Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный обзор лизингового рынка: 11-17 сентября 2006 г.


Еженедельный обзор лизингового рынка: 11-17 сентября 2006 г.

1. Лизингодатели

2. Лизингополучатели

3. Поставщики кредитных ресурсов

4. Страховые компании

5. Тенденции

6. Налогообложение

7. Реализация национального проекта "Развитие АПК"

8. Мероприятия

 

 

Лизингодатели

ГК "Интерлизинг"

ГК "Интерлизинг" стала спонсором открытия Центра Строительной Техники "Техноплаза", состоявшегося 14 сентября в Москве. В центре представлены лучшие и известнейшие образцы погрузчиков, экскаваторов, кранов, дробильно-сортировочного и другого профессионального оборудования.

7 сентября ГК "Интерлизинг" и ЗАО "Айсбит" заключили договор на сумму 1,3 млн. евро на предоставление в лизинг 18 единиц Mercedes-Benz Atego, сроком на 36 месяцев. Предмет лизинга приобретен у давних партнеров ГК "Интерлизинг" – Даймлер Крайслер АГ и АОЗД "Мосдизайнмаш". Профинансировал сделку Международный банк Санкт-Петербурга.

ЗАО "Компания "Уралтехнолизинг"

Исполнительный директор ЗАО "Компания "Уралтехнолизинг" Сергей Удельнов в интервью газете "Капитал" (Екатеринбург, № 113, 13.09.2006) рассказал о методах оценки платежеспособности клиентов лизинговых компаний: "У всех ЛК существуют стандартные требования к клиенту: определенные объемы деятельности и срок существования на рынке, наличие кредитной истории. Это первый рубеж, на котором отсеивается часть потенциальных клиентов. Что касается общих критериев при рассмотрении сделки, можно сказать, что они у всех ЛК схожи и основаны на оценке рентабельности в настоящий момент, кредитоспособности, адекватности ТЭО, бизнес-планов и так далее… Оценка платежеспособности включает в себя базовый набор коэффициентов. Они характеризуют текущую деятельность клиента. У этих коэффициентов существуют нормативные показатели, значения которых варьируются в зависимости от вида и специфики деятельности клиента. Во многих методиках эти коэффициенты с определенным весовым значением сводятся в единый показатель – балл или рейтинг, исходя из которого принимается решение об участии в сделке, оговариваются ее условия… Методики оценки платежеспособности, применяемые банками и лизинговыми компаниями, в общем идентичны. Ведь и банки, и лизинговые компании занимаются размещением денежных ресурсов, поэтому и подходы к оценке клиентов, их кредитоспособности или платежеспособности, одинаковы"

ЗАО "ПРОМЛИЗИНГ"

Агентство "Рус-Рейтинг" присвоила ЗАО "ПРОМЛИЗИНГ" рейтинг "B", прогноз - стабильный. Компания "Промлизинг" стала первой лизинговой компанией, которая получила у "Рус-Рейтинга" краткосрочный рейтинг кредитоспособности.
Текущий рейтинг компании "ПРОМЛИЗИНГ" обоснован качеством и объемом активов, достаточной текущей финансовой устойчивостью, положительной динамикой развития, прибыльностью. Факторами, сдерживающими рейтинг, по мнению старшего аналитика агентства "Рус-Рейтинг" Павла Манько, являются: повышенный риск потери источника финансирования и возможное ухудшение финансового состояния, завышение прибыльности, неопределенность стратегии для покрытия платежей по НДС, а также малочисленность клиентской базы, деятельность сильно связанная с группой, снижение темпов развития и информационная закрытость.
После присвоения рейтинга банки станут быстрее принимать решения о выдаче кредитов компании, уверен глава "Промлизинга" Владимир Гусев. Сам факт наличия рейтинга, считает Владимир Гусев, может склонить чашу весов в пользу "Промлизинга", когда потенциальный клиент делает свой выбор.
ЗАО "ПРОМЛИЗИНГ" создано в 2003 году. Входит в группу лизинговых компаний "СТОЛИЦА". Специализация – продажа и представление в лизинг грузового автотранспорта, спецтехники, промышленных станков и оборудования. Основной поставщик оборудования – ОАО "Угличмаш", производитель автокранов, манипуляторов, полуприцепов и железнодорожной техники.

ОАО "Ильюшин Финанс Ко."

Руководство лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" и представители НП "Объединенный авиастроительный консорциум" (ОАК) провели 12 сентября рабочее совещание на базе ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО). Представители компании ознакомились с тем, как воронежский авиазавод выполняет план производства лайнеров Ил-96-300 и Ил-96-400 для авиакомпаний Кубы, ГТК "Россия" и "Атлант-Союз".
На совещании была определена программа технического перевооружения воронежского авиазавода. По словам Александра Рубцова, ее стоимость превышает 1,6 млрд. рублей. В настоящее время ИФК совместно с ОАК рассматривает варианты привлечения этих средств. Не исключено, что ИФК выступит поручителем по привлечению кредитных средств на техническое перевооружение воронежского авиазавода.
Генеральный директор ИФК Александр Рубцов и генеральный директор ВАСО Михаил Шупанов провели встречу с губернатором Воронежской области Владимиром Кулаковым, на которой рассматривались возможности привлечения дополнительных трудовых ресурсов на авиазавод, в том числе - и из стран СНГ. Кроме того, на встрече с губернатором, рассматривалась инициатива по проведению "стартового заказа" на сотни самолетов российским авиазаводам. С предложением реализовать "стартовый заказ" ИФК намерена обратиться в Госдуму и к ведущим политическим партиям страны. Губернатор Владимир Кулаков полностью поддержал ИФК в данном начинании.

ОАО "Лизинговая компания КАМАЗ"

Директор по лизингу и развитию продаж ОАО "КАМАЗ" и генеральный директор "Лизинговой компании "КАМАЗ" Альфия Гарифуллина, выступая перед делегацией участников экономического форума "Презентация инвестиционного потенциала Республики Татарстан", посетившей 13 сентября Камский автозавод, сказала, что конкуренция на российском рынке грузовых автомобилей обостряется, и выиграть может тот производитель, который первым предложит комплексную программу по производству, финансированию, сервисному сопровождению от момента покупки автотехники до ее утилизации или обмену на новую модель. "КАМАЗ" уже представил уникальную схему продвижения автомобилей марки КАМАЗ, автобусов НЕФАЗ, прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей и автобетоносмесителей Туймазинского завода автобетоновозов. По словам Альфии Гарифуллиной, уже в 2006 году в лизинг планируется сдать 2,4 тысячи единиц автотехники КАМАЗ, а в 2010 году - уже 13 тысяч.

На Московском международном автосалоне - 2006 Альфия Гарифуллина рассказала о специальном предложении по лизингу модернизированного магистрального тягача КАМАЗ-5460-046-22 - "Стайер", которое делает новинку доступной как среднему, так и малому бизнесу. Первый авансовый платеж составляет 20% от стоимости автомобиля, а ежемесячный платеж (при условии лизинга на 4 года) составляет 39 600 рублей с полным сервисным пакетом (входит страхование, регистрация автомобиля в ГИБДД и т.д.) или же 37 500 рублей без него. Срок окупаемости "Стайера" немногим превышает 2 года, что делает автомобиль привлекательным для любого клиента, вне зависимости от объемов регулярно выполняемых работ.

ОАО "Уральский Банк Реконструкции и Развития"

"Уральский Банк Реконструкции и Развития", по данным "Национального Рейтингового Агентства", занял 46 место среди сотни самых клиентоориентированных банков страны. Эффективно работая с крупными предприятиями, банк продолжает масштабно сотрудничать с малым и средним бизнесом. Небольшим компаниям УБРиР предлагает семь видов кредита, в зависимости от особенностей ведения бизнеса, а также оформление лизинга оборудования, автотранспорта и недвижимости.

ОАО "Финансовая Лизинговая Компания"

По словам главного исполнительного директора французско-российского СП "ПауэрДжет" Мишеля Дешалота, в рамках программы сертификационных испытаний будет построено девять двигателей SaM146. Как отметил Мишель Дешалот, программа серийного производства самолетов и двигателей к ним может быть запущена, поскольку необходимый минимальный объем заказов на 40 машин уже обеспечен заключенными с "Аэрофлотом" и "Финансовой лизинговой компанией" контрактами. Глава "ПауэрДжет" оценивает стоимость программы создания непосредственно двигателя SaM146 без учета разработки мотогондолы, воздухозаборника и др. в 700 млн. долл.

ОАО "Ханты-Мансийская лизинговая компания "Открытие"

Управляющим директором "Инвестиционной группы Открытие", в состав которой входит ХМЛК "Открытие", назначен Михаил Сухобок, занимавший ранее пост финансового директора. Новым финансовым директором компании стал Виталий Мильке. Решение о назначении нового финансового директора принято в рамках происходящей в "Открытии" реструктуризации, связанной с расширением сфер деятельности и появлением новых бизнес-структур, входящих в группу.

ООО "Брансвик Рейл Лизинг"

КоммерсантЪ-Business Guide (12.09.2006) опубликовал интервью генерального директора "Брансвик Рейл Лизинг" Владимира Лелекова, в котором он, в частности сказал: "Итоги работы компании можно назвать вполне удовлетворительными. Мы создали парк вагонов в 3,5 тыс. единиц, один из самых молодых в России: его средний возраст не превышает полутора лет, в то время как средний возраст вагонов на рынке – 22 года. В прошлом году "Брансвик Рейл Лизинг" стал вторым после РЖД покупателем новых грузовых железнодорожных вагонов в России. Активы компании сегодня составляют $137 млн., и это главным образом подвижной состав. Кроме того, нам удалось занять практически весь сегмент рынка оперативного лизинга в России… Наши клиенты – это в основном крупные промышленные предприятия, которые формируют грузовые потоки, а также транспортные компании. Например, "Фосагро", "Мечел-транс", "Северсталь", "Волга", Байкальский ЦБК, "Трансгарант", "Евросиб".
По данным Ъ, "Брансвик Рейл Лизинг" – ведущая независимая частная компания на рынке лизинга железнодорожного подвижного состава. Собственный парк вагонов БРЛ составляет 3,5 тыс. единиц. На сегодняшний день общий объем операций БРЛ составляет $500 млн. В этом году компания "Брансвик Рейл Лизинг" подписала контракт о предоставлении в ее распоряжение синдицированного кредита в размере $350 млн. на расширение своих операций на российском рынке лизинга подвижного состава от синдиката, возглавляемого коммерческим банком HVB (Hypovereinsbank). До конца года БРЛ получит первый транш кредита в размере $200 млн. В следующие два года компания сможет получить дополнительные $150 млн. Все средства пойдут на увеличение вагонного парка компании до 10 тыс. единиц к 2008 году.

ООО "Кама-Лизинг"

ООО "Кама-Лизинг" в рамках акции "Ранец", организованной управлением социальной защиты и ЦСОН Нижнекамского района Республики Татарстан, подарили первоклассникам поселка Камские поляны школьные принадлежности.

ООО "Каркаде"

Директор пермского представительства лизинговой компании "Каркаде" Дмитрий Панов в интервью экономическому еженедельнику "Капитал" (Пермь, № 33, 13.09.2006) сказал: "То, что лизинг рано или поздно станет массовым, это лишь вопрос времени. Если взять, например, конкретное направление - транспорт, то в Америке почти весь транспорт покупают в лизинг, в Европе порядка сорока-пятидесяти процентов, в Москве - 10-12 процентов, у нас пока 2-5 процентов. Однако если вы работаете официально, платите налоги, то лизинг принесет вам хорошие дивиденды. Соотношение прозрачных и непрозрачных предприятий в России меняется в пользу первых. И вообще меняется менталитет пользователя кредитных ресурсов. Пару лет назад я обратил внимание на то, что очереди в Перми можно было увидеть только у ритейлеров бытовой техники - "Эльдорадо", "Техносила" и так далее и только перед Новым годом. И больше нигде. Сейчас люди поняли, что можно жить на заемные средства и что есть хорошие альтернативы банковским кредитам".
Еженедельник отмечает программу "Кадровый автомобиль", предлагаемую компанией "Каркаде". Суть ее в том, что предприятие, выступая в роли юридического лица, покупает автомобиль в лизинг в интересах физического лица, то есть своего сотрудника. Лизингополучателем выступает компания, автомобилем пользуется физлицо. А компания пользуется всеми преимуществами лизинга, в том числе минимизирует налогооблагаемую базу. После окончания договора лизинга (срок от 1 до 4 лет) компания выкупает автомобиль у "Каркаде" за один процент от остаточной стоимости. Соответственно сотрудник имеет возможность выкупить автомобиль у своей компании.

ООО "Парекс Лизинг"

В сентябре 2006 года компания "Парекс Лизинг" добавила к уже имеющемуся списку различных программ еще одну программу лизинга автомобилей – "Лизинг без финансовой оценки клиента". Генеральный директор компании Виктор Дугушкин прокомментировал это событие: "Мы уже второй год активно работаем на местном рынке и с удовольствием констатируем, что среди наших клиентов до настоящего момента практически не зафиксировано случаев недобросовестного отношения к исполнению договоров. Это говорит и о высоком профессиональном уровне команды "Парекс Лизинга" при работе с клиентами. Но в первую очередь является свидетельством того, что услуга лизинга сама по себе уже достаточно популярна в бизнес-среде. Предприятия, использующие этот вид финансирования, как правило, хорошо осведомлены об условиях, и в состоянии правильно оценить свои собственные силы. Поэтому мы считаем, что лизинг без финансовой оценки клиента вполне естественный шаг, демонстрирующий нашу лояльность к партнерам.
В последний год лизинг без финансовой оценки предлагают в Москве только несколько лизинговых компаний, а так же применяют банки, активно работающие в области автокредитования. Мы рады присоединиться к их числу и продемонстрировать свое доверие к клиенту. Надеемся, что это позволит значительно упростить и ускорить процедуру получения транспорта в лизинг и поможет дальнейшему развитию бизнеса наших клиентов".
Программа предназначена для предприятий, зарегистрированных в Москве и Московской обл. Предметом лизинга являются легковые а/м импортного производства стоимостью до 57 тыс. евро и имеющие объем двигателя до 3,5 литров. Авансовый платеж - не менее 30%, срок лизинга - до 36 месяцев. Валюта сделки - рубли, доллары, евро. Доп. обеспечение - поручительство физ. лица из состава акционеров лизингополучателя или руководства (регистрация в Москве или Московской области). Автохозяйство – "Парекс Лизинг". Страхование - в компании, акцептованной "Парекс Лизингом". Срок принятия решения - в течение 1-2-х рабочих дней. Ограничения - участие "Парекс Лизинг" - 40 тыс. евро на одну машину или 100 тыс. евро на одного лизингополучателя (связанную группу).

ООО "Парекс Лизинг" и ОАО АКБ "Электроника" заключили партнерское соглашение, в соответствии с которым компании намерены реализовать совместные программы по предоставлению в лизинг предприятиям малого и среднего бизнеса автотранспортных средств как отечественного, так и импортного производства на выгодных условиях, с гибким графиком платежей и существенным снижением налогооблагаемой базы.

ООО "Райффайзен-Лизинг"

В августе 2006 года в Санкт-Петербурге ОКО "Банк" (Финляндия) и ООО "Райффайзен-Лизинг" (Россия) подписали договор о сотрудничестве. В рамках договора обе стороны предпримут усилия для обеспечения потребностей финских компаний, работающих на территории России, в лизинговом финансировании, а также помогут российским предприятиям в приобретении промышленного оборудования производимого в Финляндии. Преимуществами данной программы для клиентов станут – надежность финансового партнера, конкурентные предложения по стоимости финансирования, качество предоставляемых услуг.
"На уровне банковских групп сотрудничество между двумя организациями существует практически с самого начала присутствия на российском рынке, поэтому логично, что мы выступаем партнерами и в лизинговом бизнесе. Мы уверены, что программа сотрудничества ООО "Райффайзен-Лизинг" с ОКО "Банком" очень привлекательна как для российских промышленных предприятий, так и для финских производителей и корпораций", - отметила директор ООО "Райффайзен-Лизинг" Галина Костылева.

ООО "ТрансФин-М"

ФСФР России зарегистрировала выпуск и проспект документарных процентных неконвертируемых облигаций на предъявителя серии 01 общества ООО "ТрансФин-М", размещаемых путем закрытой подписки. Количество ценных бумаг выпуска - 3 млн. шт., номинальная стоимость - 1 000 рублей, объем выпуска (по номинальной стоимости) - 3 млрд. рублей. Выпуску присвоен государственный регистрационный номер 4-01-36182-R. Поручителем по выпуску выступит ООО "Транс-Инвест".
Лизинговая компания "ТрансФин-М" создана 4 февраля 2005 года решением единственного участника - НПФ "Благосостояние". В 2005 году портфель заказов компании превысил 4 млрд. руб. Чистая прибыль компании за 2005 год составила 190 тыс. руб.

ООО "ФБ-Лизинг"

Компания VB Leasing заключила соглашение о сотрудничестве с компанией ОАО "Автофрамос", эксклюзивным дистрибьютором автомобилей марки Renault в России. В рамках данного соглашения компания OAO "Автофрамос", известное как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы, осуществляет продажу автомобилей марки Renault юридическим лицам через финансовый лизинг с VB Leasing.
VB Leasing предлагает воспользоваться выгодными условиями финансирования автомобилей данной марки в сочетании с высоким уровнем европейского сервиса компании VB Leasing. Консультанты компании готовы предоставить более подробную информацию о финансировании автомобилей марки Renault и подобрать наиболее оптимальную лизинговую программу.

ООО "Экспресс лизинг"

По информации газеты Деловой Петербург (№ 167, 11.09.2006) со ссылкой пресс-службу "Экспресс Лизинга", стоимость контракта на приобретение в лизинг 50 микроавтобусов Volkswagen LT 46 компанией "Вест-Сервис" составила почти $2 млн.

СНГЛИЗИНГ

6 сентября на 162-ом заседании Правления СНГЛИЗИНГ в состав Действительных членов Лизинговой конфедерации (союза) Содружества Независимых Государств были приняты ООО "Лизингагротех" (Украина), ООО "Агротехническая компания "Никольская ярмарка" (РФ), ООО "Предприятие "Компания нерудных материалов" (РФ), ООО "ЯмалСтройТранс" (Российская Федерация), ООО "Лотос" (РФ).

 

Лизингополучатели

Абакан (Республика Хакасия)

15 сентября инвестиционный совет администрации Абакана, возглавляемый мэром Николаем Булакиным, дал согласие на предоставление залога из залогового фонда города на приобретение на условиях лизинга крупной уборочной техники в количестве семи единиц для МП "Спецавтобаза ЖКХ".
На реализацию этого инвестиционного проекта на обеспечение кредита через ООО "Муниципальная лизинговая компания" из залогового фонда будет передана городская недвижимость почти на 17 млн. рублей. Общая сумма приобретения составляет более 9 млн. рублей. Лизинговые платежи рассчитаны на 3 года.
Приобретаются два самосвала, два погрузчика, два мусоровоза, комбинированная универсальная машина. На сегодняшний день это самый крупный инвестиционный проект, реализацию которого обеспечит ООО "Муниципальная лизинговая компания".

Петрозаводск (Республика Карелия)

На территории Троллейбусного управления г. Петрозаводска на "вечной стоянке" находятся 10 троллейбусов ВЗТМ-5284, купленные три года назад. Причина в том, что за 3 года мэрия Петрозаводска не смогла рассчитаться по лизинговому договору с питерской компанией "Балтинвестлизинг", и теперь их могут отобрать у города. А вслед за ними, через пару лет, возможно, уйдут и экскурсионный троллейбус и 11 ВЗТМов-5280 и 2 десятка автобусов - ведь за них тоже еще никто не рассчитался.

Липецкая область

Семь строительных организаций и предприятий Данкова и Липецка стали победителями конкурсного отбора для оказания господдержки, объявленного обладминистрацией в соответствии с целевой программой "Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006-2010 гг.".
Предприятия смогут приобрести строительную технику и оборудование по банковским кредитам и лизинговым схемам. Конкурсная комиссия приняла решение выделить на субсидирование процентной ставки и части затрат предприятий по лизинговым платежам около 5 млн. рублей.

Республика Татарстан

15 сентября в столице Татарстана состоялась презентация автобусной техники КАМАЗ - 6 новейших моделей автобусов разработки ОАО "КАМАЗ" и его дочернего предприятия ОАО "Нефтекамский автозавод". В презентации приняли участие премьер-министр РТ Рустам Минниханов, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов, руководители муниципального образования Казани, руководители городских и республиканских автотранспортных предприятий. В составе делегации Камского автозавода - генеральный директор Сергей Когогин, главный конструктор Данис Валеев, генеральный директор ОАО "Нефтекамский автозавод" Раиф Маликов, директор по лизингу и развитию продаж Альфия Гарифуллина. В этот же день премьер-министр РТ Рустам Минниханов заявил о намерении приобрести для Казани 100 автобусов НЕФАЗ с двигателем американской компании Cummins и автоматической коробкой передач.
В Казани внедряется новая транспортная схема, согласно которой место микроавтобусов на центральных улицах займут большие городские автобусы. В результате конкурса среди пассажироперевозчиков на обслуживание городских маршрутов ожидается обновление автобусного парка муниципальных автотранспортных предприятий города на 1000 единиц, из них от 300 до 500 больших автобусов появятся в течение 2007 года. Для ОАО "КАМАЗ" очень важно взять этот заказ, укрепить свои позиции на политически и стратегически важном рынке городских перевозок. Для этого компания презентует специальное лизинговое предложение автоперевозчикам Казани.

ОАО "АК "Уральские авиалинии"

13 сентября в Екатеринбург прибыла делегация лизинговой компании Aughras Trading Limited (Дублин, Ирландия) в составе господина Джеймса Кинга, директора компании, и господина Донала Хикки, технического директора. Цель приезда - решение оперативных вопросов о ходе модификационных работ, которые предшествуют этапу передачи авиакомпании самолета Airbus-320. Поступление первого иностранного воздушного судна в ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" ожидают 5 октября.

ООО "Петербургская транспортная компания"

"Петербургская транспортная компания" получила в рамках договора лизинга с ЗАО "ЗЕСТ" (100% дочерняя лизинговая компания ОАО "Акционерный банк "Россия") очередную партию автобусов - 30 Yutong на общую сумму 1,335 млн. долл. Стоимость одной машины составляет 44,5 тыс долл. до 1 ноября парк Петербургской транспортной компании пополнят еще 280 автобусов Yutong, а до 1 января 2007 г планируется закупить еще 200 машин. Автобусы будут использоваться на коммерческих маршрутах "Петербургской транспортной компании".
В марте 2006 г. ООО "Петербургская транспортная компания" и ЗАО "ЗЕСТ" заключили сделку по поставке партии автобусов на сумму 17 млн. долл. По словам начальника управления сбыта, заместителя генерального директора ЗАО "ПТК" Андрея Михеева, "Банк "Россия" проявляет серьезный интерес к развитию рынка пассажирских перевозок в Петербурге, и участвует в этом проекте еще и потому, что считает его важным и социально значимым для города, отметил А.Михеев. По словам генерального директора ЗАО "ЗЕСТ" Андрея Пушкарева, для его компании это одна из самых крупных сделок.

ООО "ПитерАвто"

Автобусное предприятие "ПитерАвто", парк которого состоит из 1400 машин, объявило о планах полностью отказаться от автобусов малой вместимости марки "Газель" к концу 2007 года. На смену продукции Горьковского автозавода придут машины средней вместимости (43 пассажира) турецкой марки Otoyol и российские ЛиАЗы. Сейчас компания приобрела за счет средств инвесторов и по лизингу 100 таких автобусов, их выход на социальные маршруты намечен на 20 сентября 2006 года.
По словам финансового директора "ПитерАвто" Сергея Прокофьева, каждый ЛиАЗ обошелся в 2,7 млн рублей, на закупку Otoyol потрачены около $2 млн. Отказ от "Газелей" в компании мотивировали плохими техническими данными и отрицательным имиджем этого микроавтобуса, сложившимся у пассажиров.

 

Поставщики кредитных ресурсов

ОАО "Российский банк развития"

Российский банк развития открыл кредитную линию ООО "ИР-Лизинг" с лимитом 540 млн. рублей на рефинансирование затрат по проекту строительства электростанции ГТУ-ТЭЦ "Луч" г. Белгород. Кредитная линия открыта на срок - 4 года, процентная ставка - 11 % годовых.
Электростанция ГТУ-ТЭЦ "Луч" построена в соответствии с соглашением "О сотрудничестве администрации Белгородской области и РАО "ЕЭС России" в сфере формирования и развития энергетического комплекса Белгородской области". Пуск электростанции позволил ликвидировать в областном центре дефицит тепловой мощности. ГТУ-ТЭЦ "Луч" позволяет максимально эффективно использовать газовое топливо и значительно снизить себестоимость электро- и теплоэнергии.

 

Страховые компании

ОАО "ГСК "Югория"

Тюменский филиал ОАО "ГСК "Югория" выплатил 2 млн. 908 тыс. 322 рубля страхового возмещения в результате пожара в гараже ООО "Лизинговая компания "Завод железобетонных конструкций – 5". В результате пожара были полностью уничтожены 11 транспортных средств, застрахованных по договору страхования автотранспортных средств Тюменским филиалом ОАО "ГСК "Югория". Выплата страхового возмещения по пострадавшим в результате пожара на предприятии автомобилям была произведена филиалом в период мая-июня 2006 года.

ООО "Группа Ренессанс Страхование"

Директором департамента страховой группы "Ренессанс Страхование" по работе с банками и лизинговыми компаниями назначен Александр Кананадзе, ранее работавший в ОАО "Главлизинг". В новой должности Александр Кананадзе планирует заняться развитием сотрудничества с финансовыми институтами, совершенствованием технологий продаж и формированием пакета продуктов для финансовых организаций.
Александр Кананадзе родился в Москве 1975 г. В 1998 г. окончил факультет радиоэлектроники и лазерной оптики МГТУ им. Баумана, в 1999 г. - РЭА им. Плеханова по специальности "Финансы и кредит", прошел курс МВА в МИРБИС при этой академии по специальности "Финансовый менеджмент". В 1999-2001 гг. был начальником финансового отдела автодилера "Техцентр Кунцево" по работе с банками, лизинговыми и страховыми компаниями. Затем стал заместителем гендиректора по финансам автомобильного концерна "Муса Моторс". С 2002 г. занимал должность первого заместителя гендиректора ОАО "Главлизинг" (до 2005 г. - ОАО "КамАЗ Лизинг").

 

Тенденции

∙ КоммерсантЪ-Business Guide (12.09.2006) опубликовал обзор железнодорожного лизинга, подготовленный д.э.н., проф. Виктором Газманом. "В качестве существенного сегмента рынка лизинговых услуг железнодорожный лизинг зарекомендовал себя только в 2003-2005 годах. Буквально за три года он стал наиболее популярным в стране. Сейчас это самая масштабная отрасль лизинговой индустрии, по сути, локомотив российского лизинга", - считает В. Газман. По его расчетам, на долю РЖД приходится 63,3% стоимости новых заключенных договоров лизинга железнодорожного транспорта страны. Еще 36,7% приходится на других лизингополучателей. Удельный вес стоимости новых лизинговых операций в общем объеме инвестиций в основной капитал составил по РЖД 18,7%, по другим компаниям-операторам – 30,3%. В обзоре дан рейтинг ведущих операторов железнодорожного лизинга в 2005 г.

∙ Эксперт-Урал (№ 33, 11.09.2006) опубликовал обзор лизингового рынка Урала за первое полугодие 2006 г., согласно которому темпы роста рынка ощутимо замедлились и составили 24%. Объем лизинговых платежей, поступивших компаниям от клиентов, составил 207 млн. долларов. Основная причина сравнительно низкой динамики - завершение ряда крупных сделок у некоторых компаний и окончание выплат по ним. Лидирующие позиции по показателю объема лизинговых платежей сохраняет ЛК "УралСиб" (Приволжско-Уральский филиал, Уфа) - 25 млн. долларов. На второй и третьей строчках рейтинга - ЛК "КамАЗ" (Набережные Челны) и "Лизинг-М" (Магнитогорск) -13,2 и 12,6 млн. долларов соответственно. В статье приведен рейтинг лизинговых компаний Урала.

Журнал "Эксперт-Сибирь" (№ 29, 14-20.08.2006), ссылаясь на проведенное исследование сибирского рынка лизинговых услуг в первом полугодии 2006 года, считает, что экстенсивный рост рынка способствует выходу сферы финансовой аренды на иной качественный уровень. По мнению журнала, инорегиональные старожилы рынка хотят получить свой кусок пирога. В статье даны рейтинги лизинговых компаний, работающих на сибирском рынке, по объемам лизинговых платежей, профинансированных средств, текущих и законченных сделок

∙ 12 сентября руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу ("Росфинмониторинг") Виктор Зубков заявил о необходимости предоставить его ведомству право блокировать счета компаний-однодневок по подозрению в отмывании преступных доходов и проводить арест счетов на основе подозрений в отмывании. "Мы предлагаем установить срок ареста в 30-45 дней, чтобы правоохранительные органы имели возможнсть разобраться в происхождении денег", - сказал Зубков. Ранее "Росфинмониторинг" совместно с Центробанком заявили о необходиомсти пересмотреть перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в частности, добавить в этот перечень платежи по лизинговым сделкам. Заявление главы "Росфинмониторинга" вызвало неоднозначную реакцию. По словам депутата Госдумы, члена комитета по безопасности Геннадия Гудкова, в случае принятия соответствующих поправок, чиновники получать возможность принимать "заказы" на закрытие конкурентов.

∙ 14 сентября секретарь президиума генсовета партии "Единая Россия" Вячеслав Володин заявил, что "Единая Россия" поддержит проект бюджета-2007 в первом чтении, а ко второму чтению представит предложения по увеличению государственной поддержки российской авиационной промышленности "Эта сумма будет измеряться миллиардами. Скорее всего, это будут ресурсы, направляемые государственной лизинговой компании. Для нас важно, чтобы государственная лизинговая компания заказывала самолеты и, в том числе, проплачивала комплектующие", - сказал он. "Россия должна ежегодно выпускать 70 самолетов, а мы выпускаем 3-4", - отметил Володин.

∙ 13 сентября агентство "Рус-Рейтинг" объявило о начале ведения рейтинга российских лизинговых компаний. "Мы будем отслеживать наши рейтинги в динамике и обновлять их каждый квартал, что обусловлено выходом отчетности лизинговых компаний", - сказал гендиректор агентства Ричард Хейнсворт. Стоимость присвоения рейтинга - 10 тысяч евро в год для лизинговой компании. Рейтинг сопровождается также объемным аналитическим отчетом о состоянии компании, о возможных рисках, в том числе политических. Агентство "Рус-Рейтинг" создано в 2001 г. Основатель и руководитель компании - Ричард Хейнсворт, финансовый аналитик CFA (Chartered Financial Analyst Institute). С 2004 года стратегическим партнером агентства является инвестиционный фонд Firebird Management (США). В рейтинг-листе агентства в настоящее время 44 банка и 1 лизинговая компания.

 

Налогообложение

Минфин и ФНС России о вычете НДС

Лизингодатель вправе принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении предмета лизинга, который отражен на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", даже если право собственности на это имущество переходит к лизингополучателю. Такое мнение Минфин России высказал в письме от 07.07.2006 № 03-04-15/131.
ФНС России письмом от 01.09.2006 № ММ-6-03/881@ направила разъяснения Минфина России, касающиеся принятия к вычету НДС, уплаченного при оказании услуг по передаче в лизинг имущества.
В частности, по мнению финансового ведомства, факт перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга не является достаточным обстоятельством, не позволяющим принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингодателем при приобретении предмета лизинга.
Во-первых, переход к лизингополучателю в отдельных случаях права собственности на предмет лизинга не является перепродажей данного объекта, поскольку осуществление лизинговой деятельности регулируется не договором купли-продажи, а договором, содержащим элементы договора аренды и договора купли-продажи, что подтверждено постановлением Президиума ВАС РФ от 01.03.2005 № 12102/04.
Во-вторых, переход к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга предусматривается не во всех лизинговых договорах и поэтому устанавливать особый порядок вычетов НДС при наличии факта перехода права собственности на предмет лизинга представляется нецелесообразным.
В-третьих, следует учитывать, что в отличие от норм, регулирующих уплату налога на имущество организаций, нормами, регулирующими уплату НДС, не установлена зависимость применения положений законодательства по этому налогу от действующего порядка ведения бухгалтерского учета.
Тексты писем см.
здесь.

Международный лизинг

По мнению менеджера налогового отдела компании Ernst & Young Дмитрия Майорова, преимущества международного лизинга очевидны. В том случае, когда лизингополучателем является российская компания, ввоз товаров по договору лизинга во многих случаях производится в таможенном режиме временного ввоза. По экономической сущности такой режим можно назвать льготным, то есть импортер может платить ввозные пошлины и налоги не сразу в полном объеме, а получить беспроцентную рассрочку и вносить таможенные платежи постепенно в течение 34 месяцев.
Одним из факторов, сдерживающих развитие операций международного лизинга, является проблема "двойного" обложения НДС – первый раз на таможне и второй раз – при начислении НДС на лизинговые платежи. НДС на лизинговые платежи не будет начисляться, когда предметом лизинга являются автотранспортные средства.
В соответствии с Налоговым кодексом налог на добавленную стоимость, уплаченный как на таможне, так и в составе лизинговых платежей, подлежит вычету. Но на практике добиться налоговых вычетов не так легко. Существует и прямо противоположная позиция, согласно которой налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе имущества на таможенную территорию России, не может быть принят к зачету лизингополучателем, так как имущество не принято им к учету как основные средства.
Дмитрий Майоров считает, что налоговые органы занимают слишком жесткую позицию: стараются по возможности начислить максимум. Это приводит к высоким рискам для иностранных лизингодателей, которые предпочитают работать только с крупными компаниями и на условиях поручительства иностранных банков.
(Выгодный, но непопулярный // Гудок, 11.09.2006.)

Возвратный лизинг

Типовая сделка возвратного лизинга состоит в продаже компанией-клиентом какого-либо имущества лизинговой компании, которая затем передает новоприобретенный актив в аренду продавцу на условиях лизинга. В большинстве случаев такая схема применяется, когда та или иная компания, уже обладающая базовыми средствами производства, нуждается в оборотном капитале для развития бизнеса.
Безусловно, у этой схемы есть и свои минусы. Основной состоит в том, что при продаже актива лизингодателю необходимо произвести начисление НДС и, соответственно, заранее предусмотреть необходимую сумму на его выплату в своем налоговом бюджете. Еще один, как уже упоминалось выше, минус состоит в том, что сделки возвратного лизинга нередко привлекают особое внимание налоговых органов, склонных видеть в такой комбинации, прежде всего, один из способов уйти от уплаты налогов. Особые подозрения возникают тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель являются аффилированными структурами.
Летом этого года вопрос о сути возвратного лизинга в контексте проблемы добросовестности налогоплательщиков даже рассматривался Президиумом Высшего арбитражного суда (ВАС), обсуждавшего проект информационного письма, в котором определялись бы признаки недобросовестности. По сообщениям ряда информагентств, предложения экспертов ВАС и Федеральной налоговой службы во многом расходились, в частности, судьи настаивали на такой версии документа, в которой не содержалось бы условий для огульного подозрения всех налогоплательщиков в недобросовестности. В окончательном варианте в основу проекта письма лег принцип презумпции добросовестности налогоплательщика. В частности, было оговорено, что даже такие считающиеся среди налоговиков подозрительными операции, как сделки между аффилированными лицами или с только что созданными организациями, “сами по себе не могут служить основанием для признания того, что операции не совершались в действительности”. Кроме того, из перечня подозрительных операций был исключен возвратный лизинг.
По словам Александра Фарбера, главного менеджера проекта ООО “Глобус лизинг”, целесообразность использования возвратного лизинга объясняется возможностью применения ускоренной амортизации. Это позволяет быстрее списать стоимость имущества в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Также снижается налоговая нагрузка по налогу на имущество. Все это справедливо при продаже имущества в рамках сделки лизинга по цене, близкой к остаточной стоимости. Таким образом, для предприятия привлечение средств через возвратный лизинг тем привлекательнее, чем ближе остаточная стоимость имущества к рыночной и чем дольше срок амортизации этого имущества. В случае когда остаточная стоимость имущества мала, лизингополучатель имеет возможность с помощью возвратного лизинга произвести выравнивание баланса за счет “продажи” и “возврата” имущества не по балансовой, а по более высокой стоимости.
(Продажа без отдачи // Экономика и Время (Санкт-Петербург), 11.09.2006.)

 

Реализация национального проекта "Развитие АПК"

Министерство сельского хозяйства РФ

Целесообразность развития специфических отраслей животноводства, в частности оленеводства и табунного коневодства, обсуждалась недавно на совместном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, Совета при полномочном представителе президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и правительства Республики Саха (Якутия) в Якутске. Разведение лошадей, которым в России занимаются более 200 сельхозпредприятий и почти 4 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, по мнению главы Минсельхоза Алексея Гордеева, может быть расширено путем создания в рамках реализации нацпроекта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства" коневодческих баз. По словам Алексея Гордеева, "включение проектов в сфере коневодства стоимостью до 1 млн. руб. вполне реально". Коневоды, так же как и другие фермеры, могли бы рассчитывать в этом случае на получение 8-летних кредитов с финансируемой из бюджета процентной ставкой. "На условиях лизинга можно было бы поставлять не только племенной крупный рогатый скот, но и лошадей", - сказал министр.

Камчатская область

Более 100 млн. рублей предусмотрено для финансирования приоритетного национального проекта "Развитие АПК в Камчатской области в 2006 г.". Так, на ускоренное развитие животноводства, включая субсидии на возмещение части затрат на уплату процента по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрено финансирование в объеме 6,8 млн. рублей из федерального бюджета и более 100 млн. рублей из бюджета области. На 1 сентября фактически освоено 1,2 млн. рублей, включая поставки по лизингу сельскохозяйственной техники и оборудования.
По словам заместителя председателя областного комитета сельского хозяйства, продовольствия и торговли Надежды Байдуковой, в рамках реализации нацпроекта "Развитие АПК" поступила техника для заготовки кормов. "Поступивший кормозаготовительный комплекс включает в себя все необходимое для заготовки корма: от косилки до аппарата упаковки свежей травы в пленку. Зимой такие корма позволяют увеличить надои молока в животноводческих хозяйствах. Камчатские животноводы получили технику на условиях лизинга", - рассказала Н. Байдукова. По ее словам, животноводы намерены еще в сентябре текущего года запустить технику в эксплуатацию. "В ближайшее время также на условиях лизинга овощеводы области должны получить два трактора", - отметила Н. Байдукова.

Нижегородская область

Правительство Нижегородской области приняло решение о создании залогового фонда в объеме 400 млн. рублей для закупки в лизинг сельхозтехники. Об этом министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Леонид Седов в ходе пресс-конференции 12 сентября. По его словам, залоговый фонд Нижегородской области будет создан за счет залога имущества Нижегородской области банкам, которые выделят кредиты лизинговой компании "Трансинкор" на покупку сельхозтехники для хозяйств региона. Создание залогового фонда поможет за несколько лет произвести техническое переоснащение хозяйств Нижегородской области за счет обновления машин и увеличения их количества, считает Л.Седов.

Ханты-Мансийский АО

Молочное стадо известного в Югре фермера Владимира Башмакова пополнилось 189 нетелями голштино-фризской породы, которых он завёз из Германии, используя возможности, предоставленные приоритетным национальным проектом "Развитие АПК". По такой же схеме около 100 племенных свиней закупили Сургутское предприятие "Северное", фермеры Бутаев и Медведева. А вот воспользоваться услугами Росагролизинга для улучшения породности стада рискнул лишь фермер Сергей Веретельников из села Белогорья (Ханты-Мансийский район) - крестьяне считают условия лизинга экономически невыгодными. По этой причине в нынешнем году от них не поступило ни одной заявки на приобретение техники.

 

Мероприятия

С 14 по 17 ноября в Москве пройдет 12-я Международная специализированная выставка "Металл-Экспо – 2006"
Организатор - ЗАО "Металл-Экспо", место проведения - ВВЦ, пав. № 20, 57, 69. Одной из тем выставки будут финансы, инвестиции, страхование и лизинг в металлургии и смежных областях.
Подробная информация на сайте выставки.

С 31 октября - 3 ноября в Москве пройдет Международный автотранспортный форум – 2006
В рамках выставки "Подвижной состав" будет представлен раздел "Лизинг и страхование подвижного состава".
Организатор выставки: Дирекция Международного Автотранспортного Форума
Адрес: Щербинка, ул. Спортивная, д. 7
Тел.: (495) 781-54-26
Факс: (495) 250-73-73
Е-mail: info@maf-expo.com

С 12 по 14 октября в Ярославле пройдет Вторая межрегиональная выставка-форум "Кредиты. Лизинг. Ипотека-2006"
Организатор выставки - Агентство "Про-линия" при поддержке Администрации Ярославской области, Ярославской областной торгово-промышленной палаты и Некоммерческого партнерства "Банки Золотого кольца".
Среди участников выставки крупнейшие филиалы московских банковских и страховых структур, лизинговые, факторинговые компании. На данный момент согласие на участие в выставке выразили: Балтийский банк, Банк Возрождение, Банк Москвы, Бернер и Стаффорд, Бикор, БинБанк, Верхневолжская лизинговая компания, Внешторгбанк, Европлан, Инвестлизинг, Ресо-гарантия, Росбанк, Росгосстрах, Севергазбанк, Северный банк Сбербанка России, Тэст-Жасо, УралСиб, Ярсоцбанк.
Директор выставки - Милаков Артем Владимирович.
Старший менеджер - Кандалей Надежда Александровна (kandaley@yarcredit.ru).
Тел.: (4852) 72-80-73, 72-79-23

С 9 по 14 октября 2006 года в Санкт-Петербурге пройдет Международный Лесной форум
Форум организован при поддержке Аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Федерального агентства лесного хозяйства Минприроды РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства природных ресурсов, Минэкономразвития, администрации Санкт-Петербурга, правительства Ленинградской области.
В рамках форума пройдет семинар "Лизинг и другие механизмы обновления основных фондов в лесном секторе" и Международная конференция "Факторы повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора. Формат и механизмы реализации инвестиционных соглашений и лизинга".
Подробная информация – на
сайте форума.

Российская ассоциация лизинговых компаний и журнал «Финанс.» приглашают лизинговые компании принять участие в рейтинге по итогам первого полугодия 2006 г.
Рейтинги будут опубликованы в октябре 2006 г., в специальном приложении «Лизинг» к журналу «Финанс.». Рейтинги будут также опубликованы в журнале «Технологии лизинга и инвестиций» и в других СМИ.
Для участия в рейтингах необходимо заполнить анкету и предоставить бухгалтерский Баланс и Отчет о прибылях и убытках по итогам 6 месяцев 2006 г. (в электронном виде или по факсу). Предоставление отчетности не является обязательным условием участия в рейтинге, однако в рейтинговой таблице будет сделана пометка о том, предоставила ли компания отчетность. Крайний срок сдачи анкеты – 20 сентября 2006 г.
Подробная информация - на
сайте ассоциации.

8 сентября в рамках празднования семидесятой годовщины ФГУП ПО "Уралвагонзавод" прошел "круглый стол", посвященный перспективам сотрудничества предприятия с потребителями подвижного состава
Обсудить проблемы собрались около 30 руководителей, представляющих более 20 компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Новоалтайска, Екатеринбурга, Саратова и других городов России. Это не только партнеры Уралвагонзавода, но и его потенциальные покупатели. В числе последних представители крупнейших российских лизинговых компаний из Москвы "ИнтерПромЛизинг" и ООО "HANSA Лизинг".


В избранное