духовной мудрости, гуманная педагогика явно возвышается над политикой, национальными различиями и не зависит от технологических благ, которые должны человеку служить, а не порабощать его.

 

ДУХОВНАЯ АЗБУКА ФИЗИКИ

(начало)  

                                                      «Новые эпохи слагаются новым мировоззрением,         

                                                         когда оно достигает масс»  Е. И. Рерих

    В Литве, при 12-летнем обучении, физику начинают изучать в 7 классе. Новый учебник по физике для 7 класса (L.Galkutė, V.Valentinavičius. Fizika 7, Šviesa. Kaunas, 1998) стал неожиданностью. Будучи предназначенным лишь для первоначального ознакомления с некоторыми физическими явлениями, он был без формул, без строгих определений физических величин, без задач для решения, т.е. физика, но еще без математики. Непривычный учебник возбудил поиск нестандартных способов его прочтения.

   На самом первом уроке мы стали читать учебник более глубоко, пытались приблизить его содержание к человеку. Это послужило поводом по-иному читать и весь остальной текст книги. Пришла мысль применять принцип аналогии. Каждый поворот ключа аналогии открывал все новою и иную возможность видеть мир как единое целое, а себя чувствовать важной составной его частью. Мы восторгались премудростью Природы, которая в «зеркале» физических явлений показывает, какими можем и должны быть, даже подсказывает нам, как строить взаимоотношения со своим окружением. Мы удивлялись и восхищались красотой и подобием устройства галактик, звездных систем и атомов. Нам была дана возможность начинать изучение физики не со строгих формул и рациональных методов, а с углубления высоких чувств, что очень важно в 13-14-летнем возрасте, когда «глина» тела желания подрастающего человека еще не успела «затвердеть». Получилось, что в начале курса физики мы как-бы обозреваем целостность нас окружающего мира и любуемся им, и лишь после будем приступать к изучению отдельных его частей, к их анализу. Можно сказать, что учебник физики без математики и принцип аналогии подсказали, как начинать очеловечивать физику. 

* * * * *

«Самым сложным явлением в Космосе является все-таки человек. На службу изучения человека должны быть поставлены все науки, ибо в нем сосредоточено все... В нем ключ от понимания миров.» (Грани АЙ – 9, Новосибирск, 1996, пар.314).

    Впервые семиклассники входят в кабинет физики и начинается первый урок. Очень важна эта первая встреча. Ребята уже наслышаны, что физика – самый трудный предмет. Надобно срочно ломать этот стереотип, напрочь развеять их страх, заинтересовать их, зажечь непотухающее желание изучать эту интересную науку. Потому начинаю первый урок с главнейшего вопроса – вопроса о смысле жизни. Прошу ребят сравнить размеры и длительность жизни человека (микрокосма) и вечной Вселенной (Макрокосма). Такая попытка дает возможность почувствовать тщетность сравнения. Мало того, мы даже вынуждены изумляться: зачем же вообще во Веленной живет человек – существо меньше песчинки и короче мгновения? Зачем Великой Природе эта мгновенная песчинка, какой смысл ее существования – прожить сто лет и навсегда исчезнуть? Исчезнуть? Навсегда?! «А вы об этом думали?» - спрашиваю ребят. Большинство не представляют, как они могут не быть, а часть обычно признается, что такие вопросы у них еще не возникали.

   Пусть обязательно в этот момент откровения детей прозвучит и наше сердечное недоумевание: «Но если исчезновение с лица Земли хотя бы муравьев или, скажем, водорослей, может навлечь большие экологические бедствия, то жизнь мудрейшего из всех существ планеты – человека – должна обязательно иметь какое-то, может быть даже особое, предназначение, не так ли? Где же нам искать ответы на такие важные вопросы? Ведь если человек в природе есть, то и ответ где-то должен быть. Где искать-то будем?»

   Физика – наука о природе, а человек существенная ее часть. Надо полагать, и физика может многое о человеке сказать.

    Открываю учебник по физике 12-го класса и, ничего не объясняя, начинаю читать любой более трудный для понимания текст. Конечно, дети в растерянности, они не могут ничего понять, хотя текст слушали на родном языке. Сравниваем, что часто такое же случается и с гениально простой народной мудростью – загадками, пословицами, поговорками, иногда и сказками: язык родной, но ответ «спрятан», и смысл уловить бывает нелегко. Расшифровывая их иносказательность, похожую на притчи, становимся чуть мудрее и начинаем лучше понимать жизнь и людей.

   Объясняю, что иной смысл слов есть и в физике. В «Введении» нашего учебника читаем: «У привычных, в каждодневности употребляемых понятий, таких как работа, энергия, путь и др. есть и иной смысл – физический». Листая учебники для старших классов ребята убеждаются, что эти «физические смыслы» записаны формулами. Оказывается, даже такую красоту как радуга, физика способна описать алгеброй и геометрией. А вот астрономический пример для ребят – научный, красивый и возбуждщающий высокие чувства. Известна математическая зависимость между светимостью, радиусом и массой звезды. Эта и другие закономерности помогают понять «судьбу» разных звезд. Красные карлики – холодные и маленькие звезды, которые живут миллиарды лет, светимость их очень мала, они долго и нудно угасают. И не светят, и не греют. Горячие голубые гиганты живут кратко, «всего  лишь» миллионы лет и очень ярко светят. Их существование часто кончается великим взрывом в качестве новой или сверхновой звезды, свет которой достигает окраин Вселенной. Пытаемся сравнить жизнь этих звезд с человеческими жизнями и получаем удивительную параллель о том, как жить. Как на небе, так и на земле: есть возможность долго, холодно и еле заметно тлеть в удобстве лишь для себя, но можно быстро, кратко, ярко, горячо сгореть, все освещая своим светом.

   Высказываю ребятам свое предположение. Может быть и за другими формулами, т.е. за знаками и символами, которые используем на уроках математики и естествознания, прячется вековая мудрость, адресованная человеку, подобно как прячется она за словами притч и сказок? Не попытаться ли нам «проверить алгебру гармонией»?

   Еще на первом уроке мы обязательно ищем в учебнике советы для успешного изучения физики. И, конечно, находим.

   В учебнике сказано, что для изучения некоторых явлений у человека есть ему нужная «аппаратура» - органы осязания, которые у разных людей работают с разной чувствительностью. Дан пример глухих и слепых. Эту строку учебника обязательно разбираем шире. Удивляемся сильной интуиции слепых и глухих. Но разве только у них интуиция сильная? Современный человек свои органы осязания умеет расширять искусственно. Он придумывает и конструирует огромное количество измерительных и регистрирующих приборов. Исследователь делает выводы, опираясь на эти измерения. Но что измерять, если явление еще не открыто? Как закон природы узнает ученый-теоретик? Приводим примеры озарения Архимеда, Ньютона, Менделеева и др. и делаем вывод: чем сложнее поиск, тем больше искатель прислушивается к внутреннему голосу. Так трудятся не только поэты, композиторы, художники, но и ученые. Интуиция – не искусственное расширение ощущений, она – натуральна. Она, сильная или слабая, есть у всех людей. Следовательно, если даже ученым она помогает, то и мы будем знать: окружающий мир можно познавать не только измерениями с помощью аппаратуры, но и интуитивно. Конечно, одно другого не исключает – надо сочетать все способы познавания.

   Учебник объясняет, что придется не раз возвращаться к уже изученным вопросам, чтобы осознать их еще глубже. Эта мысль есть повод говорить о ритме труда. Пример тому, что весь мир живет именно ритмом, есть нескончаемое движение малюсенькой невидимой частички, имя которой «электрон». Если она перестанет «трудиться», то и нас с вами не будет. Скажем детям, что об этой таинственной невидимой труженице подробнее поговорим изучая тему об атомах и молекулах, и они с нетерпением будут ждать таких уроков.

    В «Введении» учебника сказано, что работа над исполнением заданий поможет ответить на многие «почему?». Мы расширяем и эту мысль. Подчеркивая важность правильных ответов, утверждаем особую ценность вопросов, ибо наука без вопросов – неподвижна, а значит – невозможна.

   На литовском языке звучат три слова: «клауситис – клаусти – клаусити», что соответственно означает «слышать – спрашивать – слушаться». Это тройное правило помогает понять своеобразные ступеньки освоения «языка» физики (и не только физики). Сначала учимся внимательно слушать. Если не поняли, а вопросы не возникли, значит не сосредотчились, чтобы действительно услышать. Лишь усвоив факты и выснив вопросы, сможем понять явления, а законы Природы применять на практике, т.е. действовать законно, «слушаться» их, жить по законам. Очень важно знат ь эти три ступеньки совершенствования: слышать – спрашивать – слушаться. Потому урок физики будем украшать вопросами: больше вопросов – больше знания.

   Еще говорим о так называемых глупых или детских вопросах, которые задавать способны лишь нестандартно мыслящие люди. Например, еще в пятилетнем возрасте Альберт Эйнштейн, как утверждают его биографы, был поражен тем, что стрелка компаса всегда «знает», где север, где юг. Как будто почувствовал, что эта вещь таит в себе что-то глубоко скрытое. Чем кончилось это удивление - знает весь мир. Потому и мы договариваемся очень уважать спрашивающих и учиться у них сосредоточению.

   Слово «сосредоточение» употребляем не случайно. В книге читаем, что сосредоточение зрения и слуха помогает в окружающей нас среде что-нибудь увидеть или выделить нужный звук. Звучат вопросы: «если у пяти осязаний есть соответствующие органы, то какой из них – самый главный?», «мы знаем, что часто слепые и глухие «слышат и видят» интуитивно. Которая часть тела связана с шестым чувством?». Цель этих вопросов единственная: пусть на первом же уроке физики прозвучит самое важное понятие – сердце.

   Всегда находится кто-то из ребят, кто слово это скажет вслух. Не былог того, чтобы не сказали. Дети знают.

   На основании состоявшегося разговора делаем вывод: если интуиция так важна даже при научном поиске, значит сердце есть главный участник процесса познания и место сосредоточения. Так на нашем уроке рождается еще одна прекрасная формула, которую мы будем часто повторять: «Знание есть разум плюс сердце. Учиться – значит и мыслить и чувствовать. Настоящее совершенствование бессердечным быть не может!».

    К концу вступительного урока у ребят появляется и вера, и надежда: физику можно будет осилить, физика многое объяснит, физика – интереснейшая наука. И как это до сих пор мы без нее жили?

 * * * * *

   Далее предлагаем мысли-эскизы к разным темам упомянутого учебника. Это и есть те аналогии, которые проявились, работая с данной книгой, но конечно интересные темы для сравнений можно найти и в любом другом учебнике. Для краткости даем лишь названия параграфов – учителя физики знают стандартное их содержание. Остается лишь отметить, что закон аналогии, утверждающий подобие, совсем не означает тождественность, потому сравнения могут быть лишь подсказкой, но никак не прямолинейнмы объяснением.

   И еще. Стоит некоторую часть далее приводимых вопросов оставлять без ответов. Наше задание – побуждать самостоятельность поиска.

 

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ 

   Изучая этот раздел имеем возможность выявить аналогию понятий «свет» и «знания», используя всем известное изречение «Знание – свет, невежество – тьма». Когда говорим, что свет равен знанию (точнее, мудрости), и применяем это утверждение к человеку, то изучение световых явлений становится прямой подсказкой способов просветления человека.

 

    Свет. Источники света. Освещенные тела.  

  • Кого можно звать просвещенным? Кто свет (= знания) через себя способен пропускать и передавать другим. Передача света есть его расширение.
  • Два условия, чтобы видеть (= познавать). Первое: должен существовать источник света (= мудрости). Второе: желающий зреть (= познавать окружающее) глаза открыть должен сам!
  • Натуральный источник света (= мудрости) излучает сам, но искусственным источником  света управляют со стороны. Некоторые же источники (Луна) способны лишь чужой свет (= знания) отражать.
  • Человек имеет ауру – глазу невидимый свет (= знания). Демонстрируем кирлиановские фотографии аур цветов. Внутренний свет мудрости не глазами распознаем: сердце сердцу весть подает.
  • Большой свет ауры – большое сердце.

  

Солнце. Прямолинейное распространение света.  

  • Натуральный источник света распространяет свой свет (= знания) прямо и по всем

направлениям. Он, как Солнце, светит для всех. Ограничения светового потока

(= нежелание делиться знанием?) – свойство искусственного источника света. Где есть ограничения, туда свет проникать не может. Ограниченность – признак разделенности, нецелостности, узости взглядов. Учиться светить всем – учиться быть натуральным.

  • Натуральный свет все освещает, но сам – невидим. Когда малые частицы (пыль, туман) отражают свет, становится возможным увидеть световые пучки. Рассматриваем фотографии пучков света через листву или луча прожектора в тумане. Малые, непрозрачные, свет отразившие (= знания не принявшие!) – свет проявляют.
  • Свет Солнца глаза ослепляет. Да, можно жить с мудрецом и не видеть его: рядом со светом мудрости, но в темноте. Можно жить в океане знаний, но оставаться невеждой: рядом со знаниями, но бессознательно. Без + со + знания = без сотрудничества со светом. С красотою Природы, с искусством, с поэзией, с музыкой – лишь рядом жить?!
  • Истинный свет – невидимо видимый.

  

    Прозрачные и непрозрачные тела. 

  • Прозрачные тела – мало заметны, ибо свет через себя пропускают и передают дальше. Непрозрачные – ярко видны, ибо свет отражают. Они либо не принимают, либо поглощают его – препятствуют движению света дальше. Кто есть те, кто знаний не принимают или препятствуют их распространению, или поглощают знания лишь для себя одного?
  • Когда прозрачные тела становятся непрозрачными? 1. Когда вещества очень много. Вода – прозрачна, но в ее глубинах – света мало (вещество – символ материальности, свет – духовности). 2. Когда прозрачный материал дробят: измельчение препятствует прохождению света, ибо больше отражений. 3. Когда прозрачную поверхность пачкают грязью (грязная вода – символ грязных желаний и эмоций. Символ чистоты – белые одежды).
  • Как непрозрачному стать прозрачным? 1. Смыть грязь, очиститься (= очистить свои эмоции, возвысить чувства). 2. Открыть свои «окна» собственными усилиями.

3. Утончиться – сделаться менее материальным. Даже плотное золото можно утончить до прозрачной фольги. 4. Огнем прожечь: преобразить, как песок в стекло, графит – в алмаз.

  • К звездам – лишь через тернии.

  

    Тень. Определение времени по тени. Театр теней. 

  • Загадка: с восходом Солнца рождается, при  заходе – умирает. Что это? Где свет, там и тени. Как без черных клавишей, одними только белыми, не сыграть мелодию, так и без тени не выявить света. Тень – недостаток света. Непрозрачность – причина, следствие – тень. Степень своей прозрачности (= и просвещенности) узнаем приближаясь к источнику света.
  • Лицом к свету – видим лишь свет, поворачиваясь спиной к свету – видим свою тень или тьму. При ориентации на свет тени исчезают. Направление своих наблюдений выбираем своею свободною волею. К чему стремимся – то и видим. Корень слова «ориентация» - от лат. слова «ориенс» - восток. Там Солнце восходит!
  • ОРИЕНТация на Свет!
  • Если бы ничто не поглощало свет Солнца, то и солнечных часов не было бы. Есть ли время там, где нет теней, где все прозрачно?
  • Когда непрозрачные тела занавесом отделяют от источника света, наблюдаем театр теней или марионеток. Чем «примечательна» жизнь марионетки? Непрозрачное тело + занавес + освещение особым ракурсом = видим карикатуру. Что есть что в данном случае?
  • Больше прозрачности – меньше теней.

 

   Отражение свет. Зеркало.  

  • Угол падения света равен углу отражения – закон. Как аукнется, так и откликнется – тоже закон.
  • Зеркало пытается «убедить» нас, что сердце справа, но в действительности оно в левой стороне нашего тела. В какой мир уводят нас мнимые зеркальные изображения, если за плоскостью зеркала нет (!) световых лучей?  А если зеркала еще и кривые?
  • Что мы посылаем друг другу для отражения?

  

Преломление света.  

  • Действительно ли то, что наблюдаем? Всегда ли наблюдаем действительность? Очевидность, например, пытается нас «убедить» в том, что дно озера – выше, чем оно лежит в действительности (явление преломления света). Часто суть прячется глубже, чем видится.
  • Чем больше количество сред, через которые проходит луч света (напр., стекло – вода –масло – воздух), тем больше раз, на каждом рубеже сред, преломляется он. Чем больше посредников, там больше искажается истина.
  • Очевидность и действительность – разные понятия.

  

   Спектр света. Радуга. 

  • У солнечного света зримого цвета нет. Называем его белым, но состоит он из всех

      цветов радуги. Слияние всех видимых цветных лучей образует невидимый нам –   

      белый – свет. За видимым – невидимое, и Все Едино. Свет Солнца все вместил и  

      щедро отдает не выбирая.

  • Вмести все – Солнцем станешь. 

 

   Особенности зрения: оптические иллюзии, дальность видимости, угол зрения. 

  • По иллюстрациям оптического обмана зрения видно: в темноте даже малый свет большим выглядит, а в ярком свете и тьма меньшей кажется. Параллельность линий, величина и форма геометрических узоров, даже содержание рисунков – все может искажаться в зависимости от окружения. Учиться наблюдательности и точности оценки. Не преувеличивать, но и не умалять.
  • Дальность видимости: вблизи удобно анализировать узор и детали, но «лицом к лицу – лица не увидать». Желающий увидеть всю картину, вынужден жертвовать деталями: узреть вершину можно лишь отдаляясь от горы. Чем выше полет, тем меньше мелочей и деталей, и наоборот.
  • Что далеко и высоко, то нелегко увидеть. А если что-то бесконечно далеко, будем ли отрицать его существование? Не зря поговорка предупреждает: «С глаз долой – из сердца вон».
  • Угол зрения прямо пропорционален величине наблюдаемого объекта. Но как великое увидим узким взглядом? Здесь два возможных результата: умалить великое, либо расширить угол зрения. Что видит лошадь, когда ей надевают шоры?
  • Учиться распознавать очевидность и действительность. Действительность – глубже, дальше, выше!

(продолжение следует)

 

ЦИКЛ «ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

Текст Алфавита Кириллицы

 Аз Книга (буквы) ведаю Глаголом добра, есть Живая весьма Земля И если, как люди мыслят, наш Отец Небесный покойно речёт

 Слово, твёрдо указывая поворотную Вершину Херувима огненного* завершения цикла человека землю ковыряющего...

* Херувим - Высочайший, с Огненным (духовным) мечом охраняющий Врата к Древу Жизни.

 

 Текст современного Алфавита

АзБука ведаю глаголом добра, есть Живая Земля и, как люди мыслят, наш Отец Небесный покойно речёт Слово, твёрдо указывая поворотную Вершину Величайшего огненного цикла человека земного...

 То есть, Живая Земля есть Книга - Азбука жизни, ведающая о небесном назначении огненного духа человека. И если при Кирилле эта Книга только знала о великом огненном завершении (Ω) цикла человека ковыряющего землю, но мыслящего о небесном, то с середины XX века (при новом Алфавите и новом сознании людей) «речёт», творит огненной речью (уже находясь на этой Вершине) новый духовный цикл человека трудящегося на земле.

 Смотрите файл Начало3 во вложении.

 

 Хорошая музыка полезна всегда

      Музыка способствует изучению языков и математики
      Корреспондент.net
      06 Марта 2006, 09:41
      Ученые Нортумбрийского университета (Великобритания) в партнерстве с благотворительной организацией "Юз мюзик" подтвердили предположение, что музыка способствует развитию лингвистических и математических способностей у малолетних детей.

      В основу работы ученых вошли опросы и наблюдения за поведением группы 400 мальчиков и девочек. Исследователям удалось получить подтверждения того, что детки в возрасте всего двух лет легко запоминают слова и отдельные выражения под музыкальный аккомпанемент. А вот без музыки подобные способности открываются в ребенке гораздо позже.
      Ученые пришли к однозначному мнению о том, что музыка помогает детям быстрее наращивать словарный запас, развивать простейшие математические навыки, способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных инструкций.
      Исследователи сделали вывод, что регулярное знакомство детей с музыкой один или два раза в неделю оказывает влияние на некоторые сферы детского развития. Эффект наблюдается при регулярном воздействии в течение двух лет.
      По материалам Освітній портал

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное