Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы по логистике от журнала "Логистика и бизнес"


Советы по практической логистике

Удовлетворение спроса остатками – как извлечь максимальную прибыль (продолжение)

Валерий Разгуляев: "В этом выпуске мы рассчитаем оптимальный уровень удовлетворения спроса остатками, найдем критический максимум, больше которого хранить на складе не рентабельно".

Мы имеем статистику ежедневных продаж за месяц A (табл. 2).

Таблица 2. Статистика ежедневных продаж за месяц А

№ дня

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

продано, штук

2

0

2

2

7

2

0

0

0

0

0

0

4

2

7

2

8

2

2

7

2

0

5

0

2

1

7

4

27

0

 Какие из них нам есть смысл обслуживать со склада, а какие – нет? – Все зависит от рентабельности продаж по позиции R и стоимости содержания запасов H. Если рентабельность – огромная, а затраты – копеечные, то нам надо держать запасы под максимально возможные продажи – 27 штук.

А как быть в случае, если наоборот: рентабельность – маленькая, а содержание запасов встает в копеечку? Надо считать тот уровень, когда эта маржа от продажи уже не сможет покрыть хранение в течение всего срока до продажи. Например, если мы зарабатываем с продажи 8% от себестоимости, а каждый день отдаем 1% за хранение, то мы можем позволить себе тратить позицию только 8 дней.

После этого срока, даже если мы успешно продадим эту позицию, то маржа не покроет затраты на хранение – мы сработаем себе в убыток. А как нам получить этот граничный срок? Надо разделить маржинальную рентабельность (в %) на затраты хранения (в % за день) – таким образом мы получим этот граничный срок, измеренный в днях.

Справедливости ради стоит сказать, что основную часть затрат на хранение составляет обслуживание замороженных в запасы денег. А, как известно, наши поставщики могут дать нам отсрочку платежа W, тем самым увеличив этот срок на эту отсрочку. Кстати, это хороший довод на переговорах для ее увеличения: «Вы хотите, чтобы ваш товар всегда лежал у нас на складе? – Давайте отсрочку!».

К сожалению, ту отсрочку, которую мы даем своим клиентам Y, приходится вычитать из этого срока, тем самым уменьшая его. Правда, это хороший повод объяснить продавцам, что чем тщательней будет планирование продаж, тем больший срок отсрочки они смогут дать клиентам, так как это все взаимосвязано. В итоге окончательный вариант формулы максимального срока хранения будет выглядеть так:

  , где:

M – критический срок по позиции, дольше которого хранить на складе убыточно [Дней];

R – средняя маржинальная рентабельность продаж по позиции [%];

Н – альтернативная доходность вложенных в запасы денег [% / День];

W – отсрочка платежа у поставщика [Дней];

Y – средняя отсрочка платежа клиентам компании [Дней];

Z – переменные затраты на хранение, выраженная в процентах от себестоимости [% / День].

R / (H + Z) в формуле – это, просто, количество дней, которое вы можете себе позволить держать деньги в запасах этой позиции – дальше вы начинаете делать это себе в убыток, так как заработок от продажи позиции R не покроет затрат на заморозку средств H и хранение Z в течение такого длительного периода. Причем Z – это только переменные затраты и только на хранение. Не надо путать их с общими затратами на склад. Соответственно, если поставщик дает нам отсрочку платежа, то весь срок этой отсрочки в наши остатки вложены не наши деньги, а в его. А, значит, никаких убытков мы от заморозки своих денег в это время не несем и можем дополнительно положить на остатки на этот срок продаж или поделиться этими деньгами с клиентами, дав отсрочку платежа им. Правда за хранение мы все равно должны будем платить.

Теперь с помощью этого значения М’ вы сможете очистить входной поток данных от пиковых продаж, которые вам не выгодно обслуживать со склада. Но нам надо получить значение в штуках, а не днях – как это сделать? А сколько времени товар лежит на складе для каждого уровня продаж? Так как мы не знаем, когда произойдет продажа, то это зависит от частоты продаж. То есть, когда мы принимаем решение о поддержании запасов для удовлетворения определенного уровня продаж, то задаем эту частоту полного опустошения наших запасов. То есть для каждого уровня продаж, товар для обеспечения этого уровня лежит на складе в течение срока, равном частоте такой продажи, талб 3.

 Таблица 3. Подсчет частоты продаж

уровень продаж, штук

0

1

2

4

5

7

8

27

количество раз, когда продавали такое количество

9

1

10

2

1

4

1

1

количество раз, включая большие значения

30

20

19

9

7

6

2

1

срок между продажами включая большие, дней

1

1

2

3

4

5

15

30

 Эта таблица получена простым подсчетом частоты продаж в предыдущей таблице. Так какой максимальный уровень продаж мы собираемся обеспечивать со склада? Если мы вернемся к нашему примеру, где граничный срок М’ оказался равным 8 дням, и предположим, что всю отсрочку платежа мы отдаем клиентам, то критический максимум М окажется равным 7 штукам.

Это следует из таблицы, так как уже восьмая единица продукции будут продаваться в среднем 15 дней, а значит маржи от ее продажи не хватит для покрытия затрат на ее хренине. А что же будет со всеми продажами, которые будут больше 7 единиц? Неужели мы их, просто, потеряем? Нет, для таких продаж мы будем отдельно подвозить товар под заказ клиента, то есть зарабатывать на продаже будем, а тратиться на хранение и заморозку денег – нет.

А если клиент откажется? Ну значит мы на нем не заработаем, зато и не получим заведомый убыток, оплачивая хранение на складе под эту продажу. А чтобы клиент не отказался, надо его как-то стимулировать – давать заявки на крупные поставки заранее, чтобы могли вовремя все подвезти. Заодно неплохо было бы стимулировать и продавцов, чтобы они эту информацию активно добывали, а не продавали со склада, как в магазине. Также рекомендуется вводить регламент для отгрузок, превышающих это значение, по их обслуживанию за счет спецпоставок под заказ клиента. Это позволяет не опустошать при таких запросах склад и не отказывать в этой позиции остальным клиентам до прихода следующей поставки.

В следующем выпуске мы определим критический минимум.

Семинар автора «Управление запасами на предприятии» состоится 26 июля. Место проведения – Москва, конференц-центр на Каланчевской


В избранное