Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Искусство ясного мышления


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Искусство ясного мышления   117   2013-05-29 13:24

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены тезисы работы Алексея СЕЕВА об искусстве ясного мышления, а также статья Панченко О.Г. и Процеровой О.В. «Чистые ключи русской сказки».

«Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет все, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своем внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.»

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, читайте новости о книге В.Г.Ниорадзе «По ступенькам СКАЛЕ», выпуске собраний сочинений Ш.А.Амонашвили, ссылки на новые материалы на сайтах центров гуманной педагогики, рисунках Саши Путри, новых детях, фильме «Пространство Валерии Гивиевны Ниорадзе», а также объявление об очередной встрече участников киевских студий гуманной педагогики 07 июня 2013 г.!

 ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ, РАДОСТИ И ЗДОРОВЬЯ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ, ГАРМОНИИ И РАВНОВЕСИЯ И ВСЕГО САМОГО СВЕТЛОГО!

          ИСКУССТВО ЯСНОГО МЫШЛЕНИЯ

КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

1. Главный урок в школах.

В школах и институтах нас не учили тому, чтобы слушать свою душу и следовать по жизни на волне души. В школах нас учили, а теперь учат других, всему чему угодно кроме главного – никто не спрашивает и не интересуется, к чему стремится, чего желает душа ребенка, ученика, студента. Все образование, воспитание построено от ума, поэтому многие учителя, как правило, вовремя не спросят молодого человека, что чувствует его душа, к чему тянется и чего жаждет в этой жизни? Хотя осознание своей души, ее Пути в этой жизни – должно быть Главным уроком в нашей жизни. Но все происходит с точностью да наоборот: нас учат пути ума, нас пускают по этим рельсам, и нам приходится подавлять порывы своей души, загонять ее в подземелье, подвалы нашей природы. Чем больше мы растем, тем больше нам требуется усмирять, сдерживать всплески желаний своей души, чтобы выполнять требования окружающего мира. Так мы и катимся по чужой колее, и в результате имеем жизнь, полную неудовлетворенности, тревог, борьбы, спешки, неудач, болезней, одиночества, страдания. Что же мы можем изменить в нашей реальности без умения слышать голос своей души и азов науки ясного мышления.

2. Искусство ясного мышления в образовательном пространстве.

Педагогика, в общем-то, по мысли известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили, характеризуется той или иной формой и типом мышления конкретного педагога, учителя.

В принятом в г. Бушети, Грузия, 17.07.11 г. программном документе «Манифест гуманной педагогики» неоднократно говорится о значении мысли и умении ясно и светло мыслить.

В разделе «Победить себя» указывается, что «самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на преклонный возраст и т.п. Другими словами, речь идет о неумении мыслить по-новому, целостно и всесторонне.

Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера, – трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться. Надо победить страх в себе, надо свершить подвиг – стать героем духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самой собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная.

Чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе.

Измерение духовности помогает нам постичь и вернуть многим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания. Учитель – душа, носитель и даритель Света. Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет. Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и дальше направляется для распространения по миру своих даров духа.

Воспитание, как сообщает само слово, есть питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами. Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Школа (от лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и духовности человека.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет все, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своем внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма. Нам нужно будет расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности.

Мысль и слово есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная.

Нам надо воспитывать в самом себе, в каждом ребенке и человеке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие. Как это делать? Как нам самим беречь чистоту своих мыслей?

III.            Ключи воспитания и развития ясного мышления.

Главное, научиться мыслить наедине. Помнить ответственность мышления. Истинно, мысль разрушает лучшие стены. Сомнение, раздражение и саможаление могут быть сознательно удалены. Полезно наблюдать за собою.

Совсем не так легко научиться мыслить. Трудно развить напряжение мысли, но еще труднее достичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе — буду мыслить чисто, но сущность его привыкла к эгоистическому мышлению. Тогда получается самая нежелательная форма мысли. Две птицы летят из разных гнезд и не могут слиться воедино. Нужно упражнять мышление не разумом, но огнем духа, пока всякая двойственность не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна, но всякая трещина не только лишает силы, но космически вредна, внося в пространство диссонанс.
Нужно дать известное время для овладения мыслью, но полезно твердить себе об единстве сущности мысли. Будем радоваться разнообразию мышления, но каждая мысль должна быть чиста, как алмаз.

Неужели можно по-прежнему мыслить лишь половиною мозга, не заботясь о запертых сокровищах? Сейчас наступает время для понимания важности искусства овладения целостным, синтетическим мышлением, используя потенциал обеих полушарий мозга.

Когда энергии соприкасаются с планетою, то утверждается разновидность. Потому человеческая восприимчивость напрягает образования форм. Только человеческое соприкасание дает формы Космосу. Если бытие Красоты предназначено Волею Космоса, то человечество должно утвердиться в своей мощи. Дух, воспринимающий и претворяющий — так должен мыслить человек. Потому каждая волна космических энергий имеет свои предназначения.

Самосовершенствование. Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка, а также всех людей, в определенной степени соприкасающихся с нами. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема образовательного пространства и гуманной педагогики – самосовершенствование.

Как этим заниматься? Как и в чем совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять свое сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?

Мы находимся в постоянном поиске ответов на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук и т.д.

Люди много теряют, ожидая исполнения лишь своими путями. Как они будут мыслить о дальних мирах? Придется изменить многие списки и таблицы. Утверждайте, что утончение сознания есть тот магнит, который привлекает любые полезные энергии. Как сокровище, неисчерпаемое сознание поведет на высоты, где победа. Неужели достойно человека дать сознанию зарасти, подобно бурьяну?! Нужно помыслить, куда хотели бы направиться! Огонь сознания осветит путь!

Очищение сердца очень затруднительно, если паутина самости ожирняет его. Жир самости есть звериное наследие. Чистые накопления индивидуальности могут пояснить то, что рассудок не может даже помыслить. Особенно трудно внушить то, что вообще не входило в круг воображения. Сердце считается дворцом воображения. Как двигать, если нет мощи воображения? Но откуда придет оно, если не будет опыта?

В буддизме нам предлагаются сорок методов сосредоточения, из числа которых наиболее значительным является анапана, т. е. сосредоточенность на входящем и выходящем дыхании, метод, который использовали все будды.

Випассана – это способ самоизменения путем самонаблюдения. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, которая может быть пережита на опыте, путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, которые существуют в теле, и которые все время взаимодействуют и влияют на состояние ума. Это основанное на наблюдении, путешествие самоисследования к истокам ума и тела, которое ликвидирует умственные загрязнения, и в качестве результата успокаивает ум и наполняет его любовью и состраданием. "Ум в своей глубинной сущности чист, - говорил Будда, - однако он становится загрязненным, поглощая нечистоту".

На мой взгляд, необходимо ознакомиться с основами теории психосинтеза Роберто Ассаджиоли в ключе духовного развития человека и утверждения нового видения реальности.

IV. Перспективы творческой практики и исследований.

Искусство ясного мышления в творческой практике учителей и в теоретических исследованиях ученых со временем будет раскрываться, расширяться и углубляться. Будут уточняться понятия и принципы, совершенствоваться ведущие идеи, будут открываться новые формы и методические пути. Каждый будет иметь возможность привносить в это искусство свой вклад, скрупулезно будет изучать новый опыт и новую мысль, тем самым совершенствуя и обогащая науку ясномыслия. Такая работа будет вестись на основе фундаментального и неизменного понятия духовного гуманизма.

Справедливо спросят: «Какое отличие значения мысли в Новом Веке; если мысль так упорно утверждается, значит ей дано особое назначение в обновлении жизни?» Совершенно верно, если в Черном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно.

Послушаем, что скажет нам мэтр классической педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать частицу бессмертного и стать живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве».

Далее он пояснит нам: «Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие».

Школу надо спасти. Начинать это неотложное дело надо с того, чтобы понять: кто мы есть. Мы не маленькие «человечки», от которых мало что зависит. Кто унизит себя до «маленького человека», тот не учитель, не воспитатель, и пусть не мешает божественному делу образования. Но, осознав свою силу и миссию, пусть не возгордится, а исполнит свой долг творчески, преданно, с любовью и терпением.

Вот что нам говорит Николай Константинович Рерих: «Ни один завоеватель не может изменить сущности масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

И сегодня, как никогда ранее, ставится вопрос достижения нового состояния сознания и мышления человека как необходимого условия соответствия окружающему нас энергоинформационному пространству и перехода на новую ступень – практического Братства Человечества.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Искусство семейного воспитания. Педагогические эссе: Амрита, Москва, 2011;

2. «Живая Этика» (серия «Антология гуманной педагогики»): Издательский дом Шалвы Амонашвили, Москва, 1999;

3. Владимир Лермонтов «Великий переход или будем счастливы по-новому»: Амрита, Москва, 2012;

4. «Манифест гуманной педагогики»: Издательский дом Шалвы Амонашвили, Москва, 2011.

Алексей СЕЕВ, г. Киев, 2013 г.

Чистые ключи русской сказки

Панченко О.Г.; Процерова О.В.

В этой статье авторы обращаются к материалу именно русской народной сказки, так как считают, что она исторически и генетически в наибольшей степени отвечает российской ментальности — общей ценностной сфере сознания людей разных национальностей, объединённых по территориальному и языковому принципу. Сказочные образы, воплощённые в русской сказке, оформлялись, сохранялись и развивались многоликим народом, главной человеческой ценностью которого всегда являлась душа, сердечность как способ мировосприятия. Речь идет не о специфической отдельной «культурной зоне», противопоставляемой сказкам и мифологии Европы и Востока, а лишь о способе воплощения. 

Сюжеты сказок являются общими для всего человечества вне географических и исторических особенностей, уходят корнями в единую мифологию, отражающую специфику человеческого сознания, лежащую вне пространства и времени.

«Однажды давным-давно...». И мы погружаемся в иное бытие: в иное время, иное пространство, иной мир, дверь в который нам открывает эта волшебная фраза — пароль, заклинание...

В чём же скрытая тайна видимых различий двух великих миров — мира Реальности, который мы, взрослые, считаем своим, и мира Сказки (мифы, фантазии), законными гражданами которого всегда считались дети?

Мир Реальности, как известно, является внешним, окружающим нас миром материальных проявлений — следствий наших решений, замыслов или просчётов. События, связи в этом мире формируются нашим разумом в зависимости от его знания или незнания. Более того, мир Реальности естьтот образ мира, который формируется в нашем сознании именно благодаря практическому разуму, характеризующему «взрослое» отношение к жизни.

Напротив, мир Сказки является миром внутренним, миром души, и определяет пространство внутренней жизни. Это — подлинная сфера причин; ведь именно побуждения и нравственно-эстетическая высота (или низость) души формируют образ мыслей и чувств, проявляющихся как добрые и дурные поступки. Сложность описания этого мира и всех его порождений — мифов, сказок, воображения, творчества — возникает именно потому, что он является абсолютно субъективным, имеет дело вовсе не с объектами, а с субъектами, и только с ними. Кроме этого о мире Сказки можно с уверенностью сказать, что это образ Мира, каким его изначально воспринимает наше сознание без посредства рассудка (практического разума). Он отражает единый закон внутренней жизни человека (и человечества) и поэтому обладает универсальным языком, тем могучим средством, что объединяет отдельные существа не по внешним признакам , а по чисто человеческой особенности — способности к самопознанию. Значит, сказка — то чарующе-прекрасная, то пугающая, но неизменно манящая, — приглашает нас на самую важную встречу — встречу с самим собой.

Стоило нам произнести (прочитать) «заклинательную формулу» («Однажды давным-давно, в некотором царстве, некотором государстве...»), и мы оказываемся словно по ту сторону зеркального стекла. И вот появляется главный герой — наше символическое внутреннее «Я», спрятанное в нас и зачастую угнетённое и подавленное alter ego, персонифицирующее душу, а точнее — живое, жаждущее развития самопознающее сознание. И начинаются диковинные и опасные приключения, требующие от героя (от нашего сознания!) беспредельной выдержки, мужества, любви и самоотверженности — лишь они помогут пройти через все испытания, совершить самые невозможные (сказочные!) подвиги, осуществляя, таким образом, путь нравственного восхождения к вершинам духовного (тридевятого) царства. Того же, кто дерзает посягнуть на драгоценности самого совершенного, самого нравственного знания — знания своих внутренних душевных законов, но чистоты и доброты не имеет, будет вместе с алчной старухиной дочкой («Морозко») рыдать на сундуках, наполненных тленом. Причём тонкая и деликатная в вопросах морали сказка никогда не наделяет подобной ролью самого главного героя («я» читателя), но всегда — его брата или сестру, персонифицирующих возможный негативный вариант проявления личности. Обязательная победа главного героя снова и снова внушает читателю непоколебимую веру в себя, в свою победу над злом.

Сказка учит нравственности. Вот здесь-то и начинается путаница — не вина, но беда наша, происходящая просто от того, что мы сами забываем, как мы были детьми. Мы используем сказку в беседах о нравственности, приводим в пример «добрых» героев, которые «поступают хорошо», и при этом постоянно редактируем сказки, убирая (или недочитывая детям) те места, где герой проявляет, с нашей точки зрения, явно «не моральную» жестокость или совершает обман. Мы превращаем сказки со всем их волшебством в банальные поучительные истории, тем самым «вытаскивая» нужные нам мотивы из целостного контекста повествования именно «сказочного» мира, не событийного, но внутреннего, тонкого, прекрасного и ранимого — мира становления духовной жизни человека.

Как же понимать сказку? Как примириться со всеми этими ведьмами, привязываемыми по просьбе нежной Алёнушки в конце сказки к лошадиному хвосту и обрекаемыми, таким образом, на лютую мучительную смерть! Как быть с обманами, воровством и подтасовками, совершаемыми главными героями или их волшебными помощниками (зверями) с эгоистической целью привлечь к себе благосклонность царской дочери, получить сундуки с сокровищами или занять царский трон? Как истолковать постоянно используемый в сказках способ борьбы с врагами их же (вражескими) методами, подслушивание и подглядывание (взять хотя бы эпизод с перекладыванием героем сказки спящих, ни в чём не повинных юных ведьминых дочек на место своих братьев, результатом чего становится кровавая драма убийства матерью собственных дочерей!)? В чём смысл никому не понятной (давайте наконец сознаемся в этом!) «Курочки-рябы», в чём состоит моральная нагрузка «Колобка» — неужели в том, что «опасно убегать от родителей»?!

Неужели, дав себе смелость полностью сознаться в подобной моральной «неординарности» сказки, мы встанем перед суровой необходимостью исключить её из духовно-нравственных средств воспитания? Никак нет. Надо стать выше своего непонимания и начать внутренне расти, развиваться или познавать великую тайну — себя, а значит, осуществлять первую (если не главную) нравственную задачу. (Действительно, как можно проявлять любовь и добро к другим, если оно не родилось в собственной душе; как можно бороться с социальным злом, если ты даже не распознал его в себе!)

Так у сказки особая мораль? И да, и нет. Нравственный закон един, но выражается в двух обозначенных нами мирах по-разному. Надо ли говорить, что закон саморазвития через самопознание строже закона внешних проявлений? Понятно, что нравственность начинается со строгости к себе, более того — с добровольной жертвы, когда жертвователь и жертва — одно лицо. Внутренний универсальный закон тоже един: каким бы ни был человек, первое, с чем он встречается за гранью «реальности» внешнего мира, — своя собственная «теневая» сторона, «зверь в человеке», которого необходимо если не уничтожить, то преодолеть, полностью подчинив себе. Не жестокости, чёрствости и эгоизму, а суровости нравственного долга учат символические убийства ведьмы, дракона-змея, пленение всех этих сказочных полулюдей-полузверей (птица Сирин в сказке «Садко»). Победа над «злым» существом только освобождает путь к осуществлению желания героя. Момент встречи с ним символически отражает первую истинную встречу «путешественника в страну своего духа» с самим собой, а победа возможна лишь как результатсамоидентификации с «врагом»; иначе говоря, изложение в сказке ведётся таким образом, что читатель имеет возможность почувствовать, что речь идёт не о другом — «чёрном», неприятном и страшном существе, а об одной из ещё неизвестных и поэтому пугающих сторон собственного «Я», которая здесь, в этом мире души, получает автономию и символический облик.

Победа над «зверем» означает осознание его несамостоятельности («экзистенциальной несамостоятельности», «пустоты») и, таким образом, — подчинение этих сил контролю сознания. Это —первая трансформация героя, или, говоря языком сказки, — первое превращение (сказочный аналог события в мире реальности). Тут надо оговориться, что не только дети, но и непредвзято читающие сказку взрослые прекрасно чувствуют, что с убитой в сказке мачехой побеждает величайшее мировое зло — в нас самих, а «жестокое и коварное» лишение жизни Колобка таит мистерию рождения всего человечества.

Мы чувствуем духовную значимость и ценность сказки. Может быть настала пора осознать её для того, чтобы повседневную рутину, «быль» вывести из стагнации, превратить в закон нашей жизни — сказку, открывающую безграничные просторы самопознания, духовного самораскрытия? Что означают эти, казалось бы, безнадежные и рискованные, но обязательные поиски и спасение героем своей любимой или героиней своего суженого, в моральном смысле для заслушивающегося сказками малыша, лишь осознающего нравственный долг перед папой и мамой?

Дух живёт своей жизнью, настоятельно стремясь проявиться. В детском возрасте аппарат рассудочного мышления развит ещё очень слабо, его работа не «заглушает» импульсы иного, духовного «пространства», интуитивно влекущего дальше и выше. И в сказке события, раз завязавшись, влекут героя — наше сознание, исследующее собственные лабиринты, — к развязке, к главному, самому таинственному превращению.

Какова же сущность второго этапа превращений? Герой, пребывающий в начале событий в морально-индифферентном состоянии (Иванушка-дурачок), ступает на путь, уготованный человеку со времён Адама и Евы: путь «познания добра и зла», то есть выстраивания собственной нравственной шкалы (не вычитанной и не преподанной, а «рождённой в жизни духа»). Это добро и зло, как уже говорилось, должно быть найдено и различено внутри; только различённое единство, подобно магниту с двумя его полюсами, обладает потенциалом сил (энергией).

Познанием и подчинением своих противоположных качеств обретается некий нравственный эталон, мерило для морального оценивания «внешних» событий1. Первый этап путешествия по сказке и первое превращение героя (героини) было связано с познанием принципа зла, которое в этической логике сказки должно быть подчинено герою как сила, защищающая добро.

Второе превращение героя происходит, когда, с честью пройдя первое испытание, он оказывается втянутым в орбиту таинственного действия второго нравственного принципа — верхней части ценностной шкалы. Добро и чистота — та противоположная, дополняющая часть, которую необходимо стяжать познавшему (своё) зло герою, персонифицируется сказочной мифологикой в образе существа противоположного пола («полюса»): Иванушка ищет свою Василису (Марию, Алёнушку), Марьюшка — Финиста Ясна Сокола... Обычно этот персонаж заставляет героя подниматься на высокую гору, преодолевать высоту— символ «вертикализации сознания». Образ психологически противоположный изначально чарует и притягивает ребенка (мальчика — царская дочь, Василиса...; девочку— царский сын, Алёша Попович...). Он формирует внутреннее убеждение, что суть физических различий пола коренится впроявлении одной из двух психологических человеческих ипостасей и спрятана в таинственной глубине души, за внешними различиями... Именно такой мудрейший и наиболее универсальный метод «полового воспитания» в совершенстве отработан народной сказкой издавна. Но задачи сказки, как задачисамопознания, гораздо шире. 

Противоположная ипостась — герой или героиня, представляющие сущностный принцип добра, мудрости, нравственной чистоты как жизненной основы души, обитает внутри сказочной страны (тридевятого царства, Лукоморья...), то есть лежит глубже «подпороговой» теневой части личности, и поэтому «завоевание» сказочной невесты (жениха) требует от героя удесятеренных усилий и гораздо большей тонкости. Обычно сама дева даёт герою задания, выполнение которых связано с обретением мудрости силами интуиции и любви «женских» качеств (от героини сказка требует проявления противоположных, по сути мужских качеств: мужества, стойкости, смелости («Финист Ясен Сокол»; в некоторых вариантах этой сказки героиня, чтобы проникнуть во дворец, где чарами удерживается любимый, вынуждена переодеться в мужское платье).

Герой всегда отвоёвывает свою суженую; дева обязательно отыскивает жениха — «сказка не имеет» сослагательного наклонения. Этическая школа волшебных историй — в их нравственномпостоянстве. Постоянство — в качестве идеи, архетипа, образца. Поэтому скрытый, тайный, сказочныйсмысл первоначальной формулы-заклинания («Однажды, давным-давно...») в конце сказки как прожитого, осуществлённого пути нравственного самостановления обретает новый смысл: «Так должно быть, так будет; и — так есть и пребудет!». Но для этого с героем должно — не забудьте! — произойти ещё последнее и главное превращение. Герой подтвердил своё право на царский престол, стал достоин своей суженой — и последнее, самое чудесное событие связано с его свадьбой.

Свадьба как символический момент соединения со своей противоположной душевной характеристикой возводит героя — Иванушку-дурачка Я – сознания2 — на иной, высочайший нравственный уровень бытия. Смысл качества синтетического взаимодействия противоположностей, их «мистического брака» прекрасно раскрывает философское понятие сизигии — неслиянного единства вечно брачующейся пары двух разных. Такое духовное богатство поднимает сознание на уровень третьего, высочайшего состояния, охватывающего и возвышающегося над сизигической двоицей. Приобретение этого нового качества всеединства, целостности сознания и есть «царский путь», конечная трансформация сознания, или последнее превращение героя.

В символически-образном языке сказки эта переплавка сознания участника сказочных событий отражается в самом необычайном, самом загадочном и самом запоминающемся приключении, которое происходит с главным героем в апогее повествования. Это — знаменитая «варка» в кипящем котле («Конек-Горбунок»), после которой играется пышная свадьба; стяжание вечной жизни (вечного смысла) и победа над смертью как концом единичного бытия, не объединённого с высшим, — в похищении у Кощея яйца со спрятанной в нём иглой; обретение несметных сокровищ («злато-серебро, жемчуг, яхонты», которые кстати, обычно отдаются героем на постройку храма — символа духовного богатства, пополняющегося отдачей). События вокруг этой трансформации происходят высоко над землёй: на вершине горы, в высоких царских хоромах... 

Такое завоевание духовного неба нравственно целиком преображает человека: расширяющееся сознание поднимается на всё более высокие уровни, адаптируя их сущность до тех пор, пока, достигнув верхнего предела своих стремлений, не узнаёт в постигнутой тайне себя, свой собственный смысл и свои глубины; пока в борьбе с самым великим страхом — страхом собственной смерти — не победит, познав своё бессмертие; пока не возродит в себе триединства «сказочных» качеств — вечный образ Творца. Поэтому сказочные сюжеты, в которых герой, обойдя весь мир в поисках счастья (или смысла жизни), находит его, вернувшись, у себя дома, имеют, кроме общепризнанного «нравственно-патриотического», гораздо более универсальный и глубокий этический смысл: только через испытания, жертвы и духовные свершения человек становится собой, возвращается к себе (в себя!). Лишь став собой, он поистине становится человеком, подтверждая своё царское достоинство. Человек, узнавший нравственный законвнутри себя, осознает, что сам является этим Законом (символ справедливого Царя в сказке). Теперь он сам становится гарантией нравственности, её эталоном. Сказка завершена, читателю пора проститься со сказочными хоромами, спуститься с небес на землю... И тем не менее приступить к самому великомусказочному подвигу — проявить всё то, что прожито и пережито в сказке, в реальном «внешнем» мире, запечатлеть в форме высоту духовных достижений, открыть миру свои глубины, ничем не воспользовавшись для себя. Но это — уже совершенно другая история.

Символически-образное оформление сказки, определяемое единым архетипом нравственного становления души в процессе самопознания, в народном творчестве претворяется в разнообразии сюжетов, соответствующих разным аспектам самопознания.

Каждая сказка, отражая путь души во всей его завершенной целостности, выделяет и предельно освещает, тем не менее, какую-либо отдельную сторону единства жизни души, даёт свой ключ к разгадке величайшей тайны человеческого духа. Для увлечённого исследователя сказка открывает множество других тайн, в отношении которых эта короткая статья может стать лишь отправной точкой изучения, открытий и постижения. Среди них — объективация субъективных сил души при первом сознательном столкновении с ним. Познавший тайну жизни иного мира — тридевятого государства3, постигаетвнутреннее смысловое единство целой иерархии персонажей, встретившихся ему в пути. Он осознаёт, что всё время имел дело с одним и тем же существом, проявлявшемся в разных формах в соответствии с уровнем сознания героя. И это существо — непостижимое Божество сказки, дух, оживляющий всю сказочную страну, — и есть он сам, герой сказки, его собственная нравственная индивидуальность, запёчатлённая от века, лежащая за семью печатями, неизменяемая, целостная, счастливая, всё сознающая, живущая импульсами мудрой любви ко всему сущему. В известном сюжете «Аленького цветочка» один и тот же таинственный персонаж является героине вначале под личиной безобразного зверя, потом — в образе прекрасного королевича, и он же на протяжении всего повествования — Дух, повелитель сказки, вершащий судьбу её персонажей и направляющий события.

Используя один из смысловых подходов к исследованию русской сказки, прослеживая её нравственно-воспитательную роль, авторы отдают себе отчет, что в этой статье намечены лишь некоторые из отправных точек определения этической функции мифа и его более поздней «производной» — сказки. (Сфера такой работы должна быть обогащена исследованием мистериальной, инициатической роли народных обрядов и ритуалов.) Сказка, воспроизводя живую структуру человеческой души, подобна целостному организму, живому существу. Поэтому предложенный подход не может претендовать на приоритетность, тем более — единственность. Позитивная сущность подобного аспекта восприятия и исследования материала в том, что его использование нисколько не посягает, не затушёвывает поэтико-художественной роли сказки (чем грешат прочие методы «перевода» языка сказки на научные «языки»); напротив, этическая трактовка сюжета (при условии достаточной глубины) подчёркивает и делает для нас ещё более ценной, осмысленно-живой красоту русской народной сказки.

 Узоры Н.П.Кукаркиной можно посмотреть в статье на сайте "Дельфис" в разделе "Педагогика Будущего".

 Примечание

1 «Сознательность является вообще величайшим моральным критерием человечества со времён Иисуса Христа» (Юнг К.Г. «Ответ Иову». М., 1995, с. 192).

2 Юнг К.Г. «К феноменологии духа в сказке. Дух Меркурий». М.,Канон, 1996, с. 223.

3 О Тридевятом государстве см. на с. 75 данного номера журнала. — Прим.ред.

Список литературы

[1] Афанасьев А.Н. Древо жизни // Избранные статьи. М., Современник, 1983.

[2] Выготский Л.С. Психология искусства. Собр. соч. М., 1968. Т.1.

[3] Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

[4] Костомаров В.Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. М., Педагогика-Пресс, 1994.

[5] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1991.

[6] Русские сказки и былины. М., АДЛ, 1993.

[7] Сказки и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1991.Т.2, с. 441-444.

[8] Толкиен Дж. P.P. О волшебных сказках // Лист работы Мелкина. М., РИФ, 1991.

[9] Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового древа // Труды по знаковым системам. Т. 5. Тарту, 1971.

[10] Ю.Штайнер Р. О Гёте // Гёте И.В. Тайны. Сказка. М., Энигма, 1996.

[11] Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991.

[12] Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке // Дух Меркурий. М., Канон, 1996.

[13] Юнг К.Г. Ответ Иову. М., Канон, 1995.

 

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис" > Forum (Правила) > Астрономические форумы > Астрофотография (Модераторы: LifeIsGood, MaxMan) > 

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/7420991 VA - Большая коллекция песен для детей (2011)

http://www.ex.ua/view/5773097 «Сказки и истории» выпуск 1-3 DVD (Телекомпания "Мироздание") [2010, Обучающая видеопрограмма для детей]

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Освітні ресурси - http://www.kmpu.edu.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1758:2009-12-16-08-44-34&catid=371:2009-12-16-08-34-44&Itemid=1427

Российский научно-образовательный электронный журнал Академиан : СОДЕРЖАНИЕ :

1. НАУКА
2. ОБРАЗОВАНИЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
5. КОНФЕРЕНЦИИ
6. ТУРНИРЫ, КОНКУРСЫ И ШКОЛЫ
7. ИНФОРМАЦИЯ
8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

http://www.oim.ru/Default.asp - Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой "Образование: исследовано в мире" ("oim.ru", "ОИМ" ) существует только в электронном виде и состоит из собственно журнала и библиотеки при нем.

Международный центр гуманной педагогики - http://gumannaja-pedagogika.ru/

СТРОМАТЫ - http://gumannaja-pedagogika.ru/news/stromats

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/humaneped/about_center.html

Уважаемые подписчики! На сайте Артемовского Рериховского Общества в разделе Библиотека добавлена новая книга.

Валерия Ниорадзе По ступенькам СКАЛЕ. Уроки письменной речи. Часть первая

Валерия Гивиевна Ниорадзе - доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, автор системы развития письменноречевой деятельности у школьников.

Система выращивания в детях письменноречевой деятельности основывается на принципах Гуманной Педагогики и строится на идее Л.С.Выготского о том, что в процессе культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения «благодаря овладению письменной речью, благодаря возможности читать и, следовательно, общаться опытом со всем тем, что создал человеческий гений в области письменного слова».

Скачать книгу (566 kb) 

Скачать иллюстрации (архив rar 900 kb)

Одесский областной центр гуманной педагогики - http://od.gum-ped.ru/

НОВЫЕ ДЕТИ - http://od.gum-ped.ru/?do=news_deti

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Издательство «Амрита-Русь» продолжает  издание сочинений Ш.А.Амонашвили в 20 книгах под общим названием «Основы гуманной педагогики». Главным редактором издания является член-корреспондент РАО, профессор М.В.Богуславский. В отдельных книгах психолого-педагогические и литературные произведения автора группируются по содержанию. Уже вышли и находятся в продаже первые две книги: «Улыбка моя, где ты?» и «Как любить детей». Они практически вмещают девять книг, которые вводят читателя в романтический мир гуманного образовательного храма, указывают на подводные камни, о которых спотыкается авторитарное педагогическое сознание. Эти первые книги Ш.А.Амонашвили, как и все издание, обращены к широкому кругу читателей – учителям, воспитателям, работникам образования, родителям, студентам, ученым. Общий объем книг – 600 стр., в твердых обложках, цена двух книг 436 р.
Кроме того, издательство «Амрита-Русь» выпустило кники: 1. Амонашвили Ш.А. – Гуманная педагогика (часть 1 и часть 2. Общий объем – 500 стр., в твердом переплете, цена книг -171 р и 198 р. соответственно.) 2. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи ( Объем – 238 стр., в твердом переплете, цена 132р.) 3. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания ( Объем – 335 стр., в твердом переплете, цена 197 р.) 4. Ниорадзе В.Г. Письменное слово – светоч души ( Объем 250 стр., в твердом переплете, цена 228 р.) Книги можно приобрести в Интернет-магазине издательства «Амрита-Русь» (перейти к списку книг). в Интернет-магазине издательства так же доступны книги Издательского Дома Шалвы Амонашвили

Сайт Международного Центра Гуманной Педагогики: В Интернет-Музее Гуманной Педагогики обновлена экспозиция. Открыт новый "Зал Детства".  В материале "Археология детских воспоминаний" уникальные архивные материалы и бесценные воспоминания ребят - жителей военного Сталинграда.

 Презентация книги. К.А.Молчанова. УЧИТЕЛЬ (Книга «Учитель» написана председателем Эстонского общества Рериха и Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии К.А.Молчановой по предложению Ш.А.Амонашвили.)

Сайт Артемовского Рериховского общества 

Амонашвили Ш.А. "Сердце матери". (48,5 кб) 

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

ПРОСТРАНСТВО ВАЛЕРИИ ГИВИЕВНЫ НИОРАДЗЕ, ч. 1 - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D5qtytlj4-Y

Уважаемые участники Киевских Студий гуманной педагогики!

Предлагаем провести следующую встречу 7 июня (пятница) 2013 г. в 14-00

на базе Финансового лицея, проспект Г. Гонгадзе, 32-е (территория бывшего детского сада), на сайте (http://finlyc.kiev.ua/index.php/kontakti) есть информация о транспортных маршрутах

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное