Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор СМИ по теме "Таможенная сфера"


Информационный Канал Subscribe.Ru

12.07.2005. Мировая таможенная организация утвердила Нормы по обеспечению безопасности и облегчению международной торговли

Мировая таможенная организация (МТО) на днях утвердила Нормы по обеспечению безопасности и облегчению международной торговли. Они обязательны и для члена МТО — России, где планируется улучшить взаимодействие таможни и бизнеса.

По словам генерального секретаря МТО Мишеля Дане, в Нормах заложены четыре основных принципа. Первый: до прибытия в место назначения груза данные о нем заблаговременно передаются из таможни отбытия в ту таможню, куда этот груз поступит. Второй — совершенствование процедур контроля, чтобы он стал более оперативным и эффективным. Третий — максимальное использование современных технологических новшеств, чтобы грузы и багаж проходили досмотр качественнее и быстрее. Четвертый принцип — прямые отношения таможенных структур с конкретными экспортерами-импортерами товаров и услуг.

«Российская» проблема в том, что, по имеющейся информации, минимум треть всех экспортно-импортных и реэкспортных операций осуществляется, и не первый год, посредническими структурами. Большинство товаропроизводителей и товарополучателей, точнее — товаропотребителей, лишены прямого выхода на зарубежные рынки. Это одна из причин высокой доли нелегальных внешнеэкономических операций, достигающих, по оценкам аналитиков ФТС России, почти 40 процентов в фактическом объеме российской внешней торговли. Отсюда и невозвращение валютной выручки, и уход от таможенно-налоговых платежей, и фальсификация таможенных документов и т. п. Подчеркнем, что и таможенными операциями в РФ ныне занимаются десятки по сути посреднических фирм; уже вполне легальной стала категория «Таможенный бизнес». Так, по данным Минобороны, ФСБ и других ведомств, в среднем за год в России обновляется только по 5 — 10 единиц военной техники (разных типов), хотя по объемам экспорта вооружений и темпам его роста РФ с середины 1990-х годов занимает одно из первых мест в мире. Здесь тоже правят бал российские и зарубежные посредники, укрывающие экспортные доходы и (или) фальсифицирующие документацию, из-за чего научно-технологический уровень Вооруженных сил РФ быстро стареет.

Установление же прямых связей таможенных структур с поставщиками-потребителями требует принципиально другой внутри- и внешнеэкономической системы и, соответственно, документации. Похоже, такие проблемы, как и новшества МТО, осознаны в России: крупными компаниями недавно предложено создать рабочую группу при правительственном Совете по конкурентоспособности. «В эту группу должны войти представители государственных таможенных органов, зарубежных компаний-инвесторов, российских фирм таможенного (подчеркнуто. — А. Ч. ) и промышленного бизнеса» , — на днях заявила руководитель группы крупных компаний Татьяна Круглова. Цель группы, по ее словам, — содействие привлечению в страну инвестиций и совершенствование таможенной деятельности. Возглавить рабочую группу предварительно предложено главе Экспертного управления администрации президента РФ Аркадию Дворковичу.

Российская бизнес-газета

12.07.2005. ФТС отказывается от взимания таможенных пошлин с конфиската

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) могут быть освобождены от обязанности уплачивать таможенные пошлины с товаров, которые были изъяты госорганами из-за нарушений при их декларировании. Такой вывод можно сделать на основании решения Федеральной таможенной службы (ФТС), которая удовлетворила жалобу одного из импортеров, обжаловавшего в ФТС требование Смоленской таможни уплатить пошлину за изъятый у него товар.

Причиной спора между участником ВЭД и таможенниками стал факт перемещения товаров через границу без указания сведений о них в сопроводительных документах. В отношении компании (ее наименование таможенники держат в секрете) Смоленская таможня возбудила дело об административном правонарушении и потребовала уплатить причитающиеся платежи. Таможенники сослались на норму закона, по которой все лица, с нарушением перевозящие груз, должны нести ответственность по уплате пошлин.

Однако фирме удалось избежать уплаты платежей, подав жалобу в ФТС. Предприниматели ссылались на статью 319 Таможенного кодекса, согласно которой изъятие товаров государством — одно из оснований, исключающих уплату таможенных пошлин и налогов. Вопреки ранее сложившейся практике ФТС согласилась с доводами предпринимателей, посчитав, что пошлины необходимо платить только в тех случаях, когда товар попал в свободное обращение на внутреннем рынке. В данном случае, рассудили таможенники, товар был изъят на границе и помещен на склад временного хранения для завершения дела об административном правонарушении.

Также в пользу компании сыграла статья 16.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в которой указано, что за нарушения при перемещении товаров предусматривается конфискация либо административный штраф, в то время как о взыскании пошлин не упоминается вовсе.

«Для участников ВЭД решение ФТС, безусловно, положительное, так как всегда считалось, что любой товар, прибывающий в страну, должен облагаться пошлинами»,- говорит ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.

klerk.ru

13.07.2005. На таможнях Северо-запада усилят контроль грузовиков

На международных автомобильных пунктах пропуска на российско-финляндской и российско-латвийской границе до конца 2005 года будут установлены легковозводимые перебазируемые комплексы для контроля грузовых автомобилей. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Северо-Западного таможенного управления, комплексы для контроля грузовых автомобилей на российско-финляндской границе на МАПП «Торфяновка» и «Брусничное» Выборгской таможни, на российско-латвийской границе на МАПП «Бурачки» Себежской таможни планируется установить в соответствии с планом Федеральной таможенной службы по размещению инспекционно-досмотровых комплексов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В дальнейшем предполагается установка стационарных комплексов для контроля морских контейнеров в морских пунктах пропуска Санкт-Петербурга, Мурманска и Калининграда.

Regnum

13.07.2005. Пошлина за угон нарушает Конституцию

Конституционный Суд дал толкование положений законодательства об ответственности за нарушение таможенного режима временного ввоза товаров.

Omcymcmвue вины в нарушении таможенного законодательства исключает ответственность лица, даже если его действия формально противоречат букве закона. Такова позиция КС РФ, высказанная в Определении от 12.05.2005 N 168-О. Поводом для этого вывода стало рассмотрение следующего дела.

У гражданина Эстонии, приехавшего в Россию, был угнан автомобиль, ранее помещенный под специальный таможенный режим: временный ввоз товаров с полным условным освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Проведенное следствие результатов не принесло: угнанный автомобиль так и не нашли. Но на этом приключения эстонца в России не закончились. Поскольку он не вывез свою машину с территории РФ, таможня приняла решение о взыскании с него ввозной таможенной пошлины и пеней.

При этом таможенники исходили из положения п. 6 ст. 283 ТК РФ, согласно которому временно ввезенные транспортные средства можно не вывозить обратно в случае, если они серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Хищение к таким обстоятельствам не относится, а значит, владелец автомобиля (декларант) обязан уплатить ввозную пошлину, несмотря на отсутствие своей вины. Таким образом, по мнению чиновников, иностранец, лишившись автомобиля, задолжал российской казне более шестисот тысяч рублей.

Потерпевший обжаловал это решение в судебном порядке, но в первой и кассационной инстанциях успеха не добился.

Тогда он обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать примененные в его деле п. 6 ст. 283, абз. 3 подл. 1 п. 2 ст. 319, п. 1 и 2 ст. 320 Таможенного кодекса РФ не соответствующими

Конституции РФ. По мнению потерпевшего, эти нормы ТК РФ нарушают, в частности, конституционные положения, гарантирующие равенство всех перед законом и защиту прав потерпевших (ч. 1 ст. 19 и ст. 52 Конституции РФ).

Судьи КС РФ, фактически встав на сторону потерпевшего, отметили, что хищение транспортного средства, разумеется, исключает возможность его вывоза с таможенной территории РФ. Возложение на декларанта обязанности по уплате таможенной пошлины и пеней за похищенный транспорт приобретает вид имущественной ответственности. Тем самым наказанный без вины декларант ставится в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства.

Кроме того, отметили судьи, государство обязано предотвращать и пресекать посягательства на личность, способные причинить ей вред, в том числе имущественный, а также принимать действенные меры к восстановлению прав потерпевших. Поэтому если государство не сумело защитить имущество потерпевшего от посягательства, оно не вправе возлагать на него новые финансовые обременения, увеличивая тем самым причиненный ему имущественный вред.

КС РФ решил, что сами по себе оспариваемые положения ТК РФ не нарушают Основной закон страны. Но они не исключают освобождение декларанта от уплаты таможенной пошлины в случае невывоза с российской территории похищенного у него транспортного средства.

Жалоба гражданина Эстонии признана не подлежащей дальнейшему рассмотрению. Тем не менее сделанные судом выводы наверняка помогут участникам таможенных правоотношений в защите своих прав.

Так как позиция КС РФ является обязательной для таможенных органов, они должны учитывать, что гражданина или организацию нельзя привлечь к ответственности, если они фактически не имеют возможности выполнить требования таможенного законодательства.

«Экономика и жизнь»

14.07.2005. Таможенная и налоговая службы подписали соглашение

Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба подписали Соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили руководитель ФТС России Александр Жерихов и руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков.

Соглашение о сотрудничестве между ФТС России и ФНС России содержит три основных направления взаимодействия: информационное; методологическое; при проведении таможенного и налогового контроля.

Подписанный документ предусматривает: обмен информацией (плановый и оперативный) для контроля за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства; разработка мер, обеспечивающих соблюдение законодательства и направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в этих сферах; контроль за деятельностью участников ВЭД путем оперативного информационного обмена и проведения скоординированных проверок как лиц, занимающихся внешней торговлей, так и тех, кто осуществляет оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами; унификация информации, используемой при проведении налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите; разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов сторон.

Таможенники и налоговики договорились проводить совместные семинары и консультации для повышения профессиональной подготовки своих сотрудников, своевременно информировать друг друга об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, о новых нормативных актах ФТС и ФНС России, знакомиться с новыми методиками налогового и таможенного контроля, выявлять новые тенденции и схемы таможенных и налоговых правонарушений и преступлений.

Для выполнения возложенных на них задач стороны могут осуществлять скоординированные проверки участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами, либо привлекать в этих целях в качестве экспертов сотрудников налоговых и таможенных органов. В случае необходимости будут создаваться совместные рабочие группы из сотрудников заинтересованных подразделений.

На церемонии подписания Соглашения  А. Жерихов отметил традиционно хорошие отношения, которые всегда связывали таможенную и налоговую службы страны. Три года, прошедшие после совместной коллегии ГТК России и МНС России в ноябре 2002 г., показали высокую экономическую эффективность взаимодействия двух ведомств. Подписание данного Соглашения является логическим продолжением совместных усилий налоговых и таможенных органов по укреплению правопорядка в налоговой и таможенной сферах. «Данное соглашение, — отметил А. Жерихов, — является реализацией задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному собранию, где он сказал о том, что приоритетом деятельности налоговых и таможенных органов должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, что фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов». Руководитель ФТС России выразил уверенность, что взаимодействие налоговых и таможенных органов на федеральном уровне должно распространиться и на региональный и местный уровни.

Пресс-служба ФТС РФ

15.07.2005. Вступило в силу Постановление о лицензировании в сфере внешней торговли товарами

Вступило в силу Постановление Правительства РФ № 364 от 09.06.05. «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий». В нем определены случаи, в которых осуществляется лицензирование; указаны виды лицензий, выдаваемых территориальными органами Минэкономразвития РФ (разовая, генеральная и исключительная); определен перечень документов, представляемых заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии; установлен перечень оснований для отказа в выдаче лицензии.

Кроме того, утверждено Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий.

Признано утратившим силу Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N 1299.

«Виртуальная таможня»

15.07.2005. Петр Баклаков: Осуществление ВЭД требует ясности и объединения

Статья заместителя начальника Главного управления организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы РФ Петра Баклакова

За окном 2005 год — и, разумеется, российская таможенная служба не может использовать те механизмы, которые применяла 10 лет назад. Меняется бизнес — меняемся и мы: в менталитете, отношениях, в том числе с бизнес-сообществом, и при этом ставим перед собой еще дополнительную задачу — создать новые инструменты, новые механизмы, предоставив возможность их использования бизнесу.

Что нужно бизнесу и таможенной администрации? На наш взгляд, чтобы таможня не мешала бизнесу, но только бизнесу легальному. Основная цель любых торговых операций — получение максимальной прибыли и минимизация расходов и издержек за счет, в первую очередь, минимизации или снижения налогового бремени, а во-вторых, появления возможности прогнозировать собственные бизнес-потоки и логистику. Первое направление — компетенция Правительства РФ, а второе — Федеральной таможенной службы. Следовательно, наша цель — организовать ясные и понятные условия осуществления внешнеэкономической деятельности, создать качественные таможенные услуги, способствуя минимизации ущерба, связанного с перемещением товаров через границу.

ФТС определила два главных направления по вопросу унификации таможенных формальностей: первое — унификация таможенных процедур с мировыми стандартами, и в особенности стандартами, применяемыми к ЕС; второе — это внедрение механизмов взаимодействия с добросовестными участниками ВЭД.

Как мы работаем по первому направлению? Сразу остановлюсь на проекте «зеленый коридор», реализованном совместно с финской и шведской таможенными службами. Он предусматривает три этапа работы; обмен информацией о перемещаемых товарах по типу «таможня-таможня» в режиме реального времени; совместный допуск торговых операторов к этому проекту; минимизацию формальностей в местах таможенных пропусков и таможенного оформления. Таким образом по проекту «зеленый коридор» сейчас еженедельно оформляется до 40 траков, причем времени на оформление в пункте пропуска уходит не более 10 минут. Рядом таможенных служб других стран ЕС также уже было изъявлено огромное желание участвовать в подобных проектах.

Другим проектом, требующим упоминания, является «калининградский транзит», цель которого — создать благоприятные условия перемещения российских товаров между Калининградской областью и остальной частью РФ через территорию Литвы. Работа велась, в основном, в направлении обеспечения российских товаров. Приобретенный опыт достаточно уникален, поскольку нам удалось интегрировать российскую информационную систему в новую компьютерную транзитную систему, применяемую в странах ЕС. Мы, в качестве специализированного брокера, получили доступ к литовскому сегменту, через который передаем в соответствии с правилами и стандартами МСТС информацию, используемую при перемещении российских товаров через территорию Литвы.

Отдельного комментария заслуживает унификация таможенных документов со стандартами ЕС. Ее первоначальным этапом является работа по унификации и приведению таможенной декларации в единообразие с административными документами. Цель этих действий — возможность присоединения к Конвенции по упрощению формальности торговли товаром и Конвенции «О процедуре общего транзита с ЕС». На состоявшемся 19 апреля 2005 года заседании подкомиссии РФ и ЕС по пограничному и трансграничному сотрудничеству было достигнуто согласие о необходимости технической поддержки, позволяющей создать в РФ новую транзитную систему, совместимую с транзитной системой стран ЕС и технически весьма похожую на МСТС. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности подавать транзитные декларации в электронном виде и получать электронное уведомление об успешном окончании (либо неокончании) транзита. Цель этих мероприятий — гармонизация таможенных процедур.

Что касается упрощения, то сегодня основным механизмом создания благоприятных услуг для добросовестных операторов является работа в рамках статьи 68 Таможенного кодекса, то есть использование специально упрощенной процедуры таможенного оформления. Приказом Министерства экономического развития и торговли от 27 января 2005 года № 9 утвержден порядок установления упрощенных процедур, включающий возможности: хранения на собственных либо арендованных складах; использования предварительного декларирования посредством неполной периодической или неполной декларации; подачи периодической декларации на товары, находящиеся на складе товарополучателя;
выпуска товаров до подачи грузовой таможенной декларации.

Претендовать на упрощенную таможенную процедуру может любая организация, не имеющая вступивших в силу постановлений по делам об административных правонарушениях и не подвергнутая административному наказанию. Кроме того, организация должна вести систему учета коммерческой документации, соответствующую приказу № 9 МЭРТ, и осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

Статья 68 направлена на упрощение таможенных формальностей при ввозе товаров вне зависимости от используемого таможенного режима. Упрощенные процедуры могут применяться в любом таможенном органе РФ по желанию заявителя.

При обращении в таможенные органы по установлению таможенных процедур необходимо подать заявление, а также обязательство о ведении коммерческой документации в соответствии с установленным порядком. В заявлении должны быть точно указаны те сведения, которые предусмотрены приказом Министерства экономического развития и торговли, иначе по формальным признакам компаниям в декларировании будет отказано.

Наряду с работами, предусмотренными статьей 68 Таможенного кодекса, мы активно внедряем систему электронного декларирования. В механизм ее реализации заложено два принципиальных момента: самодостаточность подачи одной грузовой таможенной декларации без предоставления дополнительных документов и сведений (причем в рамках системы управления рисками таможенник может потребовать предоставления иных сведений, но только в электронном виде) и, во-вторых, строящиеся только в рамках информационного взаимодействия, без физического контакта, взаимоотношения декларанта и таможенного органа. У декларанта, находящегося на расстоянии тысячей километров от таможенного поста, есть возможность декларировать товары без непосредственных предоставления документов и взаимодействия с инспектором таможенного поста. Планируется, что к концу 2005 года возможность электронного декларирования появится в 56 таможенных постах РФ.

Все вышеперечисленное — это проекты, которые осуществляются на сегодняшний момент. Что мы планируем в дальнейшем? В первую очередь — развивать систему предварительного информирования таможенных органов РФ. Сегодня в Северо-Западном, Дальневосточном регионах реализуется порядка пяти различных экспериментов. ФТС накопила достаточно знаний и понимания тех проблем, с которыми она будет сталкиваться и решать в будущем.

Все эти знания воплощаются в разрабатываемой концепции предварительного информирования таможенных органов. Данный инструмент применяется во многих таможенных службах мира, в первую очередь — США и Великобритании, и интересен как для бизнеса, так и для таможенной службы — с учетом роста террористической опасности и необходимости сокращения таможенной формальности. Поскольку дополнительная информация ведет к транспарентности и взаимопониманию.

Другой, обращающий на себя внимание механизм, — дифференцированный подход для отдельных внешнеэкономических операторов. Цель его — разработка выполнения отдельных внешнеторговых операций с учетом логистики и бизнес-процесса участника внешнеэкономической деятельности. Данная работа может осуществляться как в рамках статьи 68 Таможенного кодекса, так и вне ее.

В таможенных службах, применяющих современные инструменты таможенного оформления и контроля, используют понятие таможенного оператора. К сожалению, мы не можем пока апеллировать подобным институтом, но должны стремиться к тому, создавая благоприятные условия для легального бизнеса.

Данный вопрос требует дополнительной проработки — со стороны как юридической, так организационной. Все мероприятия в этом направлении проводятся с одновременным внедрением комплексной системы управления рисками, разработанной нами на базе применения опыта стран ЕС, Америки.

Поставленная цель (полная реализация статьи 358 Таможенного кодекса, определяющей дифференциацию мер таможенного контроля в отношении лиц, транспортных средств, товара) достигается системно, поэтапно, хотя, конечно, и существуют определенные проблемы. Планомерность работы по всем упомянутым выше направлениям, а также комплексный подход создают основу для дальнейшей интеграции РФ в процесс развития торговых взаимоотношений со странами ЕС, с европейским торговым пространством.

«Финансы, экономика, безопасность»

15.07.2005. Диалог аргументов в пользу присоединения

Интервью начальника Правового Управления Федеральной таможенной службы РФ Галиной Баландиной

— Галина Владимировна! В таможенной среде часто можно услышать такое понятие, как упрощение и гармонизация таможенных процедур. Каков его смысл?

— Когда мы говорим о международных стандартах упрощения и гармонизации таможенных процедур, то имеем в виду обновленную версию Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, одобренную Всемирной таможенной организацией в 1999 году. Дело в том, что сама конвенция, известная в таможенных и близких к ним кругах как Киотская, была заключена в 1973 году, но регламент присоединения к ней стран был достаточно гибким: любое государство могло выбрать те ее приложения и отдельные правила, которые отвечают его интересам. И, собственно, цель конвенции, следующая из ее названия, — упрощение и гармонизация таможенных процедур — не была достигнута.

Обновленная версия конвенции (официальное название — Протокол об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Брюссель, 26 июня 1999 г.) пока еще не вступила в силу как международный договор, открытый для присоединения. Дело в том, что по условиям протокола это случится после того, как 40 из уже действующих участников Киотской конвенции подпишут или ратифицируют протокол. На сегодня подобные заявления сделали только 38 участников. Мы «стоим в очереди», ожидая вступления еще двоих, после чего конвенция будет открыта для присоединения и других стран, не являющихся ее участниками, — России в том числе.

— Киотская конвенция и Генеральное приложение к ней — основополагающие документы в международных таможенных отношениях. Существуют ли механизмы адаптации к ним столь разнообразных национальных таможенных законодательных актов присоединяющихся стран?

— О конвенции можно говорить много, она принципиально меняет подход философии таможенного администрирования. Сейчас ее ключевым элементом является Генеральное приложение, состоящее из 10 глав, в которых заложены основные принципы не только таможенного регулирования, но и взаимоотношений между таможней и бизнесом. Согласно условиям конвенции по этим 10 главам, стандартам, содержащимся в них, не допускается никаких оговорок. То есть государство, присоединяющееся к Киотской конвенции, должно, тем самым, взять на себя обязательства следовать всем правилам, содержащимся в Генеральном приложении.

Сами правила не являются нормами прямого действия. Это некие стандарты; сформулированные для того, чтобы быть транслированными в национальном законодательстве. При этом государству дается срок от трех до пяти лет для приведения собственного законодательства в соответствие со стандартами Генерального приложения к конвенции. В частности, длительный пятилетний срок нужен для таких правил, как использование электронного декларирования (что требует не только законодательных, но и определенных технических усилий), упрощенные процедуры для уполномоченных лиц (в случаях, когда товары могут оформляться, что называется, на доверии, с последующим закреплением сведений, необходимых для таможенных целей, в таможенной декларации и иных документах), и некоторых других.

— Каков главный, основополагающий принцип современного таможенного взаимодействия, и каким образом он отражен в конвенции?

— Общий принцип Киотской конвенции (причем в этом документе он наполнен конкретными юридическими механизмами) можно сформулировать следующим образом: содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. В одной фразе совмещены два изначально конфликтных положения, потому что, безусловно, полное содействие развитию внешней торговли предполагает отмену всех ограничений — это просто «зеленый коридор» на ввоз и вывоз товаров. Но с учетом определенных торговых барьеров, предусмотренных внешнеторговыми правилами, Киотская конвенция требует от государств-участников такого таможенного администрирования, которое было бы не излишне обременительным, а максимально удобным для перевозчиков, импортеров и экспортеров без ущерба для эффективности таможенного контроля. Определенные неудобства для недобросовестных лиц, конечно, не исключаются. Кроме того, у каждого государства остается право защищать свои интересы.

— Существуют пи общие для присоединяющихся стран принципы построения национального таможенного законодательства, и как они сформулированы в конвенции?

— Собственно говоря, принципы эти известны, они заложены философски и в наш Таможенный кодекс.

Первое — это выборочность таможенного контроля на основе анализа и управления рисками. Иными словами, проверять надо там и тогда, где есть риск нарушения таможенного законодательства, а не тотально всех подряд. Степень таможенного контроля должна зависеть от степени риска.

Второе — это широкое использование в рамках таможенного контроля принципа проведения контроля после выпуска товаров. То есть выпускать товары заявителя, а потом, при необходимости, в течение какого-то периода времени проверять, перепроверять, запрашивать дополнительные сведения. При этом импортер не будет испытывать неудобств и излишних финансовых обременении, связанных с простоем транспортных средств и хранением товаров на таможенных терминалах. Это электронное декларирование и, можно даже сказать шире, использование в таможенном делопроизводстве новейших информационных технологий, существенно его ускоряющих.

И, наконец, дифференцированный подход непосредственно при таможенном оформлении. В частности, внедрение самых простых правил проведения таможенного оформления для лиц, завоевавших к себе доверие добросовестным поведением, отсутствием нарушений в течение определенного периода времени и т. д.

— Одним из участников таможенных отношений, несомненно, является бизнес. Как эти отношения регулируются законодательно, и станут ли они после присоединения России к конвенции более гибкими, мобильными и динамичными?

— Конвенцией предусматривается широко пропагандируемый у нас в последнее время принцип сотрудничества между бизнесом и государством. Взаимодействие, партнерские отношения между ними — один из первых стандартов, который в приложении к Киотской конвенции звучит так: таможенные органы обязаны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы. Конвенция призывает государственные власти устанавливать таможенные правила таким образом, чтобы они были рациональными с точки зрения и государства, и бизнеса.

Кроме данного общего правила конвенция буквально изобилует такими положениями, когда в рамках конкретных процедур требуется учитывать потребности торговли и бизнеса. Например, при установлении таможенных складов, несмотря на право таможни предъявлять требования к их размещению, обустройству, оборудованию, конвенция диктует в максимальной степени учитывать потребности бизнеса и торговли. То же самое и при установлении времени работы таможни, и многом другом. Учет потребностей бизнеса «красной нитью» проходит по всему тексту содержащихся в конвенции правил.

Генеральное приложение требует от государства эффективной системы обжалования, предусматриваемой и в статье 10 ГАТТ, с целью как можно более быстрого и эффективного разрешения возможных конфликтов между бизнесом и таможней.

Конвенция предусматривает обязанность таможни в целях содействия бизнесу консультировать, делать свою работу прозрачной, оповещать о предстоящих изменениях в таможенных правилах (чтобы бизнес готовился к ним заранее), принимать стабильные решения, как, например, существующие у нас предварительные решения по классификации товаров, действующие достаточно долгое время и т. д.

— Регламентирует ли новая редакция конвенции «традиционные», внутритаможенные процедуры? Если да, то насколько лояльно в сравнении с действующими у нас сейчас законодательными нормами?

— В конвенции есть Специальное приложение, представляющее серьезный практический интерес благодаря содержащимся в нем отдельным главам, регулирующим непосредственно таможенные процедуры и таможенные режимы и устанавливающим правила таможенного регулирования.

В отдельных главах Специального приложения описываются практически все стадии оформления товаров, включая их прибытие на таможенную территорию, временное хранение, транзит, а также такие экономические таможенные режимы, как переработка, временный ввоз, свободные зоны, — все это для нас сейчас представляет достаточно серьезный интерес. Как представляют интерес и правила, применяемые при перемещении товаров пассажирами, специальные правила, применяемые таможней для оформления почтовых отправлений, а также грузов гуманитарной помощи, следующих с целью ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. То есть документ содержит конкретные требования к построению национального законодательства применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам.

Но здесь Киотская конвенция предоставляет стране, присоединяющейся к ней, свободу выбора: государство может выбрать одно или несколько специальных приложений либо одну из глав Специального приложения. Наряду со стандартными правилами в специальных приложениях содержатся также правила рекомендуемые, в отношении которых допускается делать оговорки присоединяющимся государствам. Таким образом, можно выбирать то, что соответствует их экономическим потребностям и уровню развития таможенных

— Определен ли объем обязательств, которые готова принять на себя Россия, присоединившись к конвенции? Какое направление предпочтительнее для нас — сдержанное, локальное «употребление» конвенции или всецелая интеграция во всемирно признанную таможенную нормативную систему? Готова ли Россия ко второму варианту, и каковы ее нормативно-правовые ресурсы накануне присоединения к Киотской конвенции?

— Сегодня ФТС России совместно с Минэкономразвития России, по поручению Председателя Правительства РФ М. Фрадкова, начинают подготовительные процедуры с участием практически всех федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, которых касаются положения конвенции. Цель этой работы — определить объем обязательств России, которые она могла бы взять на себя, если бы уже завтра конвенция открылась для присоединения к ней других государств, не являющихся ее участниками сегодня. Трудно сказать, по какому пути пойдет Россия.

На мой взгляд, чем больше мы примем специальных приложений и глав, в соответствии с которыми будет модернизировано российское таможенное законодательство, тем лучше будет для нас. Почему? Моя оценка по поводу наших собственных возможностей установления таможенных правил, адекватно отражающих потребности России как бурно экономически развивающегося государства, которое, скорее всего, в следующем году уже будет членом Всемирной торговой организации, достаточно скептична. Торговать мы будем уже по правилам международных стандартов. Я глубоко сомневаюсь в том, что мы можем выдумать что-то лучше, чем то, что признано на уровне международных стандартов. Кроме того, с горечью приходится констатировать, что опереться нам в выборе пути совершенствования законодательства, кроме как на лучший опыт зарубежных стран, не на что.

Так случилось, что в советские времена таможенным правом на уровне теории у нас серьезно почти никто не занимался. Несмотря на существование в стране специализированной организации — Российской таможенной академии, огромного количества выдающихся экономистов, юристов, для формирования научной школы в такой специфической области, как таможенное законодательство, 15 лет — крайне мало. Искать какие-то собственные пути можно, если точно знать и понимать некий стандарт (как в идеале должно быть) и осознанно отклоняться от него, понимая, почему он не может быть применим в наших условиях. Я боюсь, что сегодня в стране нет таких сил, которые убедительно могли бы аргументировать, почему тот или иной стандарт для нас неприменим и почему нужны таможенные правила того или другого свойства, вида и т. д.

Я могу привести массу примеров, когда даже выстраданные, вымученные, согласованные со всеми заинтересованными кругами в нашей стране положения, содержащиеся сегодня в Таможенном кодексе, подчас не воспринимаются или воспринимаются неадекватно большинством правоприменителей — начиная с таможенников и арбитражных судов и заканчивая ведомствами (тем же Министерством финансов, антимонопольной службой, реже — Министерством экономического развития и торговли), традиционно занятыми определением государственной политики в смежных отраслях.

Считается, что закон работает в полной мере лишь тогда, когда его воспринимают (то есть соглашаются с ним внутренне, понимают его дух) как минимум 75-80 процентов правоприменителей. Сегодня таможенное законодательство у нас изучается либо на уровне совокупности инструкций ГТК, выпущенных за многие годы, либо его смысл уясняется по аналогии с тем же налоговым законодательством. Ничего хорошего в этом нет, доказательством чего служит много примеров, на мой взгляд, не то что странных или ошибочных (наверное, так неуважительно говорить по отношению к судам нельзя), но отвергающих логику построения таможенных правил и потому неестественно мотивированных судебных решений.

Именно поэтому мне кажется, что если бы мы сейчас действительно, в полном объеме следовали тем международным стандартам и рекомендуемым правилам (может быть, не всем — какие-то из них мы еще не готовы воспринять в силу своих национальных особенностей, построения экономики и административной системы), у нас была бы уверенность в определении вектора развития таможенного законодательства на ближайшие годы, а может быть, и десятилетия. Причем, чем больше международных стандартов и правил мы бы восприняли, тем глубже была бы эта уверенность.

— Не окажутся ли экономические интересы России под угрозой в результате нашего присоединения к «киотскому сообществу»?

— Сегодня курс государственной политики Российской Федерации направлен на снижение административных барьеров и давления на бизнес. В таможенной сфере подобная либерализация чревата угрозой, под которой могут оказаться наши экономические интересы. Это связано с тем, что торговые правила, торговые барьеры, выстроенные государством для защиты отечественного товаропроизводителя либо в целях защиты других своих интересов (обороноспособности, общественного порядка, жизни и здоровья граждан, сохранения культурного наследия и т. д.), могут быть просто не реализованы — в силу отсутствия у таможни реальных полномочий по предотвращению нарушений и принуждению к исполнению этих правил. Здесь Киотская конвенция, ряд ее положений по сравнению с нашим либеральным Таможенным кодексом подчас предоставляют таможенной службе больше правомочий, чем нам их предоставили родные депутаты.

Конституционный суд РФ в одном из своих постановлений (точнее — в двух его решениях) сформулировал очень важный принцип, заключающийся в том, что Российская Федерация с точки зрения именно таможенного регулирования не должна себя ставить в менее благоприятные условия, чем у наших торговых партнеров. Соответственно, я рассматриваю и с этих позиций еще один дополнительный аргумент в пользу необходимости для России следовать международным правилам в области таможенного дела.

Развитие глобализационных процессов очевидно. Понятно, что правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности практически всегда носят транснациональный характер. Предотвращение таких угроз, как распространение наркотиков, оружия, проникновение терроризма, наконец, просто насущных для нас экономических правонарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, возможно лишь при условии более эффективного сотрудничества России с таможенными службами других стран. С дальнейшим развитием информационных технологий можно ожидать качественного прорыва во взаимодействии таможенных органов России и иностранных государств.

Крайне важным для нас был бы разговор с этими службами «на одном языке»: с применением одних и тех же механизмов таможенного администрирования, с использованием одних и тех же документов, сведений, процедур, технологий таможенного контроля. На мой взгляд, с точки зрения и этого аспекта использование международных стандартов, заложенных в конвенции, было бы очень важно для России.

«Финансы, экономика, безопасность»

15.07.2005. Л. Лозбенко: Основная цель - определить наиболее эффективные средства и методы реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами

Недавнее обращение Президента России к Федеральному Собранию РФ стало для всех нас одним из основных документов года. Особого внимания заслуживает его часть, касающаяся налогов и таможни.

Последние годы мы неоднократно в жарких дискуссиях обсуждали, какими должны быть основные функции таможенной администрации — спорили в рамках Всемирной таможенной организации, в правительстве, администрации президента, в особенности насчет фиска.

Любая таможенная организация выполняет естественную для нее фискальную функцию, но эту функцию нельзя абсолютизировать. Конечно, в зависимости от уровня социально-экономического развития страны каждая таможенная служба вносит определенный вклад в бюджет своего государства. Но, если в Америке это меньше 1 процента, в других развитых государствах не превышает 2-4, то в России вклад таможни в доходную часть бюджета составляет 42 процента.

На мой взгляд, таможня должна выполнять в первую очередь регулирующую, а уже потом фискальную функцию, причем ни в коем случае не исполнять последнюю как план. Отрадно, что в своем Послании нашу главную задачу президент обозначил как обеспечение единообразного применения таможенного законодательства на всей таможенной территории.

Второе, на чем следовало бы подробнее остановиться, — это заседание группы высокого уровня по стандартам безопасности и содействию торговле, состоявшееся в Брюсселе. В случае претворения в жизнь планов данной группы, изменится философия работы мировой таможни, в том числе и российской. В течение десятилетий, если не столетий, таможенная служба работала в менталитете импорта, сейчас же мы переходим на менталитет экспорта. И к этому надо быть готовым. Информация страны экспорта станет основополагающей по безопасности цепи поставки и послужит основой для работы таможни страны импорта.

Предстоит еще обсудить вопросы, связанные с применением терминов: офферайз трейдер — авторизованный участник внешнеэкономических отношений — или секьюра трейдер — тот, кто сам по себе является уже безопасным трейдером и к которому можно относиться одинаково на территории и Германии, и РФ. Кто их будет сертифицировать, какие компании, по каким стандартам?

Сегодня подготовлены три документа, которые будут представлены на сессию совета в конце июня и которые, скорее всего, сессия примет. Первый — резолюция по применению стандартов безопасности и содействию торговле, два других — приложения к ней. Одно приложение — работа в направлении «таможня-таможня», второе — «таможня-бизнес». К приложениям до конца месяца будут разработаны технические пояснения.

Россия вписывается в подготовку всего этого процесса.

В числе участвовавших в обсуждении были четыре главные стороны — США, Япония, ЕС и РФ. Сначала мнения по многим вопросам расходились, потом точки соприкосновения были найдены. Руководитель таможенной службы США, с большим стажем работы в области безопасности контейнерных перевозок, привел такой пример. Американцы за прошедший год сократили время таможенного вмешательства в 6 раз. Представьте себе с точки зрения логистики и предпринимательства, какое огромное преимущество получил бизнес, работающий на транзитных и иных контейнерных перевозках. Такие изменения были встречены с одобрением только теми, кто готов в нужное время, в нужном объеме давать таможне страны экспорта информацию обо всем, что перевозит.

Каким образом будет организована такая работа в РФ? По поручению нашего министра мы подготовили концепцию развития таможенной службы РФ до 2010 года и далее. Ее цель — донести до бизнеса опыт, наработанный в мировой практике за последние годы, и объяснить ему, куда, собственно, движется российская таможенная служба, из чего она будет исходить в своих приоритетах, например, к 2010, 2015 годам..?

Данная концепция была подготовлена с участием ученых, представителей различных деловых кругов и сейчас находится на согласовании в 19 министерствах и ведомствах. На сегодня мы получили уже 14 ответов, все позитивные, есть много предложений, и я уверен, что к концу мая мы сможем выйти на заседание правительства, где открыто обсудим данный документ. Если в мае будет принята концепция, то в конце июня — и стандарты безопасности. И тогда к декабрю у нас появится возможность, с учетом реализации в РФ проектов, полностью включиться в обновленный международный таможенный процесс. Принципиально важным для России является то, что вышеназванные основания — инструмент Всемирной таможенной организации, которым руководствуются все таможенные администрации мира, а для нас — ориентир на максимально тесное сотрудничество и применение практики Европейского Сообщества. Как это будет осуществляться?

Совсем недавно успешно прошло заседание подкомитета России и ЕС по таможенным и трансграничным вопросам. Обмен мнениями по всему спектру проблем определил, что расхождений во взглядах с Европой у нас нет. А поскольку 50 процентов российского товарооборота — это ЕС, то, хотим этого или нет, мы вынуждены концентрироваться в данном направлении. Это станет нашей генеральной задачей.

Итак, основная цель, которую мы хотим достичь, — определить наиболее эффективные средства и методы реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и при безусловном соблюдении законодательства РФ. Она разбивается на три «подцели» — повышение качества и результативности государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенствование таможенного администрирования и укрепление международного взаимодействия.

Что мы должны получить в итоге нашей работы? Прежде всего — таможенное администрирование, предполагающее высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров и транспортных средств, то есть контроль, который будет осуществляться в виде сервиса при максимальном содействии торговле.

Проблем, с которыми сталкивается таможенная служба РФ сегодня, мы не скрываем. Во-первых, это отсутствие пока у нас такого важнейшего показателя, как единые таможенные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических цепей. Во-вторых, недостаточность развитости системы информирования о ценообразовании, торгово-промышленной специализации стран, мировых тенденциях разделения труда. В-третьих, слабая информационно-аналитическая база обеспечения правоохранительной деятельности. И, наконец, низкий уровень социальной защищенности должностных лиц в таможенных органах, который мы также относим к числу больших приоритетов.

Над решением всех этих проблем мы работаем постоянно, и устранить их и призвана реализация нашей концепции. Она предполагает обеспечение стабильного правового режима внешней торговли, основанного на универсальных принципах на всей территории РФ. Стандартизация, прозрачность и предсказуемость, минимальное вмешательство, ориентир на потребителей, сотрудничество и партнерство — вот основные принципы, на которых будет базироваться работа таможенной службы в ближайшие 10 лет и которые абсолютно понятны и абсолютно приемлемы для бизнеса. Наша задача — сделать их основой работы ФТС в ближайшее время.

Существуют четыре базовых направления, согласно которым развивается таможня и в соответствии с которыми можно оценить ее работу: таможенная инфраструктура, информационные технологии, правовая база и кадры. Остановимся кратко на каждом из них.

Таможенная инфраструктура. Россия располагает самыми протяженными границами среди всех государств. Наши границы не обустроены в том виде, в котором они должны быть обустроены, с учетом развала СССР мы получили административные границы в качестве Государственной. В результате таможенная служба сталкивается с такими вызовами, с которыми не сталкивается ни одна другая страна мира. И все эти вызовы имеют прямое отношение к таможенной инфраструктуре, к обустройству границ.

К примеру, Дальний Восток: здесь и контрабанда морепродуктов, и уголь, и лес — все то, что вывозится из региона через необустроенные пункты пропуска.

Другой пример — так называемый «афганский транзит» в южной части России: ввоз наркотиков из Афганистана через открытую границу с Казахстаном.

Говоря о восточных границах, следует упомянуть и о том, что ЕС крайне озабочено импортом продукции легкой промышленности из Китая. Это грозит Европе потерей 1 миллиона рабочих мест — и об этом мы предупреждали наших коллег.

Северо-запад — единственное направление, которое можно назвать более или менее прикрытым, особенно со стороны Скандинавии и Балтии. Хотя и там достаточно проблем.

Поэтому мы и призываем наших коллег из ЕС продумывать совместные пути дальнейшего сотрудничества, и эти призывы находят поддержку и понимание.

В рамках таможенной инфраструктуры мы предлагаем изменить подходы к строительству пунктов пропуска. Вложенные в них десятки миллионов долларов превратят их в современные, хорошо продуманные пункты пропуска, где максимальное внимание будет уделяться не чисто административным вопросам, а непосредственно тем, кто пересекает границу.

Информационные технологии — второе направление. Здесь главная задача — это реализация 140 миллионов условных единиц кредита, выданного нам Всемирным банком. Задача чрезвычайно сложная: мы делаем то, чего не делает ни одна другая страна. У нас нет возможности взять американский или европейский опыт и применить его на территории РФ, сухопутные границы которой, как уже было отмечено, самые протяженные. В этом отношении нам более всех близка в плане философии концепция ЕС, с которым у нас все больше точек соприкосновения. В области информационных технологий мы выстраиваем систему, полностью основанную на разработках российских компаний (исходя из соображений безопасности), но «стыкуемых» с мировыми информационными системами. Такая задача была поставлена изначально, и она жестко реализуется.

Правовая база. Кодекс работает год, и уже определились моменты, требующие его доработки. Совместно с бизнесом мы выделили те, которые необходимо рассматривать в первую очередь. Если у бизнеса есть вопросы и предложения, милости просим на наши ежемесячные открытые консультации.

Что нас волнует? Самое слабое звено — кадры. У нас работают 68 000 высококлассных специалистов, по количеству сотрудников мы — вторые в мире, но для российских границ этого мало. Определенные реорганизация, подготовка, обучение сотрудников, которые мы проводим, нацелены на решение кадрового вопроса. Другая проблема — новый кодекс. Когда дело дошло до его правоприменения, выяснилось, что рядовой таможенник к этому просто не готов, его никто тому не учил. По этому направлению мы также будем работать.

Ожидаемые от реализации концепции результаты можно объединить по нескольким направлениям.

Для физических лиц — это будет уменьшение времени таможенного оформления, снижение накладных расходов при прохождении погранично-таможенных формальностей.

Для бизнес-сообщества — уменьшение административных расходов и расходов на таможенное оформление для добросовестных участников ВЭД, сокращение времени таможенного оформления, транзакционных издержек, возможность участвовать в формировании таможенных правил и применять унифицированные таможенные документы, снижение стоимости торговой операции, повышение производительности и выход на электронную торговлю. Наша задача — создать к завершению второго этапа и-кастомс, то есть электронную торговлю. Звучит амбициозно, но вполне достижимо.

Для государственных органов и учреждений результатом концепции станут соблюдение законодательства, повышение сбора платежей, оптимизация администрирования, защита отечественного производителя, применение правоохранительных принципов и, самое главное, создание единого межведомственного информационного ресурса. Это очень важно, потому что сейчас по части информационных технологий мы обогнали, без преувеличения, практически всех. Данный фактор, конечно, и облегчает в значительной степени работу, но и одновременно создает сложности, так как мы не можем действовать далее без необходимой для контроля информации, которую должны предоставлять другие правоохранительные и контролирующие органы и структуры.

Правительство получит повышение качества предоставляемых государственных услуг, реализацию торговой политики, решение социально-экономических и инвестиционных задач, а также вопросов обеспечения национальной безопасности.

Таможенные органы других стран — внедрение единых стандартов и правил таможенного контроля, информационный обмен, обеспечение безопасности всей цепи поставок, содействие торговле.

Средства, с помощью которых будет реализована концепция, могут быть выделены только из федерального бюджета — других денег у нас нет. Сколько будет выделено — столько в это дело и вложим. Но необходимо учитывать то, что открывается безграничное поле для коммерческой деятельности и бизнеса. Когда работа над концепцией будет завершена, мы уверены — правительство ее одобрит, и тогда совместными усилиями будем вырабатывать план ее реализации.

«Финансы, экономика, безопасность»

15.07.2005. О сборах начальников таможен Северо-Западного таможенного управления

14 июля 2005г. в Санкт-Петербурге состоялись сборы начальников таможен СЗТУ и начальников таможенных постов, расположенных в Санкт-Петербурге. На них были подведены итоги служебной деятельности за 1 -е полугодие 2005 года, определены задачи на 2-е полугодие.

Выступая на сборах, начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Павел Корчажкин заострил внимание собравшихся на вопросах упрощения и ускорения таможенных процедур, выполнения контрольного задания по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, широкого применения предварительного информирования и электронного декларирования, системы управления рисками.

В ходе сборов с начальниками таможен и таможенных постов были проведены тестирования и методические занятия. Перед участниками сборов по наиболее актуальным и значимым темам выступили руководители служб и отделов СЗТУ.

Пресс-служба СЗТУ

15.07.2005. О заседании коллегии СЗТУ

15 июля состоялось заседание коллегии Северо-Западного таможенного управления с повесткой дня: «О состоянии и мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности в таможнях СЗТУ». В его работе приняли участие начальник СЗТУ генерал-лейтенант таможенной службы Павел Корчажкин, Санкт-Петербургский транспортный прокурор Юрий Кехиопуло.

Коллегия отметила, что в 1-м полугодии 2005 года проделана определенная работа по повышению эффективности правоохранительной деятельности в таможнях СЗТУ. За это время таможенными органами СЗТУ возбуждено 353 уголовных дела, что больше, чем за аналогичный период прошлого года в 2,2 раза, количество возбужденных дел об административных правонарушениях составило 6433. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено взысканий на сумму более 390 млн. рублей.

Вместе с тем, Павел Корчажкин в своем выступлении остановился на недостатках в работе правоохранительных органов СЗТУ. Прежде всего, это касается снижения выявляемости таможенными органами правонарушений в области таможенного дела, недостаточный уровень организации работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, взаимодействия с подразделениями правоохранителных и контролирующих органов других ведомств на местах.

Начальник управления указал начальникам таможен на необходимость их персональной ответственности за состояние правоохранительной деятельности в таможнях.

Пресс-служба СЗТУ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.review.greenwayma
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное