Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику О СИЛЕ СЛОВА И СВЕТЕ СЕРДЦА


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику О СИЛЕ СЛОВА И СВЕТЕ СЕРДЦА   139   2019-10-14 12:31

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске размещена статья о новых детях «ЧТОБЫ СПАСТИ ОСОБЕННЫХ, НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМИ» И.Коняевой, материал к «20 ноября – Всемирному дню ребенка» - «На страницах журнала «В эфире» интервью с известнейшим апологетом детства академиком РАО Ш.А.Амонашвили» - «О СИЛЕ СЛОВА И СВЕТЕ СЕРДЦА».

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, сайты центров гуманной педагогики, другие интересные ресурсы, страницу видеоматериалов с участием Шалвы и Пааты Амонашвили, сайт научно-просветительского педагогического журнала «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ», читайте новости рубрики «Психология и воспитание» сайта «КУЛЬТУРА – ВНУТРИ»: «Лев Толстой: КАРМА», «О саморазвитии и самосовершенствовании», «Боль — это успех»: как понять, что вам нужно в жизни», а также анонс Четырнадцатых Всеукраинских чтений по гуманной педагогике "Добрая воля - самая дорогая победа» 26-27 октября 2019 г. в Киеве в НПУ им. М.П.Драгоманова.

Радости Сердца Всем нам, целостного Здравия, состояния Любви, озарения Мудрости, достижения Равновесия и Осознанности Бытия, юмора в глазах и Устремления к Самосовершенствованию!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ:

Елена Ивановна РЕРИХ (12.02.1879 – 05.10.1955) писала: «...я советовала бы Вам, насколько возможно, просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же, как и ясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения» (Письма, т. 1, с. 440)

«ЧТОБЫ СПАСТИ ОСОБЕННЫХ, НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ВСЕМИ»

     Одну маленькую девочку спросили, почему она такая грустная, она ответила: «На Оранжевой планете было так хорошо – и зачем я только сюда прилетела? У вас тут всего семь цветов – а у нас тысяча...»   Двадцать лет назад ее слова приняли всего лишь за детскую фантазию. Но несколько лет назад к таким необычным проявлениям начали относиться серьезно. Может быть, потому, что мы все отчетливее ощущаем: человечеству стало тесно на Земле. При нынешнем темпе жизни невозможно ждать десятилетия, пока будут сконструированы межпланетные корабли и космические базы. Мир иной реальности уже пришел к нам через кинематограф, мистические сюжеты стали обыденным делом, а тиражи книги о проявлениях потустороннего обошли детективы и любовные романы.

   На рубеже тысячелетий выяснилось, что четвертое измерение оказалось гораздо ближе, чем можно было предполагать. Оно стало проявляться через детей с необычным сознанием и способностями, которые заговорили со взрослыми на языке иной реальности. Об этом впервые публично сказали в Москве в 2000 году на конференции «Новый человек, новая эпоха». Но тогда на это никто не обратил внимания – лишь через несколько месяцев, когда на русском языке появилась книга американцев Джен Тоубер и Ли Кэрролл о детях индиго, о новом явлении заговорили повсюду.

В одном из предыдущих номеров мы уже писали о том, как рассматривают это новое явление российские ученые. Удивительно, что, отдавая дань интеллекту детей с необычными проявлениями, они в первую очередь отмечают их духовную развитость. Об этом в своих статьях и публичных выступлениях неоднократно говорила доктор филологических наук профессор Московского педагогического государственного университета Елена Николаевна Черноземова. Она недавно приезжала в Ригу для участия в педагогической конференции и дала эксклюзивное интервью нашему журналу.

- Насколько мне известно, Вы критически относитесь к понятию «дети индиго» и предпочитают говорить о проявлении нового сознания. Что Вы под этим подразумеваете?

- Вокруг понятия «новое сознание» очень много пены. С ним могут не соглашаться, но сегодня нельзя не видеть, что в человеке ничего не меняется. Академик Курдюмов путем математического анализа показал, как может идти эволюция человечества. Биологически человек уже состоялся, но духовно продолжает развиваться. Он постигает собственную душу по-новому, он задается вопросом, что такое Дух, и дает ответ, что Дух – это связь с Высшим.

     - На первое место в детях нового сознания Вы ставите такое качество, как развитое сердце, которое проявляется в виде изначального природного альтруизма. Можно ли сказать, что развитое сердце и новое сознание – это одно и то же?

     - Нет, это лишь основная характеристика нового сознания, для которого характерно развитое сердце в соединении с высоким интеллектом, что дает высоко структурированное сознание. Обычно такие дети легко оперируют информацией. Самое интересное, что они берут ее неизвестным нам способом. И здесь мы сталкиваемся с кардинальным отличием новых детей от одаренных в традиционном понимании. Новые дети изначально откуда-то знают то, чему их никто не учил.

   - Например...

   - Вот семилетней девочке задают вопрос: как создать художественный образ? Это вопрос искусствоведческий. Если мы спросим об этом аспиранта на экзамене, он еще думать будет, с какого конца взяться за него, как сформулировать ответ. А эта семилетняя девочка, вообще не задумываясь, говорит: «Соединить несоединимое». Так, как написано у Ломоносова или в трактатах Грасиана. Это вовсе не значит, что она знакома с Грасианом.   И тут же продолжает: «Это же очень просто». Берет своего восьмилетнего брата и, пошушукавшись пару минут, они проигрывают две сценки. Потом рассказывают: «Вот в этой сценке мы были обезьянами, а во второй сценке мы играли в то, что мы были обезьянами. Потому что у вторых обезьян была тигриная походка – то есть мы соединили несоединимое. Значит, в первом случае был просто образ, а во втором – художественный образ». Потом на основе этих актерских впечатлений они начинают рассказывать о разнице своих ощущений. За ними оставалось только записывать – и получался план докторской диссертации.

   - А может быть, они просто фантазеры?

   - Нет, центр воображения у них не работает, когда они принимают информацию. Он не активизирован. Это инструментально зафиксировано. Тут другого качества, другой природы явление.

     - Кстати, как найти детей с необычными проявлениями? Где они группируются?

     - Они есть везде, вопрос в том, как их увидеть. Во-первых, они не осознают очень часто своей инаковости. Иногда они проявляются непосредственным образом. Одна учительница рассказала школьникам о детях индиго – то, что она прочитала. Из всего класса к ней подошел один мальчик и спросил: «А Вы можете больше про этих детей рассказать?» Она сказала: «Могу, приходи ко мне после уроков». А сама подумала: «Что я буду говорить? Ведь я сама больше ничего и не знаю». Но мальчик, узнавший себя в ее рассказе, пришел после уроков и стал рассказывать о себе, своих отношениях с миром, и получилось, что он ей рассказал больше, чем она об этом знала.

   - Много ли детей имеют этот необычный потенциал?

   - Это спорный вопрос. Некоторые говорят, что их единицы, некоторые горят, что 98 процентов. Но эти противоречия довольно легко снимаются, если ответить на   вопрос так, как отвечают и не вопрос об одаренных детях: в потенциале эти свойства есть у 98 процентов детей. Но в раскрытом виде их достаточно немного.

   - Что нужно, чтобы они были раскрыты?

   - Мы немного об этом знаем. Замечено, что такие дети проявляют себя и свои способности в большей мере в сгармонизированном мире искусства – не потому что хотят стать в будущем музыкантами, поэтами, художниками, а потому что им в нем уютно. Они приходят в художественные студии – не для того, чтобы научиться рисовать, а для того чтобы рассказать миру о себе, чтобы найти способ взаимодействия.

-   То есть их можно найти там, где проявляется творчество?

-   Да, они могут проявиться не только через художественное творчество. Нас в данном случае больше всего интересует творчество в духовной сфере.

- У общества всегда был соблазн уровнять непохожих людей, сделать их такими, «как все». Насколько серьезна эта угроза?

- Эта проблема проявляет себя, прежде всего, в школе. Такой ученик неудобен, он требует своего темпа ведения урока. Он соображает быстро, знает ответ раньше, чем вопрос сформулирован. Мне рассказывала учительница: «Вот я начинаю задавать вопрос девочкам и вижу, как они на глазах тускнеют. Они знают и вопрос, и ответ, и мою реакцию на ответ, и им уже скучно в этой ситуации. Я остановилась, и спрашиваю: «А когда вы поняли, о чем я хочу вас спросить? А они говорят: «С первого слова». - «А как же вы на уроках сидите?» - «Нам так скучно... Мы уже все поняли, а учительница нам все объясняет, объясняет и объясняет…» То есть им нужен другой темп, но они находятся радом с детьми, которые идут в своем темпе. Что делать учителю? Ему такие ученики мешают. Он требует дисциплины. А другие методики не развиты.

               Ш.А. Амонашвили (академик Российской академии образования, приверженец и защитник идеи гуманной педагогики – прим.авт.) говорит: гиперактивным детям нужна гиперактивная педагогика. Я помню, как сама работала в 5 классе. Это был очень подвижный класс. Я поняла, что совершенно бессмысленно требовать соблюдение дисциплины на уроке, и я предложила на уроке русского языка проводить соревнования по рядам. Почти как на спортивной олимпиаде – с призом. У каждого ряда было задание на доске просклонять существительное – каждому ученику по очереди написать слово в родительном, дательном и других падежах. И начиналась безумная беготня в классе. Но при этом все следили, чтобы ошибка не была допущена, и все работали. По формальным признакам никакой дисциплины в классе не было – но цель была достигнута.

   - На ребенка влияние оказывает не только школа. Что бы Вы посоветовали родителям?

   - В книге Джен Тоубер и Ли Кэрролл даются многочисленные советы, а потом вдруг возникает глава, в которой мудрая мама говорит: «Любите своих детей». Самое мудрое, самое важное, что можно сделать. Войдите в логику ребенка, посмотрите, почему он такой. Это же ваш ребенок, полюбите его. Какие трудности возникают? Сейчас приходят дети, которые мудрее своих родителей. Они дают советы старшим. Некоторых это возмущает, некоторые с иронией говорят: «Так, кто из нас мама – ты или я?» А некоторые с раздражением реагируют. Многие родители сейчас какие-то измельчавшие. Вот вижу: идет мама с трехлетней девочкой, девочка капризничает. Устала, наверное. А мама на нее кричит, как будто и она трехлетний ребенок, а не взрослый человек, который может справиться с ситуацией...

     - Какая реакция общества на необычные проявления детей была бы самой оптимальной, по Вашему мнению?

     - Первое – хорошенько подумать и быть сотоварищами – педагогам, ученым и родителям. Главное – оставаться честными в этой ситуации. Когда проблема была заявлена, вдруг проявилось, что иметь ребенка индиго стало модно. Практические психологи рассказывают: приходит мама, у ребенка явная шизофрения в острой стадии, его лечить надо, а мама с гордостью заявляет: «Это его особенность. Он у меня индиго». Отказаться от стереотипов мышления: «их нужно развивать». Да они развитее нас с вами. Нужно над собой работать больше. Иногда мамы спекулируют своими детьми. Был один интересный мальчик, с необычными способностями. Мама так начала «развивать» его, что невозможно стало отличить – что он сам знает о мире, а где чего-то наслушался от взрослых. Она его просто испортила. Можно было услышать что-то важное о судьбе человечества, а теперь это представляется невозможным.

     - То есть Вы ожидаете от них что-то важного о судьбе человечества?

     - А это не я ожидаю, а они говорят. Вопреки моим самым смелым ожиданиям. О судьбах человечества, о судьбах России. В 7-10 лет люди обычно не мыслят в мировых масштабах, в масштабах государства – а они мыслят.

   - Мы сейчас живем в обществе рыночной экономики. И примат потребления накладывает отпечаток на наше мировоззрение, идеологию, образ жизни. И в такой момент появляются эти дети. В принципе, очень конфликтная ситуация...

     - Но с другой стороны, в этих детях видится спасение. Они устанавливают такой тип отношений, который не могут установить взрослые. Допустим, не всякий взрослый может удержаться, когда по отношению к нему проявляют агрессию. А эти не отвечают агрессией на агрессию.

     - В своих статьях и публичных выступлениях о детях нового сознания Вы неоднократно обращаетесь к теме детского крестового похода. Почему?

   - Я говорила о нем вот в какой связи. Сейчас дети обратили на себя внимание, и меня заинтересовало – насколько уникальна эта ситуация? Были ли в истории периоды, когда к проблеме детства проявлялся глубокий интерес? В этой связи я обращаю внимание на книгу Филиппа Арьеса, французского исследователя, который утверждает, что в европейской изобразительном искусстве нет детских образов до ХШ века, а в ХШ веке они появляются. До ХШ века ребенка изображали как меньшего размера взрослого с развитыми мышцами груди и живота, и вдруг появляются весьма талантливо изображенные детские образы. Почему? Филипп Арьес говорит, что до ХШ века к детям старались не привязываться из-за высокой детской смертности. Но к ХШ веку медицина далеко не продвинулась, однако что-то случилось. Я обратила внимание на 1212 год – год детского крестового похода, когда дети заявили о себе как об особой силе. Когда родители не пускают, а они собираются десятками и сотнями и идут освобождать Иерусалим, о чем свидетельствуют многие французские и немецкие летописи. Вот это движение, по-моему, обратило внимание на мир детства, что потом нашло отражение в живописи.

   - Этому историческому факту нет рационального объяснения. И сейчас мир детства опять может так же неожиданно оказать влияние на мир взрослых?

   - Думаю, да. Почитайте «Этнографию детства» М. Мид. Есть общества, где существует культ старцев – это наши кавказские народы, есть общество, где дети и взрослые являются союзниками, они вместе решают, например, семейные вопросы. Новый тип цивилизации – когда взрослый начинает учиться у детей, потому что дети – носители нового знания.

   - Вы думаете, этому типу отношений принадлежит будущее?

   - Мы начали прислушиваться к тому, что они говорят. Хотя принцип прислушиваться к тому, что говорят дети, существовал довольно давно. Такой всплеск был в начале Х1Х века, когда было сделано поэтическое открытие детства английскими романтиками, когда У. Вордсворт писал о том, что душа приходит в мир не в полной наготе из мира, где наш общий дом, а уже со знанием о мире Света. И вот сегодня мы должны признать то же самое – что приходят мудрецы в мир. С изначальным знанием того, как нужно жить, с мудрым сердцем. С умением всепрощения, с умением встречать и останавливать агрессию, с умением делиться. В этом мире его воспитывают как потребителя, а он считает – что нужно делиться.

- Когда дети подрастают, их ценностная ориентация как-то меняется?

- Как только стали говорить и писать о детях нового сознания, то проявились взрослые, которые начали узнавать себя в этих описаниях и делиться проживанием разных жизненных ситуаций. И вот из того, что они рассказывают, нам удалось выявить такую логику развития. До 10-11 лет такие дети охотно и свободно рассказывают о своем знании и представлении, каким должен быть человек, как должны жить люди. А потом к 13 годам они резко замыкаются. Хотят быть как все, хотят не выделяться на общем фоне. Если они были одаренными музыкантами, могут забросить свои инструменты. Примерно годам к 20 к ним приходит осознание того дара, которым они обладали. И они оценивают свое поведение, как предательство. Студентка-журналистка, например, написала, как она предала скрипку, стесняясь выглядеть как пай девочка перед лихими одноклассниками. Но после того как осмысление происходит, уникальные способности к ним возвращаются. Тут уже все зависит от человека, захочет и будет он их развивать или испугается быть не как все и раз и навсегда наступит на горло собственной песне. Многое зависит от того, как он себя атрибутирует в этом мире: принадлежит ли он к миру общества потребления или в состоянии противостоять ему и сознательно встать на иной путь.

     -   От суперспособностей к супервозможностям – это может быть в интересах государства.

     - Знаете, государственная заинтересованность тоже может оказаться опасной. Их могут просто поставить на службу тех или иных интересов. Не хочу обвинять государство. Не знаю, на кого уповать. Меня радует, что есть люди, которые относятся к этой идее с пониманием, которые видят, что такие дети есть и ими нужно заниматься. В результате обсуждения мы выработали несколько подходов.

Во-первых, мы решили, что этих детей нельзя выделять в отдельные детские сады и школы. В Санкт-Петербурге было исследование, которое показало: если один такой ребенок есть в детсадовской группе из 20 человек, то он примерно за два месяца подтягивает детей до своего уровня. Дети начинают быстрее развиваться, тянутся за ним. Они учатся не воспринимать агрессию, спокойнее становятся.

   - То есть подтягиваются в этике отношений, ведь способностей таких они не будут иметь?...

   - Во всяком случае, дети развиваются. Важно предположить, что это и есть функция новых детей в обществе – вести за собой, подтягивать до своего уровня. Так зачем их изолировать? Это совсем не то, ради чего они пришли в мир. Если оставлять их в детском коллективе, то первая задача, которая стоит перед педагогами, воспитателями – это видеть ситуацию. И учить одних общаться с другими. Учить не презирать тех, кто дольше думает, и не дразнить «выскочками» тех, кто соображает быстро.

   - А Вы сами почерпнули что-то для себя в общении с этими детьми?

   - Прочитала одну дневниковую запись, которая стала для меня важной. Одна 19-летняя девушка дала свои материалы для публикации. Там все, как афоризмы, но одна запись меня поразила: «Никогда не разговаривайте мысленно с людьми. Говорите с Богом. Он в курсе». И я открыла, что делаю это. Когда я начинаю вдруг кому-то мысленно возражать, то останавливаю себя и мысль посылаю чуть выше. Не на человека, а в Космос – пусть ситуация решится. И ситуация разрешается сама, мне не нужно ничего человеку проговаривать. Каков тут механизм, не знаю.

     - Появление детей нового сознания с новой остротой ставит вопрос о природе человека. Мы может прийти к более глубокому пониманию самой жизни…

   - Природа человека, природа слова, понимание того, что есть мысль... Самые простые понятии, которыми мы каждый день оперируем, они-то как раз и самые непонятные. Нам только кажется, что мы знаем, что такое слово. Любого ученого попроси сформулировать, что это такое – так никто не знает. Академик, научный руководитель Института мозга Российской Академии Наук Наталья Петровна Бехтерева говорит, что если не признать Высшего начала, то невозможно объяснить, как работает сознание.

     Кто сегодня с научной точки зрения может сказать, что такое душа? А сказать, что человек бездушен – так это совсем ненаучно. И вот в этих ножницах начинается копание. Кстати, и психология сейчас на каком-то новом витке стоит. И философия. Самое-то главное, когда мы начинаем говорить об таких детях, то ставят вопрос о том, что их надо изучить. А как изучать? Какими методами изучать? Если методами современного знания – то ничего не может быть более бесполезного. Что, к примеру, мы будем изучать, что измерять? Частоту пульса или ритм сердца? Одаренность тестами померяем? Да и на глаз видно, что они одаренные – так что изучать-то? И вдруг оказывается, что в совершенно какой-то другой парадигме их изучать надо. И другие проблемы ставить при этом изучении. Может быть, такого человека нужно изучать не как индивид, а в его общении, в том, каков он во взаимосвязях? Человечество выйдет на новый уровень, когда осознает себя как общность, как целостность.

   - В России, как мне известно, явление детей нового сознания обсуждалось в Общественной Палате при Государственной Думе.

   - Государство интересует, что за поколение идет, чем ему помочь. Когда обсуждается вопрос, что делать с одаренными детьми, обычно речь идет о конкурсах, тестировании, о выделении особенных из общего числа. Сами психологи, которые занимаются этой проблемой, ставят вопрос: а зачем нужно выделение? Ведь выделение и отбор нужны, только когда не хватает финансирования. На самом деле надо обеспечить возможность развития всем детям, никого не выделяя. И кто эти судьи, которые выносят вердикт – вот этот одаренный, а этот нет? Этого будем продвигать, а этого не будем? В итоге это вопрос нищеты.

   - Есть ли примеры, чтобы знания, которыми эти дети делились, были применены?

   - Есть такое явление, как автоматическое письмо. И мне приходилось в этой связи с двумя яркими мальчиками общаться. Один из них делал записи на самых разных языках, причем сам не знал, что он писал. В записях была видна клинопись, иероглифы, то есть разные виды письма. Он сопровождал их рисунками. Там были рисунки пирамид, рисунки летательных аппаратов. И его мама была встревожена. Он делал эти рисунки с 6 лет. Когда ему исполнилось 13, мама решила посоветоваться – что это такое, как к этому относиться, мальчик был неразговорчив, что вообще характеризует этих детей – они не со всеми говорят. То же происходит с человеком, которому сейчас 24 года. Он пишет на одном и том же языке текст справа налево. Специалисты находят там элементы арабского письма и древнееврейского. Он тоже не знает, что он пишет. И у него, как и у первого мальчика, есть рисунки – храмов в разрезе скалы, неких устройств. Объяснить ничего не может. Предполагает, что создает орнаменты, созерцая которые, человек приходит в гармоничное состояние. Есть еще один мальчик, у которого с 10-летнего возраста идут такие записи. И рисунки. Вот, например, в облаках складывается формула. У него есть старшая сестра, она поступила в институт и принесла своему преподавателю по химии эту формулу. Он сразу определил: «Пятивалентный углерод? Это в нашем мире невозможно. Но, может быть, есть миры, в которых это возможно». А мальчик при этом не знает ни что есть химическая формула, ни валентность, ни углерод. Но он эти записи ведет. Я спросила – только ли графические записи. Он сказал, что есть и текстовые. Среди них были записи четырех законов Космоса. Он мне прочитал удивительно красивые стихи. О третьем законе Космоса. Его смысл сводится примерно к следующему. Находясь в земном пространстве и претерпевая, ты тем самым меняешь пространство и не только вокруг себя, но и всего Мироздания. То есть терпение – это великое качество. Если ты можешь что-то превозмочь, перетерпеть, то этим ты меняешь все Мироздание.

- Это свидетельствует об ответственности человека.

- Да. А вот с автоматическим письмом... Здесь есть своя опасность. Связана она с таким явлением, как медиумизм. Я написала статью, в которой говорится о достоинстве человека. Она издана здесь, в Риге. В разные века достоинство понималось по-разному. Сегодня быть достойным – значит, давать себе отчет в том, какие силы через тебя идут. Небезопасно все записи и все рисунки через себя пропускать. Небезопасно.

   - А психика может выдержать такую нагрузку?

   - Психиатры говорят, что нет четких граней между болезнью и неболезнью.   Н.П.Бехтерева исследует, в частности, такое явление, как состояние измененного сознания. Это и состояние наркомана, и гения. Специалисты состояние измененного сознания болезнью не считают. И полагают, что здоровый человек может руководить своими состояниями. Те мальчики, с которыми я говорила, производят впечатление очень уравновешенных, разумных и адекватных. Но стремиться развивать в себе подобные состояния искусственным путем небезопасно. Народная мудрость гласит: каждому открывается то, с чем он в состоянии справиться.

     - Говорят, появились клубы детей индиго.

     - Это из серии модных объединений. Стало модно – собрались, объявили себя индиго. Если ты не индиго – уходи. Уже одно это проявляет их не как новых детей, которые никого от себя не отгоняют, ни от кого не открещиваются. Это проявление старого сознания, отнюдь не нового.

   - Кстати, кто чаще всего занимается с этими детьми?

   - Практические психологи. Потому что учителям некогда. Школа так заорганизована, что учителям не до детей. Когда родители замечают трудности ребенка в классе, что-то особенное, они идут к психологу – хорошо, если не к психиатру. Потому что психиатры идут по накатанному пути – с использованием психотропных средств. Один такой знаток заявил: «Если бы ко мне Моцарта привели, я и его бы вылечил». Сразу начинают медикаментозно лечить. А им надо, может быть, просто кисточку в руки дать. Практические психологи это видят и говорят: «Вот если бы вы привели его ко мне до психиатра, я бы еще что-то мог сделать. А теперь все гораздо труднее».

   - То есть прежде чем вести к психиатру ребенка, ему надо дать в руки кисточку?

   - Надо сгармонизировать обстановку в семье, ведь от этого все идет. Были мамы, которые создавали целую школу, чтобы воспитать своего ребенка. Практика сегодняшнего дня – это домашнее обучение, у которого есть свои «за» и «против». С одной стороны, темп, подходящий ребенку, с другой стороны, ребенок многое теряет, потому что не учится тому, чему дети подспудно учатся в коллективе, ежедневный психологический тренинг общения в коллективе не проходит.

     - Можно ли как-то классифицировать семьи, в которых появляются такие дети?

     - Нельзя. Они могут родиться в любой семье. Они есть как в благополучных семьях, так и среди брошенных детей, и в семьях алкоголиков. Может быть, их функция – спасти своих родителей? Иногда их ситуации оказываются очень сложными. Замечена, например, склонность к суициду. Когда видят несовершенство этого мира, так тяжело переживают, что готовы уйти. И только чувство высокой нравственности не дает им этого сделать. Надо понять: чтобы спасти особенных, надо заниматься всеми.

   Когда я расшифровывала диктофонную запись этой беседы, то подумала, что, может быть, это и есть то главное условие, которое поставлено нам свыше. Если мы хотим обрести новое знание и прорваться в иные миры, то сделать это можно только с соблюдением космических законов, которые в своей основе гуманистичны. В то время как сильные мира сего охраняют благополучие «золотого миллиарда», когда ценность человеческой жизни в странах третьего мира и цивилизованного Запада разнится на порядок, когда мировое закулисье программирует сокращение численности населения планеты, чтобы подмять под себя оставшийся ресурс, нам посылается совершенно иной импульс. Он и предупреждение, и шанс. Либо мы выбираемся вместе и получаем карт-бланш на развитие, на новое знание, на жизнь совершенно иного качества, на восхождение к тому, что мы подразумеваем под таким понятием, как Высший разум, либо... Впрочем, зачем описывать то, что уже показано в триллерах? Может быть, это тоже некая реальность и мы столкнемся с ней на критическом рубеже, который наш космический корабль по имени Земля будет переходить во времени и пространстве? И не нужно сетовать на то, что нас не предупреждали. Просто мы входим во Время, когда ответственность за будущее лежит не на избранных правителях или назначенных чиновниках, а на каждом из нас.

И.Коняева

20 НОЯБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РЕБЕНКА

НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «В ЭФИРЕ» ИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЕЙШИМ АПОЛОГЕТОМ ДЕТСТВА АКАДЕМИКОМ РАО Ш. А. АМОНАШВИЛИ.

О СИЛЕ СЛОВА И СВЕТЕ СЕРДЦА

В 60-е годы имя Шалвы Амонашвили стало одним из громких имен учителей-новаторов. За репортажами и журналистскими статьями стояла каждодневная, глубокая и вдохновенная работа, творческая, яркая. Он один из первых стал работать с шестилетками, доказав, что к девятилетнему возрасту у человека полностью формируется речевая функция, работа, связанная с ее формированием перестает быть необходимостью и обучение многому из того, что в шесть лет воспринимается легко и естественно, становится затруднительным. Он создал классы и школу, которая работала без отметок, утверждая, что ребенок активно включен в познавательный процесс, открыт к познанию мира и его не нужно заставлять учиться, он сам этого хочет, нужно не отбить этого желания. Сердце педагога, отданное детям, стучало на всю страну.

Сегодня Шалва Александрович Амонашвили – академик Российской академии образования, профессор Московского городского педагогического университета, руководитель лаборатории гуманной педагогики. Год назад ему исполнилось семьдесят лет. Но жизнь его не стала менее интенсивной. Напротив, время будто бы прибавило ему сил. Сейчас помимо вузовской лаборатории и собственной школы, воплощающих и пропагандирующих принципы гуманной педагогики, в Москве ведет активную публикаторскую деятельность Издательский дом Шалвы Амонашвили, издавший восемь комплектов «Антологии гуманной педагогики». В числе вышедших книг «Платон», «Конфуций», «Иисус Христос», «Соломон», «Сергий Радонежский», «Иоанн Лествичник», «Ломоносов», «Песталоцци», «Выготский», «Ушинский», «Фромм». В планах издательства книги о педагогических теориях Блаженного Августина, Руставели, Вернадского. Под редакцией мастера выходит педагогический альманах «Три ключа», вместе с ним работает редакционная коллегия журнала «Учитель». Сейчас в Москве работает насколько школ по разрабатываемым им методикам.

            И вся многообразная деятельность, сопровождающаяся неизменным знаком таланта, сочетается с интенсивной лекционной практикой, непрекращающимися поездками по стране, встречами и многодневными семинарами с учителями самых разных стран и регионов, Красноярска, Нижневартовска и Пензы, Эстонии и Латвии.

            При всей своей занятости академик доступен и демократичен. Он всегда с радостью откликается на предложения о встречах, семинарах, приглашения к участию в конференциях. В ходе таких встреч мастер стремится поделиться своим пониманием счастья и открыть пути его достижения.

Мы встретились с Шалвой Александровичем в Музейном Центре перед его семинаром с педагогами и директорами школ из Прибалтики, Сибири, Центральной России. Речь должна была пойти о принципах гуманной педагогики.

Возможно ли коротко сформулировать основополагающие принципы гуманной педагогики?

Возможно. И это сделано в ряде публикаций. Прежде всего, в Педагогическом трактате «Школа жизни». Главная позиция – формировать, образовывать Человека. Для этого нужны не только и не столько уроки чтения, письма и математики, сколько уроки внутренней культуры, духовной жизни, откровения, эмоциональной грамотности, Любви, Красоты, географии и экологии Души. Чем многограннее у ребенка жизненный опыт детства, тем успешнее можно вплетать в него богатейший опыт человечества.

Главнейшие принципы – принцип великого творящего терпения, принцип облагораживания среды и принцип дорисовывания ребенка. Если у вас что-то не получается с тем или иным учеником, не сдавайтесь, не переводите в другую школу или класс. Этим учителя расписываются в своем непрофессионализме. Попытайтесь представить его в будущем таким, каким вам хотелось бы его видеть, успешным, выдержанным, добрым. И вы увидите, как все начнет меняться. Вы победите. Учитель обязан быть солнцем, излучающим человеческое тепло. Засевать, в первую очередь, души и сердца.

Все так серьезно и по-настоящему высоко. А есть ли место шутке и игре на уроках, выстроенных на принципах гуманной педагогики?

Звонкий смех детей – украшение наших уроков. Опыт убедил меня в том, что смех не только стимулирует познавательный процесс, но и сам является одним из способов познания. Смех – это яркая форма выражения радостных переживаний. Мне кажется, что смех незаслуженно вытеснен с урока. Многие педагоги вместо того, чтобы вызывать смех детей, преследуют его. Для меня же он – важная педагогическая проблема, и дети часто смеются на моих уроках. Смех, возможно, один из лучших способов выявления убежденности, утверждения позиции. Год назад газета «Первое сентября» опубликовала мою большую работу «Улыбка моя, где ты?» Мне бы хотелось, чтобы этот вопрос поставили перед собой учителя и вообще все люди. Что с нами происходит?

Как Вы отбираете учителей в свои школы? Что, по-вашему, делает учителя Учителем?

Люди сами приходят. Те, кому наши позиции близки, остаются, приезжают на семинары, конференции. В весенние каникулы в прошлом году в Москве прошли Первые международные чтения по гуманной педагогике. Туда приехали те, кто признает, что учителя, прежде всего, создает Любовь и Знание сердца. Хорошим учителем, как и хорошим человеком, можно стать, слушая свое сердце и вдумываясь в смысл слов. Язык нравственен. В нем все есть.

Что бы Вы могли пожелать тем, кто профессионально связывает свой путь с радио и телевидением, с каким напутствием обратиться к студентам?

Думать. И заставлять думать свое сердце. Эти люди – тоже учителя. У них огромная, сложная аудитория. Вся страна – огромный класс. И от того, с чем они в эту аудиторию придут зависит очень многое. Они работают со Словом и Светом. Слово – есть всемогущая сила, которая в состоянии произвести практические перемены. Практика обязательно будет корректировать образ мышления, но и продвинутый образ мышления будет выстраивать практику.

Для того, чтобы разработать принципы нового педагогического мышления, я пытался найти суть основных понятий, связанных со школьной практикой и пришел к абсолютно субъективным, скажу откровенно, выводам. Но я так поверил в их истинность, что никакая сила сейчас не в состоянии переубедить меня в обратном. Может быть, я ошибаюсь, но на моей ошибке, если это ошибка, выстраивается более интересная педагогика, более оптимистическая, более могущественная в творении человека.

Я уверен, что «Школа» –  означает скалистую лестницу (скали – шкала, –  лестница). Лестница нужна для восхождения души, духовности человека, не для чего другого. Эта лестница находится в учителе и только. Она не выстроится во вне, пока ее нет внутри. У нас это слово закрепилось за названием здания, где собираются дети, учителя и происходит то, что мы называем обучением и воспитанием. Но скали находится в учителе, учитель и есть школа. Где он  –  там и школа. Отсюда следует, что главная проблема на сегодня заключается не в разработке различных образовательных технологий, это не решит проблему, как не решит ее и реформа школы. Реформирует школу только Учитель, он же ее и деформирует. Только от него зависит, какое скали он вынашивает внутри самого себя, видит ли внутри себя это скали.

В самом слове «учитель» содержится значение «душа», он –   «носитель света».

Со временем из великолепных и значительнейших понятий «учитель», «школа», «самовоспитание» выхолостили суть, забыв о том, что «В начале было Слово». О том, что слова эти изначально родились для того, чтобы нести внутри себя самые высокие ценности. То же произошло и со словом «образование».

Возьмите семя любого растения. Если его разломить, то даже под микроскопом, как ни старайтесь, не увидите образа будущего растения, не узнаете, какой образ в нем заложен. Но мы знаем, что именно там уже заключен образ этого растения, вся судьба его заключена там. Проявится ли этот образ, состоится ли его судьба – зависит от того, как будет посажено зернышко, как будут его поливать. Будет ли оно посажено своевременно, своевременно ли будет организован за ним уход и обеспечит ли такой уход полное раскрытие заложенного образа. Если нужные условия соблюдены не будут, то не состоится полное раскрытие образа. То же касается и человека. Я убедился в одном, если в человеке есть изначальный образ, то он обладает способностью к движению. Это не пассивная, а движущаяся реальность. Внутри образа как бы заложен компас, указывающий, в каком направлении двигаться, и сила-будильник, которая обеспечивает это движение. То есть образ обладает и несет в себе энергетику, необходимую для его раскрытия. Отсюда следует, что ребенок сам может помочь нам в своем воспитании. Образ для меня — это иррациональная сущность. Это вроде непроявленной фотопленки. Ее можно хранить долго-долго, и образ будет на ней храниться. Но если потом проявить эту пленку, спустя даже год, то можно получить то, что было на ней запечатлено. То же касается образа, существующего внутри ребенка. Только этот образ еще и стремится к раскрытию и имеет для этого силу. Этот образ иррациональное явление. Носителем его является не тело, а душа. Именно душа и будет потом править телом как своим инструментом. Тело лишь инструмент. Дети рисуют. Это не руки, это талант, духовная способность рисует, а руки подчиняются. Потому что сила творчества заключена не в самих руках художника, а в его духовном мире. Силой обладает образ, который требует выражения. Движущая сила образа и есть величайшая способность, образ, воплощаясь, и направляет человека к своему проявлению. Может быть, есть еще другие силы, надо еще об этом думать…

Собирающиеся здесь люди – учителя. Все они очень красивы. На них нет печати самодовольства, чванливости. Они производят впечатление счастливых людей.

Так их образ стремится к проявлению и становится Ликом. И обретает такой облик. Нужно научиться видеть проблему образования в умении способствовать проявлению образов, в грамотном участии в процессе их выявления. Внутренние изначальные образы я иногда называю миссией. Во мне — моя миссия, в Вас — ваша миссия, Ваша судьба, Ваш рок. Это то, что нам предписано сделать, и, если человек это делает, становясь слугой своей миссии, тогда он счастлив. Если человек несчастлив, значит он, скорее всего, не соприкоснулся со своей миссией. Если миссия ведет вас, то любые невзгоды, любые трудности, радость или горе — все переносится достойно, принимается как подарки судьбы. И это тоже составляет скале, – лестницу для духовного восхождения. Первоначальный образ –  это жесткая программа. Этот образ, который дал мне когда-то Бог или Высшая сила, как ни назови. Затем начинаю творить я сам. Подаренному мне образу я и должен сослужить службу в этой жизни. Нынешнее образование, конечно, не учитывает этих положений. Понятие образования сужается до такой степени, что мы не видим тех, кто перед нами сидит, даже жалко становится: мы не видим в ребенке носителя величайших возможностей и величайшего дара Высшего мира.

20 ноября объявлено Всемирным днем ребенка. Каким Вам видится этот день?

Как и любой другой день. Если Вселенная безгранична и не имеет ни начала, ни конца, если природа так же безгранична в своем творчестве, то единственная модель природы и Вселенной есть ребенок. Потом человек, в силу воспитания, по мере своей воспитанности, по мере того в каких условиях он впитывал внешние образы, становится ограниченным и не может выйти из заколдованного круга. Воспитанность современного образца, как и полнейшая невоспитанность, не выводят в другой круг. Это несчастное взросление. Только когда человек находит самого себя, начинается счастье. А если праздновать День ребенка, то чествовать надо того, который сидит на руках Девы Марии. Каждый ребенок таков. Я верю в это.

Беседу вела Е. Черноземова

 

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Детский поселок "Китеж" / Kitezh childrens community https://www.facebook.com/kitezhchildrenscommunity/

Алексей Леонов * СКУЛЬПТОРЫ УКРАИНЫ * Циклы: http://art-sculptor.com/team/aleksey-leonov/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

Детский портал «Солнышко» - http://www.solnet.ee/

Сайт для умных родителей «Твой ребенок» - http://www.tvoyrebenok.ru/index.shtml

Все для детей - http://allforchildren.ru/

СТРАНА МАСТЕРОВ: http://stranamasterov.ru/technics

Киевский университет имени Бориса Гринченка ---- ЕЛЕКТРОННЕ НАВЧАННЯ ---- http://e-learning.kubg.edu.ua/

БЕЗКОШТОВНI ОНЛАЙН-КУРСИ В УКРАIНI - http://prometheus.org.ua/

Международный центр гуманной педагогики- http://www.gumannajapedagogika.com/

Интернет-журнал "Дельфис", Педагогика Будущего - http://www.delphis.ru/journal/sections/767

Издательский центр Шалвы Амонашвили - http://izdatamon.narod.ru/misli.htm

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.org.ua/?q=humaneped/about_center.html

Всеукраинское общественное объединение «Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики» - http://gumanpedagog.org.ua/

«Академия гуманной педагогики Шалвы Амонашвили» http://amonashvili.com/ являет собой Образовательный и культурный Центр гуманной педагогики, который реализует образовательные программы для родителей и учителей, организует семинары, встречи, фестивали российского и международного масштабов, проводит психолого-педагогическую консультационную и просветительскую работу в рамках гуманного мировоззрения. Академия гуманной педагогики постоянно расширяет свою деятельность вместе с новыми единомышленниками и последователями.

Дистанционные курсы: Программа рассчитана на родителей, учителей, воспитателей, педагогов, психологов, руководителей школ, методистов. Объем программы 120 часов (52 лекционных, 72 практических). Дорогие друзья! В связи с тем, что многие из числа желающих не успели подать заявку на курс в прошлом наборе, мы объявляем дополнительный набор на Дистанционный курс гуманной педагогики. Вы можете подать заявку в разделе «Пройти курс обучения».

ВИДЕО С ПРОШЕДШИХ СЕМИНАРОВ с участием Шалвы и Пааты АМОНАШВИЛИ: https://xn--80aagyardii6h.xn--p1ai/videoseminar/

ДЛЯ ШКОЛ И ДЕТСКИХ САДОВ: реализация программ. Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили разработали образец авторской программы «Школа Жизни». Она рекомендована Координационным Советом МЦГП. На ее основе вы можете разработать авторские программы для своих школ и образовательных учреждений.

Руководителям школ и разного типа образовательных учреждений.

Дорогие коллеги!

Многие из вас не раз обращались к нам с просьбой помочь в создании авторской программы (концепции), основанной на принципах гуманной педагогики. С этой целью Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили разработали образец авторской программы «Школа Жизни». Она рекомендована Координационным Советом МЦГП (решение от 17.08.2013).

На ее основе можете разработать авторские программы для своих школ и образовательных учреждений. Ш.А.Амонашвили и П.Ш.Амонашвили готовы оказать вам помощь консультациями и, при необходимости, вести научное руководство. Для этого нужно будет зарегистрироваться на нашем сайте. Желаем вам успехов.

Школа Жизни Авторская программа для средней общеобразовательной школы, построенная на принципах гуманной педагогики СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа детского садика Басти-Бубу воспитательно-образовательная концепция детского садика. Основано на принципах Гуманной Педагогики (на русском языке) СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Программа «Школа жизни» создана для реальной поддержки учителей и воспитателей в их стремлении освоить гуманно-личностный подход к детям. Программа создана Ш.А.Амонашвили на основе богатого опыта, накопленного в нашей стране и за ее рубежами в 70-90-х годах.

Программа «Басти-Бубу» является воспитательно-образовательной концепцией на основе гуманной педагогики, созданной П.А.Амонашвили на основе опыта детского сада «Басти-бубу» (г.Тбилиси, Грузия). Обе программы разработаны в результате многочисленных запросов со стороны руководителей и работников образования. На данный момент программы служат отправной точкой для многих частных образовательных учреждений для реализации мировоззренческой педагогики Амонашвили.

Научно-просветительский педагогический журнал «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ» - http://www.pedagogika-cultura.ru/

Гуманная педагогика на странице Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии - https://www.roerich.ee/index.php?l=rus

РИСУНКИ САШИ ПУТРИ: http://putrya.3dn.ru/index/0-4

ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ: http://www.found-helenaroerich.ru/deti/new_epohe/

http://www.inter-pedagogika.ru/ - Этот сайт создан для преподавателей, родителей и студентов. Мне хотелось объединить всех людей, которым интересен внутренний мир Человека, его поиски, ошибки и взлеты. А педагогика как раз такая наука, которая может подсказать, как изучать и строить себя.

ДЕТЯМ: книги для детей, родителям о детях - http://www.nowimir.ru/KID/index.htm

КОСМОС В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ - http://www.nowimir.ru/DATA/040035_1.htm

Фонд "Оранжевый Верблюд". Независимый сайт творчества детей и молодёжи - http://orangecamelfound.ru/

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ: http://innerlife.info/ - много интересных материалов на культурно-духовную тематику J

KARMIC THERAPY & DREAM YOGA: https://www.facebook.com/groups/909017412800327/ - В группе размещаются материалы по исследованию вопросов кармы и перевоплощений человека, йоге сновидений и методах кармической терапии, связанных с ними событиях и актуальных мероприятиях.

ТВОРИТЬ БЛАГО! - https://www.facebook.com/groups/centerSDRP/ Группа объединяет проекты и социальные инициативы, направленные на решение острых вопросов общества, оказание благотворительной помощи действительно нуждающимся в ней, акцентирует внимание на актуальных постах...

НОВОСТИ:

КУЛЬТУРА – ВНУТРИ: Публикации / Психология и воспитание:

Лев Толстой: КАРМА

“Карма” есть буддийское верование, состоящее в том, что не только склад характера каждого человека, но и вся судьба в этой жизни есть последствие его поступков в предшествующей жизни и что добро или зло нашей будущей жизни точно так же будет зависеть от тех наших усилий избежать зла и совершения добра, которые мы сделали в этой.

(Прим. Л. Н. Толстого.) Посылаю вам переведенную мною из американского журнала “Open Court” буддийскую сказочку под заглавием “Карма”. Сказочка эта очень понравилась мне и своей наивностью, и своей глубиной. Особенно хорошо в ней разъяснение той, часто с разных сторон в последнее время затемняемой истины, что избавление от зла и приобретение блага добывается только своим усилием, что нет и не может быть такого приспособления, посредством которого, помимо своего личного усилия, достигалось бы свое или общее благо. Разъяснение это в особенности хорошо тем, что тут же показывается и то, что благо отдельного человека только тогда истинное благо, когда оно благо общее. Как только разбойник, вылезавший из ада, пожелал блага себе, одному, так его благо перестало быть благом, и он оборвался.

Сказочка эта как бы с новой стороны освещает две основные, открытые христианством, истины: о том, что жизнь только в отречении от личности — кто погубит душу, тот обретет ее,— и что благо людей только в их единении с богом и через бога между собою: “Как ты во мне и я в тебе, так и они да будут в нас едино...” Иоан. XVII, 21.

Я читал эту сказочку детям, и она нравилась им. Среди больших же после чтения ее всегда возникали разговоры о самых важных вопросах жизни. И мне кажется, что это очень хорошая рекомендация.

Р.S. Письмо это для печати.

Л.Толстой

Детальнее на сайте

О саморазвитии и самосовершенствовании

В подборку включены как великие книги, входящие в золотой фонд человечества, так и популярнейшие бестселлеры современности. В этих книгах затрагиваются важнейшие вопросы человеческого бытия и смысла жизни, духовности и развития человека.

Огромная ценность этих произведений в том, что они содержат учения, мысли, практики, инструменты, методики, которые изменили жизнь миллионов людей, которые помогут ответить на большинство ваших вопросов, понять себя и окружающий мир, найти гармонию и душевное спокойствие.

Каждая из этих книг – важнейший шаг к самосовершенствованию, шаг к пути, на котором исполнятся ваши мечты. Большинство из них могут стать для вас бесценным руководством к духовному просвещению и важным изменениям в вашей жизни.

82 лучшие книги по психологии и саморазвитию:

Детальнее на сайте

«Боль — это успех»: как понять, что вам нужно в жизни

О том, почему нужно научиться любить страдания, и какое полезное знание это нам приносит, рассказывает предприниматель и писатель Марк Мэнсон.

Каждый хочет то, что доставляет удовольствие. Каждый хочет жить беззаботной, счастливой и легкой жизнью, влюбляться и наслаждаться прекрасным сексом и замечательными отношениями, отлично выглядеть, зарабатывать кучу денег, быть известным, уважаемым и обожаемым, и настолько крутым, что люди расступаются как Красное море, когда вы входите в комнату.

Каждый хочет быть таким, и очень просто хотеть этого. Если я спрошу вас: «Чего бы вам хотелось от жизни?» И вы мне ответите что-то вроде «Я хочу быть счастливым, иметь замечательную семью и любимую работу»… Понимаете, это настолько избито, что уже вообще ничего не значит.

Куда более интересный вопрос, вопрос, которым вы, возможно, никогда раньше не задавались: какую боль, какие неприятности вы хотели бы в своей жизни? За что вы готовы бороться? Потому что этот вопрос во многом и определяет то, какой в итоге оказывается наша жизнь.

Детальнее на сайте

Четырнадцатые Всеукраинские чтения по гуманной педагогике "Добрая воля - самая дорогая победа»

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

26-27 октября 2019 года при содействии Министерства образования и науки Украины на базе Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова состоятся четырнадцатые Всеукраинские чтения по гуманной педагогике при участии академика Ш.А.Амонашвили и Президента Международного центра гуманной педагогики, П.Ш.Амонашвили

«Добрая воля - самая дорогая победа»

На наших Чтениях мы обсуждаем сложные вопросы самосовершенствования взрослых для того, чтобы понять, как создавать такое образовательное пространство, которое дало бы возможность детям чувствовать свою ответственность за саморазвитие. Тема XIV Чтений требует от нас понимания двойственной духовно-материальной природы человека и того, что воля может быть как добрая, так и злая. Светлая воля имеет духовную природу и способствует нашему сознательному воздержанию от зла для того, чтобы творить добро. Мы направляем ее внутрь самих себя на самосовершенствование и поэтому изменяем внешний мир. Темная воля порождается материальной природой человека и ориентирует нас наружу. Она меняет внешнее окружение через принуждение и подчинение согласно нашим желаниям, которые не учитывают понимание добра и зла. У нас темная и света воли могут жить совместно, но нам необходимо прилагать усилия к пониманию того, что именно мы делаем, для чего и какую волю для этого применяем. Также мы должны научиться различать чужую темную волю и противостоять ей.

От такого понимания будет зависеть не только качество образовательного процесса и его влияние на становление духовного мира ребенка, но также и развитие Украинского государства, потому что светлая воля дает нам возможность противостоять рабству, тирании и манипуляциям и понимать истинную сущность того, что с нами происходит. Поэтому мы выбираем слова Андрея Шептицкого как лейтмотив XIV Чтений: «Украина освободится от своего упадка и станет державой мощной, обьединенной, величавой, которая будет равна другим высокоразвитым государствам. Мир, благополучие, счастье, высокая культура, взаимная любовь и согласие будут царить в ней ».

Подать заявку на участие в Чтениях можно до 19 октября 2019 г. через форму по ссылке - http://bit.ly/2kCaTN1

При заполнении формы проверьте правильность написания Вашей электронной почты. На неё будет выслано автоматическое уведомление о поступлении Вашей заявки.

ВНИМАНИЕ!

Для участия в Чтениях с 20 по 24 октября 2019 г. необходимо отправить подтверждение о Вашем прибытии через форму по ссылке - http://bit.ly/2kCC3mZ

В случае отсутствия такого подтверждения Ваша заявка будет отменена, а участие будет возможно только при наличии мест.

Телефоны для справок:

066-93-76-770; 063-038-48-43; 096-535-97-79; 098-23-60-250

Дополнительные объявления по Чтениям смотрите в группе Facebook:

Гуманная Педагогика. Статьи, видео, новости - https://goo.gl/yEXDR5

Регистрация участников Чтений состоится в главном корпусе Национального педагогического университета имени М.П.Драгоманова (г. Киев, ул. Пирогова, 9) с 08:00 до 10:00 в первый день Чтений.

Организационный взнос для участников Чтений 200 грн.

Проезд, проживание и питание участников Чтений осуществляется за счет командирующей стороны или за счет самого участника. Вопрос поселения каждый участник решает самостоятельно.

Участники Чтений получат сертификат.

Оргкомитет

Скачать информационное письмо

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное