Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости телекоммуникаций от Voln.Net::волн нет! Выпуск 25


                                       

                           

 

            Новости телекоммуникаций от инфопортала voln.net             | выпуск: 25

 

                                         

 "Мегафон-Северо-Запад" открыл роуминг во Вьетнаме                          

Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" сообщил об открытии c 14 сентября коммерческого роуминга на базе технологии CAMEL для абонентов Лайт в сети "Viettel Corporation" (Вьетнам).

cnews.ru

 

 

Операторов связи призвали зарегистрироваться

В минувшую пятницу Государственная дума приняла в первом чтении поправки в закон "О связи", регламентирующие правила регистрации построенных сетей и сооружений связи. В случае если эти поправки станут законом, операторы сотовой связи будут обязаны после ввода в строй каждой новой базовой станции производить перерегистрацию всей сети. Операторы связи и аналитики отмечают, что таким образом сроки ввода в эксплуатацию построенных сетей могут заметно увеличиться.
Согласно принятому в первом чтении Госдумой проекту закона "О внесении изменений в федеральный закон от 7 июня 2003 года N126-ФЗ 'О связи'", внесенному депутатами от "Единой России" Владимиром Горбачевым и Валентиной Ивановой, операторы связи должны будут использовать для предоставления услуг связи только зарегистрированные в Россвязьнадзоре сети. Сегодня операторы связи регистрируют только в надзорном органе лишь отдельные элементы сети, к примеру, вновь построенные базовые станции. Так они живут с 2002 года, когда появился приказ Мининформсвязи об упрощенной процедуре регистрации сети. Тот приказ упразднил длительную процедуру госрегистрации сооружений связи, по которой строительство и сдача сети в эксплуатацию могли затянуться на долгие месяцы. Тогда оператору необходимо было сначала разработать проект базовой станции, после чего отдать его на рассмотрение в Госэкспертизу, что занимало до полугода, так как срок рассмотрения проекта не был оговорен. Приказ Мининформсвязи 2002 года ввел упрощенный режим прохождения Госэкспертизы: при наличии сертификатов соответствия, лицензии на частоты и заводской инструкции, отражающей параметры сооружения связи, документы на эксплуатацию оператору выдавались в течение десяти дней.
Принятые в первом чтении поправки в закон "О связи" положат конец прежней процедуре регистрации сооружений связи. Теперь при строительстве новых сооружений операторы будут обязаны перерегистрировать всю сеть. В Мининформсвязи эти поправки одобрили. "В настоящее время регистрация сетей связи не осуществляется,- пояснили Ъ в пресс-службе Минсвязи.- А настоящий законопроект предусматривает регистрацию сетей связи до начала оказания услуг связи, а также экспертизу проектной документации сетей связи. Эти процедуры будут направлены на предотвращение строительства сетей связи, не обеспечивающих целостность и устойчивость функционирования единой сети связи общего пользования".
В операторских компаниях отмечают, что, если поправки в закон будут приняты, сроки получения необходимых согласований заметно возрастут. "Получение лицензии на эксплуатацию базовой станции - слишком времязатратный процесс, который в среднем занимает от нескольких месяцев до года, что очень тормозит развитие сети",- рассуждает пресс-секретарь ОАО "Вымпелком" Юлия Остроухова. Предполагать, насколько по времени может увеличиться процесс регистрации в связи с новыми поправками, в "Вымпелкоме" не берутся.
По мнению аналитиков, принятие новых поправок к закону "О связи" не будет способствовать либерализации телекоммуникационного рынка. "Попытки государства регулировать отрасль, похоже, стали тенденцией,- рассуждает Андрей Богданов, старший аналитик 'Тройки Диалог'.- Такое ощущение, что государство пытается подняться в своем статусе и показать, кто в доме хозяин, чего раньше не наблюдалось. В данном случае новые поправки, возможно, являются частью этой новой стратегии".

comnews.ru

 

 

Выбирайте GSM! "Вымпелком"

"Вымпелком" запустил в Москве и Самаре программу по переводу абонентов, пользующихся связью стандарта DAMPS, в сеть GSM. Москвичи, согласившиеся перейти, получат по 900 руб. на счет или 25%-ную скидку при покупке нового телефона. Другие DAMPS-операторы не спешат следовать примеру "Вымпелкома".
По оценке аналитической компании ACM-Consulting, в конце июня в России насчитывалось 370 000 DAMPS-абонентов. "Вымпелком", начинавший в 1992 г. именно со стандарта AMPS (аналоговый предшественник DAMPS), по сей день остается одним из крупнейших российских DAMPS-операторов. По данным самой компании, она обслуживает около 92 000 абонентов этого стандарта в восьми городах России. Недавно оператор запустил в Москве и Самаре программу по переводу этих клиентов в GSM-cеть. На эти два города приходится почти половина всех DAMPS-абонентов компании - 40 000 человек. "Мы обзваниваем московских DAMPS-абонентов и предлагаем им скидку в 25% на покупку GSM-телефона стоимостью до 30 000 руб. в офисах "Билайна" или 900 руб. на баланс номера", - рассказывает сотрудник пресс-службы "Вымпелкома".
В самарском филиале компании для абонентов, решившихся на переход, разработан специальный тарифный план "Звони!". Стоимость внутрисетевого исходящего звонка - 0,3 руб. в минуту, вдобавок при переходе клиент получает в подарок до двух бесплатных часов разговора. "Мы надеемся, что в ближайшие два месяца наши абоненты DAMPS перейдут в сеть GSM", - говорит директор самарского филиала Сергей Фролов.

Времени для перевода абонентов у компании еще достаточно: ее лицензия на работу в стандарте DAMPS действительна до 2010 г., говорит он.

"Вымпелком" не первый российский оператор, пытающийся перевести абонентов из одного стандарта в другой. В прошлом году в Москве закрылось две крупных сотовых сети - "Сонет" и МСС. Обе они принадлежали компании "Скай Линк", решившей перевести абонентов из стандартов NMT и CDMA-800 в новый стандарт CDMA-450. Программа перевода абонентов МСС в сеть "Скай Линк" действовала два года - с ноября 2003 по ноябрь 2005 г. - и была ориентирована на наиболее доходную часть пользователей со средним счетом (ARPU) не ниже $29 в месяц. По словам представителя пресс-службы "Скай Линка" Александра Маношкина, абонентам МСС предлагались скидки на новые телефоны - до 75% от их стоимости (в зависимости от доходности абонента), на абонплату, на услуги мобильного доступа в Интернет, а также подключение к специальным тарифным планам. "В результате практически все высокодоходные пользователи NMT-сети - 7300 абонентов - воспользовались программой перехода в сеть "Скай Линк", - рассказывает Маношкин. А абоненты "Сонета", перешедшие в "Скай Линк", смогли полностью сохранить прежние условия обслуживания. При этом каждому из них, кто согласился сменить сеть, бесплатно выдавался телефон CDMA-450 за $150. В итоге в сеть "Скай Линка" перешли около половины абонентов "Сонета" - 50 000. Все клиенты МСС и "Сонета" при переходе в "Скай Линк" сохраняли прямой номер телефона и последние пять цифр федерального.
"Стремление "Вымпелкома" перевести DAMPS-абонентов на GSM вполне понятно: компания стремится оптимизировать затраты", - говорит президент Ассоциации-800, объединяющей российских операторов стандарта AMPS/DAMPS, Юрий Домбровский. "DAMPS-абоненты довольно консервативны и инертны, но на связь они тратят немного, поэтому предложение "Вымпелкома" пополнить их баланс на 900 руб. вполне может сподвигнуть их перейти на GSM-связь", - считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.
Еще в 2000 г. госкомиссия по радиочастотам постановила, что к 2010 г. частоты в диапазоне 800 МГц (на которых работали операторы AMPS/DAMPS) должны быть освобождены под цифровое ТВ. В качестве компенсации чиновники выделили DAMPS-операторам частоты для работы в стандарте GSM-1800. Рано или поздно разрабатывать программы перехода придется всем AMPS/DAMPS-операторам, имеющим GSM-сети, констатирует Домбровский. Но пока конкуренты "Вымпелкома" в этом сегменте не торопятся следовать его примеру. "Мы не агитируем наших DAMPS-абонентов переходить на другой стандарт", - говорит сотрудник отдела маркетинга татарского сотового оператора "Татинком-Т". То же самое сказал представитель пресс-службы уральского оператора "Екатеринбург-2000" (торговая марка "Мотив"). У первой компании 300 000 абонентов в стандарте GSM и 60 000 - в DAMPS, у второй - 966 000 и 22 000 соответственно. Впрочем, у DAMPS-абонентов "Татинком-Т" и "Мотива" есть преимущество перед пользователями DAMPS-сети "Вымпелкома": в отличие от последних при переходе в GSM-сеть они могут сохранить номер телефона.
"Вымпелком" обслуживает 51,3 млн абонентов. Выручка за 2005 г. - $3,21 млрд, OIBDA - $1,57 млрд, чистая прибыль - $615,1 млн.

НЕВЫГОДНЫЙ СТАНДАРТ

В Самаре основная часть абонентов "Вымпелкома", ранее подключенных к сети DAMPS, уже добровольно перешла на GSM: если в 2004 г. у местного филиала компании было 110 000 DAMPS-абонентов, то на конец августа - только 36 000. Теперь оставаться в DAMPS невыгодно - ведь "затраты [оператора] на поддержание сети не падают, поэтому цены в этой сети будут только повышаться, в то время как в GSM - снижаться", объясняет Фролов. К тому же стандарт DAMPS не позволяет предоставлять никакие дополнительные услуги, кроме SMS, сужаются и возможности внутрироссийского роуминга, замечает он.

comnews.ru

 

 

C городского на мобильный- дешевле

За август внедрение в нашей стране принципа "платит звонящий" дало неожиданные результаты. По подсчетам Ассоциации региональных операторов, люди стали почти в четыре раза больше звонить с домашних телефонов на мобильные, несмотря на введение поминутной тарификации. Для семейного бюджета это оказалось дешевле, чем те же звонки раньше.
Вчера президент Ассоциации региональных операторов Юрий Домбровский рассказал, как внедрение принципа "платит звонящий" повлияло на структуру трафика региональных сотовых операторов. Как оказалось, введение платы за звонки с фиксированного на сотовый телефон не смутило абонентов, а, наоборот, увеличило их активность. По оценке Домбровского, если в июне звонки с фиксированного на сотовый телефон занимали 1% в общем трафике мобильных операторов, то в августе эта цифра выросла почти в три раза - до 3,8%. Одновременно с 28,8% до 26% снизилось количество исходящих звонков с мобильных телефонов в сети других операторов. Объем входящих и исходящих внутрисетевых звонков, а также количество звонков на фиксированные телефоны осталось практически неизменным.
Ассоциация региональных операторов объединяет более 50 некрупных сотовых компаний, обслуживающих около 10% сотового рынка. Остальные абоненты принадлежат "большой тройке", руководство которой пока отказывается говорить, как изменилась структура их трафика после введения CPP. Однако региональные филиалы этих операторов - МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" - уже провели первые подсчеты. Они совпадают с выводами Ассоциации региональных операторов. Так, в петербургском филиале "Вымпелкома" в июле объем трафика со стационарных телефонов на мобильные вырос с 1,5% до 3%. В северо-западном филиале "Мегафона" объем входящих с фиксированных телефонов в июле увеличился на 20%. У МТС объем трафика со стационарных телефонов остался прежним.
Раньше у большинства операторов входящие звонки с мобильных телефонов были бесплатными, между тем как входящие звонки с фиксированных телефонов - платными. Поэтому, говорит Домбровский, многие люди считали невежливым звонить на мобильный телефон с городского и тем самым вводить своего собеседника в расходы. Сейчас ситуация изменилась - любой входящий звонок бесплатен, именно поэтому, считает Домбровский, люди стали звонить на сотовые не только со своего мобильника, но и с городского телефона.
Председатель совета Ассоциации региональных операторов Геннадий Фридман привел еще одно объяснение увеличения количества звонков с городских телефонов на сотовые. Большинство абонентов региональных сотовых абонентов низкодоходные и разговаривают они в основном в рамках одной группы, например семьи, говорит Фридман. По его словам, если раньше один член семьи звонил с квартирного телефона на мобильный другому члену семьи, то при кажущейся бесплатности минута такого звонка обходилась семейному бюджету в среднем в 5 руб. - столько стоила у региональных сотовых операторов минута входящего звонка с городских телефонов. Теперь же звонить на мобильный с фиксированного телефона стало более выгодно - минута обходится в 1,5 руб. С этой версией согласна и аналитик МДМ-банка Елена Баженова: "После введения CPP семья получила возможность сэкономить на связи".
"Действительно, наблюдается тенденция к увеличению количества звонков с фиксированных на сотовые телефоны, в некоторых наших филиалах трафик в этом сегменте увеличился более чем в два раза", - говорит директор департамента по связям с общественностью "Центртелекома" Яна Лаврентьева. Большинство фиксированных операторов обещают итоги за август лишь в октябре. По мнению Баженовой, доходы компаний "Связьинвеста" от внедрения CPP с учетом роста трафика на сотовые телефоны составят $50-100 млн в год, а по итогам 2006 г. CPP позволит им увеличить выручку на 1-2%. Пока объем этого трафика составляет менее 5%, он не будет оказывать существенного влияния на финансовое состояние сотовых компаний, считает ведущий аналитик "Тройки Диалог" Андрей Богданов.
С 1 июля 2006 г. в силу вступила поправка к закону "О связи", вводящая принцип "платит звонящий" (СPP, Calling Party Pays). В результате владельцы домашних телефонов, которые прежде могли звонить на сотовые трубки бесплатно (в рамках ежемесячной абонплаты), теперь должны платить за каждый такой звонок отдельно. Федеральная служба по тарифам установила стоимость одной минуты звонка с фиксированного телефона на мобильный в размере 1,5 руб.

ИСТОРИЯ "БЕСПЛАТНЫХ ВХОДЯЩИХ"

Поначалу введение CPP не на шутку испугало сотовых операторов. Они подсчитали, что могут потерять до $1 млрд доходов в год. Однако Федеральная служба по тарифам установила им компенсацию за звонки с фиксированного телефона на мобильный: абонент будет платить 1,5 руб. за минуту, из которых 95 коп. достанется сотовым операторам (остальное за вычетом НДС - фиксированным). Сотовым компаниям этого показалось недостаточно, поэтому они повысили и тарифы, придумав плату за соединение звонка в 35-50 коп. Звонить из дома за деньги оказалось непривычно, и в первые несколько дней трафик с городских телефонов в сети сотовых операторов сократился на 30-50%, а внутри сотовых сетей вырос на 10-15%.

comnews.ru

 

 

МТС ввела новый тариф для малого бизнеса

МТС запустила новый тариф «Команда», ориентированный на предприятия малого бизнеса. Основная особенность тарифа - бесплатные звонки на номера МТС сотрудников фирмы со второй минуты разговора, отсутствие абонентской платы, единая цена на все местные и мобильные вызовы региона - 0,0595 у.е. за минуту разговора.
При покупке комплект тарифа «Команда» уже полностью готов к использованию, что обеспечивает минимум формальностей и экономию времени при подключении. Это принципиально новый подход к продвижению корпоративных тарифов, так как абонент получает возможность подключиться к нему самостоятельно.

cnews.ru

 

 

В России ожидается кризис ТВ-вещания

Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) направила письмо первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву, в котором пожаловалась на крайне тяжелое положение, способное привести к кризису телевещания в стране, пик которого придется на период выборных кампаний в Госдуму и президента России.
Об этом говорится в письме руководителя РТРС, обеспечивающей доставку сигнала по всей стране, Геннадия Скляра первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву, сообщает «Независимая газета». Напомним, что г-н Медведев возглавляет комиссию по телевещанию, одной из главных задач которой является организация перехода на цифровое телевещание.
В письме сообщается, что в результате деятельности Минфина РТРС оказалась в крайне тяжелом положении. В частности, начиная с 2003 г. Минфин постоянно уменьшает заявленные и согласованные с Минпечатью и Минкультурой объемы субсидий, подготовленные на основе произведенных ФГУП «РТРС» расчетов в соответствии с объемом вещания и утвержденными государственными тарифами.
По данным г-на Скляра, за 2003–2004 гг. РТРС недополучила 711,7 млн руб., а в 2005 г. средства федерального бюджета были выделены ФГУП «РТРС» только после вмешательства аппарата правительства РФ. При этом он подчеркивает, что Минфин планирует выделить ФГУП «РТРС» на 2007 г. субсидии в размере 972 млн руб., что составляет менее 60% от заявленной предприятием и согласованной с Минкультуры стоимости услуг в 2006 г. В конце письма Скляр прогнозирует серьезную дестабилизацию работы телерадиовещательной сети страны в период выборных кампаний в Государственную Думу и президента РФ в 2007–2008 гг.
Две недели назад министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов заявил, что РТРС близка к банкротству. По его словам, более 50% российских спутников находятся за пределами гарантийного срока.

CNews.ru

 

 

"Вирусные" SMS опустошают мобильные счета

В России появился еще один вирус для мобильных телефонов, который, попадая в "трубку", опустошает счет пользователя рассылкой SMS-сообщений.
Вирусом Wesber можно заразиться при скачивании программных средств из интернета. Wesber отправляет текстовые сообщения на платные сервисы, пока на счету владельца телефона не останется средств. Стоимость одного такого «вирусного» SMS достигает $6.
"Троянская программа Wesber обнаружена в сентябре этого года, — комментирует Светлана Ханинаева, менеджер по корпоративным коммуникациям и PR компании «Лаборатория Касперского». — Вредоносная программа выдает себя за интернет-браузер для мобильного телефона, якобы позволяющий сэкономить деньги на мобильном интернет-серфинге. На самом деле вирус отправляет SMS-сообщения на номер платного сервиса, и, как следствие, со счета владельца телефона снимаются деньги. Важно отметить, что вирус работает на Java-платформе, т.е. может заражать не только смартфоны, но и обычные телефоны с поддержкой Java 2 Micro Edition. Тем не менее, троянская программа не распространяется сама по себе — ее необходимо скачать из сети интернет. Точно такой же функционал содержал в себе вирус Redbrowser, обнаруженный в этом году ранее".
"Троянец Webser распространяется в виде файла pomoshnik.jar.Webser, является JAVA-приложением, и запускается при наличии установленного на мобильном телефоне Java 2 Micro Edition (J2ME), говорит Марина Хромова, PR-менеджер компании "Доктор Веб". - По функциональным возможностям этот вирус аналогичен другому представителю вредоносных программ данного класса - Trojan.RedBrowser. Последний был обнаружен в апреле этого года. Троянец Webser, как и любое JAVA-приложение, может быть удален штатными средствами самого мобильного телефона.
Для пользователей мобильных телефонов важно знать, что самостоятельно эта вредоносная программа не может заражать телефон. Для того, чтобы это произошло, пользователь должен его сам установить и разрешить запуск, а также дать разрешение на рассылку сообщений со своего телефона. Стоит обратить особое внимание на имя pomoshnik.jar: мы сталкиваемся с фактом умелого применения методов социальной инженерии. Имя вируса – pomoshnik - призывает пользователя мобильного телефона установить "помощника", который расширяет функциональные возможности телефона. Это и может подтолкнуть пользователя запустить вирус на своем телефоне. Для того, чтобы избежать вирусного заражения, пользователь не должен устанавливать незнакомый контент на мобильный телефон, а также разрешать запуск незнакомых программ".

cnews.ru

 

 

                                               Россия для русских операторов

Рынок услуг сотовой связи за восемь лет, с 2000-го по 2008 год, пережил, наверное, одну из самых заметных трансформаций. Достаточно сказать, что число клиентов мобильных операторов вырастет за этот период в 40 раз. Столь же радикально меняется и политика операторов: если первые пять лет века они стремились снижать тарифы, отчаянно демпингуя при выходе на новые рынки, то уже начиная с 2006 года вынуждены начать борьбу за повышение дохода с одного абонента. Наконец, совершенно беспрецедентно выстраивались отношения этого рынка с иностранными инвесторами. Дав мощный толчок рынку в конце 1990-х и начале XXI века, спустя несколько лет большинство западных компаний покинули рынок: существенными игроками на нем сегодня являются лишь норвежский Telenor и весьма условно иностранный фонд IPOC, чьи русские корни ни у кого не вызывают сомнений.


Экспансия в регионы

Едва ли не главным вектором развития отрасли в XXI веке стала региональная экспансия крупнейших операторов. При этом фора здесь была у "Мегафона", созданию которого способствовал режим наибольшего благоприятствования со стороны регулятора: в отличие от московских "Вымпелкома" и МТС он изначально позиционировался как общероссийский оператор и обладал лицензиями на все регионы страны. Торговая марка "Мегафон GSM" была изобретена в конце 2000 года петербургским холдингом "Телекоминвест", а оператор был создан на базе его основного актива "СевероЗападного GSM", московского "Соник Дуо" и ряда региональных операторов России в 2002 году.
Стратегии же московских операторов по региональной экспансии заметно отличались.
МТС предпочитала приобретать местных сотовых операторов с готовой инфраструктурой и абонентской базой. Минусом такого подхода, как выяснилось позднее, стали раздутый штат и сложная управляемость компании. В этой связи в 2006 году со сменой топ-менеджмента в МТС решили провести и реорганизацию и существенно сократить штат.
"Вымпелком" избрал путь строительства собственных региональных сетей. Однако и этот вариант был небезупречным, поскольку оператору было необходимо в каждом регионе получать новую лицензию, а на некоторых территориях это было сопряжено с существенными трудностями. Так, например, "Вымпелком" до сих пор не получил полный комплект лицензий для работы на Дальнем Востоке из-за препятствий Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). В настоящее время оператор и комиссия ведут по этому вопросу судебные разбирательства.
Как бы то ни было, этими тремя компаниями число национальных операторов и ограничилось.
Так, в 2003 году поволжский оператор СМАРТС, стремясь стать федеральным оператором, столкнулся с проблемами в получении лицензии на территории московского региона из-за противодействия с регулятором в лице ГКРЧ.
Проблемы иного рода возникли у компаний, работающих в аналоговом стандарте NMT. В мае 2003 года "Московская сотовая связь" объединилась с петербургской "Дельта телеком". Однако Мининформсвязи посчитало развитие этого стандарта неперспективным и приняло решение о создании на его базе цифрового CDMA450. В ноябре 2002 года компании "Дельта телеком" была выдана первая в России лицензия этого стандарта. В декабре объединенная компания запустила коммерческую сеть под маркой SkyLink. Однако до сего времени стандарт CDMA450 так и не получил федерального размаха в России. "Проблема в развитии оператора SkyLink - прежде всего паритет акционеров (50% МТС, 50% IPOC). Ни один из владельцев не хочет вкладывать в сеть. Вряд ли будет скачек в развитии оператора в ближайшее время, если, конечно, не поменяется кардинально структура акционеров",- считает Татьяна Толмачева из iKS-Consulting.
Главным результатом региональной экспансии явилось многократное увеличение абонентской базы, которая по сравнению с 2000 годом выросла почти в десять раз и уже на конец 2003 года составила почти 36 млн пользователей, а уровень проникновения мобильной связи за этот период вырос почти в 2,5 раза. Сейчас уровень сотовой пенетрации достиг 100%.
Мобильная связь с каждым годом становилась все доступнее. Операторы соревновались в тарифной политике, снижая цены. Показатель среднего дохода на одного абонента (ARPU) продолжал свое стремительное падение: в 2001 году- $33, в 2002-м - $20, в 2003-м- $15, в 2004-м - $12, в 2005-м- $9 (по данным iKS-Consulting), в 2006-м - уже около $7.


Экспансия в СНГ

Помимо освоения регионов операторы начали постепенно присматриваться к ближнему зарубежью. МТС начала экспансию в сопредельные страны в 2001 году, получив 49% в "МТС-Беларуси". В 2003 году оператор вышел на Украину, с 2004-го появился в Узбекистане, с 2005-го - в Туркмении.
"Вымпелком" в 2004 году начал продвижение в СНГ с Казахстана, в 2005-м сделал приобретения на Украине и в Таджикистане, а в 2006-м вышел в Узбекистан и Грузию. "Мегафон" присутствует лишь в Таджикистане. Экспансия в страны СНГ обошлась крупнейшим российским сотовым операторам МТС и "Вымпелкому" в $1,4 млрд, за оставшиеся активы в соседних странах операторы могут выложить еще около $1 млрд, так подсчитали в iKS-Consulting.
По расчетам инвестиционной компании "Тройка Диалог", на Украину, Казахстан и Узбекистан приходится 67% населения СНГ, и уровень благосостояния в них выше, чем в остальных странах бывшего союза. Оставшиеся рынки СНГ менее интересны, хотя присутствовать на них операторам важно с политической точки зрения, считает аналитик "Тройки Диалог" Андрей Богданов.
Продвижение сотовых компаний в страны бывшего Советского Союза затруднило столкновение интересов акционеров. Российские и западные инвесторы не всегда имели одинаковое представление о стратегии выхода операторов на новые рынки.

 

Иностранцы: вход и выход

По утверждению экспертов, своей динамикой рынок мобильной связи обязан именно западным инвесторам, привнесшим сюда свой опыт и серьезные средства. Норвежский концерн Telenor вложился в развитие "Вымпелкома" и "Северо-Западного GSM" (в настоящее время составная часть "Мегафона"). У истоков последнего стояли и Шведская Telia, и финская Sonera. Немецкий гигант Deutsche Telekom был одним из основных акционеров МТС. В 2001 году в России появился шведский оператор Tele2, развивающий сотовый бизнес в центре и на северо-западе России. Вели бизнес в России и инвестиционные компании, специализировавшиеся на телекоммуникациях, как, например, американская MCT Corp. (торговая марка "Индиго"). Заметным игроком рынка инвесторов мобильной связи стал офшорный фонд IPOC, который участники рынка связывают с питерской группой связистов ("Телекоминвест"), а также главой Мининформсвязи Леонидом Рейманом.
Однако в первой половине 2000-х годов проявилась и еще одна немаловажная тенденция. С развитиемрынка иностранные инвесторы по разным причинам стали продавать свои российские активы. Например, МСТ Corp. распродала все российские активы, посчитав, по предположениям аналитиков, свой бизнес в России нерентабельным.
Deutsche Telekom, не получив контроля в "Мобильных телесистемах", принял решение продать свою долю. Так или иначе из иностранных инвесторов в России остались только скандинавские Telenor, TeliaSonera, Tele2 и бермудский фонд IPOC.

 

Корпоративные конфликты

Одним из самых громких скандалов на сотовом рынке начала 2000-х стал конфликт акционеров "Мегафона". Из-за него компания до сих пор не может осуществить публичное размещение акций.
Корпоративная война разгорелась летом 2003 года, когда структуры, подконтрольные "Альфа-групп", приобрели "ЦТ-мобайл" (владеющую 25,1% акций "Мегафона") у прежнего владельца - компании LV Finance. Эту покупку оспорил IPOC (владеет 8% "Мегафона"), который обратился в международные суды с требованием признать сделку незаконной. В IPOC утверждали, что они раньше договорились с LV Finance и сделали предварительные платежи. 16 августа 2004 года арбитражный трибунал при Международной торговой палате в Женеве подтвердил обоснованность претензий IPOC на меньшую часть спорного пакета (5,7% акций "Мегафона").
В свою очередь арбитражный трибунал Цюриха 16 мая 2006 года отказал IPOC в правах на остальные 19,4% акций "Мегафона" на том основании, что деятельность фонда и источники его доходов незаконны. Трибунал пришел к выводу, что бенефициаром IPOC является не датский юрист Джеффри Гальмонд, который называл себя таковым, а "предполагаемый свидетель №7", в котором узнается российский министр связи Леонид Рейман. Причиной отказа явился установленный судом факт, что владельцем IPOC оказался госслужащий, поставивший "интересы личного обогащения выше государственных". В основу решения легли показания одного из директоров IPOC и несколько письменных свидетельств, в том числе главы Россвязи, а по совместительству и зампредседателя ГКРЧ Андрея Бескоровайного, выступавшего свидетелем со стороны IPOC. На основании новых фактов 30 августа 2006 года верховный суд Швейцарии постановил пересмотреть решение женевского арбитража в отношении прав собственности IPOC на 5,7% акций "Мегафона'BB.
Непростые отношения связывают и акционеров "Вымпелкома". Выход компании на Украину задержался почти на год из-за разногласий основных совладельцев оператора- "Альфа-групп" в лице Altimo (управляет телекоммуникационными активами холдинга) и Telenor. Конфликт разгорелся летом 2005 года из-за покупки "Вымпелкомом" против желания Telenor ЗАО "Украинские радиосистемы" (УРС). У Telenor на Украине уже был актив - 56,5% акций оператора "Киевстар", в котором у Altimo также есть доля, правда, меньшая (43,5% акций). Поэтому участники рынка заподозрили норвежцев в конфликте интересов. Несмотря на это, приобретение УРС было завершено в ноябре 2005 года. Под собственным брэндом "Вымпелком" появился на Украине уже в апреле 2006 года. Однако норвежцы до сих пор оспаривают законность покупки в различных судах.
Еще один существенный конфликт связан с поволжским СМАРТС, который больше года находится под постоянными атаками одного из известных российских рейдеров - группы "Сигма". Считая себя акционером оператора, "Сигма" пытается доказать законность этого в судебном порядке. В результате многочисленных разбирательств акции СМАРТС постоянно находятся под арестом, что не только делает невозможным IPO, но и заметно снижает акционерную стоимость компании.

 

Регулятор перекраивает рынок

С каждым годом влияние государственных регуляторов на рынок мобильной связи становится все заметнее. С 1 июля 2006 года в России вступила в силу поправка в статью 54 закона "О связи", отменяющая плату за входящие звонки на любой телефон. Внедрение в России принципа CPP (Calling Party Pays, или "платит звонящий") вызвало первое в истории синхронное повышение цен основными игроками сотового рынка. Дело в том, что, по расчетам сотовых компаний, введение CPP должно привести к потере около 8- 10% их выручки. Сотовые операторы так и не смогли договориться с регулятором по поводу расчетов с фиксированными операторами, поэтому существующие тарифные линейки были скорректированы (введена плата за соединение, впоследствии - увеличение стоимости первой минуты).
По мнению представителей сотовых компаний, такая коррекция позволит полностью компенсировать потери от введения CPP.
Федеральная антимонопольнаяслужба (ФАС) незамедлительно отреагировала на этот инцидент, заподозрив "тройку" в сговоре. Антимонопольное ведомство насторожило, что три участника практически одновременно объявили о введении платы за соединение (правда, потом заменили ее платой за первую минуту, что сути, по мнению ФАС, не поменяло). Результаты расследования ФАС предоставит в конце сентября.
Регулятор же тем временем нашел способ повлиять на операторов сотовой связи, повысивших тарифы из-за введения принципа "платит звонящий", через Госдуму. Помощник депутата Госдумы, бывший чиновник Мининформсвязи Виталий Слизень заявил о намерении внести в Госдуму проект поправок в закон "О связи", согласно которым операторы "большой тройки" будут признаны существенными. Участники рынка говорят о том, что новый статус лидеров мобильной связи негативно отразится на отрасли в целом. Регулирование снизит инвестиционную привлекательность сотового рынка, опасается генеральный директор "Вымпелкома" Александр Изосимов.

 

Что будет через два года

В ближайшие два года лидеры рынка мобильной связи продолжат борьбу на рынках России, правда, не с такой силой, а также экспансию в СНГ. По прогнозам J'son & Partners, десятка лидеров рынка России к концу 2006-го - началу 2007 года будет выглядеть следующим образом: МТС, "Вымпелком", "Мегафон", Tele2, "Уралсвязьинформ", СМАРТС (если еще не будет куплен Tele2), "Сибирьтелеком" и "Волгателеком", (каждая при условии консолидации сотовых активов), "Мотив", Новая телефонная компания.
Разделение операторами региональных рынков продолжится. Вопреки ожиданиям экспертов, мелкие региональные операторы будут чувствовать себя вполне комфортно.
Шведский Tele2, совершив покупку активов МСТ Corp., занял четвертую позицию в России (по абонентской базе). Сотовые активы "Уралсвязьинформа" следуют сразу за "большой тройкой" по уровню доходов. Консолидация сотовых активов "Связьинвеста" в Сибири и Поволжье усилит их позиции. Операторы "Связьинвеста" могут оперативно реагировать на региональном уровне. "Мелкие операторы, работающие на растущих рынках, в сравнении с "большой тройкой" имеют более гибкий подход к ценообразованию",- считаетдиректор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов. Например, "Уралсвязьинформ" предложил абонентам возможность безлимитного общения при звонках со стационарных телефонов на мобильные номера сети своей сотовой связи Utel. От своих действий МРК ожидает увеличение трафика и лояльности абонентов. Вместе с тем старший аналитик "Тройки Диалог" Андрей Богданов не считает, что бизнес операторов "Связьинвеста" может быть конкурентным. "Одна и та же услуга у крупного и мелкого операторов стоит практически одинаково, и клиенту нет смысла оставаться у местного игрока. Если регулятор сделает возможным перенос номера (Number Portability), это лишний раз подстегнет абонента региональной сети перейти к федеральному оператору",- считает Богданов. "Что касается покупок в регионах, то эти сделки будут совершаться только для приобретения новых абонентов",- уверен Юлий Матевосов.
В 2007-2008 годах будет продолжаться экспансия на рынки СНГ. Вряд ли будут какие-либо покупки за рубежом, опыт российских операторов, в частности МТС, в этом году был не очень успешен, прогнозируют аналитики. "Это обусловлено и отсутствием международного опыта (СНГ все-таки нельзя считать международным), и высоким уровнем конкуренции среди западных компаний",- поясняет Юлий Матевосов. Западные операторы имеют больше свободных денег. Да и переплачивать российским компаниям не имеет смысла, уверены аналитики.

 

Украина, Казахстан, Узбекистан фактически уже поделены.
 

Следующая группа стран (конечно, не столь интересная с финансовой точки зрения) - это Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан. "Белоруссия очень интересный рынок с 10 млн небедного населения и транзитом на пути в Европу. Но особенности местной власти существенно повышают риски инвесторов. Яркий пример - оператор МТС, которого 2% акций отделяют от того, чтобы консолидировать белорусский актив",- напоминает Богданов. Существовавшая договоренность с властями пока не оправдала себя, и МТС владеет только 49% совместного белорусского предприятия сотовой связи. Аналитик "Тройки Диалог" предполагает, что монополист "Казахтелеком", возможно, продаст свою долю в казахстанском ТОО"GSM Казахстан". В Грузии скоро начнет строить сеть "Вымпелком".
"Арментел" по результатам тендера отойдет, скорее всего, МТС. "Интересен и пока еще свободен рынок Азербайджана, возможно, Молдавии",- говорит аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.
МТС и "Вымпелком" традиционно будут более активны в СНГ, чем "Мегафон". Это связано и с тем, что компания не имеет свободных ресурсов и ей сложнее брать кредиты (так как она непубличная). Так, корпоративные конфликты, в случае если они долгосрочные, отрицательно влияют на стратегию. ""Мегафон" из-за конфликта акционеров не может развиваться в СНГ, "Вымпелком" тоже может в чем-то повторить судьбу "Мегафона", если акционеры не смогут договориться по поводу стратегии",- предполагает директор управления корпоративных финансов Росбанка Ян Яновский. Как отмечает Борис Овчинников, у "Мегафона" пока и в России неплохой рост как по доходам, так и по абонентской базе, поэтому он не торопится в СНГ. Кроме того, в бывших странах Советского Союза "Мегафону" не придется рассчитывать на благосклонность регулятора, как в России.
На развитие внутреннего рынка в ближайшие годы будут влиять несколько явлений: вмешательство государства в деятельность мобильных операторов (продолжение истории с CPP), развитие дополнительных услуг (увеличение их доли в доходах), выдача лицензий на связь третьего поколения 3G, продолжающиеся корпоративные конфликты.
Принцип "платит звонящая сторона" стал одним из факторов, повлиявших на стабилизацию ARPU, так как операторы в ответ на CPP повысили тарифы. По оценкам экспертов, наметившаяся в 2006 году стабилизация ARPU будет продолжаться, но о росте показателя говорить пока рано.
Прогноз ARPU, по данным iKS-Consulting, к концу 2006 года - $7,4, к концу 2007-го- $7. Благоприятно скажется на величине этого показателя и переход операторов на рублевые тарифы. Другие считают, что рост показателя невозможен из-за борьбы в регионах, сопровождающейся снижением цен на услуги мобильных операторов. "Так как качество становится у всех примерно одинаковым, операторы будут снижать цены",- говорит Юлий Матевосов.
В "Тройке Диалог" считают, что если посмотреть на Восточную Европу, там ARPU зафиксировался и начал расти при условии стопроцентного проникновения сотовой связи. "То же самое произойдет и в России",- комментирует Андрей Богданов. В ближайшие годы уже не будет существенного притока малоговорящих абонентов, которые потом уйдут к другому конкуренту. Постоянные клиенты, которые к сети привыкают, к этому моменту начинают говорить больше.
"Кроме того, некое объединение операторов, которые начинают отстаивать свою точку зрения в споре с регулятором, тоже благоприятно повлияет на инвестиционную привлекательность рынка",- говорит аналитик.
В целом рост денежного объема рынка мобильной связи замедляется. По подсчетам iKSConsulting, на конец 2006 года он составит $12,3 млрд, а на конец 2007-го - $13,1 млрд. Как прогнозирует "Тройка Диалог", в течение ближайших двух лет рост объема рынка будет примерно 12-15% в долларовом исчислении. По мнению Юлия Матевосова, доля новых услуг в доходах операторов будет расти, но ее роль пока не столь существенна для роста ARPU.
В ближайшие годы на рынок сотовой связи повлияет и запуск сетей связи третьего поколения 3G, если Мининформсвязи все-таки начнет проводить конкурсы на приобретение соответствующих лицензий. Несмотря на развитие сетей свободного доступа (Wi-Fi и WiMax), эксперты тем не менее не видят альтернативы мобильной связи и, несмотря на вмешательства регулятора, уверены в инвестиционной привлекательности этой отрасли.

 

Сотовый рынок. 2000 год

В 2000 году сотовая связь окончательно перестала быть элитной услугой для избранных. Постепенный рост благосостояния населения, оправившегося после экономического кризиса 1998 года, предопределил и начало активного роста рынка мобильной связи. По данным исследовательской компании IKS-Сonsulting, на конец 2000 года в России насчитывалось около 3,8 млн абонентов сотовой связи. Рост абонентской базы составил 152% по сравнению с концом 1999 года. Денежный объем рынка в 2000 году составил $1,5 млрд. Первая десятка сотовых операторов выглядела следующим образом: "Мобильные телесистемы" (МТС), "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"), "Северо-Западный GSM", "Московская сотовая связь", Delta Telecom, "Кубань GSM", СМАРТС, "Билайн-Самара", Fora Communications, "Татинком".
Прирост сотовых абонентов в значительной степени был достигнут благодаря стремительному росту сетей стандарта GSM, в первую очередь московских операторов - МТС и "Вымпелком".
Доля GSM возросла с 50% (в начале 2000 года) до 73% (в конце года), доля NMT-450 составляла к концу 2000 года лишь 11% (в 1998 году - 34%), доля AMPS / DAMPS сократилась до 12%, подсчитали эксперты IKS-Сonsulting. Эта тенденция укреплялась в последующие годы, и в 2006 году на долю GSM пришлось 98% сетей мобильной связи. На конец 2000 года московские компании МТС и "Вымпелком" в совокупности обслуживали 60% сотовых абонентов России. За год количество их абонентов увеличилось на 287% и 130%, в то время как третий игрок на московском сотовом рынке - "Московская сотовая связь" (оператор NMT-450) - вырос за год лишь на 9%.

Источник:http://www.comnews.ru
 

 

 

Остальные новости, которые не вошли в рассылку вы всегда можете прочитать на сайте.

 администрация:admin@voln.net.ru   рассылка:voln-net@mail.ru

 

 

 

                                                                ~voln.net::волн нет~


В избранное